Категория: Бланки/Образцы
Планирование урока в 7 классе по теме «Морфологический разбор частицы».
Цель: познакомить учащихся с порядком разбора частиц;
формировать умения определять грамматические признаки частицы как служебной части речи;
способствовать умению правильно употреблять частицы в разговорной речи.
Праздник в доме Кашириных.
Праздничный вечер, напряженная тишина, бежала ручьем, метался золотым стражем, плясал неутомимо, плыла бесшумно, подняв брови, не плясала, а рассказывала что-то, колеблется нерешительно, засияло улыбкой, закружился вихрем, становилась мила, чудесное возвращение к юности. (32 слова)
I группа- с формообразующими: Я был бы рад прочитать сцену о праздничных вечерах в доме Кашириных.
II группа -с отрицательными: Бабушка Акулина Ивановна не плясала, а словно рассказывала что-то.
III группа - с модальными: Как красиво танцевал Цыганок: то метался стрижем, то кружился вихрем.
Дифферицированная карточка: укажите частицу, ее разряд.
Когда деда не было дома, все обитатели собирались вечером у самовара.
1) Какие слова называются частицами?
2) Назовите разряды частиц.
3) Для чего служат частицы?
4) Какие частицы называются формообразующими?
5) Когда частица не вносит положительное значение в предложение?
6) Какие частицы пишутся через дефис?
Как буйно красивой и милой становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности! (повест. невоскл. прост. двусост. распр.)
Порядок разбора морфологической частицы.
I. Доп. значение восклицания.
1) Класс самостоятельно работает с упр. 342 ( по 1 предложению, выполнить морфологический разбор)
2) Индивидуальная работа у доски с карточками.
Все ее хвалили, а она, поправляя волосы, говорила: « Вы не видели настоящих-то плясуний».
Цыганок неожиданно восклицал: «Эх, кабы голос мне, - пел бы я как, господи!»
« Моё прочтение повести «Детство».
- Для чего служат модальные частицы? В каких стилях они используются?
- Модальные частицы придают речи выразительность, эмоциональную окраску.
- Заявляю, не нужна
Людям новая война.
- Именно, - сказала Пусть, -
К этому и я стремлюсь:
Пусть на свете больше будет
Тех, кто мир приносят людям!
- Эту мысль,- вмешалась Да,-
Подтверждаю я всегда.
Да здравствуют дети
И мир на всей планете!
Работа с карточками.
- Что мы узнали на уроке?
- познакомились с порядком морфологического разбора частиц;
- закрепили знания о грамматических признаках частицы;
- использовали частицы для выражения своего отношение.
По теме: методические разработки, презентации и конспектыДанный урок является обобщающим, проводится в форме путешествия по стране Частицы. На уроке использовано несколько презентаций, которые связаны друг с другом посредством гиперссылок. Каждую из презент.
Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Морфологический разбор глагола"
Презентация"Морфологический разбор глагола".
Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: «Морфологический разбор местоимений. Систематизация и обобщение изученного о местоимении».
Урок проводится в 6 классе с целью систематизирова и обобщить материал по теме "Местоимение".
Урок русского языка в 7 классе по теме "Предлоги. Союзы. Частицы"
Данный урок предназначен для работы учителя русского языка в 7 классе по программе Т.А.Ладыженской.
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфологический разбор имени существительного"
Данный конспект урока русского языка в 6 классе пригодится при изучении темы "Морфологический разбор имени существительного". Разные виды заданий для учащихся вносят разнообразие в урок и привлекают в.
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфологический разбор глагола".
Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Морфологический разбор глагола".
Разработка урока по русскому языку в 7 классе на тему "Морфологический разбор наречия"
Данный урок является 5 уроком по разделу «Наречия». Познакомившись с наречием как частью речи, мы изучаем морфологический разбор, обобщая изученные признаки части речи. В принципе, изучение каждой час.
Тип урока. повторно-обобщающий.
Цель урока. повторить и обобщить изученный материал по теме “Глагол”
– продолжить развитие у учащихся орфографических и речевых навыков, умения определять морфологические признаки глагола, роль глагола в тексте, совершенствовать умения выполнять различные виды разборов;
– развивать память (зрительную, слуховую), внимание и образное мышление детей;
– совершенствовать работу с кластерами, другими опорными схемами для систематизации знаний, умений и навыков по теме урока;
– воспитывать любовь к родному языку и красоте родной природы.
Оборудование: мультимедийное сопровождение (презентация урока), раздаточный материал (карточки с заданиями, кроссворды), карты-признаки глагола (для морфологического разбора), иллюстрации к произведениям М.М. Пришвина, иллюстрация Глагола, лист ватмана для создания кластера.
Ход урока 1. Организационный момент. Приветствие. Слово учителя:– Ребята, тема нашего урока – “Повторение изученного о глаголе” (слайд 1). Давайте начнем его необычно. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Назовем примеры слов, обозначающих действия учеников и учителя. Слова какой части речи прозвучали сейчас? Итак,
Глагол – весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех:
Читать, писать, спрягать – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех! (слайд 2)
Сформулируем цели урока (учащиеся формулируют цели, учитель дополняет).
И все это мне бы хотелось немного связать с литературой, разобрать на ярких примерах необыкновенного мастера пейзажа – М.М. Пришвина (слайд 3). Он восторгался природой, любил летние теплые вечера, поля с поющими жаворонками, зимние вьюги, ценил жизнь и то, что нас окружает, с уважением относился к человеку. Попытаемся и мы увидеть необыкновенное в обыкновенном.
2. Повторение и обобщение знаний. Тренировочные упражнения.А) Упражнения на развитие речи, выяснения роли глагола в языке . Глагол – необыкновенная часть речи. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся) По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных. Среди 9000 наиболее употребляемых слов глаголов около 2500. Известно, что (слайд 4)
Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
значит дать движение фразе.
Глагол – самая живая часть речи…
Назначение глагола –
выражать само действие.
Попробуем и мы доказать эту мысль. Вставим в текст глаголы движения, затем сравним с авторским вариантом (тексты распечатаны для каждого ученика).
Стилистический эксперимент (слайд 5).
Из-под камня ___________ родник. Он превращается в ручеек, который весело __________ на восток. Ручей радуется, звенит, журчит и потом ____________ вниз. Несколько таких ручейков _______________ в один большой ручей, и он спокойно ___________ по равнине.
Вариант Пришвина: бежит, течет, скатывается, сливаются, льется.
В чем необычность употребления глаголов “звенит, радуется (ручеек)”?
Они употреблены в переносном значении, в литературе этот прием называется олицетворением.
Б) Продолжим разговор о природе, о лесе. Задание на повторение: “Составь предложение”.
– из предложения “Случилось однажды: пропала собака” выписать наречие;
– из предложения “На днях сижу я под своей липой” выписать личное местоимение;
– из предложения “Первый человек проходил эту приболотицу с топором в руке” взять сказуемое;
– из предложения “Вскоре мы вошли в лес” взять обстоятельство места и употребить его с предлогом ПО;
– из предложения “Весь день моросил дождь” взять обстоятельство времени, выраженное неделимым словосочетанием;
– из предложения “К счастью, он вернулся домой с войны” выписать словосочетание со связью примыкание;
– из предложения “Жара спала под вечер” взять обстоятельство времени, выраженное существительным с предлогом”;
– соединить однородные сказуемые союзом И.
Получится предложение: “Однажды я проходил по лесу весь день и вернулся домой под вечер” (Пришвин “Лисичкин хлеб”). Слайд 6. Какое это предложение по количеству грамматических основ? Перестроим его в сложноподчиненное. Составим схемы, при наличии времени выполним синтаксический разбор (один человек работает на закрытой доске).
В) А что он увидел и услышал в лесу? Придумайте свое продолжение рассказа на тему “Лесной разговор” (слайд 7). Воспользуйтесь материалами домашнего задания. Проверка домашнего задания, составление и чтение сочинений-миниатюр.
Г) Морфологический разбор глаголов из составленных предложений.
За несколько минут до этого задания один ученик работает на закрытой доске, отбирает те признаки, которые относятся к глаголу. В итоге должен получиться план морфологического разбора глагола.
1. Общее значение
(Выбранные признаки глагола ученик прикрепляет к магнитной доске)
Д) Выписать глаголы, определить наклонение . Слайд 8. Проверка осуществляется методом взаимоконтроля.
– Вот еще маленький ползок по земле, и Травка бросилась бы на шею человека.
– А сам думал: “Ну ползи, только ползи!”
– Маленький хитрый человек знал, что от одного его малейшего прикосновения собака с визгом радости бросится на него и утопит.
– “Ну, ну!– сказал Антипыч.– Иди ко мне, умница!”
– С визгом радости узнала она хозяина и кинулась к человеку.
Из какого произведения Пришвина эти строки? С каким событием они связаны? Как в литературе в композиции художественного произведения называют этот фрагмент?
Е)Письмо по памяти. Слайд 9. Что общего у этих глаголов? (несов. вида, употр. в начальной форме)
Чуять
Таять
Видеть
Тревожить
Дышать
Прикасаться
Стелить
Пробовать
Бежать
Плакать
Определить процент усвоения информации, памяти учащихся.
Дополнительные задания . – определить спряжение каждого глагола;
– поставить исходный глагол в нужную форму:
“таять” – в изъяв. накл. прош. вр. м. род;
“тревожить” – в повел. накл. мн. ч. с частицей Не;
“прикасаться” – в изъяв. накл. наст. вр. 2 л. мн. ч.;
“видеть” – в изъяв. накл. наст. вр. 2 л. мн. ч.;
“дышать” – употр. в форме безличного гл. с постфиксом СЯ;
– обозначить в глаголах изученные орфограммы (слайд 10)
Проверка осуществляется методом самоконтроля.
Ж) Работа в группах. Кроссворд на тему “Глагол”.
2. Глаголы с постфиксом СЯ (СЬ)
3. Непостоянный признак глагола
5. Роль глагола в предложении
8. Изобразительное средство, в составе которого чаще всего встречается глагол
9. То, что обозначает глагол
1. Наклонение, при котором глагол обозначает желаемое или возможное действие
4. Постоянный признак глагола
5. Часть слова, при помощи которой образуется глагол в повелительном наклонении
6. Глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица или предмета
7. Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с сущ. мест. числит. в Вин. падеже без предлога
Выводы формулируют учащиеся, используя самостоятельно составленный кластер, где отражены особенности глагола как части речи.
Слово учителя: Наш урок хочется закончить словами К.Г. Паустовского, современника М.М. Пришвина: “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, шум садов, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия”. Таким словом можно назвать глагол, о котором мы во время изучения данной темы узнали много нового и интересного.
4. Домашнее задание: упражнение 508, сочинить сказку о глаголе по данному началу “Жил-был Глагол” (по желанию учащихся).Ц е л ь: систематизировать знания о глаголе; отработать навык правописания глаголов; обеспечить усвоение алгоритма морфологического разбора.
I. Орфографическая минутка.
За воздушным змеем, красиво танцует, схватить добычу, съежатся от холода, между веселыми праздниками, опадают листья, на синей юбке, начинает чинить, об умелом работнике.
II. Словарная работа.
З н а к о м с т в о с о с л о в о м «завтра».
1. Объясните значение слова. (На следующий день после сегодняшнего.) (Ожегов С. И.)
2. Отметьте «ошибкоопасные» места.
3. Составьте и запишите предложение с этим словом.
III. Формирование новых знаний.
– Найдите в своем предложении глагол. Что вы можете о нем рассказать?
Сравните свой план рассказа с планом морфологического разбора.
План
морфологического разбора глагола
2. Начальная форма (инфинитив).
3. Спряжение (н. в. б. в.).
8. Член предложения.
В ы п о л н е н и е упражнений 124, 125 по заданию учебника.
– Сделайте морфологический разбор любого глагола.
У п р а ж н е н и е 126 выполняют по вариантам.
– Сделайте морфологический разбор глаголов.
У п р а ж н е н и е 128 выполняют по заданию учебника, под руководством учителя.
V. Самостоятельная работа.
В ы п о л н е н и е упражнения 129, с. 113.
– Расскажите о грамматических признаках глагола.
Домашнее задание: упражнение 131.
На уроке вы сможете научиться производить морфологический разбор глагола, повторите основные понятия, связанные с темой «Глагол». В школе, проводя морфологический разбор глагола, вы показываете свое знание этой темы. Умение определять грамматические признаки может быть основой для других более интересных исследований. Вы сможете изучать историю языка; анализировать, какие грамматические категории использует автор в литературном произведении; проводить сравнительный анализ языков. Инструментом этого служит морфологический разбор.
План морфологического разбора глаголаВопрос: что делать? что сделать? что делаешь? что сделаем? что делал? и т. п.
Общее значение: действие предмета.
Морфологические признаки:Постоянные признаки:вид, переходность, возвратность, спряжение;
Непостоянные признаки:наклонение, время (в изъявительном наклонении), лицо (в повелительном наклонении, в настоящем и будущем времени), род (в условном наклонении и в прошедшем времени в единственном числе), число (во всех формах, кроме неопределенной).
Синтаксическая роль
Схема 1. Непостоянные признаки глагола
Образец: На окраине одного маленького шведского городка вы увидите запущенный сад .
Морфологический разбор глаголаУвидите – глагол;
II. Пост. – сов. вид, перех. невозвр. II спряж.;
Непост. – изъявит. накл. буд.вр. 2л. мн.ч.
Некоторые трудности в морфологическом разборе глаголаТрудность, связанная с аналитическими формами глагола (состоящими из двух слов): ехал бы; буду рисовать; пусть едет. Здесь можно условное наклонение принять за прошедшее время, а будущее сложное за инфинитив, а повелительное наклонение перепутать с настоящим временем. Особенно если в предложении частицы бы или глагол-связка быть стоят отдельно от глагола.
Например: Если бы я завтра приехал. то обязательно пришел бы на день рождения.
Трудность, связанная с омонимичными формами: повелительное наклонение и формы настоящего или будущего времени (Учите, учите ).
повелит. накл. изъявит. накл.
Сравните: Учитеправила основательно. – Если вы учите правила основательно, то будете писать без ошибок.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Задание: прочитайте текст и выполните задания.
Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал. что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел.
Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.
Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (По М. Горькому)
1. Найдите в тексте глаголы.
2. Выпишите примеры глаголов: а) совершенного и несовершенного вида; б) переходных и непереходных; в) возвратных и невозвратных.
3. Определите спряжение глаголов из последнего абзаца.
4. Какой глагол в данном тексте имеет формы разных времен? Как изменяются глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени?
5. Найдите глаголы в форме инфинитива. Определите их синтаксическую функцию. Каким членом предложения еще может быть инфинитив? Приведите свои примеры.
6. Произведите морфологический разбор выделенных слов.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.
Алинка Д Ученик (216), на голосовании 3 года назад
Голосование за лучший ответ
Slasta* Профи (759) 3 года назад
1.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
2.Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
3.Постоянные морфологические признаки:
-вид (совершенный, несовершенный) ;
-возвратность (невозвратный, возвратный) ;
-переходность (переходный, непереходный) ;
4.Непостоянные морфологические признаки:
-наклонение;
-время (в изъявительном наклонении) ;
-число;
-лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении) ;
-род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
5.Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).
Любаня Мыслитель (6637) 3 года назад
Глагол, т. к. обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делать. начальная форма,
- возвратный (если есть суффикс ся) или невозвратный; вид - совершенный (если отвечает на вопрос что Сделать? ) или несовершенный; спряжение - 1 или 2 спряжение.
- употреблён в форме. наклонения (изъявительное, повелительное, условное) ;. времени (в изъявит. накл.). лица или рода (муж. или жен.). числа (ед. или множ. ).
- указать синтаксические признаки ( чем является в предложении - сказуемым, подлежащим или др..)
Создано 13.04.2014 12:52 | Обновлено 05.05.2016 22:26 | Автор: Колесникова Елена | Просмотров: 127391
Морфологический разбор глагола, одной из самых трудных частей речи, опирается на известную опорную схему анализа: сначала определяем общее грамматическое значение слова, потом начальную форму, по которой в дальнейшем выводим постоянные признаки, далее находим словоформу в тексте, устанавливаем непостоянные признаки и синтаксическую роль.
При разборе глагола часто допускаются ошибки в определении вида, хотя нужно всего лишь задать вопросы "что делать?" или "что сделать?" и не перепутать двувидовые глаголы (сов. вид - его казнят завтра; несов. вид - я всю жизнь казню себя за тот поступок).
Путаница выходит и с выяснением переходности глагола. Это свойство означает способность глагола управлять существительным в В.п. без предлога (смотрю фильм, видишь солнце, писал письмо, ловит рыбу, строят дом) и в Р.п. при отрицании (не вижу стола), а также при обозначении какой-либо части (выпить воды, но не всю воду). Даже если в тексте нет зависимого существительного, необходимо его подставить, чтобы убедиться в наличии переходности глагола.
С возвратностью легче справляются, но иногда теряют постфиксы -СЯ, -СЬ в начальной форме.
С определением наклонения тоже не возникает каких-то особых затруднений: реальное действие, которое уже произошло, происходит сейчас или произойдёт, относят к изъявительному, нереальное представлено двумя наклонениями, одно из которых повелительное (идём, идёмте, давай/те пойдём, иди, идите, пусть идёт/идут), а другое условное, его можно называть ещё сослагательным), в этих формах нельзя определить время.
Напомним непостоянные признаки глагола:
он обозначает действие предмета, (безличные глаголы обозначают состояние человека или природы),
имеет формы 1, 2, 3 лица (в настоящем и будущем времени - пою, поём; поёшь, поёте; поёт, поют; а также в повелительном наклонении),
формы рода (только в прошедшем времени изъявительного наклонения, а также в условном наклонении - лежал, лежала, лежало, лежал бы, лежала бы, лежало бы),
формы единственного и множественного числа (стою, стоишь, стоит; стоим, стоите, стоят),
формы изъявительного, условного и повелительного наклонений (сплю, спим, спишь, спите, спит, спят; спал бы, спала бы, спали бы; спи, спите, стой, стойте, оставь, оставьте),
в предложении зависит от подлежащего и согласуется с ним, выполняя роль сказуемого.
у безличных глаголов нет числа и лица (смеркалось, смеркается, будет смеркаться, подморозит, подморозило бы, меня тошнило, тошнит, затошнит), а инфинитив неизменяемая форма и не имеет непостоянных признаков;
все возвратные глаголы являются непереходными;
лицо и род исключают друг друга (я/ты/он пришёл);
выяснить спряжение можно по суффиксу перед -ТЬ неопределённой формы, когда окончания безударные, при ударных окончаниях используем форму 3 лица множественного лица (пить - пьют, лететь - летят, спать - спят);
иногда глагол употребляется в переносном значении: Ну, я пошёл! (прошедшее время в значении будущего), Идёт он вчера по улице (настоящее в значении прошедшего), Вы бы меня угостили, что ли! (условное наклонение в значении повелительного), Знай я раньше об этом, никогда бы не пришёл (повелительное в значении условного).
ПЛАН МОРФОЛОГИЧЕСКОГО РАЗБОРА ГЛАГОЛА
1. Часть речи и общее грамматическое значение.
2. Начальная форма (инфинитив) и морфологические признаки:
Постоянные (П.п.):
- вид,
- переходность,
- возвратность,
- спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- наклонения,
- времени (только в изъявительном наклонении),
- числа,
- лица (только настоящем и будущем времени и в повелительном наклонении),
- род (только в прошедшем времени единственного числа).
3. Синтаксическая роль глагола (простое и составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое).
Давайте перечитаем начало седьмой главы «В гостях у Беорна» из романа-сказки Джона Р.Р. Толкина и выполним морфологический разбор некоторых глаголов.
На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца. Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы, поставить на огонь чайник — и понял: он не дома. На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками, а только холодные остатки вчерашней баранины и крольчатины. А после завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.
На сей раз хоббиту позволили вскарабкаться орлу на спину и примоститься между крыльями. В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился. Солнце всё ещё освещало вершины крайних восточных гор. Утро выдалось прохладным, в долинах и впадинах клубился подкрадывавшийся к ледникам и вершинам туман.
— Не щиплись. — сказал орёл. — Ты же не кролик, хотя похож на него. Не бойся. Нет ничего приятнее прохладного утра и лёгкого ветерка. Что может быть лучше полёта?
Равнину пересекала река, посреди которой торчала то ли скала, то ли каменный холм, напоминавший обломок горы, будто бы сюда его забросил во время игры какой-то великан. Орлы быстро опустились на скалу и оставили там путников.
— Прощайте! Пусть во время похода вам сопутствует удача, пока вы не вернётесь в свои гнёзда! — Так обычно прощаются орлы.
Образцы разборов
На рассвете Бильбо разбудили яркие лучи солнца.
1. (Лучи) разбудили - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Начальная форма (инфинитив): разбудить
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Хоббит вскочил, чтобы посмотреть на часы, поставить на огонь чайник — и понял: он не дома.
1. Посмотреть - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. инфинитив - посмотреть
П.п.
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- II спряжение, исключение.
Н.п.
не имеет, так как не изменяется.
3. Синтаксическая роль: обстоятельство.
На завтрак не было ни чая, ни ветчины с гренками, а только холодные остатки вчерашней баранины и крольчатины.
1. Не было - глагол, так как обозначает состояние предмета.
2. Н. ф. быть
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- не переходный,
- невозвратный,
- I спряжение,
- употреблён в безличном значении.
Непостоянные (Н.п.):
имеет форму
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
А после завтрака нужно было сразу же отправляться в путь.
1. Отправляться - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. инфинитив - отправляться
П.п.
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Н.п.
не имеет, так как не изменяется.
3. Синтаксическая роль: составное глагольное сказуемое.
В лицо дул ветер, и Бильбо зажмурился .
1. (Бильбо) зажмурился - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. зажмуриться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- м. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Солнце всё ещё освещало вершины крайних восточных гор.
1. (Солнце) освещало - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. освещать
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Утро выдалось прохладным, в долинах и впадинах клубился подкрадывавшийся к ледникам и вершинам туман.
1. (Утро) выдалось - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. выдаться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- разноспрягаемый.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ср. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: составное именное сказуемое.
— Не щиплись. — сказал орёл.
1. Не щиплись - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. щипаться
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 2 лица,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Равнину пересекала река, посреди которой торчала то ли скала, то ли каменный холм.
1. (Река) пересекала - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. пересечь
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- ж. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Пусть во время похода вам сопутствует удача, пока вы не вернётесь в свои гнёзда!
1. (Пусть) сопутствует - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. сопутствовать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 3 лица,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
1. (Вы) не вернётесь - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. вернуться
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- 2 лица,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Так обычно прощаются орлы.
1. (Орлы) прощаются - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. прощаться
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- возвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- 3 лица,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
ТренировкаПроизведите морфологический разбор глаголов из следующих предложений:
По небу полуночи Ангел летел, и тихую песню он пел 3. (М.Ю. Лермонтов.)
Арина Петровна встает с своего места и высматривает 3 в дверь, точно ли Улитушка ушла. (М.Е. Салтыков-Щедрин.)
По ночам на обугленно-чёрном небе сияли 3 звёзды. (М.А. Шолохов.)
Выходишь 3 – ослепляет тебя синева. (Н.Г. Астафьева.)
Мы тебя доктором в экспедицию возьмём 3. (В. Козлов.)
Размеры жертвы крокодила мало смущают 3. (В. Песков.)
Вылезай 3 скорее, мышь. Что ты в норке там сидишь?
Листья побежали 3 по дороге. Это значит: осень на пороге.
САМОПРОВЕРКАПо небу полуночи Ангел летел, и тихую песню он пел 3. (М.Ю. Лермонтов.)
1. (Он) пел 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. петь
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- м. рода,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Арина Петровна встаёт с своего места и высматривает 3 в дверь, точно ли Улитушка ушла. (М.Е. Салтыков-Щедрин.)
1. (Арина Петровна) высматривает 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. высматривать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 3 лица,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
По ночам на обугленно-чёрном небе сияли 3 звёзды. (М.А. Шолохов.)
1. (Звёзды) сияли 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. сиять
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Выходишь 3 – ослепляет тебя синева. (Н.Г. Астафьева.)
1. (Ты) выходишь 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. выходить
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- II спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 2 лица,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Мы тебя доктором в экспедицию возьмём 3. (В. Козлов.)
1. (Мы) возьмём 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. взять
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- будущего времени,
- 1 лица,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Размеры жертвы крокодила мало смущают 3. (В. Песков.)
1. (Размеры) смущают 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. смущать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- переходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- настоящего времени,
- 3 лица,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Вылезай 3 скорее, мышь. Что ты в норке там сидишь?
1. Вылезай 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. вылезать
Постоянные (П.п.):
- несовершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- I спряжение.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- повелительного наклонения,
- 2 лица,
- единственного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Листья побежали 3 по дороге. Это значит: осень на пороге.
1. (Листья) побежали 3 - глагол, так как обозначает действие предмета.
2. Н. ф. побежать
Постоянные (П.п.):
- совершенный вид,
- непереходный,
- невозвратный,
- разноспрягаемый.
Непостоянные (Н.п.):
употреблён в форме
- изъявительного наклонения,
- прошедшего времени,
- множественного числа.
3. Синтаксическая роль: простое глагольное сказуемое.
Литература1. Виды разбора на уроках русского языка. Пособие для учителей. - М. Просвещение, 1978.
2. Вороничев О.Е. О логической основе морфологического анализа знаменательных слов / Русский язык в школе и дома. - 2008. - № 1, 4, 6.
3. Литневская Е.И. Поступающим в МГУ им. М.В. Ломоносова. Морфологический разбор на вступительных экзаменах / Русская словесность. - 1995. - № 4.
Морф. разбор частей речи
Морфологический разбор частей речиБогатый, прекрасный и могучий русский язык то и дело вызывает у учащихся вопросы формообразованием, принадлежностью слов к частям речи и толкованием их грамматических свойств. Определить перечисленные характеристики вам поможет план морфологического разбора слова. Морфология — раздел науки о языке, изучающий части речи, а так же их грамматические признаки.
С помощью данного онлайн ресурса вы быстро узнаете как морфологически разобрать слово, на примерах. Вся классификация описана согласно школьным правилам и нормам современного русского языка. Попрактиковавшись, вы научитесь самостоятельно определять многообразные грамматические признаки и делать правильный морфологический разбор частей речи: существительного, прилагательного, глагола и прочих, без нашей онлайн шпаргалки. Для вашего удобства морфологические характеристики каждой конкретной части речи представлены в виде полных схем и сопроводительных примеров.
Морфологические признакиЕсли определение морфологических признаков по таблицам вызывает у вас затруднение, воспользуйтесь автоматическим анализатором. Для этого введите желаемое слово в поисковую строку без грамматических ошибок, и нажмите
«Морфологическая характеристика слова».
Можно единовременно анализировать как единичное слово, так и словосочетание или целое предложение.
Данный русский словарь в считанные секунды проведет морфологический разбор слова онлайн бесплатно и выдаст его план. В онлайн плане морфологического разбора будут отображены общие признаки частей речи:
В случае омонимии словарь предложит несколько вариантов морфологического анализа. Вы выберете подходящий, исходя из контекста предложения.
Морфологический разбор «семеро»: Разбор частей речиДалее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:
1. Самостоятельные части речи:
2. Служебные части речи:
Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:
"Малыш пьет молоко."
Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;
Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).
Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:
"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."
Дамы (кто?) — имя существительное;
Лужину (кому?) — имя существительное;
Ладонью (чем?) — имя существительное;
Пыль (что?) — имя существительное;
(с) Пальто (С чего?) — существительное;
Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:
Полная луна взошла над городом.
Полная (какая?) – имя прилагательное;
Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:
Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.
Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;
Стройная (какая?) — имя прилагательное;
Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;
Голубые (какие?) — имя прилагательное;
Изумительных (каких?) — имя прилагательное;
Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.
Морфологические формы глаголов:
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Его нужно предостеречь.
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
Вошел (что сделал?) — глагол;
Хотите узнать, как сделать морфологический разбор особых форм глагола: деепричастия и причастия? Перейдите в нужный раздел русского морфологического онлайн словаря по ссылкам, из таблицы вверху. Интересуют полные признаки и морфологический разбор остальных частей речи, с примерами? Переходите в нужную категорию, выше.
Словарь по морфологии современного русского языка на сайте How-to-all.com постоянно пополняется свежими материалами. Наряду с разделом по морфологическому разбору слов на сайте есть словарь синонимов. В словаре вы найдете запредельно-объемную базу слов (самую огромную в ру-нете), с уникальной возможностью наполнения и редактирования, под ваши личные задачи.
Если сайт вам пригодился, поделитесь ссылкой на своей странице в соцсети. Благодарим вас за то, что выбрали наш ресурс!