Руководства, Инструкции, Бланки

гост на техническое описание и инструкция по эксплуатации img-1

гост на техническое описание и инструкция по эксплуатации

Рейтинг: 5.0/5.0 (1874 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Техническое описание и инструкция по эксплуатации

Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Архангельс к. 2003 г АВТОЦИСТЕРНА ВОДЯНАЯ


АЦВ 2,0 – 10 (ГАЗ-66)

Техническое описание и инструкция по эксплуатации.


А Р Х А Н Г Е Л Ь С К.



    1. Назначение.

Автоцистерна предназначена для выполнения следующих работ:

  • водополивочные работы на дорогах;

  • строительство ледяных переправ;

  • строительство ледяных плотбищ;

  • промывка дорожных труб перед весенним паводком;

  • заполнение водяных ёмкостей;

  • подача и перекачка воды при орошении в мелиорации, лесном и сельском хозяйстве;

  • доставки в требуемый район боевого расчёта, воды и пожарно-технического оборудования;

  • подачи воды под давлением по пожарным рукавам как от ёмкости цистерны, так и с открытых водоисточников в очаги горения (пожара).


    1. Технические данные.

  • тип шасси автомобиль ГАЗ 66-01

  • колёсная формула 4 х 4

  • число мест для боевого расчёта (включая водителя) 2

  • полная масса 6120 кг.

  • нагрузка на переднюю ось 3010 кг.

  • нагрузка на заднюю ось 3110 кг.

  • вместимость цистерны для воды 2,0 м3.

  • удельная мощность двигателя 18,7 л.с./т

  • максимальная скорость 90 км/ч.

  • тип и модель пожарного насоса НШН-600М (шестерёнчатый)

  • частота вращения вала пожарного насоса 1500 об/мин

  • привод пожарного насоса от коробки отбора мощности (КОМ)

  • наибольшая высота всасывания 6,5 м.

  • время всасывания с наибольшей высоты 30 сек.

  • время заполнения цистерны с глубины 3,5 м. 6,5 мин.

  • подача при высоте всасывания 3,5 м. 10 л/сек. (600 л/мин.)

  • напор пожарного насоса 65 м. водного столба

  • средний срок службы до списания 11 лет

  • длина автоцистерны 5640 мм.

  • ширина автоцистерны 2180 мм.

  • высота автоцистерны 2500 мм.


    1. Комплектация автоцистерны пожарно-техническим оборудованием.
Наименование


Огнетушитель ОУ-2-13В-01-У2 ТУ 22-150-128-89.



    1. Устройство и работа.

Автоцистерна состоит из следующих сборных единиц, систем и комплектов: шасси автомобиля ГАЗ 66-01, цистерны в сборе с ящиками, пожарного насоса, системы трубопроводов, арматуры трубопроводной, комплекта пожарного оборудования, комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей.

Цистерна в сборе установлена вместо грузового кузова на раму базового автомобиля и закреплена на общем подрамнике к продольным лонжеронам рамы шестью стремянками (поз.13 рис. 1), четырьмя ограничительными кронштейнами (поз. 14 рис. 1) от сдвига ёмкости вперёд и в бок.

На автоцистерне установлена лестница для быстрого доступа к горловине. Горловина цистерны обеспечивает: доступ во внутреннюю полость цистерны для осмотра её поверхностей, проверки крепления волнореза и выполнения ремонтных работ.

Над верхней стенкой цистерны из отверстия выходит, установленная в ёмкости контрольная труба (поз. 12 рис. 2), которая выведена через днище. Сверху она закрыта крышкой. При переполнении цистерны лишняя вода по этой трубе будет выливаться наружу. Контрольная труба играет ещё и роль дыхательного клапана.

В днище цистерны имеется отстойник. Слив отстоя и при необходимости воды производится через вентиль (поз.14 рис. 2).

Для уменьшения силы гидравлического удара жидкости о стенки цистерны при изменении скорости и направления движения автомобиля установлен поперечный волнорез (поз. 13 рис. 2).

Гидравлическая система автоцистерны состоит из самовсасывающего пожарного насоса НШН-600М (поз. 5 рис. 1), трубопроводной арматуры (поз. 6,7,8 рис. 1) и трубопроводов (поз. 10 рис. 1). Управление потоками воды в коммуникациях автоцистерны производится с помощью задвижки (поз. 6 рис. 1) и вентиля (поз. 7 рис.1).

Самовсасывающий пожарный насос НШН-600М (поз. 5 рис. 1) левого вращения установлен на сварном кронштейне, закреплённом на поперечной балке рамы автомобиля. Насос приводиться в действие от двигателя базового автомобиля через дополнительную трансмиссию. Крутящий момент передаётся в следующей последовательности: коробка передач, коробка отбора мощности (КОМ) (поз. 3 рис. 1), карданный вал (поз. 4 рис.1), пожарный насос.

КОМ установлена на боковой стенке коробки передач автомобиля. При этом её ведущая шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала коробки передач. Соединение выходного вала КОМ с ведущей шестерней осуществляется зубчатой муфтой с синхронизатором. Её включение производится вилкой, перемещаемой рычагом. Рычаг управления имеет фиксированные положения, исключающие самопроизвольное включение и выключение пожарного насоса. Рычаг управления КОМ выведен в кабину водителя.

Силовая установка и шасси автомобиля ГАЗ 66-01 достаточно освещены в литературе по устройству автомобилей.

Пожарное оборудование и инструмент размещены в кабине водителя, на цистерне и в ящиках. В кабине водителя находится огнетушитель и инструмент. В боковых ящиках цистерны находятся пожарные стволы, рукавные зажимы, напорные рукава, всасывающая сетка, разветвление и соединительная переходная головка. Рукав всасывающий и лестница-палка размещены на цистерне сверху.

Количество основного пожарного оборудования указано в таблице.


    1. Маркировка и пломбирование.

На автоцистерне, на видном месте устанавливается пластина, содержащая: год выпуска, номер ТУ, заводской номер, год выпуска.

Запасные части и сопроводительная документация поставляется вместе с автоцистерной, упакованными в ящик.



    1. Указание мер безопасности.

Водителем назначается физически здоровый человек, с предварительным медицинским освидетельствованием в лечебном заведении местного органа здравоохранения. К работе допускаются только лица, прошедшие курс обучения по устройству и эксплуатации автоцистерны водяной АВЦ1,9-10(ГАЗ 66-01) модель 1 ПТП и имеющие соответствующее удостоверение, а так же прошедшие инструктаж по технике безопасности. Ответственным за технику безопасности является водитель, который должен требовать выполнения её правил от всех лиц, связанных с работой автоцистерны. Необходимо соблюдать при эксплуатации автоцистерны следующие правила безопасности:

  • Включать КОМ привода пожарного насоса НШН-600 только на частоте вращения холостого хода двигателя и при нейтральном положении раздаточной коробки;

  • не допускать длительную работу двигателя с выжатой муфтой сцепления – может выйти из строя выжимной подшипник;

  • не производить при включённом пожарном насосе сборочно-разборочные работы и операции по техобслуживанию, за исключением обслуживания уплотнений;

  • пользоваться при монтаже и демонтаже исправным инструментом, содержать пожарное оборудование и инструмент в исправном состоянии;

  • работа двигателя проверяется только при нейтральном положении коробки передач;

  • проверять наощупь нагрев подшипников при работающем насосе;

  • производить сварочные работы на автоцистерне без надёжной защиты топливного бака и аккумуляторных батарей;

  • допускать работу вакуумного насоса НШН-600 без воды на всасывание во избежании его перегрева более 1,5 – 2 минут;

Автоцистерна не содержит составных частей, подлежащих контролю органов Госгортехнадзора.

Пригодность к работе шасси автомобиля, навесного водополивочного и пожарного оборудования определяется при техническом обслуживании и испытаниях. Навесное оборудование, пожарные устройства и приборы должны размещаться на шасси таким образом, чтобы они надёжно крепились, легко снимались и исключалась возможность травм при их снятии и укладке.

Эксплуатация автоцистерны должна осуществляться водителем в соответствии с инструкцией по эксплуатации шасси автомобиля и навесного водополивочного оборудования.

Безаварийная и безотказная работа изделия обеспечивается своевременным и квалифицированным обслуживанием.


    1. Подготовка к работе.

По своей конструкции автоцистерна относится к группе изделий, не требующих монтажа на месте производства работ. При подготовке к эксплуатации необходимо:

  • провести мероприятия по подготовке шасси автомобиля ГАЗ 66-01 в соответствии с инструкцией по эксплуатации данного автомобиля;

  • проверить надёжность крепления цистерны к раме автомобиля, пожарного насоса и его привода, составных частей гидросистемы;

  • установить трубопроводную арматуру и подсоединить всасывающие и напорные рукава в соответствии с выбранной схемой движения потока воды;

  • если вода должна забираться из открытого водоёма в зимнее время, то надо высверлить ледобуром во льду лунку.

2.3. Порядок работы.

Порядок включения пожарного насоса осуществляется в следующем порядке:

  • запустить и прогреть двигатель автомобиля, накачать воздух в тормозную систему;

  • выжать педаль сцепления автомобиля;

  • рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение;

  • рычаг управления КОМ перевести в положение «включено» и зафиксировать его положение;

  • плавно отпустить педаль сцепления;

  • ручкой «подсоса» установить необходимые обороты пожарного насоса.

Если насос не забирает воду из водоёма в течении 15 секунд, выжмите педаль сцепления, выключите рычаг управления КОМ. Через всасывающий патрубок смажьте шестерни насоса солидолом или другой консистентной смазкой и повторите забор воды.

Забор воды из открытого водоёма осуществляется с помощью всасывающего рукава, имеющего на конце сетку СВ-80 с обратным клапаном. Всасывающая сетка должна находиться в воде, но не касаться дна водоёма. Расстояние от разъёма до поверхности воды должно быть не менее 200 мм.

Управление потоками воды в коммуникациях автоцистерны производиться с помощью вентиля (поз. 5 рис. 2), задвижки (поз. 9 рис. 2) и заглушками, расположенными на концах напорной и всасывающей магистралей, что позволяет выполнять следующие операции:

  • забор воды из водоёма и подача её в цистерну;

  • забор воды из водоёма и подача её в напорную магистраль;

  • забор воды из цистерны и подача её в напорную магистраль;

  • забор воды из цистерны и подача её в напорную магистраль на ходу.

После окончания работы выполните следующее:

  • отсоедините всасывающие и напорные рукава, слейте их них воду;

  • обязательно слейте воду из внутренней полости пожарного насоса через вентиль, находящийся в нижней части корпуса насоса;

  • смажьте шестерни роторов насоса консистентной смазкой и прокрутите его вхолостую;

  • закройте заглушками всасывающие и напорные патрубки;

  • слейте остатки воды из цистерны и закройте муфтовый спускной кран.


    1. Техническое обслуживание.

Виды и периодичность технического обслуживания, соответствующее второй категории условий эксплуатации следующие:

  • Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) проводиться в начале или конце каждой смены и включает в себя: проверку комплектности навесного оборудования и состояние крепёжных соединений, наличия воды в цистерне, готовности пожарного насоса к эксплуатации (при необходимости провести смазку внутренней полости насоса консистентной смазкой);

  • Техническое обслуживание на пожаре или учении. Оно предназначено для обеспечения более эффективного использования автоцистерны и работоспособности её агрегатов при тушении пожаров. Периодически контролировать отсутствие подтекания воды через сальники пожарного насоса, разъёмы (соединения) всасывающих и напорных рукавов и патрубков гидролиний.

  • Первое техническое обслуживание (ТО-1 ), проводимое через 50 часов работы. Выполнить все операции ЕО, кроме того произвести следующие работы: проверить герметичность пожарного насоса и при необходимости устранить течь, проверить герметичность соединений всех гидролиний и устранить течь, подтянуть крепление цистерны, пожарного насоса и его привода;

  • Второе техническое обслуживание (ТО-2 ), проводимое через 200 часов работы. Выполнить операции ТО-1 и дополнительно: произвести смазку подшипников пожарного насоса, применяя смазку литол, пресс-солидол, смазку вводить через маслёнки, расположенные на крышках подшипников пожарного насоса, маслёнки перед смазкой очистить от грязи, смазку в ДКОМ менять вместе со сменой смазки в раздаточной коробке, согласно документации на базовое шасси.

  • Сезонное техническое обслуживание (СО). проводимое два раза в год при переходе на летнюю и зимнюю эксплуатацию. Кроме работ, предусмотренных ТО-1 и ТО-2 необходимо выполнить следующее: очистить от грязи и пыли наружные поверхности составных частей навесного оборудования, прокрутить ведущий ротор пожарного насоса на 5-8 оборотов, если вращение его затруднено, то постарайтесь определить величину заедания без разборки или устраните его с минимальной разборкой, в противном случае насос разберите согласно его техническому описанию и инструкции по эксплуатации и устраните заедание.

Проведение любого вида технического обслуживания водополивочного оборудования необходимо приурочивать к соответствующим видам техническим обслуживания базового автомобиля ЗИЛ 131, которые отражены в его техническом описании и правилах эксплуатации.

    1. Правила хранения и консервации.

Для обеспечения сохранности навесного водополивочного оборудования, в случае перерыва в его использовании, оно должно быть поставлено на хранение. Автомобильное шасси вместе с навесным оборудованием следует хранить в закрытом помещении, предохраняемом от атмосферных осадков. При постановке на хранение сроком более месяца автоцистерна должна быть законсервирована. Для этого следует сделать следующее:

  • очистить от грязи и пыли, вымыть и вытереть на сухо, удалить коррозию, подкрасить места, на которых повреждена краска;

  • слить воду через из цистерны через вентиль (поз. 14 рис. 2) и просушить внутреннюю поверхность цистерны;

  • неокрашенные металлические части покрыть консервационным маслом НГ-203;

  • через всасывающий патрубок смазать шестерни пожарного насоса солидолом или другой консистентной смазкой, проворачиваю входной вал за полумуфту карданного вала;

Хранение пожарного оборудования должно осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению по группе 7 ГОСТ 15150-79 и по варианту ВЗ-1 согласно ГОСТ 9.014-81.

Гарантийный срок защиты без переконсервации 18 месяцев.


    1. Транспортирование.

Доставка автоцистерны допускается транспортом любого вида без упаковки в соответствии с отраслевыми правилами. Возможно транспортирование автоцистерны своим ходом.

ООО «Пожтехника Поморье» оставляет за собой право вносить в конструкцию автоцистерны изменения, не ухудшающие тактико-технические и эксплуатационные качества изделия.


Автоцистерна водяная АЦ 2,0-10(ГАЗ-66) модель 1 ПТП индетификационный номер ХТН006612М0667458 соответствует ТУ АЦ 2,0-10-1-ПТП и признана годной к эксплуатации.

Изделие подвергнуто консервации согласно требованиям, предусмотренным техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.


Дата консервации _________________________


Срок консервации _________________________

М. П. Дата выпуска _______________


Подпись лиц, ответственных за приёмку. ______________________________________

Другие статьи

ГОСТ -80 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИ

ГОСТ 24.209-80 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИ

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14 мая 1980 г. № 2104 срок введения установлен с 01.01 1981 г.

Настоящий стандарт распространяется на техническую документацию на автоматизированные системы управления (АСУ), всех видов, разрабатываемые для всех уровней управления (кроме общегосударственного), и устанавливает требования к содержанию документов, входящих в соответствии с требованиями ГОСТ 24.101-80 в состав документации организационного обеспечения в проектах АСУ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Документация по организационному обеспечению предназначена:

  • для описания изменений организационной структуры управления объектом, связанных с созданием АСУ (схема организационной структуры, описание организационной структуры);
  • для описания действий персонала по обеспечению функционирования АСУ (технологическая инструкция, инструкция по эксплуатации);
  • для установления функций, прав и обязанностей должностных лиц по обеспечению функционирования АСУ (должностная инструкция).

1.2. В зависимости от назначения и специфических особенностей создаваемых АСУ допускается включать в документы дополнительные сведения и разделы, требования к содержанию которых не установлены настоящим стандартом. Отсутствие проектных решений по разделу документа фиксируют в соответствующем разделе с необходимыми пояснениями.

1.3. При разработке документов на части АСУ содержание разделов каждого документа ограничивают рамками соответствующей части.

2. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ 2. 1. Схема организационной структуры

2.1.1. На схеме показывают:

  • подразделения (должностные лица), обеспечивающие функционирование АСУ либо использующие при принятии решений информацию, полученную от АСУ;
  • связи между подразделениями и отдельными должностными лицами, указанными на схеме, и их соподчиненность.
2.2. Описание организационной структуры

2.2.1. Документ «Описание организационной структуры» должен состоять из разделов:

  • изменения в организационной структуре управления объектом;
  • организация подразделений;
  • реорганизация существующих подразделений управления.

2.2.2. Раздел «Изменения в организационной структуре управления объектом» должен содержать:

  • проектные решения по изменению организационной структуры управления объектом и их обоснование;
  • описание изменений во взаимосвязях между подразделениями.

2.2.3. Раздел «Организация подразделений» должен содержать:

  • описание организационной структуры и функций подразделений, создаваемых с целью обеспечения функционирования АСУ;
  • описание регламента работ;
  • перечень категорий работников и число штатных единиц.

2.2.4. Раздел «Реорганизация существующих подразделений управления» должен содержать описание изменений, обусловленных созданием АСУ, которые необходимо осуществить в каждом из действующих подразделений управления объектом в:

  • организационной структуре;
  • функциях подразделений;
  • регламенте работы;
  • составе персонала подразделений.
2.3.Технологическая инструкция

2.3.1. Документ должен содержать сведения о порядке и последовательности выполнения операций (операции) технологического процесса обработки данных. В инструкции приводят перечень должностей, на которые распространяется данная инструкция.

2.3.2. При необходимости в инструкции должно быть указание о порядке регистрации выполненной операции.

2.3.3. Состав технологических инструкций зависит от технологии обработки данных, принятой в АСУ.

2.3.4. Примеры содержания документов типа технологических инструкций приведены в справочном приложении.

2.4. Инструкция по эксплуатации

2.4.1. Документ должен содержать сведения об АСУ (назначение, функции, регламент и режимы работы), указания о мерах по технике безопасности, порядок работы персонала, порядок проверки правильности функционирования технических средств, правила технической эксплуатации, указание о действиях при аварийном отключении технических средств системы, предаварийном и аварийном состояниях объекта, пусковом и остановочном режимах объекта.

2.4.2. Инструкцию составляют отдельно на каждый вид оборудования для каждого исполнителя или группы исполнителей при выполнении ими одинаковых функций.

2.4.3. В инструкции приводят описание работ и последовательность их выполнения, а также сведения о составе и квалификации персонала, порядке проверки его знаний и допуска к работе.

2.4.4. В инструкции должно быть перечислено производственное оборудование и оборудование АСУ, закрепленное за исполнителем.

2.4.5. В инструкции, как, правило, не приводят сведения, имеющиеся в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя технических средств АСУ.

2.5. Должностная инструкция

2.5.1. Документ должен содержать разделы: права и обязанности должностного лица по обеспечению функционирования АСУ;
описание действий должностного лица, связанных с функционированием АСУ.

2.5.2. Раздел «Права и обязанности должностного лица по обеспечению функционирования АСУ» должен содержать описание обязанностей, подчиненности, прав должностного лица.

2.5.3. Раздел «Описание действий должностного лица, связанных с функционированием АСУ» должен содержать описание действий должностного лица в процессе функционирования АСУ и при нарушении этого процесса.

ПРИМЕРЫ СОДЕРЖАНИЯ ДОКУМЕНТОВ ТИПА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ИНСТРУКЦИЙ

1. Документ «Инструкция по сбору, регистрации, предварительной обработке, контролю и передаче информации при помощи периферийных технических устройств» содержит:

  • порядок сбора и регистрации информации; порядок оформления сопроводительных документов; правила редактирования информации;
  • порядок выполнения стандартных процедур, в том числе описание программы работ периферийных технических устройств (для устройств с автоматическим выполнением операций по программе);
  • порядок ведения картотек с программами и постоянными реквизитами (для периферийных пунктов сбора информации).

2. Документ «Инструкция по ведению первичной документации» содержит:

  • правила заполнения и ведения нормативно-справочной я другой документации;
  • порядок внесения изменений и дополнений в документацию; порядок передачи документации в вычислительный центр.

3. Документ «Инструкция по передаче информации по каналам связи» содержит: порядок приема и контроля входной информации; правила подготовки информации к передаче по каналам связи; порядок выполнения стандартных процедур на техническом устройстве.

4. Документ «Инструкция по приему информации в ВЦ» содержит:

  • описание способов передачи информации на носителях в ВЦ;
  • порядок приема и контроля информации;
  • порядок хранения информации на машинных носителях;
  • описание видов сопроводительных и регистрационных документов, заполняемых в ВЦ при приеме информации.

5. Документ «Инструкция по подготовке документации к переносу на машинные носители» содержит:

  • описание подготовительных операций, предшествующих переносу информации на машинные носители;
  • описание регистрационных документов.

6. Документ «Инструкция по переносу информации на машинные носители» содержит:

  • сведения о входном документе (наименование, кодовое обозначение);
  • схему (макет) перфорации и пояснения к ней (при необходимости);
  • порядок нанесения информации на машинные носители и контроль ее достоверности.

7. Документ «Инструкция по созданию и обслуживанию массивов» содержит схему технологического процесса создания и обслуживания информационных массивов (с текстовым пояснением при необходимости), не являющихся результатом расчета функциональных задач АСУ. Указывают назначение массива.

8. Документ «Инструкция по подготовке информации на ЭВМ» содержит:

  • порядок укомплектовывания машинных носителей для ввода в ЭВМ;
  • описание сопроводительных документов.

9. Документ «Инструкция о порядке ведения архива магнитотек в ВЦ» содержит:

  • классификацию магнитных носителей по виду хранимой информации;
  • порядок регистрации и маркировки магнитных носителей информации;
  • порядок организации размещения и хранения носителей;
  • порядок пользования магнитотекой;
  • сроки хранения магнитных носителей.

10. Документ «Инструкция о порядке ведения архива документов в ВЦ» содержит:

  • классификацию документации, прижимаемой на хранение;
  • порядок приема и выдачи архивной документация) порядок регистрации и организации хранения;
  • сроки хранения архивных документов.

11. Документ «Инструкция о порядке передачи выходной информации» содержит:

  • описание способов вывода и передачи выходной информации адресатам (потребителям);
  • порядок размноженная выходной документация;
  • описание регистрационных документов.

Инструкция по эксплуатации

Инструкция по эксплуатации. Архангельс к. 2003 г. Техническое описание АВТОЦИСТЕРНА ВОДЯНАЯ


АЦВ 2,0 – 10 (ГАЗ-66)

Техническое описание и инструкция по эксплуатации.


А Р Х А Н Г Е Л Ь С К.



    1. Назначение.

Автоцистерна предназначена для выполнения следующих работ:

  • водополивочные работы на дорогах;

  • строительство ледяных переправ;

  • строительство ледяных плотбищ;

  • промывка дорожных труб перед весенним паводком;

  • заполнение водяных ёмкостей;

  • подача и перекачка воды при орошении в мелиорации, лесном и сельском хозяйстве;

  • доставки в требуемый район боевого расчёта, воды и пожарно-технического оборудования;

  • подачи воды под давлением по пожарным рукавам как от ёмкости цистерны, так и с открытых водоисточников в очаги горения (пожара).


    1. Технические данные.

  • тип шасси автомобиль ГАЗ 66-01

  • колёсная формула 4 х 4

  • число мест для боевого расчёта (включая водителя) 2

  • полная масса 6120 кг.

  • нагрузка на переднюю ось 3010 кг.

  • нагрузка на заднюю ось 3110 кг.

  • вместимость цистерны для воды 2,0 м3.

  • удельная мощность двигателя 18,7 л.с./т

  • максимальная скорость 90 км/ч.

  • тип и модель пожарного насоса НШН-600М (шестерёнчатый)

  • частота вращения вала пожарного насоса 1500 об/мин

  • привод пожарного насоса от коробки отбора мощности (КОМ)

  • наибольшая высота всасывания 6,5 м.

  • время всасывания с наибольшей высоты 30 сек.

  • время заполнения цистерны с глубины 3,5 м. 6,5 мин.

  • подача при высоте всасывания 3,5 м. 10 л/сек. (600 л/мин.)

  • напор пожарного насоса 65 м. водного столба

  • средний срок службы до списания 11 лет

  • длина автоцистерны 5640 мм.

  • ширина автоцистерны 2180 мм.

  • высота автоцистерны 2500 мм.


    1. Комплектация автоцистерны пожарно-техническим оборудованием.
Наименование


Огнетушитель ОУ-2-13В-01-У2 ТУ 22-150-128-89.



    1. Устройство и работа.

Автоцистерна состоит из следующих сборных единиц, систем и комплектов: шасси автомобиля ГАЗ 66-01, цистерны в сборе с ящиками, пожарного насоса, системы трубопроводов, арматуры трубопроводной, комплекта пожарного оборудования, комплекта запасных частей, инструмента и принадлежностей.

Цистерна в сборе установлена вместо грузового кузова на раму базового автомобиля и закреплена на общем подрамнике к продольным лонжеронам рамы шестью стремянками (поз.13 рис. 1), четырьмя ограничительными кронштейнами (поз. 14 рис. 1) от сдвига ёмкости вперёд и в бок.

На автоцистерне установлена лестница для быстрого доступа к горловине. Горловина цистерны обеспечивает: доступ во внутреннюю полость цистерны для осмотра её поверхностей, проверки крепления волнореза и выполнения ремонтных работ.

Над верхней стенкой цистерны из отверстия выходит, установленная в ёмкости контрольная труба (поз. 12 рис. 2), которая выведена через днище. Сверху она закрыта крышкой. При переполнении цистерны лишняя вода по этой трубе будет выливаться наружу. Контрольная труба играет ещё и роль дыхательного клапана.

В днище цистерны имеется отстойник. Слив отстоя и при необходимости воды производится через вентиль (поз.14 рис. 2).

Для уменьшения силы гидравлического удара жидкости о стенки цистерны при изменении скорости и направления движения автомобиля установлен поперечный волнорез (поз. 13 рис. 2).

Гидравлическая система автоцистерны состоит из самовсасывающего пожарного насоса НШН-600М (поз. 5 рис. 1), трубопроводной арматуры (поз. 6,7,8 рис. 1) и трубопроводов (поз. 10 рис. 1). Управление потоками воды в коммуникациях автоцистерны производится с помощью задвижки (поз. 6 рис. 1) и вентиля (поз. 7 рис.1).

Самовсасывающий пожарный насос НШН-600М (поз. 5 рис. 1) левого вращения установлен на сварном кронштейне, закреплённом на поперечной балке рамы автомобиля. Насос приводиться в действие от двигателя базового автомобиля через дополнительную трансмиссию. Крутящий момент передаётся в следующей последовательности: коробка передач, коробка отбора мощности (КОМ) (поз. 3 рис. 1), карданный вал (поз. 4 рис.1), пожарный насос.

КОМ установлена на боковой стенке коробки передач автомобиля. При этом её ведущая шестерня находится в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала коробки передач. Соединение выходного вала КОМ с ведущей шестерней осуществляется зубчатой муфтой с синхронизатором. Её включение производится вилкой, перемещаемой рычагом. Рычаг управления имеет фиксированные положения, исключающие самопроизвольное включение и выключение пожарного насоса. Рычаг управления КОМ выведен в кабину водителя.

Силовая установка и шасси автомобиля ГАЗ 66-01 достаточно освещены в литературе по устройству автомобилей.

Пожарное оборудование и инструмент размещены в кабине водителя, на цистерне и в ящиках. В кабине водителя находится огнетушитель и инструмент. В боковых ящиках цистерны находятся пожарные стволы, рукавные зажимы, напорные рукава, всасывающая сетка, разветвление и соединительная переходная головка. Рукав всасывающий и лестница-палка размещены на цистерне сверху.

Количество основного пожарного оборудования указано в таблице.


    1. ^ Маркировка и пломбирование.

На автоцистерне, на видном месте устанавливается пластина, содержащая: год выпуска, номер ТУ, заводской номер, год выпуска.

Запасные части и сопроводительная документация поставляется вместе с автоцистерной, упакованными в ящик.



    1. Указание мер безопасности.

Водителем назначается физически здоровый человек, с предварительным медицинским освидетельствованием в лечебном заведении местного органа здравоохранения. К работе допускаются только лица, прошедшие курс обучения по устройству и эксплуатации автоцистерны водяной АВЦ1,9-10(ГАЗ 66-01) модель 1 ПТП и имеющие соответствующее удостоверение, а так же прошедшие инструктаж по технике безопасности. Ответственным за технику безопасности является водитель, который должен требовать выполнения её правил от всех лиц, связанных с работой автоцистерны. Необходимо соблюдать при эксплуатации автоцистерны следующие правила безопасности:

  • Включать КОМ привода пожарного насоса НШН-600 только на частоте вращения холостого хода двигателя и при нейтральном положении раздаточной коробки;

  • не допускать длительную работу двигателя с выжатой муфтой сцепления – может выйти из строя выжимной подшипник;

  • не производить при включённом пожарном насосе сборочно-разборочные работы и операции по техобслуживанию, за исключением обслуживания уплотнений;

  • пользоваться при монтаже и демонтаже исправным инструментом, содержать пожарное оборудование и инструмент в исправном состоянии;

  • работа двигателя проверяется только при нейтральном положении коробки передач;

  • проверять наощупь нагрев подшипников при работающем насосе;

  • производить сварочные работы на автоцистерне без надёжной защиты топливного бака и аккумуляторных батарей;

  • допускать работу вакуумного насоса НШН-600 без воды на всасывание во избежании его перегрева более 1,5 – 2 минут;

Автоцистерна не содержит составных частей, подлежащих контролю органов Госгортехнадзора.

Пригодность к работе шасси автомобиля, навесного водополивочного и пожарного оборудования определяется при техническом обслуживании и испытаниях. Навесное оборудование, пожарные устройства и приборы должны размещаться на шасси таким образом, чтобы они надёжно крепились, легко снимались и исключалась возможность травм при их снятии и укладке.

Эксплуатация автоцистерны должна осуществляться водителем в соответствии с инструкцией по эксплуатации шасси автомобиля и навесного водополивочного оборудования.

Безаварийная и безотказная работа изделия обеспечивается своевременным и квалифицированным обслуживанием.


    1. Подготовка к работе.

По своей конструкции автоцистерна относится к группе изделий, не требующих монтажа на месте производства работ. При подготовке к эксплуатации необходимо:

  • провести мероприятия по подготовке шасси автомобиля ГАЗ 66-01 в соответствии с инструкцией по эксплуатации данного автомобиля;

  • проверить надёжность крепления цистерны к раме автомобиля, пожарного насоса и его привода, составных частей гидросистемы;

  • установить трубопроводную арматуру и подсоединить всасывающие и напорные рукава в соответствии с выбранной схемой движения потока воды;

  • если вода должна забираться из открытого водоёма в зимнее время, то надо высверлить ледобуром во льду лунку.

2.3. Порядок работы.

Порядок включения пожарного насоса осуществляется в следующем порядке:

  • запустить и прогреть двигатель автомобиля, накачать воздух в тормозную систему;

  • выжать педаль сцепления автомобиля;

  • рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение;

  • рычаг управления КОМ перевести в положение «включено» и зафиксировать его положение;

  • плавно отпустить педаль сцепления;

  • ручкой «подсоса» установить необходимые обороты пожарного насоса.

Если насос не забирает воду из водоёма в течении 15 секунд, выжмите педаль сцепления, выключите рычаг управления КОМ. Через всасывающий патрубок смажьте шестерни насоса солидолом или другой консистентной смазкой и повторите забор воды.

Забор воды из открытого водоёма осуществляется с помощью всасывающего рукава, имеющего на конце сетку СВ-80 с обратным клапаном. Всасывающая сетка должна находиться в воде, но не касаться дна водоёма. Расстояние от разъёма до поверхности воды должно быть не менее 200 мм.

Управление потоками воды в коммуникациях автоцистерны производиться с помощью вентиля (поз. 5 рис. 2), задвижки (поз. 9 рис. 2) и заглушками, расположенными на концах напорной и всасывающей магистралей, что позволяет выполнять следующие операции:

  • забор воды из водоёма и подача её в цистерну;

  • забор воды из водоёма и подача её в напорную магистраль;

  • забор воды из цистерны и подача её в напорную магистраль;

  • забор воды из цистерны и подача её в напорную магистраль на ходу.

После окончания работы выполните следующее:

  • отсоедините всасывающие и напорные рукава, слейте их них воду;

  • обязательно слейте воду из внутренней полости пожарного насоса через вентиль, находящийся в нижней части корпуса насоса;

  • смажьте шестерни роторов насоса консистентной смазкой и прокрутите его вхолостую;

  • закройте заглушками всасывающие и напорные патрубки;

  • слейте остатки воды из цистерны и закройте муфтовый спускной кран.


    1. Техническое обслуживание.

Виды и периодичность технического обслуживания, соответствующее второй категории условий эксплуатации следующие:

  • ^ Ежедневное техническое обслуживание (ЕО) проводиться в начале или конце каждой смены и включает в себя: проверку комплектности навесного оборудования и состояние крепёжных соединений, наличия воды в цистерне, готовности пожарного насоса к эксплуатации (при необходимости провести смазку внутренней полости насоса консистентной смазкой);

  • ^ Техническое обслуживание на пожаре или учении. Оно предназначено для обеспечения более эффективного использования автоцистерны и работоспособности её агрегатов при тушении пожаров. Периодически контролировать отсутствие подтекания воды через сальники пожарного насоса, разъёмы (соединения) всасывающих и напорных рукавов и патрубков гидролиний.

  • ^ Первое техническое обслуживание (ТО-1 ), проводимое через 50 часов работы. Выполнить все операции ЕО, кроме того произвести следующие работы: проверить герметичность пожарного насоса и при необходимости устранить течь, проверить герметичность соединений всех гидролиний и устранить течь, подтянуть крепление цистерны, пожарного насоса и его привода;

  • ^ Второе техническое обслуживание (ТО-2 ), проводимое через 200 часов работы. Выполнить операции ТО-1 и дополнительно: произвести смазку подшипников пожарного насоса, применяя смазку литол, пресс-солидол, смазку вводить через маслёнки, расположенные на крышках подшипников пожарного насоса, маслёнки перед смазкой очистить от грязи, смазку в ДКОМ менять вместе со сменой смазки в раздаточной коробке, согласно документации на базовое шасси.

  • ^ Сезонное техническое обслуживание (СО). проводимое два раза в год при переходе на летнюю и зимнюю эксплуатацию. Кроме работ, предусмотренных ТО-1 и ТО-2 необходимо выполнить следующее: очистить от грязи и пыли наружные поверхности составных частей навесного оборудования, прокрутить ведущий ротор пожарного насоса на 5-8 оборотов, если вращение его затруднено, то постарайтесь определить величину заедания без разборки или устраните его с минимальной разборкой, в противном случае насос разберите согласно его техническому описанию и инструкции по эксплуатации и устраните заедание.

Проведение любого вида технического обслуживания водополивочного оборудования необходимо приурочивать к соответствующим видам техническим обслуживания базового автомобиля ЗИЛ 131, которые отражены в его техническом описании и правилах эксплуатации.

    1. Правила хранения и консервации.

Для обеспечения сохранности навесного водополивочного оборудования, в случае перерыва в его использовании, оно должно быть поставлено на хранение. Автомобильное шасси вместе с навесным оборудованием следует хранить в закрытом помещении, предохраняемом от атмосферных осадков. При постановке на хранение сроком более месяца автоцистерна должна быть законсервирована. Для этого следует сделать следующее:

  • очистить от грязи и пыли, вымыть и вытереть на сухо, удалить коррозию, подкрасить места, на которых повреждена краска;

  • слить воду через из цистерны через вентиль (поз. 14 рис. 2) и просушить внутреннюю поверхность цистерны;

  • неокрашенные металлические части покрыть консервационным маслом НГ-203;

  • через всасывающий патрубок смазать шестерни пожарного насоса солидолом или другой консистентной смазкой, проворачиваю входной вал за полумуфту карданного вала;

Хранение пожарного оборудования должно осуществляться в соответствии с требованиями, предъявляемыми к хранению по группе 7 ГОСТ 15150-79 и по варианту ВЗ-1 согласно ГОСТ 9.014-81.

Гарантийный срок защиты без переконсервации 18 месяцев.


    1. Транспортирование.

Доставка автоцистерны допускается транспортом любого вида без упаковки в соответствии с отраслевыми правилами. Возможно транспортирование автоцистерны своим ходом.

ООО «Пожтехника Поморье» оставляет за собой право вносить в конструкцию автоцистерны изменения, не ухудшающие тактико-технические и эксплуатационные качества изделия.


Автоцистерна водяная АЦ 2,0-10(ГАЗ-66) модель 1 ПТП индетификационный номер ХТН006612М0667458 соответствует ТУ АЦ 2,0-10-1-ПТП и признана годной к эксплуатации.

Изделие подвергнуто консервации согласно требованиям, предусмотренным техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.


Дата консервации _________________________


Срок консервации _________________________

М. П. Дата выпуска _______________


Подпись лиц, ответственных за приёмку. ______________________________________