Руководства, Инструкции, Бланки

руководство генеральной прокуратуры рф img-1

руководство генеральной прокуратуры рф

Рейтинг: 4.4/5.0 (1925 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Прокуратура Российской Федерации - это

Прокуратура Российской Федерации это:

Здание Генеральной прокуратуры РФ. 2006 год.

Прокуратура Российской Федерации  — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [1]. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

Отрасли прокурорского надзора и другие направления деятельности прокуратуры. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:

  • за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
  • за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
  • за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;
  • за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
  • уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

Другие направления деятельности прокуратуры:

  • координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью,
  • международное сотрудничество,
  • выпуск специальных изданий.

Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.

Содержание Система прокуратуры

Прокуратура Российской Федерации — единая централизованная система органов и учреждений с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации .

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

  • Генеральная прокуратура Российской Федерации
  • Прокуратуры субъектов Российской Федерации
  • Прокуратуры городов и районов (и другие территориальные прокуратуры)
  • Военная прокуратура
  • Специализированные (транспортные, природоохранные и иные) прокуратуры
  • Научные и учебные учреждения прокуратуры
  • Редакции печатных изданий

Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации возглавляет Генеральную прокуратуру Российской Федерации, назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Заместители Генерального прокурора Российской Федерации (в том числе первый заместитель, Главный военный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации в федеральных округах ) назначаются и освобождаются Советом Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации.

В структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят главные управления (в том числе по федеральным округам), управления, отделы, а также Главная военная прокуратура на правах структурного подразделения. Прокуроры субъектов возглавляют прокуратуры Российской Федерации и назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с субъектами РФ (как правило, с их законодательными (представительными) органами). Иные прокуроры (возглавляющие территориальные и специализированные прокуратуры), а также директора (ректоры ) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрены следующие должности:

В Генеральной прокуратуре Российской Федерации:

  • Генеральный прокурор
  • Первый заместитель Генерального прокурора
  • Заместитель Генерального прокурора
  • Старший помощник Генерального прокурора (Начальники главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, советники, старшие помощники и старшие помощники по особым поручениям)
  • Помощник Генерального прокурора (Заместители начальников главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники и помощники по особым поручениям, помощники по особым поручениям первого заместителя Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора)
  • Старший прокурор и прокурор (В главных управлениях, управлениях и отделах)

В прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Старший помощник прокурора (Начальники управлений, отделов на правах управлений, старшие помощники прокурора)
  • Помощник прокурора (Заместители начальников управлений, начальники отделов в составе управлений, помощники прокурора, помощники прокурора по особым поручениям)
  • Старший прокурор и прокурор (В управлениях и отделах)

В прокуратурах городов, районов и приравненных к ним прокуратурах:

  • Прокурор
  • Первый заместитель прокурора
  • Заместитель прокурора
  • Начальник отдела
  • Старший помощник прокурора
  • Помощник прокурора

Должность «начальник отдела» отсутствует в большинстве прокуратур, вероятно по причине отсутствия необходимости. Старшие помощники и помощники прокурора условно объединены в так называемые «группы», «линии» надзора и подчиняются соответствующему заместителю прокурора. Начальник отдела в районной прокуратуре и приравненной к ней является непроцессуальным лицом и по своему статусу мало чем отличается от старших помощников и помощников прокурора.

Основные полномочия прокуроров

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов и материалов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений. Прокурор (или его заместитель) приносит протест на противоречащий закону (либо нарушающий права и свободы человека и гражданина) правовой акт ; требование об устранении коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах; представление должностному лицу с требованием устранить допущенные нарушения закона и привлечь виновное должностное лицо к дисциплинарной ответственности; обращается в суд с требованием о признании такого правового акта недействительным, выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, объявляет предостережение о недопустимости нарушения закона, рассматривает и проверяет обращения граждан. Прокурор участвует в рассмотрении дел судами, при этом он вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса. Прокурор (или его заместитель) в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационное, частное и надзорное представление [жалобу] на незаконное или необоснованное судебное решение (приговор. определение, постановление). Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуроры осуществляют и иные полномочия, возложенные на них Федеральным законом «О прокуратуре РФ», процессуальным и иным законодательством Российской Федерации.

Следственный комитет при прокуратуре  — С 15 января 2011 года Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации преобразовался в Следственный комитет Российской Федерации. Соответствующий Федеральный закон № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» подписал Президент России 28 декабря 2010 года. Новый закон преобразовал Следственный комитет в полностью самостоятельный федеральный государственный орган. Председатель Следственного комитета Российской Федерации напрямую подчинен президенту Российской Федерации.

Классные чины

Классные чины  — это личные служебные разряды, во многом аналогичные воинским званиям, присваиваемые работникам прокуратуры в соответствии со ст. 41 ФЗ № 2202-1. Они присваиваются в соответствии с занимаемой должностью и стажем работы, свидетельствуя о служебном и профессиональном росте работника. В прокуратуре РФ присваиваются следующие классные чины, в порядке возрастания:

Первоначальный классный чин присваивается работникам органов и учреждений прокуратуры, прошедшим аттестацию и имеющим высшее юридическое образование. Первоначальным классным чином считается любой впервые присваиваемый работнику классный чин. Первоначальный классный чин младшего юриста присваивают работникам, назначенным в порядке исключения на должности помощников прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров, обучающимся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившим третий курс указанных образовательных учреждений, со стажем работы в занимаемой должности не менее 6 месяцев и прошедшим аттестацию. Очередной классный чин таким работникам присваивают по истечении одного года пребывания в предыдущем чине, если до завершения образования остается более одного года, либо по получении высшего юридического образования. Остальным работникам, имеющим высшее юридическое образование и впервые назначенным на должность, присваивается первоначальный классный чин юриста 3 класса. В соответствии с п. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в отдельных случаях в целях обеспечения надлежащей эффективности деятельности органов и учреждений прокуратуры к присвоению Генеральным прокурором Российской Федерации первоначального классного чина могут быть представлены находящиеся на службе работники, не являющиеся прокурорами, а также научные и педагогические работники.

Награды

Приказами Генерального прокурора РФ от 10 января 2007 года № 1 «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „Почётный работник прокуратуры Российской Федерации“», от 2 февраля 2007 г. № 107-к «Об утверждении Положения о нагрудном знаке „За безупречную службу“» и от 06 апреля 2007 года № 393 «О наградах прокуратуры Российской Федерации» были учреждены ведомственные награды прокуратуры Российской Федерации [2] .

Руководство Смотреть что такое "Прокуратура Российской Федерации" в других словарях:

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. См. также: Прокуратура Российской Федерации Прокуратура Российская Федерация … Финансовый словарь

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными… … Словарь юридических понятий

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — централизованная система федеральных органов государства, призванная обеспечить единство (единообразное применение) законности на всей территории РФ. В гл. 7 Конституции РФ Судебная власть содержится специальная статья, закрепляющая… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Военная прокуратура Российской Федерации — Для улучшения этой статьи желательно. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное. Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Допо … Википедия

Президенты Российской Федерации — Действующий Президент России Дмитрий Медведев Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия

Правительство Российской Федерации — Правительство России Белый Дом России Дом правительства Рос … Википедия

Министерства Российской Федерации — Здание Правительства РФ (Белый дом) в Москве. Политика Портал:Политика Россия Эта статья часть серии: Политика и правительство России … Википедия

Книги
  • Прокуратура Российской Федерации. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная… Подробнее Купить за 1500 руб
  • Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. Братановский С. Н. Урываев А. В. Прокуратура традиционно занимает особое место в механизме российского государства, выполняя в нем функции повышенной социально-политической значимости. Создание прокуратуры как… Подробнее Купить за 350 руб
  • Сборник законов Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 15 октября 2011 года. Отсутствует. Издание представляет собой сборник законов Российской Федерации с изменениями и дополнениями на 15 октября 2011 года. • Конституция Российской Федерации. • Основы конституционного… Подробнее Купить за 149.9 руб электронная книга
Другие книги по запросу «Прокуратура Российской Федерации» >>

Другие статьи

Руководство генеральной прокуратуры рф

Руководство генеральной прокуратуры рф


— Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — Научно. Генеральная прокуратура Российской Федерации. 125993, ГСП-3, Россия, Москва ул. Настоящая Инструкция разработана в соответствии со ст. По поручению
Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей. Родился в 1958 году в г. В
1980 году окончил. В соответствии со статьей 9 Федерального закона №294 «О защите прав. Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации — федеральное государственное. Законодательство — законы и кодексы Российской Федерации. Полные тексты документов в. ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИИ. УСЛОВИЯ ПОСТУПЛЕНИЯ И ОБУЧЕНИИЯПрокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов. В соответствии со статьей 9 Федерального закона №294 «О защите прав. Первым заместителям Генерального прокурора Российской Федерации.
Учитывать, что настоящая Инструкция устанавливает общие принципы и. 586078 Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации — федеральное. Руководство[править | править исходный текст]. Список заместителей
генерального прокурора Российской Федерациии. 16 окт 2013. Согласно поступившим двум сопроводительным письмам из Генеральной
прокуратуры Российской Федерации меры по. 22 ноя 2013. Немощные потуги прокуратуры Санкт-Петербурга после требований
Руководства Генеральной прокуратуры РФ. 22nd, 2013 at. 15 октября 2013 г. заместитель Генерального прокурора Российской
Федерации Зайцев С. принял участие в заседании Координационного
совета. Полномочия Генерального прокурора Российской Федерации по руководству
системой прокуратуры Российской Федерации. [Закон "О Прокуратуре. 2013: обновлена информация о кафедре прокурорского надзора за исполнением законов в ОРД. Информационные материалы по аспектам работы Генеральной прокуратуры Российской. Настольная книга прокурора (под общ. Кехлерова и О. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе. Высшее звено. 30 апр 2013. Руководство Генеральной прокуратуры отчиталось о доходахх. При любом использовании опубликованной на сайте информации ссылка на управление.

Свежие записи Архивы Рубрики Метки

Структура Генеральной прокуратуры РФ

Прокурорский надзор
  • Понятие, задачи, правовые основы и значение прокурорского надзора в Российской Федерации. «Прокурорский надзор» как учебная дисциплина
    • Предмет и система учебной дисциплины «Прокурорский надзор»
    • Прокурорский надзор как особый вид государственной деятельности
    • Цель и задачи прокурорского надзора в Российской Федерации
    • Правовое регулирование прокурорского надзора
  • Возникновение и основные исторические этапы развития российской прокуратуры
    • Досоветский период развития органов и учреждений прокуратуры в России
    • Развитие органов и учреждений прокуратуры в советский период
    • Правовое регулирование организации и деятельности прокуратуры на современном этапе ее развития
  • Система, принципы организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации
    • Прокуратура Российской Федерации как единая централизованная система органов и учреждений
    • Понятие и система принципов организации и деятельности органов прокуратуры
    • Система органов прокуратуры в Российской Федерации
      • Структуру Генеральной прокуратуры РФ
    • Территориальные прокуратуры
    • Специализированные прокуратуры
  • Прокурорский надзор за исполнением законов
    • Сущность, объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов
    • Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов
    • Организация прокурорского надзора за исполнением законов
    • Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ
  • Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Сущность, задачи и предмет прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Полномочия прокурора по осуществлению надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
    • Организация прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве
    • Организация прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних
  • Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
    • Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
    • Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
    • Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно-разыскной деятельности
    • Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность
  • Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие
    • Понятие, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов при производстве предварительного расследования
    • Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
    • Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия
    • Организация работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам
    • Организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания
    • Прокурорский надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела
  • Прокурорский надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Сущность, задачи, объекты, предмет и полномочия прокурора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу
    • Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания
    • Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями мест содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений
  • Надзор за исполнительным производством
    • Понятие, предмет и субъекты надзора за исполнительным производством
  • Участие прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел
    • Сущность и основные задачи участия прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства
    • Участие прокурора в стадии подготовки к судебному заседанию
    • Участие прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции
    • Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной и кассационной инстанций
    • Участие прокурора в стадии надзорного производства
    • Сущность, задачи и общие условия участия прокурора в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел
  • Другие направления деятельности прокуратуры
    • Организация работы с жалобами, заявлениями и обращениями граждан
    • Участие органов прокуратуры в международном сотрудничестве
    • Участие прокурора в правотворческой деятельности
    • Участие прокурора в проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
    • Ведение государственного единого статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состоянии следственной работы и прокурорского надзора в органах прокуратуры
Структура Генеральной прокуратуры РФ

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлении, в составе управлений).

1. Главное организационно-инспекторское управление:

Аппарат Генерального прокурора Российской Федерации;

2. Управление кадров.

3. Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства:

Управление по надзору за исполнением законодательства в сфере экономики;

Управление по надзору за соблюдением прав и свобод граждан;

Отдел но надзору за исполнением законодательства в экологической сфере;

Отдел по надзору за исполнением законодательства о безопасности дорожного движения;

Одел документационного обеспечения.

4. Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере.

5. Главное управление по надзору за следствием:

Управление по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации;

Управление по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России;

Отдел документационною обеспечения.

6. Управление по надзору за производством дознания и оперативно-разыскной деятельности.

7. Управление по надзору за расследованием особо важных дел.

8. Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму.

9. Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

10. Главное управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами:

Управление по обеспечению участия прокуроров в кассационном производстве Верховного Суда Российской Федерации;

Управление по обеспечению участия прокуроров в надзорной стадии уголовного судопроизводства:

Отдел по поддержанию государственного обвинения;

Отдел документационного обеспечения.

11. Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

12. Управление но надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.

13. Правовое управление.

14. Главное управление между народно-правового сотрудничества:

Управление правовой помощи;

Управление международного прав;».

15. Управление взаимодействия со средствами массовой информации.

16. Первый отдел (на правах управления).

17. Главное управление обеспечения деятельности органов и учреждений прокуратуры:

Управление документационного и методического обеспечения;

Управление по рассмотрению обращений и приему граждан:

Отдел по приему граждан;

Отдел по рассмотрению обращений;

Отдел административно-хозяйственной и договорной работы;

Отдел контрольно-ревизионной работы (на правах управления).

18. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Южном федеральном округе.

19. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе.

20. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Центральном федеральном округе.

21. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Западном федеральном округе.

22. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе.

23. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Уральском федеральном округе.

24. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Сибирском федеральном округе.

25. Управление Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе.

26. ФГОУ НПО «Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации».

Начальники главных управлении, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ.

В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.

Генеральный прокурор РФ имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором.

Полномочия Генерального прокурора РФ по руководству системой прокуратуры Российской Федерации определены федеральным законодательством о прокуратуре и заключаются в следующем.

Генеральный прокурор РФ руководит системой прокуратуры, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социальною обеспечения указанных работников.

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ. определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры. Он также назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместителей.

Генеральный прокурор РФ несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом «О прокуратуре РФ».

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно- консультативном совете утверждено приказом Генерального прокурора РФ № 1 от 3 января 1996 г. «Об образовании при Генеральной прокуратуре РФ научно-консультативного совета».

В соответствии с этим положением научно-консультативный совет является консультативным органом при Генеральной прокуратуре РФ. Целью деятельности научно-консультативного совета является научное содействие органам прокуратуры Российской Федерации в выполнении задач, возложенных на них Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

Решения совета носят рекомендательный характер и принимаются большинством голосов присутствующих членов совета. Затем эти рекомендации направляются для рассмотрения руководству, которое принимает решение об их практическом использовании. В необходимых случаях они могут направляться в законодательные органы, а также в управления, отделы и институты Генеральной прокуратуры, подчиненные органы прокуратуры для совершенствования прокурорской практики.

Научно-консультативный совет возглавляется председателем совета — Генеральным прокурором РФ и утверждается им в составе: заместителей председателя совета, ответственного секретаря и членов совета из числа ученых-юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов сроком на пять лет. Численность совета определяется Генеральным прокурором.

В соответствии с указом Президента РФ «О полномочном представителе Президента в Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 (с изменениями от 7 сентября 2010 г.) в Российской Федерации были созданы семь федеральных округов. В связи с этими административными преобразованиями в структуре управления государственной властью на основании приказа Генерального прокурора РФ № 98 от 5 июня 2000 г. «Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах» в этих федеральных округах были созданы самостоятельные управления Генеральной прокуратуры.

Управления Генеральной прокуратуры РФ созданы в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском. Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры в Северо-Кавказском округе возложены на Управление Генеральной прокуратуры РФ в Северо-Кавказском федеральном округе.

На управления Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах возложены следующие полномочия:

  • координация деятельности всех правоохранительных органов, находящихся в пределах федерального округа, по борьбе с преступностью;
  • надзор за исполнением законов федеральными органами, находящимися в пределах федерального округа, органами контроля, их должностными лицами;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, органами контроля, их должностными лицами;
  • надзор за исполнением законов федеральными органами в округах, осуществляющими дознание и оперативно-разыскную деятельность.

При выполнении возложенных функций управления Генеральной прокуратуры РФ не подменяют прокуратуры субъектов РФ, а взаимодействуют с ними и вправе вмешиваться в их деятельность только тогда, когда для устранения нарушении законности полномочий прокурора субъекта Федерации недостаточно либо имеются иные причины и обстоятельства.

Потребление памяти: 0.5 Мб

Генеральная прокуратура Российской Федерации

Генеральная прокуратура Российской Федерации входит в систему органов прокуратуры и является высшим звеном системы органов прокуратуры, возглавляя и координируя деятельность всех вышестоящих прокуратур, обеспечивая единство и централизацию всей системы. Общее руководство и управление Генеральной прокуратурой Российской Федерации осуществляет Генеральный прокурор РФ, который имеет первого заместителя и заместителей, советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Генеральным прокурором РФ издаются обязательные для исполнения всеми работниками прокуратуры организационно-распорядительные документы, определяются должностные обязанности заместителей Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников и помощников по особым поручениям, начальников главных управлений, управлений и отделов на правах управлений или в составе управлений, при необходимости - иных работников, устанавливается компетенция структурных подразделений, научных и образовательных учреждений Генеральной прокуратуры РФ, утверждаются официальные символы и их описание.

Генеральный прокурор РФ имеет в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ полномочных представителей, компетенцию и формы деятельности которых, он и определяет. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия, возглавляемая Генеральным прокурором РФ. В состав коллегии по должности входят первые заместители и заместители Генерального прокурора РФ. Кроме того, по решению Генерального прокурора РФ в состав коллегии могут быть введены другие лица. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора, организации и осуществления уголовного преследования, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генпрокуратуры РФ, прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров. По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Генпрокуратуры РФ и коллегий федеральных органов исполнительной власти.

Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной или иной охраняемой законом тайны. Решение о приглашении на заседание коллегии представителей средств массовой информации и объеме предоставляемой им информации принимает Генеральный прокурор РФ. На заседании ведется протокол, а по указанию председателя коллегии - аудио- (или) видеозапись.

Коллегия правомочна принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствовавших на заседании членов коллегии и Генеральный прокурор РФ. Особое мнение члена (членов) коллегии отражается в протоколе заседания, который в этом случае должен быть подписан также лицом, высказавшим особое мнение. В случае возникновения разногласий по обсуждаемому коллегией вопросу окончательное решение принимается Генеральным прокурором РФ. Решения коллегии обязательны для исполнения всеми прокурорскими работниками и реализуются путем издания приказов Генерального прокурора РФ.

Вопросы организации и осуществления прокурорской деятельности, не требующие обсуждения на заседании коллегии, рассматриваются на оперативных совещаниях при Генеральном прокуроре РФ, его первых заместителях и заместителях, а также при начальниках подразделений Генеральной прокуратуры РФ. Оперативные совещания проводятся по мере необходимости. Порядок и сроки их проведения, круг участников определяются в каждом конкретном случае руководителем, который проводит совещание.

Наряду с заседаниями коллегии Генеральной прокуратурой РФ проводятся Координационные совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, которые созываются Генеральным прокурором РФ и проходят под его председательством. Координационная деятельность по борьбе с преступностью соответствующих структур правоохранительных органов в федеральном округе осуществляется Главным управлением или управлениями Генпрокуратуры в федеральных округах, которые обеспечивают организацию и проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов в соответствующих федеральных округах. Созывают и возглавляют такие координационные совещания заместители Генерального прокурора РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). В соответствии с утвержденными Генеральным прокурором РФ положениями о подразделениях руководители главных управлений, управлений и отделов организуют их работу, определяют служебные обязанности работников, устанавливают их взаимозаменяемость, организуют исполнение поручений Генерального прокурора РФ и его заместителей, а в необходимых случаях исполняют такие поручения лично. Деятельность подразделений Генпрокуратуры РФ осуществляется по предметному, зональному и (или) предметно-зональному принципам в соответствии с планами работы, разработанными на основе изучения положения дел.

Руководители главных управлений, управлений и отделов Генпрокуратуры РФ обязаны организовывать работу с обращениями и приемом граждан, должностных и иных лиц, за что несут персональную ответственность. Непосредственные исполнители несут ответственность за соблюдение требований организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ при разрешении конкретных обращений.

Главные управления, управления и отделы, Академия Генеральной прокуратуры РФ осуществляют информационно-аналитическую работу в целях совершенствования организации и управления в системе прокуратуры РФ, определения приоритетных направлений деятельности, формирования планов, подготовки организационно-распорядительных и информационно-справочных документов Генеральной прокуратуры РФ. Для этого они организуют систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлению своей деятельности, используя статистические показатели, материалы прокурорских проверок, уголовных, гражданских и арбитражных дел, производств об административных правонарушениях, данные контролирующих органов, обращения граждан, сообщения средств массовой информации и иные сведения, характеризующие состояние законности и правопорядка.

В частности, Академия Генпрокуратуры РФ осуществляет комплексный анализ состояния законности и правопорядка в стране, действенности прокурорского надзора, дает прогноз основных тенденций в состоянии законности, динамике и структуре преступности и два раза в год представляет Генеральному прокурору РФ информационно-аналитическую записку с научно обоснованными предложениями о мерах по повышению действенности прокурорского надзора, совершенствованию правоприменительной практики и текущего законодательства. Главное организационно-инспекторское управление осуществляет информационно-аналитическую деятельность в целях организационного обеспечения Генерального прокурора РФ, готовит предложения по совершенствованию организации и повышению эффективности работы органов прокуратуры, организует государственное и ведомственное статистическое наблюдение и отчетность Генпрокуратуры, сбор и анализ иной информации по вопросам оперативного управления в системе прокуратуры, оказывает методическую и практическую помощь по этим вопросам подразделениям Генпрокуратуры, прокуратурам субъектов РФ, приравненным к ним специализированным прокуратурам. При этом это управление обеспечивает подготовку проекта ежегодного доклада Генерального прокурора РФ Президенту РФ и палатам Федерального Собрания РФ о состоянии законности и правопорядка в стране, работе органов прокуратуры по их укреплению на основании аналитических материалов, подготовленных главными управлениями, управлениями и отделами Генпрокуратуры, прокурорами субъектов РФ, приравненными к ним прокурорами специализированных прокуратур. Организационно-методические (аналитические) подразделения во взаимодействии с иными структурными подразделениями главных управлений и управлений анализируют эффективность и организацию работы этих подразделений, результаты прокурорского надзора и других направлений деятельности органов прокуратуры. Прокурорские работники осуществляют сбор и накопление материалов для их дальнейшей аналитической обработки, систематически обобщают результаты прокурорской работы на основе имеющихся сведений, материалов и документов по закрепленному предмету и зоне деятельности, по результатам обобщения которых, подразделения Генпрокуратуры РФ разрабатывают организационно-распорядительные и информационно-методические документы.

В целях проведения проверок или оказания помощи в организации их работы, изучения положительного опыта, проверок обстоятельств чрезвычайных происшествий, разрешения непосредственно на месте обращений о грубых нарушениях закона, участия в судебных заседаниях и в других случаях сотрудники Генпрокуратуры РФ осуществляют выезды в прокуратуры субъектов РФ. Такие выезды могут быть как плановыми, так и осуществляться по поручению Генерального прокурора РФ и его заместителей. Состав группы для выезда определяется организационным управлением по согласованию с начальниками подразделений и утверждается Генеральным прокурором РФ или его заместителем. Группы по проведению комплексных проверок деятельности подчиненных прокуратур возглавляют заместители Генерального прокурора РФ, начальники главных управлений или самостоятельных управлений, при проведении проверок по отдельным направлениям работы - начальники главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры РФ. По указанию руководства Генеральной прокуратуры РФ для участия в проверках могут привлекаться работники прокуратур субъектов РФ, преимущественно из числа находящихся в резерве на выдвижение.

Осуществление контроля за исполнением приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора РФ, решений коллегии Генеральной прокуратуры, постановлений Координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов, выполнением плановых мероприятий возлагается на заместителей Генерального прокурора РФ, начальников структурных подразделений, а также организационное управление Главного организационно-инспекторского управления. Контроль обеспечивается систематическим истребованием начальниками подразделений, а также организационным управлением информации об исполнении организационно-распорядительных документов, поручений руководства Генеральной прокуратуры РФ, разрешении обращений.

В Генеральной прокуратуре РФ на правах структурного подразделения существует Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора РФ - Главным военным прокурором, который руководит деятельностью органов военной прокуратуры, обеспечивает подбор, расстановку и воспитание кадров, проводит аттестацию военных прокуроров, издает приказы и указания, обязательные для исполнения всеми военными прокуратурами. Структуру Главной военной прокуратуры составляют управления, отделы (самостоятельные и в составе управлений), канцелярия и приемная.

В Главной военной прокуратуре образуется также коллегия в составе Главного военного прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Главным военным прокурором. О назначение прокуроров на должность вы можете прочитать в соответствующей статье. Коллегия является совещательным органом, правомочным принимать решения при наличии кворума (не менее половины состава всех членов коллегии). На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов военной прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора и расследования уголовных дел, участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах, заслушиваются отчеты руководителей структурных подразделений Главной военной прокуратуры, военных прокуроров окружного звена и других должностных лиц органов военной прокуратуры. По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Главной военной прокуратуры и коллегий Министерства обороны РФ, других войск, воинских формирований и органов. Решения коллегии Главной военной прокуратуры реализуются как непосредственно, так и путем издания приказов, указаний и иных организационно-распорядительных документов.

Координационные совещания руководителей правоохранительных органов по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах созываются Главным военным прокурором и проходят под его председательством. (Не забудьте прочитать о положении прокурора в уголовном процессе - прим. VoxLex.ru) На совещания, в зависимости от обсуждаемых вопросов, могут приглашаться представители других государственных органов и общественных организаций.

Управления и другие самостоятельные структурные подразделения Главной военной прокуратуры организуют работу всей системы органов военной прокуратуры по закрепленным направлениям деятельности и предметам; контролируют исполнение в нижестоящих военных прокуратурах приказов и указаний Генерального прокурора РФ и Главного военного прокурора; накапливают и анализируют поступающие в Главную военную прокуратуру документы, материалы и информацию по вопросам организации работы подчиненных прокуратур, состояния законности, правопорядка и борьбы с преступностью в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, прокурорской практики, прогнозируют развитие ситуации; готовят предложения руководству Главной военной прокуратуры по направлениям деятельности.

Структурные подразделения Главной военной прокуратуры также занимаются информационно-аналитической работой: обеспечивают систематический сбор, накопление и анализ информации о состоянии законности и правопорядка по направлению своей деятельности.

Как уже отмечалось, в структуру Генеральной прокуратуры РФ как самостоятельные структурные подразделения входят управления в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Северо-Кавказском и Южном федеральных округах. Деятельность управлений в федеральных округах призвана обеспечить верховенство закона, единство и укрепление законности и правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства на территории федеральных округов. В этих целях управления организуют и контролируют деятельность прокуратур субъектов РФ в округе по надзору за соблюдением положений Конституции РФ, федеральных законов в сфере государственного строительства и федерализма, исполнением законов при реализации приоритетных национальных проектов, при подготовке и проведении выборов, законов о борьбе с терроризмом и экстремизмом, о государственной и муниципальной службе, о труде в части обеспечения прав граждан на своевременное и полное вознаграждение за труд, получение пенсий и пособий, законодательства, регулирующего вопросы тепло- и электроснабжения; осуществляют прокурорский надзор за исполнением законов в округе, организуют и обеспечивают поддержание государственного обвинения по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены заместителями Генерального прокурора РФ в округах, а также по их поручению - по иным уголовным делам о наиболее опасных и общественно значимых преступлениях; анализируют и обобщают данные о состоянии законности и правопорядка на территории федеральных округов, участвуют в формировании государственной и ведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры; обеспечивают координацию деятельности федеральных правоохранительных органов в округе по борьбе с преступностью; осуществляют иные функции, вытекающие из возложенных на управления задач.

В Генеральной прокуратуре РФ действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Согласно Положению о научно-консультативном совете при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, утвержденным приказом Генеральной прокуратуры РФ от 3 января 1996 г. N 1, целью деятельности научно-консультативного совета является научное содействие органам прокуратуры РФ в выполнении задач, возложенных на них Федеральным законом "О прокуратуре РФ". Следует иметь в виду, что решения Совета носят рекомендательный характер и принимаются большинством голосов присутствующих членов Совета. Решения Совета направляются для рассмотрения руководству, которое принимает решение об их практическом использовании. В необходимых случаях они могут направляться в законодательные органы, а также в управления, отделы и институты Генеральной прокуратуры, подчиненные органы прокуратуры для совершенствования прокурорской практики. Заседания Совета протоколируются. Научно-консультативный совет взаимодействует с управлениями и отделами аппарата, учеными советами институтов Генеральной прокуратуры, устанавливает связи и поддерживает контакты с аналогичными советами правоохранительных органов, учеными советами юридических научно-исследовательских институтов и учебных заведений.

Возглавляет научно-консультативный совет председатель Совета - Генеральный прокурор РФ, который утверждает состав Совета: заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета из числа ученых юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов сроком на пять лет.

Предложения о рассмотрении вопросов научно-консультативным советом вправе вносить руководители Генеральной прокуратуры РФ, подразделений аппарата, директора институтов, прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры, члены научно-консультативного совета. Для участия в заседаниях Совета могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний, руководящие и иные работники органов прокуратуры, не являющиеся членами Совета.

В рамках своей деятельности научно-консультативный совет обсуждает и вырабатывает научно-обоснованные рекомендации по проблемным вопросам прокурорского надзора, правотворческой деятельности, правоприменительной практики; рассматривает предложения по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями, совершенствованию координации деятельности правоохранительных органов, предварительного следствия, государственного обвинения в суде; обсуждает по поручению Генерального прокурора РФ проекты законодательных и иных актов, по которым в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, вносятся предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене; дает по поручению Генерального прокурора РФ экспертные заключения по поступившим в Генеральную прокуратуру проектам законодательных актов, подготовленных компетентными органами; вырабатывает с другими правоохранительными органами согласованные позиции по законопроектам в сфере борьбы с преступностью и охране правопорядка; проводит по поручению Генерального прокурора РФ научные экспертизы по спорным или недостаточно урегулированным вопросам применения законов, разрабатывает соответствующие рекомендации; оказывает методическую помощь консультативным советам прокуратур субъектов Федерации, военных и других специализированных прокуратур, координирует работу этих советов.

Работа научно-консультативного совета освещается в Бюллетене Генеральной прокуратуры, журнале "Законность", других изданиях и средствах массовой информации.

Автор: Ласкина Н.В.