Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по изучению шримад-бхагаватам img-1

руководство по изучению шримад-бхагаватам

Рейтинг: 4.3/5.0 (1901 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Руководство по изучению шримад-бхагаватам

Правила и предписания в преданном служении Как мы уже знаем, ваидхи-бхакти § 1.8Лекции по Шримад Бхагаватам Слава Шримад Бхагаватам


Шримад Бхагватам (а также Бхагавад-гита и другие священные писания) является объектом поклонения. Следует всегда очень почтительно относиться к этим книгам – держать их в хорошем состоянии, оборачивать в обложку во время чтения. Когда читается лекция, то книги должны находиться на возвышении или специальной подставке, находящеся на уровне, выше того, на котором сидит лектор. В некоторых храмах в Индии священным писаниям даже ежедневно проводят пуджу. Подобное поклонение Шримад Бхагаватам. изучение Шримад Бхагаватам. слушание Шримад Бхагаватам. изложение Шримад Бхагаватам. а также проповедь послания Шримад Бхагаватам – это пять аспектов служения этому произведению, являющемуся литературным воплощением Кришны.

Славу ^ Шримад Бхагаватам невозможно полностью описать. Вот лишь некоторые стихи из самой Шримад Бхагаватам. дающие возможность почувствовать этот трансцендентный вкус:

"Полностью отвергая всякую религиозную деятельность. преследующую материальные цели, эта "Бхагавата-пурана" провозглашает высочайшую истину, которую могут постичь только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина – реальность, во имя всеобщего блага отличная от иллюзии. Такая истина уничтожает тройственные страдания. Этой прекрасной "Бхагавата-пураны", составленной великим мудрецом Вьясадевой в пору его духовной зрелости, вполне достаточно для осознания Бога. Зачем же нужны какие-либо другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать послание "Бхагаватам", это знание сразу же утверждает Верховного Господа в сердца.

О искушенные и вдумчивые люди, вкусите "Шримад-Бхагаватам" – зрелый плод древа желаний ведической литературы. Он изошел из уст Шри Шукадевы Госвами, отчего стал еще вкуснее, хотя его нектарный сок и прежде приносил наслаждение всем, вклчая и освобожденные души." (ШБ 1.1.2-3 )

"Эта Бхагавата-пурана сияет, словно солнце. Она взошла сразу же после того, как Господь Кришна, сопровождаемый религией, знанием и проч. удалился в Свою обитель. Эта Пурана принесет свет людям, утратившим способность видеть в непроглядной тьме невежества века Кали." (ШБ 1.3.43 )

"О дваждырожденные мудрецы, служить преданным, полностью свободным от всех пороков, – великое благо. Благодаря этому служению человек обретает склонность слушать послания Васудевы.

Шри Кришна, Личность Бога – Сверхдуша в сердце каждого и благодетель честного преданного – очищает сердце преданного от стремления к материальным наслажденям, когда в том развивается потребность слушать Его послания, которые добродетельны сами по себе, если их правильно слушают и повторяют.

Благодаря регулярному посещению лекций по "Бхагаватам" и служению чистому преданному все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда любовное служение Верховному Господу, воспеваемому в трансцендентных песнях, становится необратимым.

Как только в сердце навечно утверждается любвное служение, все последствия влияния стихий старсти и невежества: вожделение, желания и страсти – покидают сердце. Тогда преданный утверждается в благости и обретает полное счастье.

Так, утвердившись в стихии беспримесной благости, человек, чей ум оживлен соприкосновением с преданным служением Господу, обретает позитивное научное знание о Личности Бога на стадии освобождения от любого соприкосновения с материей.

Так разрубается узел в сердце и вдребезги разбиваются все сомнения. Цепь кармической деятельности обрывается, когда человек видит, что господином является душа.

Поэтому с незапамятных времен все трансценденталисты с огромным наслаждением занимаются преданным служением Господу Кришне, Личности Бога, ибо такое преданное служение оживляет душу." (ШБ 1.2.16-22 )

В принципе невозможно перечислить все доводы, почему необходимо слушать ^ Шримад Бхагаватам. Это просто факт. Если Вы сомневаетесь, то попробуйте привести какие-либо аргументы в пользу того, что его слушать не надо.

"Мы не устаем слушать о трансцендентных играх Личности Бога, прославляемого в гимнах и молитвах. Те, кто развил вкус к трансцендентным отношениям с Ним, ежесекундно наслаждаются, слушая повествования о Его играх," (ШБ 1.1.19 ) – эти слова могут служить девизом любого преданного.
^

Как слушать Шримад Бхагаватам?


Слушание подразумевает чтение книг Шрилы Прабхупады, а также посещение лекций по Шримад Бхагаватам. В особенности следует пользоваться всеми возможностями, чтобы слушать Шримад Бхагаватам из уст продвинутых преданных. Большая часть послания передается невербально – через интонации, неуловимые движения рук, глаз, мышц лица, и многие другие тонкие вещи, которые мы не улавливаем осознанно, но которые, тем не менее оставляют глубокий след в нашем сердце.

Читая или слушая ^ Шримад Бхагаватам мы должны стремиться увидеть и почувствовать мир глазами говорящего. Это называется "слушать с восторженным вниманием". Это главная квалификация слушающего. Тогда, услышав послание Бхагаватам. мы постараемся воплотить его в своей жизни – это и будет настоящим слушанием, подтверждением того, что мы действительно услышали.

Во время лекции своим поведением и отношением мы должны подчеркивать, что Шримад Бхагаватам неотлична от Кришны, а лектор является представителем Шрилы Вьясадевы, составителя Вед. Мужчинам и женщинам также следует сидеть раздельно, и если лектор — мужчина, то женщинам следует сидеть на почтительном расстоянии от него. Аналогично, если лектор — женщина, то мужчинам следует сидеть на почтительном расстоянии от нее. Если лектор принадлежит к одному из отреченных укладов жизни (брахмачари. ванапрастха или санньяси ), то нарушение этого правила будет проявлением неуважения к его статусу.

Во время лекции не следует шуметь, входить и выходить из аудитории, разговаривать и делать другие вещи, которые могут отвлечь лектора или слушающих. Если Вы опоздали, то следует потихоньку войти и сесть в задних рядах. Если Вам нужно будет уйти до окончания лекции, то следует зараннее сесть рядом с выходом.

Если во время лекции открывается или закрывается алтарь, следует сложить руки и слегка поклониться — так, чтобы не мешать ходу лекции.

После лекции, как правило всегда оставляется небольшое время для ответов на возникающие вопросы. Вопросы должны задаваться в смиренном состоянии ума, с действительным желанием что-то узнать – а иначе вообще зачем их задавать?

Если у вас есть вопрос, который может вызвать напряженную ситуацию в аудитории или поставить в неудобное положение лектора, то лучше задать его лектору в индивидуальном порядке после лекции.

Часто преданные жалуются на сонливость во время лекции. Часто преданные шутят, перефразируя знаменитый стих из Шримад Бхагаватам: "Благодаря регулярному посещению лекций по Бхагаватам все, что вызывает тревогу в сердце, почти полностью уничтожается, и тогда преданный спокойно засыпает."

Еше одна шутка связана с играми Господа Рамачандры. Как известно, Кумбхакарна, брат демона Раваны имел благословение, что сможет спать 364 дня в году. После того, как Кумбхакарна был убит Господом Рамой, Нидра-деви, богиня сна, предстала перед Господом в взмолилась ему: "О мой Господь, где я могу найти прибежище теперь, когда Кумбхакарна убит?" И великодушный Господь Рамачандра ответил: "Я даю тебе благословение, что ты сможешь вечно пребывать там, где брахмачарии слушают лекции по Шримад Бхагаватам "

Это все, конечно, шутки, но если действительно Вас одолевает сонливость, то лучше встать где-нибудь с краю и слушать лекцию стоя. Если кто-то перед Вами засыпает, то можно попробовать помочь ему, немного помассировав его шею и плечевой пояс. Это также действует очень по-дружески и ободряюще, в отличие от тычков в бок и замечаний. Все это поможет создать надлежащую атмосферу во время лекции по Шримад Бхагаватам .
^

Как давать лекции по Шримад Бхагаватам ? Цель лекции по Шримад Бхагаватам:
Прославление и подчеркивание значимости:

  • Господа Кришны, Господа Чаитаньи и Их преданных

  • Святого Имени и Шримад-Бхагаватам

  • Преданного служения

  • Шрилы Прабхупады, его книг и его ИСККОН

  • Санкиртана-ягьи, распространения книг и проповеди

  • Духа служения и дружбы между Ваишнавами
^ Общее отношение лектора:

  • Осознание себя как слуги Гуру, Кришны и всех собравшихся Ваишнавов

  • Осознание ответственности своего положения, как уполномоченного представлять Шрилу Вьясадеву

  • Почтение и желание прославить «Шримад Бхагаватам»

  • Почтительное отношение ко всем Ваишнавам, как присутствующим, так и отсутствующим

  • Сострадание, терпимость и почтительное отношение к непреданным, даже враждебно настроенным – как присутствующим, так и отсутствующим
^ Основные принципы ведения публичных выступлений

  • Планируйте выступление в соответствии с нуждами, заботами и интересами Вашей аудитории

  • Основывайте свои слова на том, чему Вы научились в ученической преемственности

  • Делайте изложение простым. Делайте его коротким… настолько простым и коротким, насколько это возможно, чтобы должным образом осветить тему

  • Поддерживайте контакт глаз с аудиторией

  • Используйте умеренную и естественную жестикуляцию. Избегайте случайных, отвлекающих, нервных движений

  • Говорите, исходя из своего собственного опыта и реализации

  • Избегайте неуместных подробностей личного характера
^ Порядок проведения лекции:

  • Изучите стих, значение слов, перевод и комментарий заранее. Если Вы регулярно читаете книги и следуете практике преданного служения, то стих обязательно найдете отклик в Вашем сердце. Когда преданный духовно продвигается, у него всегда есть, что сказать на тему Сознания Кришны, поделиться своими реализациями. Даже если стих вначале кажется сложным, если изучить его заранее, то через какое-то время Кришна подскажет, что о нем можно сказать.

В соответствии с правилами этикета, если к стиху нет коментария Шрилы Прабхупады, то следует взять несколько стихов – вплоть до того, к которому коментарий имеется, и давать лекцию по последнему.

  • Как лектор, Вы являетесь представителем Шрилы Вьясадевы, поэтому Вам следует занять почетное место, называемое вьясасаной. Как правило, это или место на возвышении, или, по крайней мере, какой то особый коврик на полу. Вьясасана обязывает человека, ее занимающего, быть внимательным, чтобы представлять Шрилу Вьясадеву должным образом.

  • Перед началом, следует спеть бхаджанДжайа Радха Мадхава Бхактивинода Тхакура. Шримад Бхагаватам от своего первого стиха до последнего посвящены прославлению Кришны и Шримати Радхарани. Поэтому, этот бхаджан настраивает нас на соответствющий лад. Во время пения следует медитировать на то, что когда этот бхаджан пели Бхактивинода Тхакур, Шрила Прабхупада и другие возвышенные преданные, они действительно описывали в нем то, что открывалось перед их глазами.

джая радха-мадхава кунджа-бихари
гопи-джана-валлабха гири-вара-дхари
яшода-нандана, браджа-джана-ранджана
ямуна-тира-вана-чари

"Кришна – возлюбленный Радхи. Он являет Свои любовные игры в рощах Вриндавана. Он – возлюбленный пастушек Враджа, Он поднял огромную гору Говардхана. Любимый сын Яшоды и радость обитателей Враджа, Он бродит в лесах по берегам Ямуны." (ноты – во внедренном файле)


  • После этого следует произнести молитвы према-дхвани в сокращенном варианте (слова в конце каждой из молитв произносятся всеми вместе).

джая ом вишну-пада парамахамса паривраджакачарья аштоттара-шата шри шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада ки – джая!

Слава ачарье Ом Вишну-пада 108 Триданди Госвами А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который странствует повсюду, проповедуя славу Господа Хари, и на ходится на высочайшем уровне санньясы.

^ Основатель-ачарья ИСККОН А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабухпада ки – джая!

Слава Основателю-ачарье ИСККОН А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде!

гаура-премананде – хари-хари бол!

Воспевайте имена "Хари! Хари!" в экстазе чайтанья-премы .

^ Слава всем собравшимся преданным!(3 раза) – Харе Кришна

Слава Шри-Шри Гуру-Гауранге! (все произносят эти слова три раза и приносят поклоны духовному учителю)

  • Выразите почтение Господу Кришне, со сложенными руками три раза произнеся мантру ^ Ом намо бхагавате васудевайа (каждый раз аудитория повтояет ее вслед за Вами)

  • Вместе с аудиторией прочитайте санскрит стиха: сперва пословно, затем построчно – по меньшей мере три раза. Затем пригласите прочитать стих преданным, сидящим в аудитории и повторите его еще несколько раз

  • Прочитайте вместе с аудиторией значение слов

  • Прочитайте перевод и комментарий

  • Прочитайте молитвы Мангала-чаранам (аудитория может повторять их одновременно с Вами, если знает)

ом агьяна-тимирандхасйа гьянанджана-шалакайа
чакшур унмилитам йена тасмаи шри-гураве намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед своим духовным учителем, который открыл мне глаза, факелом знания рассеяв мрак невежества.

шри-чаитанья-мано-‘бхиштхам стхапитам йена бху-тале
свайам рупах када махйам дадати сва-падантикам

Когда же Шрила Рупа Госвами Прабхупада, начавший в этом материальном мире движение, призванное осуществить желание Господа Чайтаньи, даст мне прибежище у своих лотосных стоп?

ванде ‘хам шри гурох шри-йута-пада-камалам шри-гурун ваишнавамш ча
шри-рупам саграджатам сахагана-рагхунатханвитам там-садживам

саадваитам савадхутам париджана-сахитам кришна-чаитанйа-девам
шри-радха-кришна-падан сахагана-лалита-шри-вишакханвитамш ча

В глубоком почтениии склоняюсь я к лотосным стопам своего духовного учителя и всех наставников, ведущих меня по пути преданого служения. Я приношу свои почтительные поклоны шести Госвами – Шриле Рупе Госвами, Шриле Санатане Госвами, Рагхунатху дасу Госвами и Дживе Госвами – и всем их последователям. В глубоком почтении я склоняюсь перед Шри Адвайтой Ачарьей Прабху, Шри Нитьяняндой Прабху, Шри Чайтаньей Махапрабху и Его преданным, во главе со Шривасой Тхакуром. И наконец, я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам Господа Кришны, Шримати Радхарани и всех гопи во главе с Лалитой и Вишакхой.

нама ом вишну-падайа кришна-прештхайа бху-тале
шримате бхактиведанта-свамин ити намине

В глубоком почтении я склоняюсь перед Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой, который очень дорог Господу Кришне, ибо для него нет иного прибежища, кроме лотосных стоп Господа.

намас те сарасвате деве гаура-вани прачарине
нирвишеша-шунйавади-пашчатйа-деша-тарине

О духовный учитель, слуга Сарасвати Госвами, мы склоняемся перед тобой в глубоком почтении. Ты милостиво проповедуешь учение Господа Чайтаньядевы и несешь освобождение странам Запада, в которых широко распространился имперсонализм и философия пустоты.

хе кришна каруна-синдхо дина-бандхо джагат-пате
гопеша гопика-канта радха-канта намо ‘сту те

О Кришна, о океан милости! Ты – источник творения и друг всех страждущих. Ты – повелитель пастухов и возлюбленный гопи. из которых Радхарани наиболее дорога Тебе. В глубоком почтении я склоняюсь перед Тобой.

тапта-канчана-гауранги радхе вриндаванешвари
вришабхану-суте деви пранамами хари-прийе

Я выражаю свое почтение царице Врандавана, Радхарани, чья кожа цветом подобна расплавленному золоту. Ты, о дочь царя Вришабхану, очень дорога Господу Кришне.

ванчха-калпатарубхйаш ча крипа-синдхубхйа эва ча
патитанам паванебхйо вайшнавебхйо намо намах

Я в глубоком почтении склоняюсь перед всеми вайшнавами, преданными Господа. Они исполнены сострадания к обусловленным падшим душам и подобны древу желаний, которое может исполнить любое желание.

(джайа) шри-кришна-чаитанья прабху нитйананда
шри-адваита гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда

харе кришна харе кришна кришна кришна харе харе
харе рама харе рама рама рама харе харе


  • Дайте лекцию по стиху и комментарию продолжительностью до 30 минут. Следует обратить внимание, чтобы, насколько возможно, лекция включала следующие элементы:

  1. Тему, согласованную с темой стиха и комментария

  2. Цитаты на санскрите, включая некоторые термины из «значения слов»

  3. Истории из писаний

  4. Ссылки на недавние, местные или имеющие отношение к теме события

  5. Юмор

  6. Личные реализации и опыт

  7. Примеры, основывающиеся на числах (такие как, «четыре вида страданий»)

  8. Прославление санкиртаны, проповеди или повторения святых имен

  9. Ссылки на Шрилу Прабхупаду и других ачарьев

  10. Итог лекции со ссылками на стих

  • Пригласите аудиторию задавать вопросы (около 10 мин.) Отвечая на вопрос, сперва дайте иной конкретный ответ, а затем объясните, почему. Отвечайте коротко.

  • Закончите лекцию, принеся поклоны Шриле Прабхупаде
^ Ошибки, которых следует избегать:

  • Следует избегать превращения лекции по Шримад Бхагаватам в ишта-гоштхи. Ишта-гоштхи призваны для того, чтобы в доверительной беседе обсуждать текущие практические духовные и производственные проблемы в храме. Напротив, лекции по Бхагватам, хотя и должны быть связаны с сегодняшней реалией, призваны обсуждать вечные истины.

  • Следует избегать духа «Мы» и «Они». Вместо этого следует проповедовать дух одной семьи, единства в различии.

  • Следует избегать перехода на личности – как с упоминанием имен, так и без. Индивидуальные трудности, которые могут испытывать отдельные преданные – это тема для индивидуальной беседы, на которую имеют право лишь их духовные учителя, кураторы и другие старшие преданные, обладающие подобным статусом и пользующиеся их доверием.

  • Следует избегать чрезмерного подчеркивания негативного. Вместо этого следует больший акцент делать на проповеди позитивной альтернативы.

  • Следует избегать тем, способных вызвать противостояние в аудитории. Вместо этого следует сосредотачваться на тех духовных аспектов, которые нас объединяют.

  • Следует избегать грубых слов; утверждений, достоверность которых сомнительна; коментариев на темы, в которых Вы не компетентны; призывов, которые могут рассматриваться как антиконституционные или противозаконные.

  • Следует избегать эмоциональных дебатов во время вопросов и ответов. Вместо этого следует поблагодарить за горячий интерес к проблеме и перенести дискуссию на потом.

  1. Каковы пять аспектов служения Шримад Бхагаватам ?

  2. Поделитесь собственными реализациями в отношении ценности чтения и слушания Шримад Бхагаватам

  3. Что означает "слушать с восторженным вниманием"? Был ли у Вас такой личный опыт?

  4. Как следует неправильно задавать вопросы после лекции?

  5. Что следует и чего не следует делать, когда Вы даете лекцию по ^ Шримад Бхагаватам ?
Похожие:

Другие статьи

Шримад Бхагаватам

Шримад Бхагаватам. Песнь 1. Творение. Часть 1

Предисловие к английскому изданию. От издательства

«Эта «Бхагавата-пурана" сияет словно солнце. Она взошла сразу после того, как Господь Кришна [1] (а вместе с Ним религия, знание и проч.) удалился в Свою обитель. Эта Пурана несет свет людям, утратившим способность видеть в непроглядной тьме невежества века Кали». («Шримад-Бхагаватам» 1.3.43)

Неподвластная времени мудрость Индии нашла свое выражение в Ведах — древних санскритских текстах, охватывающих все области человеческого знания. Первоначально Веды передавались изустно; пять тысяч лет назад они были впервые записаны Шрилой Вйасадевой — «литературным воплощением Бога». Составив Веды, Вйасадева изложил их сущность в афоризмах, известных как «Веданта-сутры». «Шримад-Бхагаватам» («Бхагавата-пурана») — это комментарий Вйасадевы к его же «Веданта-сутрам». Он был написан в пору духовной зрелости автора под руководством Нарады Муни, его духовного учителя. «Шримад-Бхагаватам», называемый «зрелым плодом древа ведической литературы», является наиболее полным и авторитетным изложением ведического знания.

Составив «Бхагаватам», Вйаса передал его краткое содержание своему сыну, мудрецу Шукадеве Госвами. Впоследствии Шукадева Госвами полностью поведал «Бхагаватам» Махарадже Парикшиту в присутствии святых мудрецов, собравшихся на берегу Ганги у Хастинапура. Махараджа Парикшит был императором мира и великим раджарши (святым царем). Он был предупрежден, что через неделю умрет, поэтому оставил свое царство и удалился на берег Ганги, чтобы поститься до самой смерти и обрести духовное просветление. «Бхагаватам» открывается обращением императора Парикшита к Шукадеве Госвами: «Ты — духовный учитель великих святых и преданных. Поэтому я прошу тебя указать путь к совершенству всем людям, а в особенности тем, кто стоит на пороге смерти. Поведай, что должен слушать человек, что повторять, о чем помнить и чему поклоняться, а также чего ему не следует делать. Прошу тебя, разъясни мне все это».

В течение семи дней, вплоть до кончины царя, мудрецы внимали ответам Шукадевы Госвами на этот и множество других вопросов, заданных Махараджей Парикшитом и касающихся всего, начиная от природы личности и кончая происхождением вселенной. Мудрец Сута Госвами, присутствовавший на том собрании, где Шукадева Госвами впервые излагал «Шримад-Бхагаватам», впоследствии повторил «Бхагаватам» перед мудрецами, собравшимися в лесу Наимишаранйа. Заботясь о духовном благополучии всего человечества, эти мудрецы собрались для совершения длинной цепи жертвоприношений, призванных противодействовать разрушительному влиянию начинавшегося века Кали. В ответ на просьбу мудрецов изложить им суть ведической мудрости, Сута Госвами повторил по памяти все восемнадцать тысяч стихов «Шримад-Бхагаватам», которые ранее Шукадева Госвами поведал Махарадже Парикшиту.

Читатель «Шримад-Бхагаватам» знакомится с вопросами Махараджи Парикшита и ответами Шукадевы Госвами, которые пересказывает Сута Госвами. Кроме того, иногда сам Сута Госвами отвечает на вопросы Шаунаки Риши, возглавляющего собрание мудрецов в Наимишаранйе. Поэтому читатель следит сразу за двумя диалогами: первым, который происходил на берегу Ганги между Махараджей Парикшитом и Шукадевой Госвами, и вторым, состоявшимся между Сутой Госвами и мудрецами во главе с Шаунакой Риши в лесу Наимишаранйа. Помимо этого, в своих наставлениях царю Парикшиту Шукадева Госвами часто приводит примеры из истории и выдержки из продолжительных философских бесед между такими великими душами, как Нарада Муни и Васудева. Зная предысторию «Бхагаватам», читатель сможет легко разобраться в сплетении диалогов и событий, взятых из разных источников. Поскольку самое важное в повествовании не хронологический порядок, а философская мудрость, достаточно просто внимательно отнестись к тому, о чем говорится в «Шримад-Бхагаватам», чтобы по достоинству оценить глубину этого произведения.

Переводчик этого издания сравнивает «Бхагаватам» с леденцом, в котором каждый кусочек одинаково сладок. Так что вкусить сладость «Бхагаватам» можно, начав чтение с любого тома. Однако серьезному читателю после такой «дегустации» рекомендуется вернуться к Первой песни и изучать «Бхагаватам» последовательно, песнь за песнью.

Предлагаемое издание «Бхагаватам» — первый полный перевод этого бесценного текста на английский, ставший доступным широкому кругу англоязычных читателей. Перевод снабжен подробными комментариями. Первые девять песен и начало Десятой песни — плод труда Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, основателя-ачарьи Международного общества сознания Кришны — самого выдающегося учителя индийской религиозной и философской мысли. Его превосходное знание санскрита в сочетании с глубокой осведомленностью в вопросах как ведической культуры и мысли, так и современной жизни, позволили ему представить на суд западного читателя великолепное изложение этого выдающегося произведения древнеиндийской классики. После того как в 1977 году Шрила Прабхупада покинул этот мир, его монументальный труд — перевод и комментирование «Шримад-Бхагаватам» — был закончен его учениками Хридайанандой дасом Госвами и Гопипаранадханой дасом.

Предлагаемое произведение ценно во многих отношениях. Для тех, кто интересуется истоками древней индийской цивилизации, он предоставляет обширную и подробную информацию практически обо всех ее аспектах. Изучающим сравнительную философию и религию «Бхагаватам» даст возможность глубоко вникнуть в суть духовного наследия Индии. Социологи и антропологи найдут в нем примеры практического приложения принципов мирного и научно организованного ведического общества, основу единства которого составляло высокоразвитое духовное мировоззрение. Изучающие литературу откроют для себя величественный поэтический шедевр. Те, кто изучает психологию, обнаружат в «Бхагаватам» новый взгляд на природу сознания, поведение человека и философское понимание личности. И наконец, тем, кто занят духовными поисками, «Бхагаватам» предоставляет несложное практическое руководство к достижению высшей ступени самопознания и осознания Абсолютной Истины. Мы надеемся, что этот многотомный труд, подготовленный издательством «Бхактиведанта Бук Траст», займет достойное место в интеллектуальной, культурной и духовной жизни современного человека, и что ему суждена долгая жизнь.

Мы должны знать, в чем нуждается современное человеческое общество. Что же ему нужно? Географические рубежи уже не разделяют человечество на разные страны или общины. Человеческое общество не так замкнуто, как в средние века, и в мире существует тенденция к образованию единого государства, или единого общества. Согласно «Шримад-Бхагаватам», идеалы духовного коммунизма в той или иной мере основаны на единстве всего человеческого общества, и более того, на единстве энергии всех живых существ. Великие мыслители видят необходимость в распространении этой идеологии, и «Шримад-Бхагаватам» удовлетворит эту потребность человечества. Это произведение начинается с афоризма философии веданты джанмадй асйа йатах, утверждающего идею единой первопричины.

В настоящее время человеческое общество не находится во мраке забвения. Во всем мире оно добилось значительного прогресса в создании материальных удобств, образовании и экономическом развитии. Но где-то в общественном организме сохраняется источник раздражения, подобный занозе, и поэтому широкомасштабные конфликты возникают даже по самым незначительным поводам. Необходимо найти путь к миру, дружбе и процветанию человечества, объединенного общим делом. «Шримад-Бхагаватам» выполнит эту задачу, так как представляет собой культуную программу нового одухотворения всего человеческого общества.

Чтобы изменить демонический облик общества, следует также ввести изучение «Шримад-Бхагаватам» в школах и колледжах, как это рекомендовал великий преданный Прахлада Махараджа, когда сам был еще учеником.

Изучение Шримад-Бхагаватам по главам

Мероприятие

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж
-------------------------------------------------
«Шримад-Бхагаватам» 1.12.21, Санкт-Петербург, 04.08.2015

* Пурана-арка. Солнце «Бхагаватам».

* Косвенная и прямая проповедь Шрилы Вьясадевы. Роль Шукадевы Госвами. Методология «Бхагаватам».

* Как слушать и как рассказывать Бхагаватам. Квалификация рассказчика и слушателя «Бхагаватам». Три категории рассказчика и три категории слушателя.

* Жизненные трудности и правильное отношение к ним.

* Бхакти формирует наши качества. Вера, как начальная квалификация для развития привязанности к Кришне

* Искусство концентрации внимания – главный инструмент для эволюции личности.

Транскрибированная лекция доступна по ссылке - http://folio.goswami.ru/?p=5665#more-5665. а также в прикрепленном файле.

Файл ЕС Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж Файл PDF, 241 КБ

Ответы Бхактивигйаны Госвами на вопросы о Шримад-Бхагаватам и современной науке

Ответы Бхактивигйаны Госвами на вопросы о Шримад-Бхагаватам и современной науке

Вопрос:
Накопилось огромное (как мне кажется) количество вопросов о сознании Кришны, но мешает одно обстоятельство для того, чтобы начать их задавать и увеличить свою веру в это учение, а именно: расхождение «Шримад Бхагаватам» с данными современной науки в элементарных с точки зрения последней вопросах. Перечислю лишь некоторые: в 5-ой песни Ш.Б. пишется, что Луна дальше от Земли, чем Солнце в 2 раза, что звезды на небе расположены между Луной и Венерой; в 3-й песни написано, что мы можем увидеть шесть мельчайших частиц (атомов), сцепленных вместе, в свете, пробивающемся сквозь щель в дверном проеме (тогда как на самом деле мы не видим даже микробов, состоящих из множества молекул и атомов); олицетворение дхармы в 1-й песни – бык на одной ноге (как он мог ходить?); Шрила Прабхупада упоминает в 10 песни источник, в котором говорится, что у одного царя было несколько квадрильонов
(10 в 15 степени) телохранителей (они даже не уместились бы на поверхности земного шара); в 1-й песни – высота Гималаев – 80 тысяч миль (тогда как по современным данным около 8 км.) и т.д. В «Бхагавад Гите» есть только один момент, по которому есть очевидное расхождение с современной наукой: Кришна говорит о Луне как о накшатре (звезде), из чего Шрила Прабхупада делает вывод, что звезды как и Луна светят отраженным от Солнца светом. Если Вы проясните хотя бы упомянутые моменты относительно звезд, планет и Гималаев, буду благодарен.


Ответ :Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж

Дорогой Дмитрий, я так долго не отвечал на ваш вопрос потому, что думал, как же лучше на него ответить. Разумеется, в запасе у меня уже было несколько готовых формул, ибо кому из проповедников в Обществе сознания Кришны не приходилось отвечать на вопрос: что это значит, что Луна находится дальше Солнца? Но не хотелось просто отмахиваться от этого серьезного вопроса стандартными ответами. Поэтому я попытаюсь провести несколько более глубокий анализ поставленной вами проблемы. Самое простое было бы ответить на ваш вопрос примерно так:

«Большая часть ваших вопросов связана просто с языком. Говоря о звездах, расстояниях или атомах, «Бхагаватам» часто имеет в виду совсем не то же самое, что современная наука. Др. Томпсон (Садапута Даса) посвятил много лет изучению пятой песни «Шримад- Бхагаватам» и по результатам своих исследований написал две книги, в которых он разрешает многие из этих парадоксов, объяснив, каким образом эти данные можно сопоставить с представлениями современной науки. Например, что касается расстояний, то
когда в «Бхагаватам» говорится о «Земле», имеется в виду плоскость Бху-мандалы (плоскость эклиптики), а не планета Земля как таковая. Расстояние, например, от Луны до этой плоскости измеряется опусканием перпендикуляра от максимально удаленной точки на ее орбите. В этом случае луна оказывается выше Солнца (так как угол наклона ее орбиты к этой плоскости больше, чем угол наклона орбиты солнца). Астрономам ведической древности были прекрасно известны расстояния до планет в нашем понимании (с поразительной точностью они приводятся в таких древних трактатах, как «Сурья-сиддханта» или «Сиддханта-широмани»).

Что касается звезд, накшатр, то единственная информация, которой располагают ученые, – это спектр их излучения. На основании этих скудных данных строятся всевозможные теории. Логика этих теорий такова: раз данные, которыми мы располагаем, объясняются в рамках данной теории, то, стало быть, теория верна. Проблема такой логики очевидна: поскольку данные крайне скудны, можно придумать миллионы различных объяснений конкретного спектра и подогнать под них любые имеющиеся факты.

Относительно Гималаев можно сказать, что даже самому неграмотному человеку в древней Индии едва ли пришло бы в голову, что Гималаи простираются на высоту 80 тысяч миль – в конце концов многие из них хотя бы раз в своей жизни делали паломничество в Бадарикашрам, причем ходили туда пешком. Очевидно, что речь идет о Гималаях из высших, недоступных нам измерений. Точно так же, едва ли им было трудно прикинуть, сколько личных телохранителей царя Уграсены уместятся на земной поверхности. Что говорить о квадриллионах телохранителей Уграсены, на маленьком островке в Двараке едва
ли уместились бы 16 108 роскошных дворцов, а в одном дворце Кришны едва ли уместились бы миллионы Брахм, а на плечах у одного Брахмы едва ли уместились бы миллионы голов. Опять же очевидно, что речь идет о других измерениях и о совсем другой картине мира. (Если вы помните, в описанной сцене с аудиенцией Брахмы к Кришне наш Брахма получил возможность созерцать миллиарды Брахм из других вселенных, тогда как каждый из них полагал, что находится наедине с Кришной – каждый из них находился вместе с Кришной в своем собственном измерении, и только нашему Брахме на мгновение открылась бесконечная многомерность мира, в котором мы живем). Вселенная, описанная в «Бхагаватам», – это не убогая трехмерная Вселенная нашего с вами ограниченного опыта, а Вселенная, увиденная с другого уровня бытия и сознания, с другой точки отсчета».

Это, безусловно, какой-то ответ на поставленные вами вопросы, но сам этот ответ ставит многие другие вопросы: что это за точка отсчета, с которой описана Вселенная в «Бхагаватам»? почему именно эта точка отсчета принята в нем? откуда она взялась? что это за атомы, которые можно увидеть в луче света? и о каком времени идет речь в «Бхагаватам»? и проч. и проч. Сам Шрила Прабхупада придавал всем этим вопросам очень большое значение и поручил ученым из Института Бхактиведанты тщательно изучить Пятую песнь «Шримад-Бхагаватам» и дать удовлетворяющие разум ответы на них. В 77 году он послал одного из своих учеников на поиски пандита, который мог бы дать ясное
объяснение описаниям, содержащимся в Пятой песни. Ученик объехал всю Индию, в конце концов, привез с собой какого-то пандита из Рамануджа-сампрадаи, который выдавал себя за большого знатока космологии «Бхагаватам», но он оказался далеко не таким сведущим, как хотелось бы. В самые последние месяцы своего пребывания на земле Шрила Прабхупада снова и снова поднимал этот вопрос со своими учениками и просил их продолжать исследования и создать модель ведической вселенной в гигантском планетарии в Майяпуре.
Не вдаваясь в подробности этого очень сложного вопроса (специалистом в котором я не являюсь), я тем не менее хотел бы сделать несколько замечаний более общего характера (научное прошлое дает о себе знать). Они непосредственно отвечают на вторую часть вашего вопроса.

Вопрос:
Также, не хочу нанести оскорбления Верховной Личности Бога и преданным, но волей не волей возникает два вопроса: 1) не оспаривая того, что Кришна является Верховной Личностью Бога, и что Он действительно был на земле около 5 тыс. лет назад, стоит ли каждое слово, написанное в «Шримад Бхагаватам», воспринимать буквально и как абсолютную истину или все же будет верным предположить, что что-то в «Шримад Бхагаватам» написано иносказательно, что-то является преувеличением, а что-то мифологией? Если так, тогда неплохо было бы выяснить, что есть что; 2) даже если признать, что, несмотря на все расхождения «Шримад Бхагаватам» с современной наукой, он был написан литературным воплощением Личности Бога, может будет верным считать, что что-то в «Ш.Б.» может не соответствовать действительности именно потому, что это воплощение было литературным, а не воплощением знания, т.е. шактьявеша аватарой (а не вишну таттвой), наделенной всей полнотой литературного таланта, но не обладавшей всей полнотой знаний (хотя признаю, что это, конечно же, очень маловероятно)? Заранее спасибо за ответ.

Ответ:
Вся западная наука, западная философия и западное мировоззрение, как вы, может быть, знаете, выросли из афинской Академии Платона. На вратах этой Академии было высечено: "Да не войдет сюда несведущий в геометрии". Греки придавали геометрии особое значение и считали, что ее теоремы являются выражением вечных, неоспоримых истин. Геометрия в их глазах была идеальным союзом логического и прекрасного и имела божественное происхождение. Отсюда знаменитое высказывание Платона: «Бог – это геометр». Сам Платон никакого значительного вклада в геометрию не внес, но, взяв геометрию за основу, он построил целостную философскую мировоззренческую систему, которая в процессе эволюции, в конце концов, превратилась в современное научное мировоззрение. С этим утверждением не все согласятся, но едва ли кто будет спорить, что вплоть до Эйнштейна все западное мировоззрение было основано на геометрических постулатах об АБСОЛЮТНОСТИ трехмерного пространства и времени. Отсюда низведение Бога до уровня изначального геометра. Хотим мы того или не хотим, но мы, дети западной цивилизации, до сих пор живем в скучном геометрическом мире Евклида и Платона. И ваши
вопросы в значительной степени являются отражением именно этого взгляда на мир. Но, в соответствии с ведической философией, пространство и время заведомо относительны, ибо материальны, а Бог находится вне времени и пространства. И уж тем более относительны и вторичны материальные формы, возникающие в этом пространстве и являющиеся объектом изучения геометрии. Современная наука, как продолжательница идей греческой философии,
рисует картину практически пустой, мертвой трехмерной Вселенной. Вселенная эта, по словам Гуца (Guth), возникла как пузырь из изначального вакуума и когда ей от роду было одна триллионная доля одной триллионной доли секунды (перед этим блекнут даже квадриллионы телохранителей), она разорвалась под воздействием антигравитационной силы. Причем, по словам того же Гуца из Массачусетского Института Технологии, самого признанного космолога, для ее появления потребовалась унция этого изначального вакуума.


(Нужно быть в высшей степени религиозным человеком, чтобы поверить в эту
фантастическую картину, но так как людей устраивает конечный вывод – см. ниже – они с легкость принимают эту галиматью на веру, не пытаясь даже усомниться в ней). В этой пустой, появившейся из вакуума Вселенной случайно возникла одинокая Земля, на которой случайно зародилась жизнь, потому что совершенно случайно именно на Земле возникли подходящие для этого условия. Жизнь возникла из слизи на дне теплого доисторического моря. Постепенно слизь превратилась в медузу, а там уж до человека рукой подать. Периодически у человека начинает течь из носа, чтобы напомнить ему, откуда он появился, и подогреть его тягу к удовольствиям: живем-то только один раз. (Именно ради этого вывода и строится вся эта фантастическая модель мира). Взгляды эти не новы, ибо Сам Кришна пять тысяч лет тому назад уже говорит, что демоны всегда думают так: асатйам а пратиштхам те джагат ахур анишварам – «Мир случаен (нереален), не имеет основания, не имеет разумного творца и повелителя и зиждется на вожделении». Он же говорит, что такие взгляды всегда ведут к разрушению мира. Не правда ли, пророческие слова?

Геометрия подразумевает изучение форм, формы постигаются глазом, отсюда
обожествление эмпирического (глазного) опыта (пратьякши), характерное для всей западной культуры. В основании этой картины мира лежит вполне религиозная идея о том, что планеты образовались в результате взрыва и что из слизи может получиться живая медуза, а из медузы – человек. От медузы у человека остались слизнеобразные глаза, и отныне эти медузоподобные глаза стали для нас единственным критерием истины. Картина Вселенной, нарисованная учеными, которой мы СЛЕПО верим – это мир, увиденный нашими
подслеповатыми глазами через очки, лупы, телескопы и микроскопы.

Если западная цивилизация возникла из Академии Платона и школы Пифагора с их культом математики и числа, то вся ведическая культура в том виде, в каком мы знаем ее, выросла из школы Шрилы Вьясадевы, который разделил ведическое знание на части и передал его своим многочисленным ученикам. Нам неизвестно, что было высечено на воротах его школы, но я осмелюсь предположить, что если бы он задумал поместить аналогичную надпись на вратах своей школы, то она звучала бы «Да не войдет сюда несведущий в грамматике».

Это очень существенная разница, потому что именно слово, звук (шабда) в нашей культуре возводится в ранг носителя абсолютного знания и божественного откровения. Истина умопостигаема, но не во времени и пространстве, а через откровение, или, как гласит «Веданта-сутра» (1.1.3), шастра-йонитват – Абсолютную Истину можно постичь с помощью ведического откровения. (буквально, из лона [йони] шастр). Материальный геометрический мир – это мир увиденный. Мир ведической культуры – это мир услышанный. И именно через слово, звук, происходит освобождение души и ее возвращение в духовный мир (анаврттих шабдат).

Материалисты верят своим глазам, мы же верим своим ушам. И то, и другое – вера, но одна вера закрепляет наше положение в материальном мире, а другая сулит освобождение из него. Материалисты живут в мире увиденного (материального опыта) и корректируют все услышанное с помощью зрения. Мы живем в мире услышанного (опыт духовного откровения), и корректируем все увиденное с помощью слуха (сверяясь с шастрами). Иными словами, человек ведической культуры, узнав из «Шримад Бхагаватам» о том, что Гималаи, которые он недавно посетил и исходил собственными ногами, простираются на
высоту восемьдесят тысяч миль, усомнится не в словах «Шримад Бхагаватам», а в том, что горы, по которым он ходил, действительно являются Гималаями! «Шримад Бхагаватам» рисует картину многомерной Вселенной, где все осмысленно, где нет пустоты. Эта Вселенная место для деградации души и ее эволюции, и каждая планета символизирует определенный уровень сознания, определенный уровень опыта и определенные отношения с изначальным творцом и, соответственно, с Его миром.

Вот и вся разница – теперь вам остается только выбрать, в какой Вселенной вы хотите жить: в пустой и бессмысленной Вселенной материального опыта или в осмысленной Вселенной опыта духовного.

И еще одно, последнее замечание. Одно из этимологий санскритского слова майа
(иллюзия): мийате анайа ити майа – майа, иллюзия, это то, с помощью чего мы проводим измерения. Мир майи – это измеримый геометрический мир, где все ограничено. Измеряя этот мир, мы ставим, мы тем самым ставим себя в положение Бога. Ограниченный геометрический мир дан душе именно для этого – почувствовать себя Богом, измерив его и окинув его свысока. Безграничный духовный мир предназначен для другого – не для того, чтобы мерить, а для того, чтобы верить, не для того, чтобы презрительно властвовать, а для того, чтобы восхищаться и служить.