Руководства, Инструкции, Бланки

скачать инструкция по делопроизводству в республике беларусь 2015 img-1

скачать инструкция по делопроизводству в республике беларусь 2015

Рейтинг: 5.0/5.0 (1852 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Комментарий к инструкции по делопроизводству в рб

Комментарий к инструкция по делопроизводству в рб 2012

Распоряжение Правительства РБ от 18.07.2014 N 737-р (ред. от 22.05.2015) <Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Аппарате Правительства Республики Башкортостан>.22 мая 2015

Рассматривая те или иные вопросы документооборота и делопроизводства, мы всегда обращаемся к каким-либо нормативным правовым актам, некоторые упоминая вскользь, на некоторых останавливаясь подробно. С этой публикации мы решили начать детальный и последовательный анализ «нормативки», которую необходимо знать секретарям как свои пять пальцев.
Инструкция — основа основ
Основным документом всех секретарей и делопроизводителей является, как известно,Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 (далее — Инструкция). Как указано в п. 1 этого документа, основан он на положениях Закона Республики Беларусь от 25.11.2011 № 323-З «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь» (далее — Закон). Конечно, бросается в глаза тот факт, что Закон, на нормах которого основана Инструкция, был принят двумя годами позже самой Инструкции, но это всего лишь результат изложения данной нормы Инструкции в новой редакции после принятия Закона, и это обычное дело в нормотворческой практике. Инструкция принята с целью совершенствования, повышения эффективности и качества документационного обеспечения управления путем унификации состава и форм управленческих документов, технологий работы с ними.
Конечно, закон имеет верховенство над постановлениями министерств и ими утвержденными инструкциями, пожалуй, никому не нужно объяснять, что и в нашей ситуации Закон по сравнению с Инструкцией главнее, однако мы сознательно решили начать наш обзор именно с Инструкции как документа более приближенного к практике, более детально прописывающего различные нормы и требования. Хотя в п. 2 этого документа говорится о том, что он устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в государственных органах, иных организациях независимо от формы собственности и организационно-правовой формы. Мы бы, однако, посоветовали нашей аудитории заострить свое внимание на последних словах этого положения:
Инструкция распространяет сове действие на все организации, независимо от их организационно-правовой формы (учреждения, УП, ООО, ОДО и пр.) и формы собственности (государственная или частная).
В п. 3 Инструкции также говорится, что ее положенияраспространяются на организационно-распорядительную документацию независимо от вида носителя и устанавливают правила подготовки, оформления, учета, тиражирования, контроля исполнения, оперативного хранения, использования и подготовки к передаче в архив, осуществляемые с помощью ручных, механизированных и автоматизированных (компьютерных) технологий. В то же время отмечается, что особенности оформления, обработки и хранения документов в электронном виде регулируются главой 18 Инструкции и другими специальными актами законодательства Республики Беларусь.

в пределах РБ.doc, 97.5 КБ, 21.01.2015, 15 58. Комментарии к инструкции по делопроизводству в С 1 января 2014 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь В целом

В свою очередь, также говорится, что особенности оформления, обработки и хранения организационно-распорядительных документов, относящихся к нормативным правовым актам Республики Беларусь, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законодательством информацию, обращений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц и документов, связанных с их рассмотрением, заявлений заинтересованных лиц, обращающихся за осуществлением административной процедуры, и иных документов, связанных с осуществлением административных процедур, регулируются актами законодательства Республики Беларусь. В первую очередь, полагаем, здесь имеется в виду Закон Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» и Инструкция о порядке ведения делопроизводства по административным процедурам в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.05.2009 № 39. Однако административные процедуры — это отдельная тема, требующая глубокого анализа.
Следует также иметь в виду, что положения Инструкции распространяются на организацию работы с документами, не относящимися к системе организационно-распорядительной документации (плановая, отчетно-статистическая, расчетно-денежная и другие системы документации), независимо от вида носителя, включая их регистрацию, учет, контроль исполнения, хранение, в том числе осуществляемые с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий.
Свое надо иметь
В п. 4 анализируемого документа прописано, что организация и ведение делопроизводства в организациях осуществляются на основе самостоятельно разрабатываемых инструкций по делопроизводствув соответствии с требованиями Инструкции. То есть в каждой организации должна быть разработана и утверждена своя Инструкция по делопроизводству.
Вышестоящими организациями для однородных по характеру деятельности подчиненных организаций разрабатываются инструкции по делопроизводству, устанавливающие типовой или примерный характер организации делопроизводства, используемые при разработке инструкций по делопроизводству этих организаций. Инструкция по делопроизводству, имеющая типовой характер, устанавливает единый порядок организации делопроизводства во всех однородных организациях. Инструкция по делопроизводству, имеющая примерный характер, устанавливает порядок организации делопроизводства в однородных организациях, предусматривающий возможность его конкретизации в инструкциях по делопроизводству организаций в установленных ею рамках. Инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, являются обязательными для применения. Однако эти положения касаются в большей степени государственных организаций, где имеется разветвленная структура, вышестоящие и нижестоящие организации.

Инструкцию по делопроизводству рб. Язык: русский Страниц: 326 Формат: doc, txt, pdf Размер: 7.88 Mb Скачали: 622. Ссылки для скачивания инструкции в разных форматах 5 марта 2014

Что касается различных ООО, ОДО, УП частной формы собственности, то им просто нужно самим разработать свою собственную инструкцию по делопроизводству, взяв за образец утвержденную Минюстом.
Инструкции по делопроизводству организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов, утверждаются их руководителями после согласования с соответствующим государственным архивным учреждением или структурным подразделением по архивам и делопроизводству областных (Минского городского) исполнительных комитетов. Инструкции по делопроизводству организаций, не являющихся источниками комплектования государственных архивов, утверждаются их руководителями после согласования с вышестоящими организациями (при их наличии). [1]
Инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, разрабатываемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, утверждаются их руководителями после согласования с Центральной экспертной комиссией (ЦЭК) соответствующего органа управления (организации) и республиканским органом государственного управления в сфере архивного дела и делопроизводства. Инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, разрабатываемые организациями, являющимися источниками комплектования государственных архивов, утверждаются их руководителями после согласования с ЦЭК этих организаций и соответствующими государственными архивами. Инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, разрабатываемые иными организациями, утверждаются их руководителями после согласования с ЦЭК этих организаций.
Кто за что в ответе
Пунктом 6 Инструкции установлено, что организация и совершенствование системы документационного обеспечения управления в организации, контроль за соблюдением установленных правил работы с документами, методическое руководство работой с документами и обучение работников основам делопроизводства, внедрение и применение современных информационных технологий в работе с документами возлагаются на службу документационного обеспечения управления (служба ДОУ). Именоваться служба ДОУ может как «управление делами», «секретариат», «общий отдел», «канцелярия» и т.п. Ее наименование и структура, задачи, функции устанавливаются в соответствии с положением о ней в зависимости от объема документооборота, выполняемых функций, наличия средств вычислительной и организационной техники и прочих нюансов.
Кроме инструкции по делопроизводству в организации обязательно должен быть утвержден еще один документ — Положение о службе ДОУ, и назваться он может в каждой организации по-своему: Положение об управлении делами, Положение о секретариате, Положение о канцелярии и т.д.
Важно при этом, чтобы в Положении было указано, что, к примеру, управление делами или канцелярия является службой ДОУ организации.
При необходимости, однако, служба ДОУ может состоять из нескольких подразделений. В таком случае задачи, функции, порядок работы подразделений службы ДОУ регламентируются положениями о них.
А теперь вниманию работников небольших организаций: Инструкцией установлено, что при небольшом объеме документооборота служба ДОУ может не создаваться, в этом случае выполнение ее функций возлагается на специально назначенного работника либо группу работников. А права, обязанности и ответственность работников, участвующих в делопроизводственном обслуживании организации, определяются их должностными инструкциями.
Тем не менее, несмотря на наличие службы ДОУ либо специально обученных и конкретно назначенных людей, согласно п. 7 Инструкции о тветственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в организации, их сохранность возлагаются, конечно же, на руководителя организации. Нужно иметь в виду, что при смене руководителя организации в обязательном порядке составляется акт приема-передачи документов и дел. В свою очередь, ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в структурных подразделениях организации, их сохранность возлагаются на руководителей этих подразделений. Приказом руководителя организации назначается работник, ответственный за ведение делопроизводства, который осуществляет в структурном подразделе

Республики Беларусь.04.2013 № 66 ИНСТРУКЦИЯ по делопроизводству в областных, Минском городском, Белорусском военном судах Республики Беларусь. Добавить комментарий к Постановления Минюст РБ №66 от 23.04.2013.23 апреля 2013

Периодика › Отдел кадров › Делопроизводство. Личные дела работников: комментарий к Инструкции о порядке Политика - В РБ - В мире - Милитари - Социология • Экономика - В РБ - В мире - Новости компаний • Общество - Новости

Меню

Другие статьи

Инструкция по оформлению документов

Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8

24 июля 200327

ИНСТРУКЦИЯ
по оформлению документов с использованием
компьютерных технологий в республиканских органах государственного
управления и иных государственных организациях, подчиненных
правительству Республики Беларусь

  1. Инструкция по оформлению документов с использованием компьютерных технологий в республиканских органах государственного управления и иных организациях, подчиненных правительству Республики Беларусь (далее - настоящая Инструкция) устанавливает единый порядок оформления организационно-распорядительных документов (далее - документов) с использованием компьютерных технологий с учетом требований Государственного стандарта Республики Беларусь (СТБ 6.38 - 95) "Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов", утвержденного постановлением Комитета по стандартизации, метрологии к сертификации Министерства образования и науки Республики Беларусь от 20 октября 1995 г. № 11 "Об утверждении, введении в действие, изменении стандартов" (далее - СТБ 6.38 - 95).
  • Печатание и оформление документов в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных правительству Республики Беларусь осуществляется по установленным в компьютерах шаблонам со следующими параметрами настройки в редакторе Microsoft Word:

    2.1. формат А4 (210 х 297 мм) - для, протоколов, докладных записок, справок, телеграмм и других документов, для писем - формат А 4 и формат А 5 (148 х 210 мм):
    • поля страницы: верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм. В таблицах допускается уменьшение левого поля до 20 мм, правого -до 8 мм (когда текст не вмещается);
    • шрифт Times New Roman (Times New Roman Cyr), обычный, размер 15 пунктов*. В таблицах допускается уменьшение до 13 пт (когда текст не вмещается);
    • межстрочный интервал: для формата А 4 - одинарный; в адресах, заголовках и подписях, а также для формата А5 - точно 14 пт, в таблицах допускается уменьшение до 11 пт (когда текст не вмещается);
    • первая строка в абзаце с отступом 12,5 мм;
    • выравнивание по ширине и, как правило, без переносов слов (в таблицах выравнивание по необходимости, с переносом слов);
    • номера страниц в центре верхнего колонтитула с расстоянием 10 - 15 мм от верхнего края, размер шрифта 14 пт (первая страница не нумеруется).

    2.2. для тезисов выступлений:
    • формат А4 (210x297 мм);
    • поля страницы: верхнее и нижнее - не менее 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм;
    • шрифт Times New Roman (Times New Roman Cyr), обычный, размер
      16 пт (в заголовках - полужирный курсив подчеркнутый и полужирный
      курсив, размер 14 пт);
    • межстрочный интервал полуторный (в заголовках - точно 12 пт);
    • первая строка в абзаце с отступом 12,5 мм;
    • выравнивание по ширине, без разрыва абзацев на следующую страницу и без переносов слов;
    • номера страниц в центре верхнего колонтитула с расстоянием 10 -15 мм от верхнего края, размер шрифта 14 пт (первая страница не нумеруется).

  • Реквизиты документа (за исключением текста), состоящие из нескольких строк, печатают с интервалом точно 14 пт. Составные части реквизитов "Адресат", "Гриф утверждения", "Гриф согласования", "Отметка о наличии приложения" отделяют друг от друга одним интервалом. Реквизиты документа отделяют друг от друга полуторным интервалом.
    Например:

    Председатель Комитета по
    архивам и делопроизводству
    при Совете Министров
    Республики Беларусь


    При наличии в документах нескольких подписей, располагаемых одна под другой, наименования должностей и расшифровку подписей разделяют полуторным или двойным межстрочным интервалом.
    Максимальная длина строки многострочных реквизитов - 28 знаков (70 мм).

  • От границы левого поля (без отступа первой строки) печатают следующие реквизиты: "Заголовок к тексту", "Текст" (без абзацев), "Отметка о наличии приложения", "Фамилия исполнителя и номер его телефона", "Отметка об исполнении документа и направлении его в дело", наименования должности в реквизитах "Подпись" и "Гриф согласования", заверительной надписи "Верно", а также слова "СЛУШАЛИ", "ВЫСТУПИЛИ", "РЕШИЛИ", "ПОСТАНОВИЛИ", "ПРИКАЗЫВАЮ", "ПРЕДЛАГАЮ", "ОБЯЗЫВАЮ". Если заголовок к тексту превышает 5 строк, его допускается продлевать на 120 мм от левого поля документа.

  • Начало абзацев в тексте печатают с отступом первой строки 12,5 мм.

  • Реквизит "Адресат" оформляется с отступом от левого поля 80 мм.

  • Реквизиты "Гриф утверждения" и "Гриф ограничения доступа к документу" оформляется с отступом от левого поля 100 мм; отметка о приложении к правовому акту оформляется в правом верхнем углу колонтитула с отступом от левого поля 140 мм.

  • Расшифровка подписи в реквизите "Подпись" оформляется с отступом от левого поля 120 мм, на уровне последней строки наименования должности.
    При наличии нескольких грифов утверждения и согласования их располагают на одном уровне вертикальными рядами, начиная от левого поля без отступа и с отступом от левого поля на 100 мм.

  • Если в тексте документа имеются примечания или выделенная в самостоятельный абзац ссылка на документ, послуживший основанием к его изданию, слова "Примечание" и "Основание" оформляют от левого поля без отступа первой строки, а относящийся к ним текст - через межстрочный интервал точно 14 пт.

  • В случае оформления резолюций на отдельных листах соблюдаются следующие правила печатания их текста:

    10.1. для рефератки малого размера:
    • формат А6 (105 х 148 мм);
    • поля страницы: верхнее - не менее 10 мм, нижнее - не менее 10 мм, левое - не менее 12 мм, правое - не менее 8 мм;
    • шрифт Times New Roman (Times New Roman Cyr), размер 14 пт, полужирный, полужирный курсив;
    • межстрочный интервал одинарный. Допускается уменьшение межстрочного интервала (когда текст не вмещается);
    • первая строка в абзаце с отступом 10 мм;
    • выравнивание по ширине, с переносом слов;

    10.2. для рефератки среднего размера:
    • формат А5 (148 х 210 мм);
    • поля страницы: верхнее - не менее 15 мм, нижнее - не менее 10 мм, левое - 20 мм, правое - не менее 8 мм;
    • шрифт Times New Roman (Times New Roman Cyr), размер 14 пт, полужирный, полужирный курсив
    • межстрочный интервал одинарный. Допускается уменьшение межстрочного интервала (когда текст не вмещается);
    • первая строка в абзаце с отступом 12,5 мм;
    • выравнивание по ширине, с переносом слов;

    10.3. для рефератки большого размера:
    • формат А4 (210 х 297 мм);
    • поля страницы: верхнее - не менее 20 мм, нижнее - не менее 20 мм, левое - 30 мм, правое - 10 мм;
    • шрифт Times New Roman (Times New Roman Cyr), размер 14 -15 пт, полужирный, полужирный курсив;
    • межстрочный интервал одинарный. Допускается уменьшение межстрочного интервала (когда текст не вмещается)
    • первая строка в абзаце с отступом 12,5 мм;
    • выравнивание по ширине, с переносом слов.

  • Для таблиц, печатаемых на листах формата A3 (297 х 420 мм):
    • поля страницы: верхнее и нижнее - 20 мм, левое - 30 мм, правое -10 мм. Допускается уменьшение левого поля до 20 мм, правого - до 8 мм (когда текст не вмещается);
    • шрифт Times New Roman (Times New Roman Cyr), обычный, размер 15 пт. Допускается уменьшение до 13 пт (когда текст не вмещается);
    • межстрочный интервал одинарный. Допускается уменьшение до 11 пт (когда текст не вмещается);
    • номер страницы в центре верхнего колонтитула с расстоянием 10 -15 мм от верхнего края, размер шрифта 14 пт.

  • В нижнем левом углу лицевой стороны последней страницы документа (за исключением рефераток) печатаются индекс структурного подразделения, в котором готовился документ, фамилия исполнителя, номер его служебного телефона (на первой строке) и инициалы (для машинисток), дата создания документа, имя файла (на второй строке);
    • шрифт Times New Roman (Times New Roman Cyr) обычный, размер 9 пт;
    • межстрочный интервал - точно 9 пт.

    Например:

    3. Иванова 220 88 3 1
    Точно 9 пт тн 15 05.2003 cl-З об-1

  • Журнал «Секретарское дело»

    Нина КАПМОЛЕ,
    старший научный сотрудник отдела
    документоведения БелНИИДАД

    Основным нормативным правовым организационным документом, устанавливающим правила ведения делопроизводства в организациях Республики Беларусь независимо от формы собственности, является подготовленная Белорусским научно-исследовательским институтом документоведения и архивного дела (БелНИИДАД) Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь (далее — Инструкция), утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4 В Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь она зарегистрирована 29 января 2009 г. (рег. № 8/20434).

    Инструкция подготовлена с целью совершенствования, повышения эффективности и качества документационного обеспечения управления и устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в государственных органах и организациях Республики Беларусь независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

    Документ состоит из восемнадцати глав, в которых определяется порядок подготовки, оформления, приема, учета, контроля исполнения, хранения и обработки документов как традиционными методами, так и с использованием средств автоматизации. Кроме того, он содержит девятнадцать приложений, в которых приведены формы различных видов документов, дана Примерная форма Табеля унифицированных форм документов организаций, Примерный перечень документов, подлежащих утверждению, Примерный перечень документов, не подлежащих регистрации, и др.

    Организация и ведение делопроизводства в организациях осуществляются на основе разработанных в соответствии с требованиями Инструкции самостоятельно подготовленных индивидуальных инструкций по делопроизводству.

    Вышеуказанным постановлением признан утратившим силу приказ Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 23.05.1995 № 13 «Об утверждении Примерной инструкции по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь» (Бюллетень нормативно-правовой информации, 1995 г. № 11).

    В соответствии с требованиями Инструкции БелНИИДАДом разработаны Методические рекомендации по составлению и применению номенклатур дел организаций, примерных и типовых номенклатур дел (далее — Методические рекомендации), утвержденные приказом первого заместителя директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 15.07.2009 № 23. Методические рекомендации 5 мая 2009 г. согласованы Центральной экспертно-методической комиссией Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь.

    Данный документ предназначен для служб документационного обеспечения управления организаций различных форм собственности и организационно правовых форм, секретарей и специалистов в области документационного обеспечения управления. В нем рассматриваются требования законодательства Республики Беларусь, порядок составления типовых, примерных и индивидуальных номенклатур дел организаций, а также назначение и функции номенклатур дел, проведение подготовительной работы, порядок составления, согласования, подписания и утверждения номенклатуры дел как структурного подразделения, так и сводной номенклатуры дел организации. Рассматривается порядок систематизации заголовков дел, требования к составлению заголовков дел, присвоению индексов, определению сроков хранения и составлению итоговой записи о количестве и категориях заведенных дел.

    В приложениях приводятся примеры оформления номенклатуры дел организации.

    20 мая 2009 г. в Минске была проведена Международная научная конференция «Прошлое и настоящее: архивы в системе гуманитарного знания». Мероприятие было организовано Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь, БелНИИДАДом, Национальным архивом Республики Беларусь, ЗАО «ТЕХНОСЕРВЪ А/С» (г. Москва) и приурочено к 100-летию создания Витебской ученой архивной комиссии (ВУАК).

    С приветственным словом к участникам конференции и докладом обратился директор Департамента по архивам и делопроизводству В.И. Адамушко, где им было отмечено, что до начала 1990-х гг. деятельность белорусских архивов регулировалась в основном нормативными правовыми актами Главархива СССР. Работа по созданию собственной правовой базы практически не проводилась, хотя союзные правовые акты не всегда учитывали специфику организации архивного дела в республике.

    После принятия Закона Республики Беларусь от 06.10.1994 № 3277-XII «О Национальном архивном фонде и архивах в Республике Беларусь» положение существенно изменилось. Теперь в республике создана отечественная законодательная база по архивному делу и ведению делопроизводства. Закон в достаточной мере регулирует правовые отношения, возникающие в области архивного хранения документов.

    В работе конференции приняли участие работники отдела документоведения БелНИИДАД. Ими были представлены следующие доклады:

    – «Современные подходы к экспертизе ценности документов: зарубежный опыт и проблемы его применения в организациях» (научный сотрудник отдела документоведения Н.С. Дятлова);

    – «Формирование «гибридных» дел в делопроизводстве и проблемы их передачи на архивное хранение» (заведующий отделом документоведения А.Н. Сукач);

    – «Особенности комплектования архивов в условиях требований сокращения документооборота» (научный сотрудник отдела документоведения Н.В. Кондакова).

    9 декабря 2009 г. Центральной экспертно-методической комиссией Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь были рассмотрены и рекомендованы к изданию подготовленные отделом документоведения Методические рекомендации по оформлению обложки дел и Методические рекомендации по использованию электронной почты в деятельности организаций Республики Беларусь, которыеокажут большую помощь в работе начинающим работникам службы документационного обеспечения управления, секретарям и работникам архивов организаций.

    Инструкция по делопр 2009

    / делопроизволство-бу / бу-норм.база / инструкция по делопр 2009

    ИНСТРУКЦИЯ
    по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь

    ГЛАВА 1
    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Инструкция по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь (далее – Инструкция) разработана с целью совершенствования, повышения эффективности и качества документационного обеспечения управления путем унификации состава и форм управленческих документов, технологий работы с ними.

    2. Настоящая Инструкция устанавливает общие требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с документами в государственных органах и организациях Республики Беларусь независимо от формы собственности и организационно-правовой формы (далее – организации).

    3. Положения настоящей Инструкции распространяются на организационно-распорядительную документацию независимо от вида носителя и устанавливают правила подготовки, оформления, учета, тиражирования, контроля исполнения, оперативного хранения, использования и подготовки к передаче в архив, осуществляемые с помощью ручных, механизированных и автоматизированных (компьютерных) технологий. Особенности оформления, обработки и хранения документов в электронном виде регулируются главой 18 настоящей Инструкции и актами законодательства Республики Беларусь.

    Особенности оформления, обработки и хранения организационно-распорядительных документов, относящихся к нормативным правовым актам Республики Беларусь, содержащих государственные секреты и иную охраняемую законодательством информацию, обращений граждан и юридических лиц и документов, связанных с их рассмотрением, заявлений лиц, обращающихся за осуществлением административной процедуры, и иных документов, связанных с осуществлением административных процедур, регулируются актами законодательства Республики Беларусь.

    Положения настоящей Инструкции распространяются на организацию работы с документами, не относящимися к системе организационно-распорядительной документации (плановая, отчетно-статистическая, расчетно-денежная и другие системы документации), независимо от вида носителя, включая их регистрацию, учет, контроль исполнения, хранение, в том числе осуществляемые с помощью автоматизированных (компьютерных) технологий.

    4. Организация и ведение делопроизводства в организациях осуществляются на основе самостоятельно разрабатываемых инструкций по делопроизводству в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

    Вышестоящими организациями для однородных по характеру деятельности подчиненных организаций разрабатываются инструкции по делопроизводству, устанавливающие типовой или примерный характер организации делопроизводства, используемые при разработке инструкций по делопроизводству этих организаций.

    Инструкция по делопроизводству, имеющая типовой характер, устанавливает единый порядок организации делопроизводства во всех однородных организациях.

    Инструкция по делопроизводству, имеющая примерный характер, устанавливает порядок организации делопроизводства в однородных организациях, предусматривающий возможность его конкретизации в инструкциях по делопроизводству организаций в установленных ею рамках.

    Инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, являются обязательными для применения.

    5. Инструкции по делопроизводству организаций, являющихся источниками комплектования государственных архивов, утверждаются их руководителями после согласования с соответствующим учреждением Государственной архивной службы Республики Беларусь.

    Инструкции по делопроизводству организаций, не являющихся источниками комплектования государственных архивов, утверждаются их руководителями после согласования с вышестоящими организациями (при их наличии).

    Инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, разрабатываемые республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, утверждаются их руководителями после согласования с Центральной экспертной комиссией (далее – ЦЭК) соответствующего органа управления (организации) и республиканским органом государственного управления, в ведении которого находятся вопросы архивов и делопроизводства.

    Инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, разрабатываемые организациями, являющимися источниками комплектования государственных архивов, утверждаются их руководителями после согласования с ЦЭК этих организаций и соответствующими государственными архивами.

    Инструкции по делопроизводству, имеющие типовой или примерный характер, разрабатываемые иными организациями, утверждаются их руководителями после согласования с ЦЭК этих организаций.

    6. Организация и совершенствование системы документационного обеспечения управления в организации, контроль за соблюдением установленных правил работы с документами, методическое руководство работой с документами и обучение работников основам делопроизводства, внедрение и применение современных информационных технологий в работе с документами возлагаются на службу документационного обеспечения управления (далее – служба ДОУ).

    Наименование службы ДОУ (управление делами, секретариат, общий отдел, канцелярия и т.п.), ее структура, задачи, функции устанавливаются в соответствии с положением о ней в зависимости от объема документооборота, выполняемых функций, наличия средств вычислительной и организационной техники и т.п.

    Служба ДОУ может состоять из нескольких подразделений. Задачи, функции, порядок работы подразделений службы ДОУ регламентируются положениями о них.

    При небольшом объеме документооборота служба ДОУ может не создаваться. В этом случае выполнение ее функций возлагается на специально назначенного работника (группу работников).

    Права, обязанности и ответственность работников, участвующих в делопроизводственном обслуживании организации, определяются их должностными инструкциями.

    7. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в организации, их сохранность возлагаются на руководителя организации. При смене руководителя организации составляется акт приема-передачи документов и дел.

    Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами в структурных подразделениях организации, их сохранность возлагаются на руководителей этих подразделений. Приказом руководителя организации назначается работник, ответственный за ведение делопроизводства, который осуществляет в структурном подразделении учет и контроль прохождения документов в установленные сроки, информирует руководителя структурного подразделения о состоянии их исполнения и др.

    Работники организации должны быть ознакомлены с установленным порядком работы с документами в организации.

    Работники организации несут персональную ответственность за выполнение требований инструкции по делопроизводству, сохранность находящихся у них служебных документов. Об утрате документов немедленно сообщается руководителю подразделения и в службу ДОУ.

    При переводе, перемещении или увольнении работника имеющиеся у него документы и дела передаются по решению руководителя организации или соответствующего структурного подразделения другому работнику по акту приема-передачи документов и дел.

    8. Контроль за состоянием делопроизводства в организациях осуществляется органами и учреждениями Государственной архивной службы Республики Беларусь и вышестоящими организациями.

    ГЛАВА 2
    ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    9. Документирование управленческой деятельности заключается в создании управленческих документов – фиксации на бумаге или других носителях управленческих действий по установленным правилам. Документирование управленческой деятельности может осуществляться как рукописным способом, так и с помощью технических средств.

    Состав документов, образующихся в деятельности организации, определяется ее компетенцией, кругом управленческих функций, порядком разрешения вопросов (единоличный или коллегиальный), объемом и характером взаимосвязей между организациями одного или различных уровней управления и т.п.

    Юридическим основанием создания организационно-распорядительных документов в деятельности организаций являются:

    акты законодательства Республики Беларусь;

    предписания государственных органов и должностных лиц;

    поручения вышестоящих организаций;

    осуществление исполнительной и организационно-распорядительной деятельности в целях выполнения организацией возложенных на нее функций и задач в соответствии с ее компетенцией.

    10. Организации наделены правом принимать (издавать) только те распорядительные документы (приказы, распоряжения, указания, постановления, решения), которые предусмотрены законодательством Республики Беларусь, уставами или положениями о них.

    11. Совместные акты органов государственной власти и управления принимаются в виде постановлений. Совместные акты местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов принимаются в виде решений. Совместные распорядительные документы иных организаций, издающих (принимающих) одинаковые виды документов (приказы, постановления и др.), издаются (принимаются) в соответствующем виде. Совместные распорядительные документы организаций, издающих различные виды документов, принимаются в виде решения, которое имеет правовую силу распорядительного документа для каждой организации, принявшей этот документ.

    12. Ход обсуждения вопросов на заседаниях, совещаниях, собраниях, конференциях, деловых встречах (далее – заседания) фиксируется в протоколах.

    Решения, принятые на заседании коллегиального органа, имеющего совещательные функции, как правило, проводятся в жизнь приказом (распоряжением) руководителя организации либо путем утверждения руководителем организации протокола заседания.

    13. Организации ведут переписку с вышестоящими, подведомственными, сторонними организациями, гражданами в целях выполнения поставленных перед ними задач и реализации возложенных на них функций.

    Переписка между структурными подразделениями организации, за исключением территориально удаленных подразделений, запрещается.

    14. Организации на основании нормативных правовых актов, определяющих их задачи и функции, издают (составляют) также планы, отчеты, докладные записки, справки, акты и другие управленческие документы.

    15. Право издания (принятия) документов, их подписания, утверждения, согласования (визирования) закрепляется в положениях и уставах организаций, положениях о структурных подразделениях, должностных инструкциях работникам и иных локальных правовых актах организации.

    16. Подготовка документа включает составление и оформление проекта документа, его подписание, при необходимости – согласование (визирование), утверждение.

    При подготовке и оформлении документов необходимо соблюдать правила, обеспечивающие юридическую силу документа, оперативное и качественное их исполнение и поиск.

    17. Для сокращения количества применяемых форм документов организации разрабатывают унифицированные формы документов (далее – УФД), представляющие совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных на носителе информации в определенном порядке.

    УФД включаются в «Табель унифицированных форм документов организации» – перечень разрешенных к применению форм документов, необходимых и достаточных для реализации функций и задач управленческой деятельности с отражением основных этапов их подготовки и прохождения (далее – табель).

    Табель утверждается руководителем организации. Разработка, ведение табеля и контроль за его применением осуществляются службой ДОУ.

    Табель разрабатывается с учетом специфики деятельности организации и конкретных задач, которые решаются при разработке табеля по форме согласно приложению 1.

    Документы в табеле могут быть систематизированы по структурным подразделениям и (или) по функциям и задачам управления.

    18. Для придания документу юридической силы необходимо наличие следующих обязательных реквизитов:

    наименование организации и (или) структурного подразделения – автора;

    Для отдельных видов документов дополнительными реквизитами, придающими им юридическую силу, являются гриф утверждения, печать, отметка о заверении копии.

    19. Документы должны оформляться на бланках и иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и стабильный порядок их расположения.

    Отдельные документы (внутренние документы структурных подразделений, совместные документы и др.) допускается оформлять не на бланках, но с обязательным воспроизведением соответствующих реквизитов.

    При оформлении писем, справок и других справочно-информационных документов допускается использовать угловой штамп организации.

    При рукописном оформлении документов состав и расположение реквизитов должны соответствовать составу и расположению реквизитов документов, оформляемых с помощью технических средств.

    20. Каждый лист документа должен иметь поля:

    правое – не менее 8 мм;

    верхнее и нижнее – не менее 20 мм.

    ГЛАВА 3
    БЛАНКИ ДОКУМЕНТОВ. УГЛОВОЙ ШТАМП

    21. Бланк документа – стандартный лист бумаги с воспроизведенными на нем реквизитами, содержащими постоянную информацию, и местом, отведенным для переменной.

    22. На бланках изготавливается только первая страница документа, для изготовления последующих страниц используются стандартные чистые листы бумаги.

    23. Устанавливается два вида бланков, разрабатываемых в соответствии с Государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», утвержденным постановлением Государственного комитета Республики Беларусь по стандартизации, метрологии и сертификации от 21 декабря 2004 г. № 69 (далее – СТБ 6.38-2004): бланк для письма и общий бланк других видов организационно-распорядительных документов.

    При изготовлении конкретного документа наименование его вида (кроме письма) наносится на общий бланк с помощью технических средств.

    На основании общего бланка могут изготавливаться бланки для конкретных видов документов (приказов, распоряжений, указаний, протоколов и др.). Изготовление бланков для конкретных видов документов целесообразно, если их объем превышает 200 документов в год.

    24. При разработке бланков документов используются стандартные листы бумаги форматов А4 (210 х 297 мм) и А5 (148 х 210 мм).

    Выбор формата бланка при изготовлении документа зависит от характера и объема текста. Бланк формата А5 используется для документов, имеющих не более пяти-семи строк текста.

    25. На бланк для письма наносятся реквизиты:

    Государственный герб Республики Беларусь;

    эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

    код организации: код по ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления (для органов государственной власти и управления)» или код по ОКРБ 018-2003 «Юридические лица и индивидуальные предприниматели»;

    наименование вышестоящей организации;

    наименование структурного подразделения;

    почтовый адрес отправителя;

    коммуникационные и коммерческие данные.

    На бланк для письма наносятся ограничительные отметки и линии для реквизитов: дата, регистрационный индекс, ссылка на регистрационный индекс и дату входящего документа.

    26. На общий бланк наносятся реквизиты:

    Государственный герб Республики Беларусь;

    эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания);

    код организации: код ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления (для органов государственной власти и управления)» или код по ОКРБ 018-2003 «Юридические лица и индивидуальные предприниматели»;

    наименование вышестоящей организации;

    наименование структурного подразделения;

    место составления или издания.

    На общий бланк наносятся ограничительные отметки и линии для реквизитов: дата, регистрационный индекс.

    Для оформления реквизита «Название вида документа» на общем бланке отводится свободное место между реквизитами «Наименование организации» («Наименование структурного подразделения») и ограничительными линиями для реквизитов «Дата» и «Регистрационный индекс».

    27. Бланки документов разрабатываются на основе продольного или углового расположения реквизитов.

    При угловом варианте реквизиты бланка располагаются в верхнем левом углу. Максимальная длина строки реквизитов бланка не должна превышать 73 мм.

    При продольном варианте реквизиты бланка располагаются посередине листа вдоль верхнего поля без ограничения размеров по горизонтали, но с соблюдением установленных размеров полей.

    28. Реквизиты бланка располагаются центрованным или флаговым способом.

    При центрованном способе начало и конец каждой строки реквизита центруются, то есть равноудалены от границ зоны расположения реквизитов.

    При флаговом способе каждая строка реквизита начинается от левой границы зоны расположения реквизитов.

    29. При необходимости на бланк могут наноситься ограничительные отметки для полей и отдельных реквизитов в виде уголков и линий. Допускается наносить на бланк отметки для фальцовки и пробивки отверстий дыроколом.

    30. При создании бланка на нескольких языках реквизиты бланка должны быть продублированы на этих языках.

    Во всех организациях независимо от формы собственности бланк для письма изготавливается с продольным расположением реквизитов на двух языках.

    31. Особенности изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь регулируются актами законодательства Республики Беларусь.

    32. Угловой штамп проставляется в левой верхней части первого листа документа.

    Допускается изготавливать угловой штамп трех видов: для письма, общий угловой штамп и угловой штамп конкретного вида документа.

    33. Состав реквизитов углового штампа, порядок их размещения и оформления должны соответствовать составу, порядку размещения и оформления реквизитов бланка.

    34. Размер углового штампа не должен превышать 73 мм по горизонтали и 75 мм (для штампов с изображением Государственного герба Республики Беларусь или эмблемы) или 55 мм (для штампов без изображения Государственного герба Республики Беларусь или эмблемы) по вертикали.

    ГЛАВА 4
    ОФОРМЛЕНИЕ РЕКВИЗИТОВ ДОКУМЕНТОВ

    35. При подготовке и оформлении документов используются реквизиты, состав и порядок расположения которых установлен СТБ 6.38-2004.

    36. Реквизит «Государственный герб Республики Беларусь».

    Изображение Государственного герба Республики Беларусь помещается на бланках документов и угловых штампах государственных органов и иных государственных организаций Республики Беларусь. Негосударственные организации помещают изображение Государственного герба Республики Беларусь на бланках документов и угловых штампах, если такое право предоставлено им в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

    Изображение Государственного герба Республики Беларусь на бланках располагается в центре верхнего поля. Диаметр изображения – не более 17 мм.

    37. Реквизит «Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания)».

    Эмблема организации или товарный знак (знак обслуживания), зарегистрированные в установленном законом порядке, по усмотрению организации помещается на бланках на левом поле, если в центре верхнего поля помещено изображение Государственного герба Республики Беларусь.

    На бланках документов без изображения Государственного герба Республики Беларусь эмблема или товарный знак (знак обслуживания) помещается на верхнем поле бланка. При продольном расположении реквизитов эмблема или товарный знак (знак обслуживания) организации помещается в центре верхнего поля бланка, при угловом – над серединой строки реквизита «Наименование организации» («Наименование вышестоящей организации»).

    38. Реквизит «Код организации».

    Код организации проставляется на верхнем поле справа на первом листе документа.

    Органы государственной власти и управления проставляют код организации по Общегосударственному классификатору Республики Беларусь ОКРБ 004-2001 «Органы государственной власти и управления» (далее – ОКОГУ). Для других организаций код проставляется по Общегосударственному классификатору ОКРБ 018-2003 «Юридические лица и индивидуальные предприниматели» (далее – ОКЮЛП).

    39. Реквизит «Код документа».

    Код документа проставляется на верхнем поле справа под кодом организации.

    При составлении конкретных документов код проставляется только на тех из них, унифицированные формы которых включены в Общегосударственный классификатор Республики Беларусь 010-95 «Унифицированные документы» (далее – ОКУД).

    40. Реквизит «Наименование вышестоящей организации».

    При наличии вышестоящей организации указывается ее полное официальное наименование.

    41. Реквизит «Наименование организации».

    Наименование организации обозначает автора документа, которым является юридическое лицо, создавшее документ.

    Наименование организации указывается в точном соответствии с уставом, положением о ней. Сокращенное наименование организации может указываться в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах организации. Сокращенное наименование помещается ниже полного и заключается в скобки.

    Документ, подготавливаемый совместно двумя и более организациями, оформляется на чистом стандартном листе бумаги. Наименования организаций располагаются в соответствии с их полными официальными наименованиями в верхней части документа на одном уровне.

    При систематической подготовке совместных документов может изготавливаться отдельный бланк.

    42. Реквизит «Наименование структурного подразделения».

    Наименование структурного подразделения указывается на документе в том случае, если документ издается (составляется) от имени этого подразделения.

    43. Реквизит «Почтовый адрес отправителя».

    Почтовый адрес отправителя оформляется в соответствии с действующими правилами оказания услуг почтовой связи.

    ул. Кропоткина, 55, 220002, г. Минск

    44. Реквизит «Коммуникационные и коммерческие данные».

    Коммуникационные данные (телеграфный адрес, номера телефона, телефакса, включая код автоматической междугородней (международной) телефонной связи) помещаются ниже почтового адреса отправителя. Группы цифр в номерах телефонов дефисом или другими знаками препинания не разделяются. Адрес электронной почты и другие сведения указываются по усмотрению организации.

    Коммерческие данные включают номер расчетного счета, наименование банка и так далее и располагаются ниже коммуникационных данных.

    45. Реквизит «Название вида документа».

    Название вида документа определяется его назначением и должно соответствовать компетенции организации, содержанию документируемого управленческого действия, а также табелю. На письмах название вида документа не указывается.

    Название вида документа печатается прописными буквами без разрядки.

    При использовании общих бланков с продольным расположением реквизитов на двух языках название документа печатается на двух языках.

    46. Реквизит «Дата документа».

    Датой документа является дата его подписания (приказ, распоряжение, указание, письмо и др.) или события, зафиксированного в документе (протокол, акт), для документа, принимаемого коллегиальным органом (постановление, решение), – дата его принятия, для утверждаемого документа (план, отчет, инструкция, положение и др.) – дата утверждения.

    Датой совместного документа является дата его подписания последней организацией.

    При подготовке проекта документа допускается печатать только обозначения месяца и года, день месяца проставляется должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ.