Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда на железнодорожном транспорте img-1

инструкция по охране труда на железнодорожном транспорте

Рейтинг: 4.4/5.0 (1906 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Охрана труда на железнодорожном транспорте

Охрана труда на железнодорожном транспорте Введение Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников. Никакие производственные показатели не должны ставиться выше, чем обеспечение безопасности человека. Попадая в зону работы железнодорожного транспорта, человек подвергается повышенной опасности механического травматизма, электротравматизма, вредного воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей, загрязненного атмосферного воздуха. Безопасность работника в условиях любого сов ременного производства обеспечивается правовой, социально-экономической, организационно-технической, санитарно-гигиенической, лечебно-профилактической защитой. Защита человека - основа охраны труда. Главное же то, чему и как в области охраны труда научили будущего специалиста в школе, колледже, институте. Профессиональная грамотность, а также привитая при обучении культура четкого соблюдения норм и правил, регламентированных правовыми и нормативными документами, значительно снизят вероятность травмирования или возникновения у работника профессиональных заболеваний. Специфичность условий функционирования железнодорожного транспорта, особенности производственных процессов в данной отрасли, сложность, новизна и разнообразие технологий, их частая смена, быстродействие современных машин и механизмов, сложность и определенная опасность процессов их обслуживания заставляют уделять значительное место идеологии безопасности, определяют профессиональные задачи и направленность охраны труда в этой отрасли. Производственная безопасность как жизненная позиция работников железнодорожного транспорта обеспечивается необходимыми знаниями о грозящих человеку на транспорте опасностях и вредных факторах, соблюдением определенных правил взаимодействия человека с техникой и с производственной средой. Каждому специалисту, в сфере его должностных обязанностей, следует уметь идентифицировать опасности, для чего необходимо знать их суть и возможные источники возникновения. 1. Анализ уровня травматизма на железнодорожном транспорте по Донецкой области Из всего разнообразия причин несчастны х случаев, происходящих на железнодорожном транспорте, можно выделить три основные группы: организационные, технические, санитарно-технические. К организационным причинам относятся недостатки в обучении работающих безопасным методам труда и в инструктаже, нарушение режима труда и отдыха; привлечение к работе лиц не по специальности; отсутствие предупредительных надписей, надзора за производством работ, средств индивидуальной защиты. Технические причины включают: конструктивные недостатки оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных и энергетических систем, несовершенство средств индивидуальной защиты. К санитарно-техническим причинам относятся неблагоприятные метеорологические условия, нерациональное освещение рабочих мест, стесненность производственных помещений, шум на рабочих местах, уровень которого превышает допустимые нормы, загрязненность и загазованность воздушной среды, вредные излучения, вибрация. За период с 2008 по 2011 год существенно сократилось количество случаев производственного травматизма: в обособленных структурных подразделениях железнодорожного хозяйства произошло 25 случаев, из них 2 со смертельным исходом. Причинами произошедших случаев послужило нарушение инструкций по охране труда и требований техники безопасности. В частности: - необеспечение безопасного прохода персонала к месту проведения работ, отсутствие контроля со стороны должностных лиц за организацией безопасных условий труда и предупреждением производственной ситуации, создающей угрозу жизни и здоровью работников в месте проведения работ; - нарушение пострадавшим должностной инструкции, личная неосторожность; - выполнение определенных видов работ, не имея на то разрешения; - нарушение работниками типовых инструкций; - травмирование вследствие противоправных действий других лиц; - неиспользование средств индивидуальной защиты, недооценка степени риска. Распределение количества потерпевших в случаях производственного травматизма за 2008-2011 годы по основным причинам Таблица 1. Из таблицы видим, что одной из основных причин произошедших случаев производственного травматизма являются невыполнение пострадавшими инструкций по охране труда и личная неосторожность. Однако не следует забывать и о том, что несоблюдение должностных инструкций и невыполнение требований охраны труда работниками железнодорожного транспорта ведет так же к непроизводственным несчастным случаям. И хотя за 7 месяцев 2012 года травматизм на железных дорогах Донецкой области уменьшился на 25,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлым годом - с начала 2012 года на станциях Донецкой железной дороги было травмировано 53 человека, против 71 пострадавшего в 2011 году - необходимо принимать меры для поддержания тенденции спада травматизма как производственного, так и непроизводственного. 2. Характеристика вредных и опасных факторов, присущих отрасли железнодорожного транспорта Человечество, решая задачи своего материального благосостояния и комфортности жизни, непрерывно воздействуют на окружающий мир. Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число опасных и вредных факторов, воздействующих на него и окружающую среду. Опасный фактор - это фактор, который при кратковременном воздействии (даже однократном) на человека приводит к развитию заболевания, травматизму, ожогам, увечью или смертельному исходу. Это могут быть ударная волна, опасные химические вещества, транспорт. Вредный фактор - фактор, который при длительном воздействии на организм человека приводит к нарушению состояния здоровья, ухудшению самочувствия, снижению работоспособности, развитию болезней и даже смерти. К вредным факторам относятся повышенный шум и вибрация, электромагнитные и ионизирующие излучения, повышенная или пониженная температура, влажность, давление. В зависимости от продолжительности действия, а также уровня доз или концентрации вредных веществ или соединений они могут стать опасными. Носителями опасностей в транспортной среде могут являться: человек, подвижной состав, машины, станки, инструменты, здания, сооружения, дороги, используемая энергия, материалы, технологии, информатизация и т.п. Носителями вредности - шумы, вибрации, пыли, электромагнитные поля, неблагоприятные микроклиматические условия, химические вещества и др. Железнодорожный транспорт как среда, в которой формируются факторы повышенной опасности и вредности, создает для работников на их рабочих местах комплексы негативных воздействий, определяя их сочетанное влияние на человека. Прежде всего, это относится к рабочим местам работников путевых машинных станций (ПМС). Они представляют собой значительную профессиональную группу работников железнодорожного транспорта, здоровье которых зависит от целого комплекса производственных факторов. Высокие уровни шума (113. 116 дБА). Уровни вибрации на большинстве машин по ремонту пути так же значительно превышают нормируемые величины. На машинах вибрационно-прессового принципа действия вертикальные колебания на полу и сиденьях превышают допустимые уровни почти в шесть раз. На машинистов оказывают негативное воздействие тепловые и электромагнитные излучения, акустические и вибрационные колебания. В современных двигателях внутреннего сгорания только 50% энергии, выделяющейся при сгорании топлива, переходит в полезную механическую энергию, остальная - в основном в тепловую, создавая неблагоприятные микроклиматические условия на рабочем месте. Объекты железнодорожного транспорта потребляют большое количество кислот, щелочей и других химикатов, которые отработав, могут попасть в стоки, а затем, после недостаточной очистки, - в сбросы, далее в реку, откуда возвращаются в производственную и бытовую среду. Такими загрязняющими объектами являются промывочно-пропарочные пункты обработки вагонов, шпалопропиточные заводы, локомотивные и вагонные депо. Загрязнение водных объектов негативно сказывается на здоровье населения железнодорожных поселков, примыкающих к указанным объектам. Загрязнение рабочих зон происходит распыляемыми сыпучими грузами. При погрузке и выгрузке они попадают в организм работников, осуществляющих грузовые операции, при транспортировании - в организм путевых рабочих, нанося таким образом ущерб здоровью и сокращая продолжительность жизни людей. 3. Мероприятия по снижению уровня травматизма на железнодорожном транспорте железнодорожный транспорт травматизм На основании анализа производственного травматизма и выявленных причин несчастных случаев разрабатываются меры по предупреждению травматизма на производстве (технические, организационные, санитарно-гигиенические, правовые и экономические). Эти меры осуществляются как в период проектирования, так и в период строительства и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Технические мероприятия направлены на создание и внедрение новых технологий и современных безопасных видов производственного оборудования, снижающих вредное воздействие негативных факторов физической природы на человека и природную среду. Кроме того, в технические мероприятия входит разработка и внедрение эффективных средств коллективной и индивидуальной защиты от действия вредных и опасных факторов, приборов контроля, средств изоляции источников негативного фактора, а также средств поглощения опасных факторов. Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают разработку: - нормативов на оптимальные и допустимые параметры среды в рабочем помещении; - мероприятий, обеспечивающих нормализацию параметров производственной среды; - критериев для оценки условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса; - методов обязательного контроля за состоянием производственной среды; - профилактических мероприятий медицинского характера. К организационным мероприятиям относятся: выбор рациональных режимов работы оборудования; ограничение места и времени нахождения персонала в зоне вредного воздействия оборудования, регламентация режимов работы и отдыха. К правовым мероприятиям относятся: система правовых норм и нормативов, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда на государственной основе (законы, постановления, распоряжения, стандарты ГОСТ, ССБТ), правила, инструкции, санитарно-эпидемиологические и санитарные нормы и правила, а также проведение инструктажей по технике безопасности, контроль выполнения должностных инструкций, предписаний, аттестация рабочих мест, применение различного рода наказаний за невыполнение правил техники безопасности. Заключение В любой деятельности человека, особенно в производственной, не исключается вероятность наступления негативного события: травмы, заболевания, инвалидности, смерти, ущерба здоровью. Предприятия и организации несут большие финансовые затраты и моральные потери при возникновении профессиональных заболеваний, а также в случаях производственного травматизма работников. Это заставляет постоянно возвращаться к изучению сущности негативных факторов и их источников, к проблемам влияния производственной среды на жизнь и здоровье человека. Производственная безопасность как жизненная позиция работников железнодорожного транспорта обеспечивается необходимыми знаниями о грозящих человеку на транспорте опасностях и вредных факторах, соблюдением определенных правил взаимодействия человека с техникой и с производственной средой. Каждому специалисту, в сфере его должностных обязанностей, следует уметь идентифицировать опасности, для чего необходимо знать их суть и возможные источники возникновения. В структурных подразделениях железных дорог безопасность и комфортность производственной среды обеспечиваются комплексом правовых документов (по видам деятельности), носящих обязательный характер, экономических, организационных, технических и санитарно-гигиенических мер. Следует понимать, что абсолютно безопасных производств не существует, и лишь соблюдение всех правил техники безопасности значительно снижает возможность наступления негативных последствий. Список использованной литературы 1. Клочкова Е.А. Охрана труда на железнодорожном транспорте: Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. трансп. - М. Маршрут, 2004. 2. Левицкий А. Пономаре В. Безопасность труда на железнодорожном транспорте. Вопросы и ответы. - М. Транспорт, 2002. 3. Фролов А. В. Бакаева Т. Н. Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте. - К. София, 2005. 4. http://www.uz.gov.ua/ Размещено на Allbest.ru

Другие статьи

Охрана труда на железнодорожном транспорте

Охрана труда на железнодорожном транспорте

В данном разделе освещены общепрофессиональные вопросы охраны труда работников для специфических условий функционирования железнодорожного транспорта и его отраслевых производств. Рассмотрены проблемы промышленной, пожарной и экологической безопасности, безопасности поведения в аварийных ситуациях. Приведены материалы по источникам вредных и опасных производственных факторов, их влиянию на работников, мерах защиты от их негативных воздействий.

В статьи раздела включены правовые положения из федеральных законов по охране труда, материалы из межотраслевых и отраслевых нормативных и регламентирующих документов, которыми обеспечивается правовая, социально-экономическая, организационно-техническая, санитарно-гигиеническая и лечебно-профилактическая защита работников на железнодорожном транспорте. Освещены принципы профессионального отбора работников рабочих профессий на железнодорожном транспорте.

Охрана труда на железнодорожном транспорте

По материалам книги - "Промышленная, пожарная и экологическая безопасность на железнодорожном транспорте" - Е.А. Клочкова

Раздел 2. Опасные факторы производственной среды. Профилактика травматизма

Раздел 3. Вредные факторы производственной среды. Профилактика профессиональных заболеваний

Раздел 4. Экологическая безопасность

Раздел 5. Пожарная безопасность

Раздел 6. Безопасность в аварийных ситуациях

Раздел 7. Первая помощь пострадавшим

Безопасность труда на железнодорожном транспорте в вопросах и ответах

По материалам книги - "Безопасность труда на железнодорожном транспорте: Вопросы и ответы" - В.М. Пономарев, А.Л. Левицкий

Основные обстоятельства и причины производственного травматизма. Меры профилактики


1.1. Опасные и вредные производственные факторы
  • Какие производственные факторы называют опасными и вредными?
  • На какие виды подразделяют опасные н вредные производственные факторы?
  • Какие опасные и вредные производственные факторы воздействуют на работников основных профессий?
  • Что является опасной зоной?
  • Какие существуют способы и средства для защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов?

1.2. Наезды подвижного состава
  • На работников каких профессий и при каких обстоятельствах могут произойти наезды подвижного состава?
  • Почему происходят наезды подвижного состава на работающих?
  • Какие имеются технические средства предупреждения наездов?

1.3. Поражения электрическим током
  • Какова общая характеристика распределения электротравм на железнодорожном транспорте?
  • Какие причины поражения электрическим током?
  • Какие организационные меры требуется проводить для предупреждения электротравматизма?
  • Какие технические средства повышают безопасность обслуживания устройств электроснабжения?

1.4. Повреждения работающих перемещаемыми грузами
  • Где и при каких обстоятельствах могут быть случаи травматизма при погрузочно-разгрузочных работах?
  • Каковы причины травматизма при погрузочно-разгрузочных работах?
  • Как повысить безопасность при погрузочно-разгрузочных работах?

1.5. Дорожно - транспортные происшествия
  • С работниками каких профессий и при каких обстоятельствах происходят дорожно-транспортные происшествия?
  • Чем обусловлены дорожно-транспортные происшествия?

1.6. Крушение и аварии на железных дорогах
  • При каких крушениях и авариях травмируются работники железнодорожного транспорта?
  • В чем причины крушений и аварий?

1.7. Расследование и учет несчастных случаев на производстве
  • Какие несчастные случаи считаются связанными с производством и подлежат расследованию и учету?
  • Как оформляют несчастные случаи на производстве?
  • Какие организации и должностные лица разбирают разногласия при оформлении актов?
  • Что необходимо сделать сразу же после несчастного случая на производстве?
  • Кто входит в комиссию по расследованию несчастных случаев. Каковы ее обязанности?
  • Какие несчастные случаи подлежат специальному расследованию и каким организациям и должностным лицам необходимо сообщать о них?

Техника безопасности при выполнении работ

2.1. Общие меры безопасности на железнодорожных путях
  • За какими объектами и сигналами необходимо наблюдать при нахождении на железнодорожных путях?
  • Какие правила безопасности надо соблюдать при переходе через железнодорожные пути?
  • По какому маршруту надо проходить по территории станции к рабочим местам и обратно?
  • Где следует идти к месту работы и обратно на перегонах?
  • Какие меры предосторожности требуется соблюдать при проходе по железнодорожному пути на перегоне, когда невозможно пройти в стороне от пути или по его обочине?
  • Когда и куда работники должны отходить от пути при приближении поезда со скоростью до 140 км/ч?
  • В каких местах на станции следует находиться при пропуске поездов и маневровых составов?
  • На каком расстоянии от крайнего рельса требуется находиться при пропуске путевых машин?
  • Как должно быть ограждено место работ на перегоне?
  • Как нужно ограждать места работы на станционных путях?
  • Как обеспечить безопаснасть при очистке стрелочных переводов?
  • Какие меры безопасности необходимо соблюдать на участках, где скорости движения поездов 141 — 200 км/ч?
  • На каком подвижном составе разрешается проезд к месту работы и обратно?
  • Какие требования предъявляют к условиям перевозки людей автотранспортом?
  • Какие меры безопасности необходимо соблюдать при посадке на подвижной состав и высадке из него?
  • Как обеспечить безопасность при расцепке вагонов?
  • Какие требования предъявляют к персоналу, связанному с движением поездов и работающему вблизи железнодорожных путей?

2.2. Погрузочно-разгрузочные работы и эксплуатация грузоподъемных машин
  • В чем состоят основные меры безопасности при погрузке и выгрузке грузов?
  • Кто отвечает за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин и механизмов?
  • Какие применяют сигналы при перемещении грузов кранами?
  • На каком минимальном расстоянии от линии электропередачи и контактной сети разрешено находиться грузоподъемным машинам и работникам, выполняющим погрузочно-разгрузочные работы?
  • Какие требования предъявляют к персоналу, выполняющему погрузочно-разгрузочные работы?
  • Какие установлены предельно допустимые нагрузки, при подъеме и перемещении (тяжестей вручную и с помощью средств малой механизации?
  • Каким условиям безопасности должны отвечать средства малой механизации, приспособления и инвентарь, используемые при погрузочно-разгрузочных работах?
  • Какие требования предъявляют к съемным грузозахватным приспособлениям?
  • Какое назначение имеют приборы и устройства безопасности на грузоподъемных машинах?
  • Какие технические освидетельствования и в какие сроки проходят грузоподъемные машины?

2.3. Эксплуатация электроустановок потребителей и устройств электроснабжения железных дорог
  • На какие категории по безопасности подразделяются работы в электроустановках?
  • Какие организационные мероприятия обеспечивают безопасность работы?
  • Какие технические мероприятия должны быть выполнены для обеспечения безопасности персонала при работах со снятием напряжения?
  • В чем состоят технические мероприятия, позволяющие безопасно выполнять работы под напряжением?
  • Какие общие правила безопасности при производстве работ на электрифицированных линиях?
  • Какие средства защиты необходимо использовать при обслуживании электроустановок?
  • Какие общие требования предъявляют к персоналу, обслуживающему электроустановки?
  • Какой персонал должен иметь первую группу по электробезопасности?
  • Какой необходим стаж работы в электроустановках для присвоения II—V групп по электробезопасности?

2.4. Обслуживание и ремонт подвижного состава
  • Какие условия безопасности должны быть обеспечены при организации обслуживания тягового подвижного состава локомотивными бригадами?
  • Какие дополнительные устройства должны быть на локомотивах, обслуживаемых одним машинистом?
  • Какие требования предъявляют к локомотивным бригадам по условиям безопасности?
  • При неисправности каких защитных средств запрещено эксплуатировать локомотивы и МВПС?
  • Какие знаки безопасности труда должны быть на ТПС?
  • Какие требования безопасности предъявляют к содержанию эксплуатируемого ТПС?
  • Как обеспечить безопасность труда при приемке и сдаче ТПС?
  • В чем заключаются меры безопасности локомотивной бригады в пути следования?
  • Как обеспечить безопасность при экипировке ТПС?
  • Какие работы разрешаемся выполнять при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике ЭПС?
  • Что требуется сделать до начала осмотра и ремонта ТПС, чтобы обеспечить безопасность обслуживающего персонала?
  • В чем заключаются меры безопасности при подъеме кузова локомотива и выкатке колесно-моторных блоков?
  • Какие правила безопасности необходимо соблюдать при обслуживании пассажирских вагонов в пути следования?
  • Какие правила безопасности требуется соблюдать при соединении и разъединении междувагонных высоковольтных электрических соединений?
  • Что необходимо предпринять при возникновении пожара в вагоне?
  • Как надо ограждать вагоны при осмотре и ремонте?
  • Какие требования безопасности выполняют при техническом обслуживании и ремонте вагонов?

2.5. Сборочно-разборочные и сварочные работы
  • В чем заключаются меры безопасности при подготовке к сборочно-разборочным работам?
  • Каким требованиям должен отвечать электроинструмент и в чем заключаются меры безопасности при его использовании?
  • Какими переносными светильниками разрешается пользоваться?
  • Что необходимо сделать перед началом работы с электроинструментом и светильниками?
  • Что запрещено при работе с электроинструментом?
  • Как обеспечить безопасность при работе с пневматическим инструментом?
  • Какие требования безопасности предъявляют к слесарному инструменту?
  • Какие мероприятия обеспечивают безопасность электросварщиков и других лиц, работающих вблизи места сварки?
  • Какие правила безопасности необходимо соблюдать при газовой сварке и резке металлов?

2.6. Обработка металла и дерева на станках
  • Какие основные правила безопасности при механической обработке металлов?
  • Каким требованиям безопасности должны отвечать металлорежущие станки?
  • В чем состоят основные меры безопасности при работе на деревообрабатывающих станках?

2.7. Эксплуатация котлов и трубопроводов пара и горячей воды
  • Кто может осуществлять надзор и обслуживание котлов и трубопроводов?
  • Какие требования предъявляют к обслуживанию котлов?
  • В каких случаях требуется аварийная остановка котла?
  • В чем состоит техническое освидетельствование котлов?
  • Кто и когда проводит периодические технические освидетельствования котлов?
  • Каким проверкам подвергают трубопроводы пара и горячей воды?

Средства защиты и организация рабочих мест

3.1. Устройства оповещения о приближении подвижного состава и ограждения места работы на железнодорожных путях
  • Как система «Сирена» извещает о подходе поезда к месту работ на перегоне?
  • Какие сигнализаторы применяют в горловинах станционных парков?
  • Какие системы оповещения следует использовать на малых и средних станциях?
  • С помощью каких устройств централизованно ограждают составы на ПТО вагонов?
  • Какая существует система для оповещения работников ПТО вагонов о предстоящих передвижениях составов?

3.2. Технические способы и средства защиты от поражения электрическим током
  • В чем суть заземления электроустановок?
  • В каких электроустановках применяют зануление?
  • Как действует защитное отключение?
  • Для чего применяют выравнивание потенциалов, малые напряжения и электрическое разделение сети?
  • Как обеспечивают недоступность к токоведущим частям и почему стареет изоляция?
  • Для чего нужны в электроустановках блокировка и сигнализация?
  • Какие средства защиты используют при обслуживании электроустановок?
  • Как испытывают электрозащитные средства?

3.3. Средства пожаротушения и пожарной сигнализации
  • Какие применяют способы тушения пожаров?
  • Какие средства применяют для тушения пожаров и как ими следует пользоваться?
  • Какое количество огнетушителей, пожарного инвентаря и инструмента требуется иметь на подвижном составе?
  • Сколько и каких средств пожаротушения должно быть в производственных помещениях и на сооружениях?
  • Из каких устройств состоит охранная пожарная сигнализация и на каких объектах она должна быть?

3.4. Знаки безопасности труда и предупредительная окраска
  • КДля чего применяют сигнальныe цвета и знаки безопасности?
  • Какое значение имеют сигнальные цвета?
  • Какие применяют запрещающие знаки?
  • Какие установлены предупреждающие знаки?
  • Что требуют предписывающие знаки?
  • Какие существуют указательные знаки?
  • На какие сооружения вблизи железнодорожных путей наносят предупреждающую окраску?

3.5. Осветительные установки
  • Какие имеются виды и системы освещения?
  • Как работают электрические источники света и каких видов они бывают?
  • Какие типы осветительных приборов целесообразно устанавливать в помещениях и на открытых территориях?
  • Какие уровни освещенности должны обеспечивать осветительные установки на объектах железнодорожного транспорта?
  • Как измерить освещенность на рабочем месте?
  • Как оценить достаточность естественного освещения?

3.6. Установки отопления и вентиляции воздуха
  • Какие существуют системы отопления и вентиляции воздуха?
  • Какие характеристики и назначение имеет оборудование, из которого состоит вентиляционная установка?
  • Как надо эксплуатировать вентиляционную установку?
  • Какие параметры микроклимата должны быть в рабочей зоне производственных помещений?
  • Как контролируют параметры микроклимата?
  • Как нормируют содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны?
  • Как контролировать содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны?

3.7. Средства защиты oт шума
  • Какими способами ограничивают шум на рабочих местах?
  • В чем сущность звукоизоляции и звукопоглощения и какие материалы используют для этого?
  • Как измеряют уровень шума?
  • Какие уровни звука допускаются на рабочих местах?

3.8. Организация, планировка и содержание рабочих мест (зон)
  • Какие общие требования безопасности предъявляются к организации рабочих мест (зон)?
  • В каких зонах зрительного наблюдения должны быть расположены средства отображения информации?
  • В каких зонах моторного поля должны быть размещены органы управления?
  • Какие расстояния между осями смежных станционных путей необходимы для безопасного выполнения трудовых операций?
  • Какие минимально необходимые расстояния должны быть между металлорежущими станками и от станков до элементов зданий?
  • Какие расстояния между станками, местами складирования и элементами зданий в деревообрабатывающих цехах (отделениях) должно быть по условиям безопасности?
  • Какой должна быть ширина проходов и проездов в производственных помещениях и на территории?
  • В чем заключаются общие требования безопасности к содержанию рабочих мест (зон)?

3.9. Средства индивидуальной защиты
  • Какой порядок обеспечения рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты?
  • Как надо пользоваться и ухаживать за средствами индивидуальной защиты?
  • Какие виды спецодежды выдают рабочим и служащий?
  • Какие защитные свойства имеют различные виды спецобуви?
  • От чего защищают рукавицы, перчатки и дерматологические средства?
  • Чем защищают голову?
  • С помощью каких средств предохраняют лицо и глаза?
  • Какие типы противошумных наушников нужно применять наносят предупреждающую окраску?
  • С помощью каких средств можно защитить органы дыхания?
  • Каким требованиям должен отвечать предохранительный пояс?

Система управления охраной труда (СУОТ)

4.1. Цели, функции и задачи СУОТ
  • Как организована СУОТ и какова ее цель?
  • Какие функции осуществляет СУОТ?
  • В чем заключаются задачи СУОТ?

4.2. Организация управления обязанности по охране труда руководителей и ИТР пред приятии, цехов, участков и исполнителей работ
  • Кем осуществляется управление охраной труда?
  • В чем заключаются обязанности администрации пред приятия по обеспечению безопасных условий труда?
  • Какие обязанности по охране труда возлагаются на начальника (директора) предприятия?
  • В чем состоят функции главного инженера по обеспечению безопасных условий труда на предприятии?
  • Что должны делать по охране труда заместители начальника (директора) предприятия?
  • Какие обязанности по обеспечению безопасности труда возложены на руководителей производственных участков, цехов, пунктов?
  • В чем заключаются обязанности лиц, ответственных за электрохозяйство предприятия?
  • Какие обязанности возложены на лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию котлов, трубопроводов и сосудов, работающих под?
  • давлением?
  • Какие обязанности возложены на лиц, ответственных по надзору за грузоподъемными машинами?
  • Какие обязанности у инженеров по охране труда? Какие предоставлены им права?
  • Что должны соблюдать рабочие, чтобы не допустить несчастных случаев на производстве?

4.3. Планирование работ по охране труда
  • Как планируется работа по охране труда?
  • Какие мероприятия следует включать в годовые планы и соглашения по охране труда?
  • За счет каких источников могут финансироваться мероприятия по охране труда?

4.4. Контроль за состоянием охраны труда
  • С какой целью и в каких формах (видах) осуществляют контроль за состоянием охраны труда на железнодорожном транспорте?
  • Какие вопросы техники безопасности должны проверять руководители работ при оперативном контроле?
  • В чем заключается система контроля и информации «Человек на пути»?
  • Кто и как часто проводит первую ступень контроля и какие вопросы техники безопасности проверяют при этом?
  • Кто и в какие сроки проводит вторую ступень контроля и что при этом проверяют?
  • Кто входит в состав комиссии, осуществляющей третью ступень контроля, и какие вопросы охраны труда она проверяет?
  • Кто и в какие сроки, осуществляет ведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях?
  • Какие организации осуществляют государственный ведомственный надзор за безопасностью труда?
  • Кто осуществляет общественный контроль за состоянием охраны труда?

4.5. Учет, анализ и оценка состояния условий и охраны труда
  • Какую информацию используют для учета, анализа и оценки состояния условий и охраны труда?
  • Как оценить результаты работы по охране труда на участке, в цехе, бригаде?
  • По каким показателям можно сравнить итоги работы по охране труда в целом на предприятии, в организации?

4.6. Правила, стандарты и инструкции по охране труда
  • Какие требования устанавливают правила по технике безопасности и производственной санитарии государственные стандарты безопасности груда? Кто обязан обеспечивать соблюдение требований этих документов?
  • Что определяют стандарты предприятий по безопасности труда и как их надо разрабатывать?
  • Для кого предназначены инструкции по охране труда? Из каких разделов они должны состоять?
  • Как организовать внедрение государственных стандартов ССБТ?

Обучение безопасным приемам труда


5.1.Инструктаж, обучение и проверка знаний при приеме на работу
  • С кем и кто проводит вводный инструктаж? Где он регистрируется?
  • Какие вопросы следует осветить при вводном инструктаже?
  • В чем заключается первичный инструктаж на рабочём месте?
  • Какие вопросы надо рассмотреть при первичном инструктаже на рабочем месте?
  • Для каких категорий новых работников организуют обучение по охране труда непосредственно на предприятии?
  • Какие темы предусмотрены учебной программой по охране труда?
  • В каких комиссиях проверяют знании по охране труда? Как следует поступать с работником, если он показал неудовлетворительные знания?
  • В чем заключается стажировка? Какие категории работников ее проходят?

5.2. Периодический инструктаж, обучение и проверка знаний
  • С какой целью, кто с кем и в какие сроки проводят моторный инструктаж?
  • В каких случаях провозят внеплановый инструктаж?
  • С какими работниками проводят текущий инструктаж?
  • В какой форме проводят периодическое обучение по охране труда?
  • Какая установлена периодичность проверки знаний по охране труда у работников различных категорий?

5.3. Обучение и проверка знаний работников, обслуживающих объекты котлонадзора
  • Какую подготовку и проверку знаний должны пройти лица, ответственные за объекты котлонадзора?
  • Как должно быть организовано обучение персонала, обслуживающего объекты котлонадзора?
  • Как проводится проверка знаний персонала, обслуживающего объекты котлонадзора?

5.4. Подготовка электротехнического персонала
  • Что должен знать электротехнический персонал?
  • В каких комиссиях проводится проверка знаний у лиц, ответственных за электрохозяйство?
  • Кому из работников присваивают первую группу по электробезопасности и в чем заключается их инструктаж?
  • Кто и когда проводит инструктаж по технике безопасности при выдаче наряда на производство работ на электроустановках?

Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание на предприятиях

6.1. Санитарно-бытовые помещения
  • К каким группам санитарно-гигиенических характеристик относят производственные процессы, выполняемые на железнодорожном транспорте, и работники каких основных профессий в них участвуют?
  • Какой состав санитарно-бытовых помещений должен быть для работников, участвующих в производственных процессах с различными санитарно-гигиеническими характеристиками?
  • Как должны быть оборудованы помещения для отдыха и обогрева на перегонах?
  • Какие требования предъявляют к оборудованию домов отдыха для локомотивных бригад?
  • Как следует оборудовать помещения для отдыха и психофизиологической разгрузки?
  • В каких случаях оборудуют помещения для личной гигиены женщин?
  • Какие помещения и оборудование надо иметь для стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания и ремонта специальной одежды и обуви?
  • Какие характеристики имеет машина?

6.2. Лечебно - профилактическое обслуживание железнодорожников
  • Для чего и с кем проводят предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры?
  • В чем заключается медицинское обслуживание железнодорожников?
  • В каких случаях работникам выдают на производстве молоко?
  • Какой порядок обеспечения рабочих мылом?

6.3. Правила оказания доврачебной медицинской помощи
  • Как надо освободить пострадавшего от действия электрического тока и оказать ему первую помощь?
  • В чем состоят приемы восстановления проходимости дыхательных путей и проведения искусственного дыхания?
  • В каких случаях и каким образом проводят наружный массаж сердца?
  • Какими способами можно остановить кровотечения?
  • В чем заключается помощь при переломах и как следует транспортировать пострадавших?
  • Как помочь при термических и химических ожогах?
  • Какие медикаменты следует иметь в аптечке для оказания первой помощи пострадавшему?

Перечень действующих на железнодорожном транспорте нормативных документов по охране труда, на основании которых даны ответы на вопросы

Продолжение и новое развитие данного раздела изучайте на нашем новом сайте "Охрана труда - информационный ресурс" в разделе - Охрана труда на транспорте

Перевозка отдельных категорий пассажиров (детей, учащихся, воспитанников, студентов) ЖД транспортом

Отраслевая типовая инструкция по охране труда

при перевозке отдельных категорий пассажиров

(детей, учащихся, воспитанников, студентов)

1.1.Руководитель образовательного учреждения для организации перевозки детей, учащихся, воспитанников, студентов (далее - обуча­ющи­е­ся) назначает приказом ответственных лиц из числа работников учреждения, определяет маршрут следования, начало и окончание поездки.

1.2.При перевозке обуча­ющихся образовательных учреждений руководителем учреждения должны быть утверждены списки переезжающих, а также назначено ответственное сопровождающее лицо из числа воспитателей, учителей, преподавателей (далее - преподаватель). В случае необходимости дополнительно назначается определенное необходимое количество сопровождающих лиц.

1.3.Перед поездкой преподаватель должен ознакомить обуча­ющихся с требованиями настоящей Инструкции, с инструкцией по пожарной безопасности, с противопожарными памятками, планами эвакуации из вагона (с учетом возраста обуча­ющихся).

1.4.Во время поездки обуча­ющиеся должны соблюдать дисциплину и культуру поведения, безоговорочно выполнять все указания сопровождающего лица и проводника, требования настоящей Инструкции.

1.5.Не рекомендуется размещать обуча­ющихся в первый и последний вагоны, представляющих наибольшую угрозу при авариях. Самые безопасные места в вагоне полки купе расположенные в сторону движения.

1.6.На обуча­ющихся, находящихся в поезде во время движения действуют следующие опасные и вредные факторы:

- травмирование (ушибы, ранения, переломы и др. виды) при падении во время торможения;

- высокий уровень шума и вибрации;

- нарушение микроклимата в вагоне и отдельных купе, приводящие к различным болезням;

- термический ожог при выплескивании кипятка из стаканов, банок и т.п.;

- совокупность факторов, связанных с потенциальной возможностью аварийной ситуации.

1.7.В каждом вагоне на случай необходимости оказания первой доврачебной помощи должна быть аптечка с необходимым набором медикаментов и перевязочных средств.

Сопровождающие преподаватели должны точно знать местонахождение медицинской аптечки.

1.8.Мыло, полотенце, стаканы и т.п. туалетные и столовые принадлежности должны быть только индивидуальными. В пути обязательно должны выполняться правила личной гигиены.

1.9.При перевозках пассажиров запрещается брать в дорогу быстропортящиеся продукты. В крайнем случае эти продукты нужно съесть в первый день поездки (чем раньше, тем лучше).

1.10.При инфекционном заболевании, резком ухудшении здоровья, тяжелой травме обуча­ющийся может быть снят с поезда на одной из промежуточных станций и направлен в лечебное учреждение (обязательно в сопровождении преподавателя).

1.11.Все пассажирские вагоны обязательно должны быть обеспечены первичными средствами тушения пожара (огнетушители, топор, лопата), системами пожарной сигнализации.

1.12.В противопожарных целях в поездах запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества. Курить разрешается только в нерабочем тамбуре.

1.13.При несоблюдении изложенных требований безопасности при перевозке железнодорожным транспортом к нарушителям должны быть применены меры дисциплинарного воздействия ответственным должностным лицом.

2.Требования безопасности перед началом перевозки

2.1.Правила безопасности на железнодорожном транспорте запрещают переход через железнодорожные пути в неустановленных местах.

2.2.Ожидая поезд, запрещается стоять близко к краю платформы.

2.3.Садиться в вагон обучающимся разрешается под контролем сопровождающего преподавателя после полной остановки поезда.

2.4.Запрещается вскакивать в вагон на ходу движения поезда.

2.5.Перед началом движения железнодорожного транспорта сопровождающие преподаватели должны уточнить список отъезжающих обучающихся, определить условия встречи детей до 12 лет по возвращении из поездки.

2.6.Запрещается загромождать тамбуры и проходы вагонов вещами пассажиров (обучающихся).

2.7.Не следует перегружать верхние полки в вагоне багажом. Крупногабаритные и тяжелые вещи необходимо закрепить с помощью ремней (веревок), что исключит травмирование обучающихся при экстренном торможении.

2.8.Подогнуть на полках, где будут спать обучающиеся ночью (особенно дети), матрацы с внешней стороны для исключения травм при падении на случай легких толчков вагона. Детей, по возможности, разместить на нижних полках.

3.Требования безопасности во время движения

3.1.Во время движения запрещается высовываться из окон вагона (можно потерять равновесие и выпасть из окна, можно получить травму незакрепленной оконной рамой, можно травмироваться о выступающие предметы встречного грузового поезда).

3.2.Запрещается при движении поезда выходить в тамбур, прислоняться к дверям вагона, а также открывать двери. Недопустимо находиться на подножках вагона.

3.3.Без необходимости приема пищи не следует держать на столиках бутылки, стаканы в подстаканниках с торчащими из них ложками, стеклянные банки с продуктами и др. опасные вещи.

3.4.На боковых полках ложиться ногами в сторону движения, чтобы при экстренном торможении не сломать шейные позвонки.

3.5.Укладывать детей (до 12 лет) в вагоне на самые безопасные места - на нижние полки, в сторону движения поезда.

3.6.До полной фиксации, закрывать или открывать двери купе для исключения травмирования рук, головы, тела при резком торможении.

3.7.Выходить из вагона и садиться в него на промежуточных станциях в пути следования разрешается только с ведома сопровождающего преподавателя и в случае крайней необходимости только тогда, когда поезд полностью остановился.

3.8.Если во время следования поезда обучающийся отстал, следует обратиться к дежурному по вокзалу или начальнику станции. На железной дороге меры помощи отставшим от поезда обучающимя предусмотрены.

4.Требования безопасности при аварийной ситуации

во время перевозки

4.1.Наиболее распространенными аварийными ситуациями, которые приводят к травмам и гибели пассажиров, являются пожары, аварии токоснабжения и крушения поездов.

4.2.При появлении малейших признаков возгорания (запах горящей резины и пряжи и др.) необходимо как можно быстрее обнаружить источник и принять необходимые меры по устранению неполадок.

4.3.В случае возникновения в вагоне пожара преподавателям и проводнику необходимо предпринять немедленно меры по его локализации и устранению. При отсутствии положительного результата проводник вагона должен поступить в соответствии с должностной инструкцией.

4.4.При срыве стоп-крана необходимо помнить, что запрещается останавливать поезд на мосту, в тоннеле, на акведуке и в др. местах, где будет затруднена эвакуация пассажиров и тушение пожара.

4.5.Сопровождающие преподаватели и проводник вагона при возникновении пожара обязаны немедленно приступить к эвакуации обучающихся, не допуская паники.

Для этого преподаватели, ответственные за безопасность обучающихся, должны оповестить их об аварийной ситуации и указать порядок выхода из вагона.

4.6.Эвакуация обучающихся должна производиться в соседние вагоны и на полевую сторону железнодорожного пути.

4.7.При сильном задымлении нужно закрыть нос и рот мокрой тряпкой (полотенцем и др.).

4.8.В зависимости от места возгорания эвакуация должна производиться через один или через оба тамбура.

4.9.Запрещается после аварии уходить далеко от вагона или поезда.

4.10.Все эвакуационные выходы во всех вагонах во время движения поезда должны быть постоянно свободны.

4.11.При аварии токоснабжения (неисправность электрооборудования вагона, обрыв контактных проводов) нельзя касаться руками металлических частей и постараться поскорее покинуть опасную зону.

4.12.При крушении поезда или резком торможении найти в вагоне такое положение, чтобы не «бросало» по вагону, ухватившись за выступающие детали полок. В момент падения сгруппироваться, закрыть голову руками.

4.13.При опрокидывании вагона и невозможности выхода через двери необходимо разбить оконное стекло любыми подручными предметами: одежными полками, вырванными из гнезд столиками. и др.

Необходимо как можно быстрее выбраться наружу.

4.14.На месте крушения надо соблюдать крайнюю осторожность. Передвигаться неспеша, внимательно осматривая дорогу перед собой.

4.15.Лежащие на земле контактные оборванные провода могут оставаться под напряжением и представлять смертельную опасность! Подходить к ним ближе 30-50 метров запрещается.

4.16.Если вагон при крушении поезда не поврежден, устойчив, обучающиеся должны оставаться в нем до прибытия спасателей (помня об угрозе воздействия шагового напряжения).

4.17.Сопровождающие преподаватели должны проследить, чтобы обучающие (особенно дети до 12 лет) не разбредались во все стороны. У прибывших спасателей и у сопровождающих преподавателей появятся дополнительные трудности с оказанием помощи.

4.18.Наиболее важными оперативными действиями сопровождающих преподавателей и спасателей после выведения обучающихся из опасной зоны - оказание первой доврачебной помощи, вид которой определяется характером и тяжестью травмирования пострадавших в аварийной ситуации.

4.19.Первая доврачебная помощь должна оказываться в соответствии с инструкцией по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях.

5.Требования безопасности по окончании перевозки

5.1.По окончании перевозки покидать вагон разрешается только по указанию сопровождающего преподавателя, когда поезд полностью остановлен.

5.2.Сопровождающие преподаватели должны проверить по списку прибывших пассажиров.

5.3.Сходить можно только в сторону платформы.

5.4.Строго запрещается сходить с поезда в сторону, противоположную пассажирской платформе, т.к. опасность травмирования сходящего соседним пассажирским составом достаточно велика.

5.5.Дети до 12 лет по окончании всего маршрута перевозки в прямом и обратном направлении должны быть переданы взрослым встречающим (родителям, воспитателям) поименно (индивидуально).

5.6.Пассажиры до 16 лет после окончания поездки должны добираться индивидуально или в составе группы с сопровождающим лицом до обусловленного места встречи с воспитателями, родителями, опекунами и др. лицами.

5.7.Ответственное сопровождающее лицо должно проинформировать руководителя образовательного учреждения о ходе и итогах перевозки отдельных категорий обучающихся.