Руководства, Инструкции, Бланки

суть руководства и его роль в менеджменте img-1

суть руководства и его роль в менеджменте

Рейтинг: 4.9/5.0 (1851 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Суть руководства и его роль в менеджменте

/ госты

1 Бихевиористский подход к изучению проблем менеджмента.

Бихевиоризм - прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей, активизирующих внимание на внешних формах поведения и его составных элементах, поступках, реакциях и т.д.

Метод возник из непосредственного наблюдения за поведением животных и перенесен на изучение человека

Родоначальником Б. является Торндайк. Термин и программы были предложены Уотсоном.

Бихевиоризм-психология должна изучать поведение, а не сознание. При этом поведение понимается как совокупность связей «Стимул-Реакция» (S-R). Бихевиоризм не занимается поиском причинных факторов поведения, а лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее работающие.

Сильная сторона бихевиоризма – объективное изучение, новые методики изучение привлечения математических средств.

Ограниченность в том, что полностью игнорируется сознание, мышление, воля, социальная природа психики. Бихевиоризм не занимается поиском причинных факторов поведения, а лишь фиксирует связи между определенными стимулами и реакциями работников в производственной обстановке, отбирая наиболее работающие.

(Также существуют: ситуационный, процессный, деятельности, количественный, системный подходы).

2 Ситуационный подход к изучению проблем менеджмента .

Разработан в конце 60-х годов XXвека. Это вероятностный подход, зависящий от случайностей, от ситуаций. Под ситуацией как главным элементом подхода понимается конкретный набор обстоятельств, определяющих деятельность организации или поведение в данное конкретное время.

Ситуационный подход - это не просто набор типов, стереотипов или способов руководства и организации, а выбор специфических приемов для конкретных ситуаций, причем выбор не произвольный, а основанный на определенной стратегической для данной организации или подразделения концепции управления и организации.

Итак, для того чтобы успешно реализовать ситуационный подход, менеджер в своей работе должен:

- владеть средствами профессионального управления и организации, знать принципы группового и индивидуального поведения, системного анализа, методы планирования, контроля, оценки, стимулирования и количественных методов принятия решений;

- уметь проводить сравнительный анализ методов, приемов и типов поведения для данной конкретной ситуации и выбрать наиболее эффективный;

- уметь оценивать ситуацию с ретроспективных и футурологических позиций, выделять наиболее важные, значимые для данной ситуации изменения в организации при изменении каждой из переменных;

- уметь выбрать приемы и типы поведения, оптимальные для данной ситуации.

Сложность ситуационного подхода в том, что необходимо в каждой ситуации определять значимые социальные перемены, и какую роль они играют в организации и выделение ведущего звена в организаторской и управленческой деятельности в данной конкретной ситуации.

3 Количественный подход - это применение математических методов к исследованию операций в организации и деятельности менеджеров, а также при формировании моделей поведения.

Количественный подход-это применение математических методов к исследованию операции и деятельности менеджеров, а так же при формировании моделей поведения.

В менеджменте чаще всего используются несколько классов моделей:

-модель оптимизации - статическая модель, предлагающая лучшие решение для данного момента времени.

-модель адаптации ( динамическая модель, нахождение наилучшего решения при изменяющихся со временем переменных)

-модель «социальной диффузии» (распространение какой либо информации среди работников - слухи, донесения, мнения, сплетни)

-модель подражания (включает три элемента нервных возбуждений физиологический стимул, нервное волокно и ответную реакцию);

-модель распространения состояний

-модель распределения ситуации и т.д

НЕДОСТАТОК - его абстрактность, которая не охватывает всего богатства процессов чел-ой деят-ти и поведения. Используется количественный подход реже т.к

-руководитель редко сталкиваются с исследованием операций;

-немногие руководители владеют данным подходом

-не пригоден при принятие оперативных решений

4. Системный подход к изучению проблем менеджмента .

Системный подход положил начало новому способу мышления по отношению к организации и управлению. В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющиеся внешней среды. Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции: он выполняет свои функции, оставаясь не очень жестко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований: фиксируют недостаточность старых, п помогают строить новые предметы изучения. Все организации взаимодействуют с внешней средой. Системное мышление наиболее подходящий инструмент для противодействия различного рода неожиданностям, проблемам, трудностями. Системное мышление воспринимает все факторы, действующие на организацию и менеджера. Руководители или менеджер всегда является элементом системы и чаще активными, поскольку на нем лежит ответственность за действия. Их мнение, действия и поведение непредсказуемы.

Существуют два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, её действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.

Крупные составляющие сложных систем являются системами, эти части называются подсистемами. В организации подсистемы – это различные отделы, соц. и технич. составляющие организации.

5. Содержание работы менеджера.

Содержание работы менеджера можно представить как набор задач и вопросов, которые находятся на «повестке дня». Проанализировав многообразие задач, можно выявить ключевые задачи, свойственные только работе менеджера, и не зависящие от уровня и стиля управления, выполнение которых позволяет объединить ресурсы в «живой и развивающийся организм», т.е. преобразовать материалы в изделие под названием организация и добиться поставленной цели.

Согласно П. Дракеру можно выделить общие для всех менеджеров и характерные только для их работы пять основных задач.

1) Постановка целей. Эта задача включает постановку целей, определение их характеристик и подразумевает умение не только решать, что нужно сделать для достижения цели, но и найти, и сформулировать общую цель.

2) Организация работы — это анализ необходимых действий, решений и отношений, классификация и разделение работы, построение организационной структуры для координации выполнения работы.

3) Мотивация и общение — это комплексная задача по созданию из множества людей единомышленников, построению отношений с людьми, отношений их к работе и группового взаимодействия, стимулирование и вознаграждение за хорошую работу.

4) Измерение показателей — заключается в установлении показателей и критериев, отражающих эффективность выполнения отдельной работы и организации в целом, проведении анализа эффективности каждого работника, оценке и интерпретации.

5) Развитие своих подчиненных — заключается в развитии и профессиональном совершенствовании работников, помощи в раскрытии способностей, укреплении их личностных качеств и создании условий для саморазвития.

Генри Минцберг изучал характер и содержание работы менеджеров, видел одну общую черту управляющей работы, так называемой роли руководителя. В своих работах он выделял 10 ролей, которые принимают на себя менеджеры в различные периоды. Он квалифицировал их на три категории: межличностные, информационные роли и роли по принятию решений. Таким образом все эти роли взятые вместе определяют объем и содержание работы менеджеров не зависимо от характера конкретной организации.

По результатам исследований проведенных в США Питером Вейлом можно представить работу менеджеров детально (хронологически): -30%-40% времени проводят на собраниях; приходится отвечать на 12 телефонных звонков и более; ежегодно по 2 недели повышение квалификации; 1/3 рабочего времени расходуется на решение срочных дел; каждую неделю необходимо прочитывать 100-200 страниц специального материала и т.д.Таким образом анализируя три подхода к работе менеджеров можно сделать выводы: специфичная работа, которую можно систематически изучать и совершенствовать; менеджеры делает вклад в деятельность организации и ответственность за ее результаты.

6. Основные требования к формированию цели деятельности менеджера .

Цели - конкретное конечное состояние или желаемый результат, которые хотят достигнуть члены организации, работая вместе.

Цели бывают: заданными, или из вне сформировавшимися внутри организации стратегическими или тактическими, долгосрочными, среднесрочными, краткосрочными.

Цели должны быть установлен в восьми ключевых областях: маркетинг. Инновация, человеческая организация, финансовые и материальные ресурсы, производительность. социальная ответственность и прибыль.

Основные требования к целям организации:

1) цели должны выводится из определения предназначения орг-ии в данное время и в будущее;

2) цели не могут быть абстрактными

3) цели должны быть операционными

4) цели должны помогать конкретизации ресурсов и усилий, должны выделять фундаментальные, денежные и материальные ресурсы

5) должны быть множественными, менеджер должен уметь сбалансировать цели с потребностями.

Цели определяют структуры организации. От структуры зависит достижение цели. Механизмом этой взаимозависимости является стратегия организации. Разработкой которой занимается менеджмент.

7. Основные требования к стратегии деятельности менеджера.

Стратегия —(пер с греч)- искусство генерала. Для организации стратегия представляет собой набор правил. Действий и решений. Которыми она руководствуется в своей деятельности. Стратегия формулируется и разрабатывается в основном высшим руководством, но для ее реализации требуется участие всех уровней управления. Стратегия чаще всего оформляется в виде планов — перспективных или текущих.

Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечивает рост и укрепление позиций организаций.

При построении стратегии организации за основу берутся три информационных блока: прогнозы экономической обстановки; анализ возможности организации; стратегия организации.

Одним из условий необходимого обращения к стратегии является возникновение внезапных изменений во внешней среде организации.

Процесс формирования стратегии представлен цепочкой:

предназначение организации - ее цели - оценка и анализ внешней среды - анализ ресурсов организации -выработка стратегических альтернатив - анализ и выбор стратегии - реализация стратегии - оценка реализации - коррекция стратегии.

8.Персонал предприятия как внутреннее окружение менеджера.

Персонал - это совокупность трудовых ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия и необходимы для исполнения определённых функций, достижения целей деятельности и перспективного развития.

Разговор о людях как интегральной характеристике внутреннего человеческого окружения менеджера в научной литературе ведется в разных аспектах:

1) как взаимодействие «команд» высших руководителей, менеджеров всех уровней и исполнителей. В данном аспекте требуют уточнения такие моменты, как четкое различие состава «команд» между собой, определение особенностей и особой роли каждой команды, условий и принципов сближения команд по реализации стратегии и целей организации

2) как отношение руководителей и подчиненных. Но при этом теряются отношения по горизонтали по поводу производства. Многочисленные исследования показывают, что не только подчиненные зависят от руководителей, но и руководители всех ступеней служебной иерархии зависят от людей, находящихся ниже их по служебной лестнице.

3) как место руководителя в коллективе. При этом требуется определить признаки трудового коллектива, отличие его от простой трудовой группы, условия формирования и статус коллектива, место руководителя в нем и др.

4) как отдельные элементы организации, находящихся под влиянием и контролем со стороны менеджеров. Это наиболее распространенный аспект рассмотрения. отражающий реальное состояние действующих организаций, в которых из-за различий интересов, целей, ценностей культуры нет ни командного, ни коллективного единства.

5) как подбор, набор, прием и работа с кадрами в организации, включающая в себя подготовку и переподготовку, повышение квалификации, подбор, проверку, формирование резерва и выдвижение руководящих кадров.

Без людей нет организации, а без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей. Хороший персонал дает очень видимое преимущество в борьбе с конкурентами за потребителей.

9. Структура и особенности внешнего окружения менеджера.

Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать, что то во внешнею среду в качестве компенсации за ее существование. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. Внешнее окружение организации можно представить в виде двух сфер.

Первая сфера - это общее внешнее окружение организации, которое формируется под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических, технологических, национальных и международных процессов, а также процессов природопользования. Данное внешнее окружение отражает состояние общества, его экономики, природной среды и не связано непосредственно с конкретной организацией.

Вторая сфера - это так называемое непосредственное деловое окружение организации. которое создают покупатели, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, а также регулирующие службы и такие организации, как административные органы, деловые объединения и ассоциации, профсоюзы и т.п.

Эти субъекты окружения непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность конкретной организации. При этом важно подчеркнуть, что и организация в свою очередь может непосредственно влиять на них. В зависимости от того, насколько организация адаптивна к изменениям в окружающей среде, выделяют два типа управления организацией: механический и органический.

Механическому типу управления организацией присущ следующий набор характеристик: консервативная, негибкая структура организации; четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи; сопротивление изменениям; власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации; иерархическая система контроля; командный Тим коммуникации, идущий сверху вниз; содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения.

Для органического типа управления организацией характерны: гибкая структура, динамичные, не жестко определенные задачи; готовность к изменениям; власть базируется на знании и опыте; самоконтроль и контроль коллег; много направленность коммуникации (вертикальные, горизонтальные, диагональные и т.д.); содержанием коммуникации являются информация и советы.

10. Суть руководства и его роль в менеджменте .

Руководство – это деятельность по управлению совместным трудом людей, х поведением, обеспечивающая достижение целей организации. Умение руководить – это прирожденное свойство человека, ему нельзя научить, его можно развить в течении жизни.

Руководство включает в себя: постановку задач, координирование, мотивацию и основывается не только на официальных распоряжениях, но и на личном примере руководителя.

Стиль руководства —Это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей.

Выделены три Стиля рук-ва:

- авторитарный (жесткие способы управления, пресечение чьей-либо инициативы и обсуждения принимаемых решений и т.п.)

- демократичный (коллегиальность, поощрение инициативы и т.п.)

- анархичный (отказ от управления, устранение от руководства и т.п.).

-либеральный (постановка проблемы перед исполнителем, создание необходимых для их работы условий, поддержание благоприятной атмосферы.

Руководитель-менеджер должен, прежде всего:

1) четко представлять цель деятельности возглавляемой системы и те вытекающие из нее задачи, решение которых служит промежуточным результатом на пути к ее достижению;

2) системно выделять, с необходимой на данном уровне управления детализацией, все существенные для решения данные, факторы, условия и обстоятельства;

3) определять, какую задачу следует решать самому, а какие конкретно поручить подчиненным.

11. Понятие мотивации и ее роль в работе менеджера .

Мотивация- это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных или целей организации.

При должной мотивации у работника появляется возможность не только удовлетворять свои собственные потребности, но и одновременно достигать цели предприятия, на котором он трудится. Для того чтобы добиться успеха в работе со своими подчиненными, менеджер-руководитель должен в достаточной степени владеть знаниями о процессе мотивации и шагах, необходимо для стимулирования работников на хорошее выполнение поставленных перед ними задач.

В основе мотивов лежат потребности, интересы, склонности, убеждения. Рабочая сила является неотъемлемым компонентом любого предприятия. От того, как работают сотрудники, ка кони относятся к своим обязанностям, зависит существование предприятия, его конкурентоспособность и благосостояние коллектива.

Роль мотивации в деятельности организации и труде менеджеров приобретает все большее значение по многим причинам, и прежде всего по той, что во всех видах деятельности чрезвычайно быстро возрастает элемент умственных усилий. Именно этот тип усилий в большей степени поддается мотивационному воздействию. Чем больше в труде умственных элементов, тем больше значение имеет мотивация.

12. Мотивация персонала с позиции процессуальных теорий мотивации .

Процессуальные теории мотивации персонала основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения.

Поведение личности определяется не только потребностями, но является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.

Теория ожиданий. (Теория Врума). Основная мысль теории ожиданий состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет, к удовлетворению его потребностей.

Ожидание — оценка личностью вероятности данного события. Теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей (и соответствующих им ожиданий):

-затраты труда — результаты; результаты — вознаграждение;

-вознаграждение — валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Теория справедливости (Адамса).

Теория справедливости постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение. В результате необходимо мотивировать этого сотрудника, снять напряжение и исправить дисбаланс. Люди могут восстановить баланс либо, изменив уровень затрачиваемых усилий, либо пытаясь изменить уровень получаемого вознаграждения.

Л. Портер и Э. Лоулер разработали комплексную теорию мотивации. В их модели фигурирует пять переменных:

затраченные усилия, восприятие, полученные результаты,

вознаграждение, степень удовлетворения.

Достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, осознания своей роли в процессе труда.

Уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что эти усилия действительно повлекут за собой определенный уровень вознаграждения.

Достигнутые результаты могут повлечь внутренние вознаграждения (удовлетворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия).

Удовлетворение — это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Один из наиболее важных выводов — результативный труд ведет к удовлетворению.

13. Мотивация персонала с позиции содержательных теорий мотивации.

Содержательные теории основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом. Согласно теории Маслоу, все потребности человека можно разделить на пять групп:

1)физиологические потребности — необходимые для выживания;

2)потребности в безопасности и уверенности в будущем;

3) социальные потребности — потребности в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей;

4) потребности в уважении, признании;

5) потребности самовыражения.

Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показывал, что потребности низших уровней (физиологические и потребности в безопасности) требуют первоочередного удовлетворения. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня (причем необязательно полностью). Менеджеру необходимо наблюдать за подчиненными, чтобы определить, какие активные потребности движут ими.

Д. Мак-Клелланд выделял три уровня потребностей:

1) потребность власти — желание воздействовать на других людей. Тех, у кого наивысшей является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму или тирании» надо готовить к занятию высших руководящих должностей;

2) потребность успеха. Удовлетворяется не провозглашением успеха какого-либо человека, а процессом доведения работы до успешного завершения;

3) потребность в причастности. Означает, что люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений, оказании помощи другим.

Ф. Герцберг выделил две группы факторов, которые влияют на поведение людей:

1) гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства организации, вознаграждение, социально-психологический климат на предприятии;

2) факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, чувство ответственности, возможность совершенствования. В случае положительного проявления наступает удовлетворение работой.

Для того чтобы использовать теорию Герцберга, менеджеру необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают.

14. Методы и способы мотивации в менеджменте .

Способы и методы разрабатывались и западными и отечественными учеными. Наиболее распространенными на Западе являются: коммуникации менеджера, теория Д. Макгрегора «Х-У», системы КИТА и Карате Герцберга, эффект сеппуку, эффект Пигмалиона, системы менеджмента Ликерта.

Самый распространенный способ состоит в том, что бы установить связи с подчиненными и колегами.

Теория «Х-У» Макгрегора. Тех менеджеров, которые исповедуют теорию «Х», автор называет плохими, а тех кто «У» - хорошими.

«Х»: 1. надо заставлять сотрудников работать и постоянно их контролировать. 2. люди не хотят ни брать на себя ответственность, ни активно во что-то вмешивается. 3. творческое мышление является большой редкостью и средний работник им не обладает. 4. большинство людей все равно хотят, чтобы им дали ясно сформулированные цели, чтобы не думать самим. Исходя из этого, отдавать распоряжения и контролировать.

«У»: 1. работа-это такое же естественное занятие, как игра или спорт. 2. существует радость от работы и ее надо сохранить. 3. люди охотно берут на себя ответственность и активно действуют, если им это предложить и стимулировать их. 4. большинство сотрудников обладает гораздо большей творческой отдачей, чем думается. Творческое мышление может проявиться только при определенном обращении с человеком. 5. большинство сотрудников охотно и с радостью участвуют в мозговых атаках, если им дать для этого шанс.

КИТА и Каротте Герцберга. Отрицательная мотивация КИТА означает все методы нажима и принуждения, которые обычно используются. Положительная мотивация Каротте использует приманку, которая побудит двигаться вперед. Методы Кита и Каротте больше известны как метод кнута и пряника.

Эффект сеппуку - проявляется всякий раз, когда в нас что то исчезает (радость труда; готовность помочь и т.д.) Наибольших успехов добивается тот менеджер, который не боится критики, сами себе мотивируют, хотят получить признание окружающих и добиться этого трудом, ориентированы на действие, а не на защиту.

Эффект Пигмалиона. Эффект состоит в том что менеджер сортирует людей и постепенно старается сделать их по своему образу и подобию.

Система менеджмента Ликерта. Проанализировав несколько типов организаций, Ликерт выделил четыре системы менеджмента, в основу которых положены доверие или уверенность в отношении своих подчиненных: менеджер не доверяет или не уверен в своих подчиненных; низкое доверие или уверенность менеджера; полное доверие менеджера к подчиненным, которые чувствуют совершенно свободными обсуждать вопросы работы со своими руководителями. Как считает Ликерт, и сама организация становится более производительной, и потребности работников удовлетворяются все более полно по мере продвижения от первой к последней системе.

Другие статьи

Помогите с ответами к госам менеджмент ( производственный менеджмент)

помогите с ответами к госам менеджмент ( производственный менеджмент)

terrorka Ученик (196), на голосовании 11 месяцев назад

080200.62 «Менеджмент»
профили «Логистика», «Производственный менеджмент»
Дисциплина «Теория менеджмента»
1.Бихевиористский подход к изучению проблем менеджмента.
2.Ситуационный подход к изучению проблем менеджмента.
3.Количественный подход к изучению проблем менеджмента.
4.Системный подход к изучению проблем менеджмента.
5.Содержание работы менеджера.
6.Основные требования к формированию цели деятельности менеджера.
7.Основные требования к стратегии деятельности менеджера.
8.Персонал предприятия как внутреннее окружение менеджера.
9.Структура и особенности внешнего окружения менеджера.
10.Суть руководства и его роль в менеджменте.
11.Понятие мотивации и ее роль в работе менеджера.
12.Мотивация персонала с позиции процессуальных теорий мотивации.
13.Мотивация персонала с позиции содержательных теорий мотивации.
14.Методы и способы мотивации в менеджменте.
15.Виды коммуникаций менеджера.
16.Формы коммуникаций менеджера.
17.Коммуникации в современной организации.
18.Конфликты в коммуникации менеджеров.
19.Понятие и виды социального контроля в менеджменте.
20.Система контроля в менеджменте.
21.Основные составляющие культуры менеджмента.
22.Организационная культура менеджмента.
23.Этика менеджмента.
24.Школа научного управления как этап в развитии менеджмента.
25.Административная (классическая) школа менеджмента.
26.Стратегическое и оперативное управление.
27.Роль информации в работе менеджера.
28.Делегирование, централизация и децентрализация задач управления.
29.Внутреннее окружение менеджера в организации.
30.Типы организационных структур в менеджменте.

Дисциплина «Методы принятия управленческих решений»
1.Сущность и природа принятия решений.
2.Виды управленческих решений.
3.Этапы и организация процесса разработки решений.
4.Сущность и принципы анализа в управленческих решениях.
5.Методы и приемы анализа.
6.Основы функционально-стоимостного анализа.
7.Сущность SWOT-анализа.
8.Принципы и классификация методов прогнозирования.
9.Экспертные методы прогнозирования.
10.Организация работ по прогнозированию.
11.Ситуации неопределенности, риска и конфликта.
12.Понятие качества управленческого решения.
13.Эффективность управленческого решения.
14.Контроль реализации управленческих решений.
15.Ответственность за решение и его последствия. Виды и меры ответственности руководителя.
16.Японская модель процесса принятия решений "ринги", ее основные особенности.
17.Цель, проблема, решение; связи и соотношения этих категорий.
18.Определение критериев выбора, одно- и многокритериальные решения.
19.Качество решения, его составляющие и факторы, влияющие на него.
20.Формы принятия управленческих решений. Коллективный выбор и коллективное решение.
21.Понятие управленческой проблемы. Характер проблем, решаемых менеджерами.
22.Сущность метода коллективной генерации идей ("мозговой атаки").
23.Качества, необходимые менеджеру в процессе принятия решений.
24.Содержание и особенности метода Дельфи.
25.Юридическая ответственность за результаты принятого решения, ее виды.
26.Аппарат управления организацией как механизм принятия решений.
27.Моральная ответственность менеджера в процессе принятия решений.
28.Проблема соотношения централизации и децентрализации в процессе принятия решений.
29.Влияние стиля руководства на процесс принятия решений. Модель Врума-Йеттона и ее значение.
30.Основные виды рисков, учитываемые при принятии решений

Дисциплина «Стратегический менеджмент»
1.Стратегии восстановления для кризисных ситуаций.
2.Стратегии для конкуренции на международных рынках.
3.Глобальные стратегии предпринимательства.
4.Методология принятия стратегических решений.
5.Мод

Голосование за лучший ответ

Ксеньчик )))) Ученик (187) 11 месяцев назад

1. БИХЕВИОРИСТСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ МЕНЕДЖМЕНТА

Бихевиоризм (от англ. –поведение) – подход к изучению поведения людей, активизирующий внимание на внешних формах поведения и его составных элементах – поступках, реакциях и т. д.

Метод возник из непосредственного наблюдения за поведением животных и перенесен на изучение человека.

Бихевиоризм должен изучать поведение, а не сознание, не наблюдаемое в принципе. При этом поведение понимается как совокупность связей « стимул-реакция» (S-R). Бихевиоризм не занимается поиском причинных факторов поведения, а лишь фиксирует обнаруженные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее работающие.

Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Уотсоном (1913 г.)

К середине XX века основные идеи бихевиоризма, методики исследования и термины были перенесены в антропологию, социологию, политологию, теорию программного обучения. В США все науки, занятые изучением поведения получили название бихевиористские.

Осуществленный бихевиоризмом поворот на объективное изучение, новые методики эксперимента, широкое привлечение математических средств составили сильную сторону бихевиоризма.

Очевидна и ограниченность этого подхода, поскольку игнорируется полностью сознание, мышление, воля, социальная природа психики, а отсюда примитивизация поведения людей.

Ксеньчик )))) Ученик (187) 11 месяцев назад

terrorka Ученик (196) только вопросв 15 совпало

АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ Ученик (144) 4 месяца назад

17.Цель, проблема, решение; связи и соотношения этих категорий

Ответы ГОСЫ менеджмент

/ Ответы ГОСЫ менеджмент

1. Бихевиористский подход к изучению проблем менеджмента.

Бихевиоризм ( от английскогоbehavior- поведение) - прагматический подход к изучению организационно-экономического поведения людей, ак­центирующий внимание на внешних формах поведения и его составных эле­ментах - поступках, реакциях. Метод возник из непосредственного наблюдения за поведением животных и перенесен на изучение человека (менеджера, лидера, деятеля). Общеметодологическими предпосылками его явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда и основной тезис: бихевиоризм-психология должна изучать пове­дение, а не сознание, не наблюдаемое в принципе. При этом поведение пони­мается как совокупность связей «стимул - реакция» (S-R). Родоначальником бихевиоризма является Э.Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Уотсоном (1913 г.) К серединеXXв. ос­новные идеи бихевиоризма, методики исследования и термины были перене­сены в антропологию, социологию, педагогику, политологию, теорию про­граммного обучения.

Осуществленный бихевиоризмом поворот на объективное изучение, но­вые методики эксперимента, широкое привлечение математических средств составили сильную сторону бихевиоризма. Вместе с тем очевидна и его огра­ниченность, поскольку игнорируются полностью сознание, мышление, воля, социальная природа психики.

В рассмотренной формуле «S-R»,S- толковалась как сумма стимулов или как «ситуация», «среда», ведущая к тому или иному типу поведения, «реакции».

Интерес исследователей сосредоточен на выявлении факторов, фор­мирующих позиции в конкретно социальной обстановке. В формуле имеет широкое понятие «личность» (person) – Р. которое включало в себя «прошлый опыт человека», традиции, «культурный комплекс», групповые ценности, установки.

Итак, бихевиоризм не занима­ется поиском причинных факторов поведения, а лишь фиксирует обнаружен­ные эмпирические связи между определенными «стимулами» и «реакциями» работников в производственной обстановке, отбирая в этих связях наиболее «работающие», быстро переводимые на практические предложения и реко­мендации.

2. Ситуационный подход к изучению проблем менеджмента.

Разработан в конце 60-х гг. Это вероятностный подход, зависящий от случайностей, от ситуаций.

Ситуационный подход использует методы, принципы – бихевиористского, совмещая их с прямым приложением наук к конкретным условиям и ситуациям. В данном случае под ситуацией как главным элементом подхода понимается конкретный набор обстоятельств, определяющих деятельность организации или поведение в данное конкретное время. То есть, зная типы и характер «ситуационного мышления и поведения», влияние их на деятельность, менеджер может лучше понять, какие приемы и стиль в большей степени будут способствовать эффективному достижению цели в данной конкретной ситуации. Но нужно понять, что ситуационный подход - это не просто набор типов, стереотипов или способов руководства и организации, а выбор специфических приемов для конкретных ситуаций.

Сложность ситуационного подхода в том, что необходимо в каждой ситуации определять значимые социальные перемены, какую роль они играют в организации. В какой-то степени это выделение ведущего звена в организаторской и управленческой деятельности в данной конкретной ситуации. Умение его выделить во многом определяет квалификацию менеджера.

Итак, для того чтобы успешно реализовать ситуационный подход, менеджер в своей работе должен:

во-первых, владеть средствами профессионального управления и орга­низации, знать принципы группового и индивидуального поведения, систем­ного анализа, методы планирования, контроля, оценки, стимулирования и количественных методов принятия решений;

во-вторых, уметь проводить сравнительный анализ методов, приемов и типов поведения для данной ситуации и выбрать наиболее эф­фективный;

в-третьих, уметь оценивать ситуацию с ретроспективных и футурологических позиций, выделять наиболее важные, значимые для данной ситуации изменения в организации при изменении каждой из переменных;

в-четвертых, уметь выбрать приемы и типы поведения, оптимальные для данной ситуации.

3. Количественный подход к изучению проблем менеджмента.

Фактически это применение математических методов к исследованию операций в организации и деятельности менеджеров, а также при форми­ровании моделей поведения. Создание модели позволяет:

упростить сложные схемы поведения сокращением числа переменных
факторов до пределов управляемости;

объективно сравнить и описать каждый фактор и отношения между ними;

использовать компьютеры для конструирования и анализа модели с
большим числом переменных факторов;

В менеджменте чаще всего используются несколько классов моделей: 1) модель оптимизации;

2) модель адаптации.

Эти модели пред­полагают следующее:

а) существует некоторое множество альтернатив в деятельности индивида;

б) индивид располагает информацией, на основании которой он мо­жет
предвидеть последствия своего выбора;

в) существует критерий, посредством которого индивид определяет, какие
следствия он предпочитает.

Модель оптимизации - предлагает лучшее решение для данного момента времени.

Нахождение наилучшего решения при изменяющихся со временем пере­менных называют процессом адаптации, и описывает моделью адаптации.
То есть оптимизация есть выбор лучшего, адаптация – движение к лучшему и является более широким понятием. Существует еще не­сколько моделей:

3) модель «социальной диффузии» (распространение какой-либо инфор­мации среди работников - слухи, сплетни, донесения, мнения, даже ложь);

4)модель подражания (включает три элемента нервных возбуждений:
физиологический стимул, нервное волокно и ответную реакцию);

5)модель распределения статуса;

6)модель распространения состояний.

Используется количественный подход значительно реже по двум главным причинам:

руководители редко сталкиваются с исследованием операций;

лишь немного руководителей владеют количественным методом.

4. Системный подход к изучению проблем менеджмента.

Это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Исследование ориентировано на раскрытие целостного объекта, источников, движущихся сил и механизмов функционирования и развитая организации под воздействием социальных факторов. При этом система понимается как целое, совокупность элементов, находящихся в от­ношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целост­ность, единство.

Системный подход не существует в виде строгой методологической кон­цепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь не очень жест­ко связанной совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований: фиксируют недостаточность старых, традиционных принципов, а также помо­гают строить новые предметы изучения.

Все социальные организации являются открытыми системами, взаимо­действующими с внешней средой. Системное мышление, на наш взгляд, наи­более подходящий в области менеджмента инструмент для противодействия различного рода неожиданностям, проблемам, трудностям. Системное мыш­ление воспринимает все факторы, действующие на организацию и работу ме­неджера. Системные модели организационных явлений описательно намного превосходят «игровые» или линейные причинно-следовательные модели и все, рассмотренные ранее подходы.

Но системный подход совершенно не побуждает руководство к действи­ям для реальных случаев в реальном времени. Так же, как и другие, системные модели не защищены от двух постоянно действующих факторов: от работы в условиях постоянно изменяющихся условий и присутствия в системе самого действующего лица. Руководитель или менеджер всегда является элементом системы и чаще активным, поскольку на нем лежит ответственность за дейст­вия. Их мнение, действия и поведение непредсказуемы.

5. Содержание работы менеджера.

Деятельность менеджера можно показать через базовые операции, какой бы областью он не занимался:

менеджер устанавливает цели, определяет конкретные задачи в каждой группе целей; решает, что должно быть сделано, чтобы достичь этих целей; делает их эффективными;

менеджер организует, анализирует виды деятельности, решения, отношения, потребные для выполнения целей;

3)менеджер поддерживает мотивацию и коммуникацию; составляет ко­манду из людей, ответственных за различные работы;

устанавливает единицы измерения - мало есть факторов, столь важных для успеха организации. Добивается, чтобы у каждого человека были показа­тели; ана­лизирует, оценивает и интерпретирует результаты; сообщает о них своему ру­ководству, подчиненным и коллегам;

5)способствует росту людей, включая себя самого.

По результатам проведенных в США Питером Вейллом социальных исследований можно представить работу менеджера достаточно детально:

30-40% времени проводит на различных собраниях.

многое в работе приходится создавать заново.

работа требует больших полномочий, чем имеются.

приходится отвечать более чем на 12 телефонных звонков.

качество работы не всегда соответствует оплате и сопутствует доходам.

ежегодно требуется всего две недели повышать ква­лификацию.

часто приходится сталкиваться с людьми разных рас, полов,

национальностей, возрастов, этнических групп.

объективного способа эффективности деятельности нет.

о работе приходится докладывать трем шефам и все трое, оценивают.

1/3 всего рабочего времени расходуется на решение срочных непред­виденных дел, а запланированная работа откладывается;

никогда не удается собрать совещание, чтобы собрать всех подчи­ненных и секретарь на это тратит порой целый день.

степени полученной в колледже недостаточно, необходима ученая степень.

каждую неделю необходимо прочитывать 100-200 страниц специ­альных материалов.

не менее одной ночи в неделю приходится проводить вне города по работе.

работа отдела связана с работой других отделов настолько, что раз­деление функций и ответственности является весьма произвольным.

до 20% ожидают повышение в другой отдел с аналогичной работой.

или отдел или вся организация ежегодно реорганизуются;

более 50% не видят для себя объективной возможности сделать карьеру.

у 90% нет реальных шансов стать членом руководства компании.

у 90% даже при наличии идей нет непосредственного влияния ни на
кадровую, ни на деловую политику своего отдела.

приходится давать показания по решениям в организации, нару­шившей законодательство.

постоянно обновляется техника управления и приходится непрерыв­но учиться.

Эту «жизненную среду» подтверждают опытные менеджеры. Она в пол­ной мере отражает существо работы менеджера.

Ответственность за свою собственную работу и есть особая работа ме­неджера, его особые задачи. Есть определенный способ управлять менедже­рами - с помощью целей и самоконтроля. Менеджер решает две специфиче­ские задачи:

создание подлинного целого, которое больше суммы частей, продук­тивного единства, выпускающего больше, чем в него вложено.

гармонизировать в каждом решении и действии требования немед­ленного и отдаленного будущего.

6.Основные требования к формированию цели деятельности менеджера.

Цели - это конкретные конечные состояния или желаемые результаты, которых хотят достигнуть сотрудники организации, работая вместе.

Основные требования к целям деятельности менеджера в организации:

цели должны выводится из определения предназначения организации в
данное время и в будущем. Цели не могут быть абстрактными. Это обязатель­ства действовать. Это и стандарты, меры, которыми измеряется выполнение работы. То есть в целях выражается фундаментальная стратегия предприятия;

цели должны быть операциональными в конкретные задачи и рабо­чие задания;

цели должны помогать концентрации ресурсов и усилий. Среди мно­гочисленных задач они должны выделить фундаментальные, чтобы сосре­доточить на них ключевые человеческие, денежные и материальные ресур­сы. Поэтому цели должны быть селективными, а не пытаться объять все;

цели должны быть множественными. Менеджер должен уметь сбалан­сировать цели с потребностями;

цели необходимы во всех областях, от которых зависит выживание ор­ганизации. Конкретные задачи в любой целевой области зависят от стратегии данной организации.

Цели должны быть установлены в восьми ключевых об­ластях:
маркетинг, инновация, человеческая организация, финансовые ресур­сы,
материальные ресурсы, производительность, социальная ответственность,
прибыль.

Наличие целей в этих областях становится основанием для рабочих зада­ний; текущих и перспективных планов и программ; формирования структуры организации и подбора исполнителей; работы отдельных менеджеров.

Цели в ключевых областях позволяют подготовить предприятие к ре­шению многих важнейших проблем:

по организации и объяснению всего диапазона явлений, связанных с
предприятием в нескольких общих приложениях.

по проверке этих положений на опыте.

по предсказанию поведения.

по оценке разумности решений в момент, когда они еще выносятся.

представляют менеджерам всех уровней возможность анализировать
собственный опыт и в результате улучшить свою работу.

цели не определяют будущее, а являются средством мобилизации ресурсов предприятия для создания будущего.

Маркетинг и инновация - основа установления целей. Именно в этих двух областях предприятие получает результаты. Именно за выполнение работы и вклад в эти области платит покупатель. Во всех остальных об­ластях цель деятельности - сделать возможной реализацию целей в сфере маркетинга и инноваций.

Маркетинг требует ряда целей:

по выпускаемой продукции и услугам на имеющихся рынках.

по отделению устаревшего в продукции, услугах и рынках.

по новой продукции и услугам для имеющихся рынков.

по организации распределения и продаж.