Руководства, Инструкции, Бланки

типовые должностные инструкции библиотечных работников img-1

типовые должностные инструкции библиотечных работников

Рейтинг: 4.9/5.0 (1852 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция библиотекарю - образец РБ 2016

Должностная инструкция библиотекарю Текст документа: 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Библиотекарь относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом директора (заведующего) библиотеки по представлению __________________________.

2. На должность библиотекаря назначается лицо, имеющее среднее специальное образование.

На должность библиотекаря II категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее специальное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет.

На должность библиотекаря I категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет.

На должность ведущего библиотекаря назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3 лет.

3. В своей деятельности библиотекарь руководствуется:

- нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

- методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

- Положением о библиотеке;

- правилами трудового распорядка;

- приказами и распоряжениями директора (заведующего) библиотеки (непосредственного руководителя);

- настоящей должностной инструкцией.

4. Библиотекарь должен знать:

- основы библиотечного дела и библиографии;

- основные библиотечные технологические процессы;

- формы, методы индивидуальной и массовой работы с читателями;

- правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

5. Во время отсутствия библиотекаря его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

6. Для выполнения возложенных на него функций библиотекарь обязан:

6.1. Выполнять работы по обеспечению библиотечных процессов в соответствии с профилем и технологией одного из производственных участков (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, ведение и использование автоматизированных баз данных, учет, организация и хранение фондов, обслуживание читателей и абонентов).

6.2. Принимать участие в научно-исследовательской и методической работе библиотеки, в разработке и реализации программ развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания населения.

6.3. Применять научные методы и передовой опыт работы библиотечной деятельности.

6.4. Оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о каждом случае производственного травматизма и профессионального заболевания, а также о чрезвычайных ситуациях, которые создают угрозу здоровью и жизни для него и окружающих, обнаруженных недостатках и нарушениях охраны труда.

6.5. Принимать необходимые меры по ограничению развития аварийной ситуации и ее ликвидации, оказывать первую помощь пострадавшему, принимать меры по вызову скорой помощи, аварийных служб, пожарной охраны.

3. ПРАВА

7. Библиотекарь имеет право:

7.1. Знакомиться с проектами решений руководства библиотеки, касающимися его деятельности.

7.2. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

7.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

7.4. Привлекать специалистов всех структурных подразделений библиотеки для решения возложенных на него обязанностей (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя библиотеки).

7.5. Требовать от руководства библиотеки оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

7.6. Принимать участие в обсуждении вопросов охраны труда, выносимых на рассмотрение собраний (конференций) трудового коллектива (профсоюзной организации).

4. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ (СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ) 5. ОЦЕНКА РАБОТЫ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

10. Работу библиотекаря оценивает непосредственный руководитель (иное должностное лицо).

11. Библиотекарь несет ответственность:

11.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

11.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

11.4. За несоблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты - в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Республики Беларусь и локальных актов в _____________________.

КОММЕНТАРИЙ

Должностная инструкция разработана в соответствии с Квалификационным справочником должностей служащих, занятых в культуре и искусстве, утвержденным постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 29 декабря 2001 г. N 25.

Данная инструкция является примерной. Она может применяться как основа при разработке соответствующей инструкции работника с учетом специфики деятельности организации.

Приложения к документу: Какие документы есть еще: Что еще скачать по теме «Должностная инструкция»:
  • Каким должен быть правильно составленный трудовой договор
    Трудовой договор определяет взаимоотношения работодателя и сотрудника. От того, насколько досконально будут учтены условия взаимоотношения сторон, его заключивших, зависит соблюдение сторонами прав и обязательств, им предусмотренных.
  • Как грамотно составить договор займа
    Взятие денег в заем – явление, достаточно, характерное и распространенное для современного общества. Юридически правильным будет оформить кредитный заем с последующим возвратом средств документально. Для этого стороны составляют и подписывают договор займа.
  • Правила составления и заключения договора аренды
    Ни для кого не секрет, что юридически грамотный подход к составлению договора или контракта является гарантией успешности сделки, ее прозрачности и безопасности для контрагентов. Правоотношения в сфере найма не исключение.
  • Гарантия успешного получения товаров – правильно составленный договор поставки
    В процессе хозяйственной деятельности многих фирм наиболее часто используется договор поставки. Казалось бы, этот простой, по своей сути, документ должен быть абсолютно понятным и однозначным.

Новое за 03 октября 2016

  • Внесены корректировки в
  • Другие статьи

    Инструкции и положения библиотеки, должностные инструкции (типовые) - Все для студента

    Инструкции и положения библиотеки, должностные инструкции (типовые)

    73 с. - с приложениями

    Примерное положение о библиотеке высшего учебного заведения (Данное положение может стать типовым для публичных, специальных, школьных, учебных и научных библиотек)
    Примерное положение о районной централизованной библиотечной системе
    Примерные правила пользования библиотекой высшего учебного заведения (Данные правила могут стать типовыми для публичных, специальных, школьных, учебных и научных библиотек.)
    Примерные штаты специалистов публичных, научных и специальных библиотек (без хозяйственного отдела)
    Примерные штаты библиотек учреждений среднего профессионального образования
    Примерные штаты библиотек начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ
    Должностные инструкции директора (заведующего) библиотеки и библиотекаря
    Положение о порядке проведения аттестации работников библиотек КР (с Приложениями
    "Бланк оценки деятельности сотрудника библиотеки", "Типовой аттестационный бланк", "Аттестационный лист")
    Примерный перечень вознаграждений, относящихся к оплате труда
    Примерное положение о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения
    Инструкция о сохранности книжных фондов библиотек (сохранность, учет, хранение, обеспечение сохранности книг при выдаче их читателям, материальная ответственность работников библиотеки)
    Порядок безвозмездной передачи литературы из неиспользуемых фондов библиотек министерств, ведомств и организаций КР (с образцами Актов приема - передачи)
    Порядок исключения устаревших по содержанию и ветхих изданий и материалов из библиотечных фондов (Критерии отбора устаревшей по содержанию и ветхой литературы для исключения из библиотечных фондов, Порядок отбора и списания литературы, исключаемой из библиотечных и справочно-информационных фондов) - с образцами документов
    О материальной ответственности библиотечных работников
    Примерное положение о платных услугах библиотеки:
    Примерное положение о платном абонементе, функционирующем на базе фонда читального зала библиотеки (ночной абонемент, абонемент выходного дня, блиц-абонемент и др.)
    Примерное положение о платном абонементе популярной (актуальной) литературы в библиотеке
    Примерное положение о залоговом абонементе библиотеки

    Примерный договор о выполнении библиотекой социально-творческого заказа
    Правила по технике безопасности библиотеки
    Перечень документов, необходимых для управления деятельностью библиотеки (только перечень)

    • Чтобы скачать этот файл зарегистрируйтесь и/или войдите на сайт используя форму сверху.

    Должностные инструкции работников школьной библиотеки Библиотекарь - Документ - стр

    Должностные инструкции работников школьной библиотеки

    1. Общие положения

    1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности библиотекаря его обязанности могут быть возложены на старшего вожатого или учителя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

    1.2. Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование или стаж работы не менее трех лет на соответствующих должностях.

    1.3. Библиотекарь подчиняется непосредственно директору школы.

    1.4. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Семейным кодексом Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором. Библиотекарь соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    Основными функциями, выполняемыми библиотекарем являются:

    2.1. формирование библиотечного фонда;

    2.2. учет библиотечного фонда и обеспечение установленной отчетности.

    3. Должностные обязанности

    Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

    — читаемость конкретных образцов художественной и учебной литературы;

    — тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для внесения предложений в формирование заказа на необходимую учебно-методическую, научную и художественную литературу;

    — контроль за сохранностью библиотечного фонда;

    — текущее и перспективное планирование на своем участке работы;

    — выдачу и сбор учебников;

    — подготовку и проведение литературных выставок;

    — совместно с педагогическим коллективом разностороннюю культурно-массовую работу по пропаганде книги, привлекая к участию в этой работе деятелей литературы и искусства, родителей;

    — просветительскую работу для учеников, родителей (законных представителей), принимает родителей (законных представителей) по вопросам привития интереса к книге;

    — изучение с учениками основ библиотечно-библиографической грамотности и культуры чтения;

    — совместную деятельность школьной и районной библиотек;

    3.4. принимает участие в координации:

    — взаимодействия представителей администрации школы со службами и подразделениями Отдела образования, обеспечивающими формирование библиотечного фонда;

    — работы классных руководителей по обеспечению учащихся необходимой учебной литературой;

    — соблюдение в библиотеке и книгохранилищах правил техники безопасности, санитарии, противопожарной безопасности;

    — соблюдение учениками и сотрудниками школы Правил пользования библиотекой;

    — сохранность учебников, научной и художественной литературы, сдаваемой в библиотеку;

    — бланк-заказ на комплектование библиотечного фонда;

    3.7. принимает участие в разработке:

    — правил пользования библиотечным фондом;

    — каталогов, картотеки, рекомендательных списков литературы;

    — учителей по вопросам их самообразования и подбора научно-методической литературы;

    — родителей (законных представителей) по вопросу организации внеклассного чтения учащихся;

    3.9. принимает участие в оценке:

    — предложений по организации воспитательной работы и по установлению связей с внешними партнерами;

    — учащихся рекомендованной и разрешенной справочной и художественной литературой во время проведения экзаменов;

    — своевременное комплектование библиотечного фонда.

    Библиотекарь имеет право в пределах своей компетенции:

    — обязательные распоряжения пользователям библиотечного фонда;

    — к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях;

    4.3. принимать участие в:

    — разработке воспитательной политики и стратегии школы, создании соответствующих стратегических документов;

    — разработке любых управленческих решений, касающихся работы библиотеки;

    — ведении переговоров с партнерами школы по библиотечно-библиографической работе;

    — работе педагогического совета;

    4.4. вносить предложения:

    — о начале, прекращении или приостановлении конкретных проектов по работе библиотеки;

    — по совершенствованию воспитательной работы;

    — у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей;

    — от имени школы родителей (законных представителей) для информирования их об успехах и проблемах их детей, о нарушениях их детьми Правил поведения для учащихся, Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

    — от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы, Правил пользования библиотечным фондом;

    — от любых посторонних лиц покинуть закрепленное за ним помещение, если на это посещение не было дано разрешение администрации;

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил работы библиотеки библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

    5.3. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    6. Взаимоотношения. Связи по должности

    6.1. работает по графику, составленному исходя из 24-часовой рабочей недели, согласованному с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утвержденному директором школы;

    6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год. План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

    6.3. представляет заместителю директора по УВР письменный отчет о своей деятельности объемом не более трех машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебной учебной четверти;

    6.4. получает от директора школы и заместителя директора по УВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

    6.5. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с педагогическими работниками, старшей вожатой и заместителями директора школы;

    6.6. исполняет обязанности старшего вожатого и учителей-предметников в период их временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде и Уставом школы на основании приказа директора школы;

    Похожие документы: Концепция библиотечного обслуживания в библиотеках общеобразовательных учреждений

    правового статуса школьныхбиблиотек и библиотекаря ; новый текст «Положения о школьнойбиблиотеке». отвечающий требованиям. к информации и документам; примерные должностныеинструкцииработниковшкольнойбиблиотеки ; методические рекомендации по внесению в.

    школьныйбиблиотекарь ; - врач – нарколог; - представители ОПДН - представители ЦРБ; - родители; - работники городских и республиканских библиотек. регламентирующие деятельность школы Приведение должностныхинструкцийработников ОУ в соответствие с.

    с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;. -предметники; школьный психолог; школьныйбиблиотекарь ; педагоги. должностныхинструкцийработников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС НОО Приказ об утверждении инструкций. Должностныеинструкцииработников.

    базы школы требованиям ФГОС 6. Приведение должностныхинструкцийработников образовательного учреждения в соответствие с требованиями ФГОС. Совещание при директоре 10 Работа школьнойбиблиотекиБиблиотекарь Учащиеся Анализ читательских формуляров, книжного.

    договора и должностнойинструкцииработника. Личное дело работника хранится в. 5.2. График работы школьнойбиблиотеки определяется директором школы. Сторож Фонарь Электролампы накаливания (шт.) 2 9 8. Библиотекарь Халат хлопчатобумажный Мыло туалетное (кусок.

    Главный библиотекарь

    Главный библиотекарь Предисловие

    0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

    0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

    0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

    0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

    1. Общие положения

    1.1. Должность "Главный библиотекарь" относится к категории "Руководители".

    1.2. Квалификационные требования - полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист). Последипломное образование в области управления. Стаж работы по профессии ведущего библиотекаря: для магистра - не менее 1 года, специалиста - не менее 2 лет.

    1.3. Знает и применяет в деятельности:
    - действующее законодательство в области культуры и библиотечного дела;
    - теорию и практику библиотечного дела;
    - опыт отечественных и мировых библиотек;
    - основы экономики и управления библиотечным делом;
    - организацию труда и технологию библиотечных процессов;
    - правила внутреннего трудового распорядка;
    - правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

    1.4. Назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

    1.5. Подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

    1.6. Руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

    1.7. Во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

    2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

    2.1. Ведет самостоятельный участок работы одного из направлений деятельности библиотеки или в одном из ее отделов.

    2.2. Обеспечивает изучение запросов читателей и разработку предложений по повышению эффективности их обслуживания.

    2.3. Осуществляет научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность в области библиотековедения.

    2.4. Участвует в разработке и реализации перспективных и текущих планов работы библиотеки, библиотечных нормативных документов и технологий.

    2.5. Ведет работу по повышению квалификации библиотечных работников.

    2.6. Участвует в работе по внедрению и использованию автоматизации и механизации библиотечных процессов.

    2.7. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

    2.8. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

    3. Права

    Главный библиотекарь имеет право:

    3.1. Предпринимать действия для предотвращения и устранения случаев любых нарушений или несоответствий.

    3.2. Получать все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

    3.3. Требовать оказание содействия в исполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

    3.4. Требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

    3.5. Знакомиться с проектами документов, касающимися его деятельности.

    3.6. Запрашивать и получать документы, материалы и информацию, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей и распоряжений руководства.

    3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

    3.8. Сообщать обо всех выявленных в процессе своей деятельности нарушениях и несоответствиях и вносить предложения по их устранению.

    3.9. Ознакамливаться с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

    4. Ответственность

    Главный библиотекарь несет ответственность за:

    4.1. Невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

    4.2. Несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

    4.3. Разглашение информации об организации (предприятии/учреждении), относящейся к коммерческой тайне.

    4.4. Неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

    4.5. Правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

    4.6. Причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

    4.7. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

    Передмова

    0.1. Документ набирає в чинності з моменту затвердження.

    0.2. Розробник документу: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

    0.3. Документ узгоджений: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

    0.4. Періодична перевірка даного документу здійснюється з інтервалом, що не перевищує 3 роки.

    1. Загальні положення

    1.1. Посада "Головний бібліотекар" відноситься до категорії "Керівники".

    1.2. Кваліфікаційні вимоги - повна вища освіта відповідного напряму підготовки (магістр, спеціаліст). Післядипломна освіта в галузі управління. Стаж роботи за професією провідного бібліотекаря: для магістра - не менше 1 року, спеціаліста - не менше 2 років.

    1.3. Знає та застосовує у діяльності:
    - чинне законодавство в галузі культури та бібліотечної справи;
    - теорію і практику бібліотечної справи;
    - досвід вітчизняних та світових бібліотек;
    - основи економіки і управління бібліотечною справою;
    - організацію праці та технологію бібліотечних процесів;
    - правила внутрішнього трудового розпорядку;
    - правила і норми охорони праці, виробничої санітарії та протипожежного захисту.

    1.4. Призначається на посаду та звільняється з посади наказом по організації (підприємству/організації).

    1.5. Підпорядковується безпосередньо _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

    1.6. Керує роботою _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

    1.7. Під час відсутності, заміщається особою, призначеною в установленому порядку, яка набуває відповідних прав і несе відповідальність за належне виконання покладених на нього обов'язків.

    2. Характеристика робіт, завдання та посадові обов'язки

    2.1. Веде самостійну ділянку роботи одного з напрямів діяльності бібліотеки або в одному із її відділів.

    2.2. Забезпечує вивчення запитів читачів і розробку пропозицій щодо підвищення ефективності їх обслуговування.

    2.3. Здійснює науково-дослідну та науково-методичну діяльність в галузі бібліотекознавства.

    2.4. Бере участь у розробці та реалізації перспективних та поточних планів роботи бібліотеки, бібліотечних нормативних документів та технологій.

    2.5. Веде роботу щодо підвищення кваліфікації бібліотечних працівників.

    2.6. Бере участь у роботі щодо впровадження та використання автоматизації і механізації бібліотечних процесів.

    2.7. Знає, розуміє і застосовує діючі нормативні документи, що стосуються його діяльності.

    2.8. Знає і виконує вимоги нормативних актів про охорону праці та навколишнього середовища, дотримується норм, методів і прийомів безпечного виконання робіт.

    3. Права

    Головний бібліотекар має право:

    3.1. Вживати дії для запобігання та усунення випадків будь-яких порушень або невідповідностей.

    3.2. Отримувати всі передбачені законодавством соціальні гарантії.

    3.3. Вимагати сприяння у виконанні своїх посадових обов'язків і здійсненні прав.

    3.4. Вимагати створення організаційно-технічних умов, необхідних для виконання посадових обов'язків та надання необхідного обладнання та інвентарю.

    3.5. Знайомитися з проектами документів, що стосуються його діяльності.

    3.6. Запитувати і отримувати документи, матеріали та інформацію, необхідні для виконання своїх посадових обов'язків і розпоряджень керівництва.

    3.7. Підвищувати свою професійну кваліфікацію.

    3.8. Повідомляти про виявлені в процесі своєї діяльності порушення і невідповідності і вносити пропозиції щодо їх усунення.

    3.9. Ознайомлюватися з документами, що визначають права та обов'язки за займаною посадою, критерії оцінки якості виконання посадових обов'язків.

    4. Відповідальність

    Головний бібліотекар несе відповідальність за:

    4.1. Невиконання або несвоєчасне виконання покладених цією посадовою інструкцією обов`язків та (або) невикористання наданих прав.

    4.2. Недотримання правил внутрішнього трудового розпорядку, охорони праці, техніки безпеки, виробничої санітарії та протипожежного захисту.

    4.3. Розголошення інформації про організацію (підприємство/установу), що відноситься до комерційної таємниці.

    4.4. Невиконання або неналежне виконання вимог внутрішніх нормативних документів організації (підприємства/установи) та законних розпоряджень керівництва.

    4.5. Правопорушення, скоєні в процесі своєї діяльності, в межах, встановлених чинним адміністративним, кримінальним та цивільним законодавством.

    4.6. Завдання матеріального збитку організації (підприємству/установі) в межах, встановлених чинним адміністративним, кримінальним та цивільним законодавством.

    4.7. Неправомірне використання наданих службових повноважень, а також використання їх в особистих цілях.

    Современные требования к разработке библиотечной документации

    Современные требования к разработке библиотечной документации

    Современное состояние и перспективы развития библиотек системы ВПО и СПО РМЭ. Науч.-практ. конф. 29-30 ноября 2004

    Надежная правовая база является обязательным условием выполнения библиотеками их основных функций: образовательной, воспитательной и информационной. Долгое время практика была ориентирована на типовые положения, инструкции, правила и другие документы, жестко регламентирующие деятельность библиотек. В период правовой реформы библиотечное дело России вступило, обладая обширным массивом правовых нормативных документов, регламентирующих как основные принципы, так и конкретные вопросы деятельности библиотек. Однако библиотекари остро ощущали недостатки библиотечного законодательства: серьезные пробелы; декларативность, неконкретность и устарелость ряда актов; избыточное регулирование, сковывающее инициативу библиотек. Сохранение такого положения становилось нетерпимым в условиях коренных преобразований в стране, расширения международного библиотечного сотрудничества, бурного развития информационных технологий. Поэтому в последние годы в рамках общей правовой реформы сделан важный шаг вперед в совершенствовании и обновлении российского библиотечного законодательства, в приближении его к прогрессивным мировым стандартам. Главным среди принятых правовых нормативных актов стал федеральный закон «О библиотечном деле», который создал юридические основы развития библиотек в современных условиях. Также были приняты и другие важные законы и документы, однако правовое регулирование, закрепленное в библиотечном законодательстве, а также в отраслевых подзаконных актах в условиях бурно развивающихся процессов, сегодня не всегда соответствует современным правоотношениям, развиваемым в библиотеках. Поэтому, с одной стороны, возникают проблемы дальнейшего совершенствования действующего законодательства, внесения в него изменений и дополнений. С другой, решение многих вопросов в современных условиях переводится на локальный (т.е. внутрибиблиотечный) уровень. В связи с этим происходит переосмысление значения внутренних нормативных актов, возрастание их роли и значения в деятельности библиотек.

    По юридической силе они являются подзаконными актами, т.е. официальными документами, носителями юридически значимой информации, имеющими обязательную силу на уровне конкретной библиотеки и направленными на урегулирование внутренней деятельности. По этой причине при их разработке необходимо соблюдение, прежде всего, правовых и юридических норм, отражающих и закрепляющих особенности всех направлений деятельности – от комплектования фонда до обслуживания читателей.

    Составление внутрибиблиотечных документов – очень сложный, но в тоже время увлекательный творческий процесс, направленный, прежде всего, на улучшение библиотечного обслуживания читателей. Поэтому их создание требует определенных знаний не только законов и нормативных документов, но и основ экономики, документоведения. В идеальном варианте, при работе над документом необходима совместная работа профессионалов в этих областях и библиотекарей, так как последние слабо разбираются в смежных вопросах. Нередко на практике библиотекари поступают так: либо копируют документы, разработанные другими библиотеками, либо разрабатывают собственные, не всегда соответствующие федеральному законодательству. Однако все понимают, что только наличие в библиотеке пакета юридически и профессионально грамотно составленных локальных нормативных документов, соответствующих положениям официальных документов (законов, стандартов, инструкций), свидетельствует о правовой культуре руководства и коллектива. В то же время локальные нормативные акты принимаются в целях конкретизации правил, установленных правовыми актами вышестоящих уровней различных ведомств и министерств. И каждая библиотека должна создавать их, прежде всего, базируясь на этих документах и не допускать ссылок на отмененные.

    Прежде всего, в основе правовой базы библиотеки вуза лежат федеральные законы: «О библиотечном деле» (1994), «Об образовании» (1992), «О высшем и послевузовском образовании», «Об авторском праве и смежных правах» (1993), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995), «О некоммерческих организациях» (к сведению, все эти документы нуждаются в существенной доработке), «О стандартизации» (1993).

    Без преувеличения можно сказать, что закон «О библиотечном деле» является конституцией библиотечного дела, так как содержит многие новые положения, отвечающие требованиям демократизации общества и обеспечивающие конституционные права граждан на свободный поиск и получение информации. К основным положениям относятся: право пользователей на бесплатное получение основных библиотечных услуг, запрещение государственной цензуры, невмешательство в профессиональную деятельность библиотек, предоставление творческой и хозяйственной самостоятельности и т.д.

    В условиях проникновения рыночных отношений в сферу образования и, как следствие, вузовских библиотек, перед последними встала задача нормативного обоснования совершенно новой для себя деятельности. Федеральные законы закрепили определенную самостоятельность и усилили права библиотек, в особенности в сфере оказания платных услуг. Правовой режим экономической активности библиотек определен всеми выше перечисленными законами и помимо их должен быть подкреплен такими документами на уровне библиотеки, как Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой, Положение о платных услугах, а также положениями об отдельных направлениях этой деятельности («Положение о залоговом абонементе», «Положение о ночном абонементе» и т.д.), введенными в действие приказом ректора. Образцы документов встречаются во многих профессиональных изданиях, в частности, «Библиотека и закон», вып. 3.

    Правовые основы работы с фондами также составляют целый комплекс регламентирующих документов. В ст.13 «Права библиотек» закона о БД, а также ст. 41 и 42 «Основ законодательства РФ о культуре» зафиксированы положения, согласно которым порядок и условия деятельности библиотек определяется Положением и Правилами пользования, т.е. внутренними нормативными документами. В этой связи каждой библиотеке, исходя из специфики, целесообразно в этих документах зафиксировать комплексную систему мер экономической защиты фонда. Следует предусмотреть конкретные меры защиты библиотечного фонда в целом и отдельных его фрагментов, определить варианты санкций и порядок их применения при компенсации ущерба, нанесенного библиотеке читателем, как в смысле физической сохранности документа, так и при нарушении сроков возврата. К примеру, использование залоговой практики регулируется указанными ранее статьями Гражданского кодекса РФ. Библиотека должна разработать свое собственное положение о разовом денежном залоге, залоговом абонементе (соответствующие формы, образцы опубликованы в журнале «Библиотека и закон», вып. 2, с.90-91, вып.3, с 112.).

    Несвоевременный возврат выданных документов наносит огромный материальный и моральный ущерб библиотекам, т.к. нарушает технологический ритм библиотечной деятельности, увеличивает риск утраты, снижает обращаемость фондов. Необходимо отразить в правилах пользования библиотекой данный аспект, предусмотрев меры экономического и административного воздействия, а именно – взимания штрафа или пени. П.35 Типовых правил пользования библиотекой вуза предусматривает такие санкции и более того, даже указано на обязанность библиотеки осуществлять контроль за возвращением документов в библиотеку и применять экономические санкции за несвоевременный возврат. Этим же проблемам посвящены Закон о БД, ст. 13 и 14. а также ст. 329-333 ГК.

    Нынешние преобразования в общегосударственной политике учета и контроля естественным образом сказываются и на порядке учета библиотечных фондов, что нашло отражение в ряде нормативных документов, принятых в последние годы. Например, деятельность по учету фонда регулируется двумя инструкциями: «О бухгалтерском учете» (Минфин РФ,1999), «Об учете библиотечного фонда» (Минкультуры РФ, 1998). Обе эти директивы призваны обеспечить реализацию Федеральных законов «О бухгалтерском учете» (1996,1998) и «О библиотечном деле» (1994). Формирование, использование и хранение фондов регламентируют также следующие документы (инструкции и стандарты):

    • Инструкция о порядке исключения устаревших по содержанию и ветхих изданий и материалов из библиотечных и справочно-информационных фондов (утверждена приказом Минкультуры СССР от 1978 г. в новой редакции – от 1984 г.);
    • Инструкция о порядке безвозмездной передачи литературы из неиспользуемых фондов библиотек, ведомств и организаций (Минкультуры СССР, 1959 г.);
    • Положение об организации продажи неиспользуемых книг и других произведений печати из фондов библиотек Министерства культуры РФ (приказ Минкультуры, 1993 г.).

    Кроме того, для полного учета фонда необходимо руководствоваться следующими документами:

    • ГОСТ 7.20-2000. Единицы учета фондов библиотек и органов научно-технической информации;
    • ГОСТ 7.60-90. Издания. Основные виды. Термины и определения.(1991 г.) и т.д.

    Особо важен при составлении локальных библиотечных документов закон «О стандартизации», который определяет нормы, правила и характеристики во всех отраслях деятельности, в т.ч. и в библиотечном деле. Стандартизация библиотечно-библиографической деятельности играет существенную роль в совершенствовании работы любой библиотеки. В настоящее время в РФ действуют более 50 ГОСТов по информации, библиотечному и издательскому делу (система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу - СИБИД), которая существует с 1978 г.

    С целью унификации общих понятий и терминов, применяемых при работе над документом, необходимо использовать терминологические стандарты, которыми охвачены: информационно-библиотечная деятельность в целом, библиография, библиографоведение, ИПЯ, поиск и распространение информации, каталогизация, комплектование фонда. Чего греха таить, на практике очень часто одни и те же библиотечные понятия трактуются по-разному, вследствие чего в рамках одной библиотеки и даже одного документа появляется терминологическая неразбериха.

    Другую группу составляют стандарты, устанавливающие единые требования, ориентируемые на конечный результат деятельности библиотек: индексирование документов, карточки для каталогов и картотек, информационные издания и т.д.

    Третья группа – это технологические стандарты, унифицирующие различные библиотечно-информационные процессы. Использование этих стандартов при составлении инструкций, технологических карт и других документов во многом повысит качество составленной документации.

    В соответствии с законом «О стандартизации» помимо государственных стандартов библиотеки могут самостоятельно разрабатывать комплекс внутренних стандартов по осуществлению своего обслуживания, но при условии, что они не будут противоречить и нарушать обязательность требований государственных.

    Однако, законодательная и нормативная база по своему статусу и масштабности не может, да и не должна растолковывать все нюансы библиотечной практики.

    Большое значение при разработке локальных библиотечных документов имеют нормативные документы Министерства образования РФ, регламентирующие деятельность вузовских библиотек на современном этапе:

    • «Требования к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемые для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации» (п.2. Приказа от 23.03.99 ); приказ «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов», «Примерное положение о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения» ( приказ от 2000г.).

    Многие годы ведет научно-методическую работу ЦБИК, которая разработала серию организационно-распорядительной и регламентирующей документации (типовые и примерные):

    • «Положение о библиотеке образовательного учреждения (высшего учебного заведения)»,
    • «Правила пользования библиотекой высшего учебного заведения»,
    • «Положения об отделах библиотеки высшего учебного заведения»,
    • «Структура и штаты библиотек вузов»,
    • «Об утверждении временных показателей библиотек вузов и ссузов по отнесению к группам по оплате труда руководителей и специалистов».

    Ею созданы также краткие методические рекомендации по активизации работы на отдельных участках библиотечной работы («Об улучшении пропаганды ББЗ», «Об организации открытого доступа», «Об организации группового метода обслуживания»), разработаны нормативы оснащения техническими средствами и оборудованием, а также «Положение о формировании фондов», «Методика проверки библиотек» и др.

    При разработке библиотечной документации необходимо использовать также такие документы как «Руководящие материалы в помощь работникам вузовских библиотек», «Библиотечная статистика. Составление годового плана и отчета», «Тематический план комплектования библиотек вузов», «Каталоги вузовских библиотек», «Пособие по организации ББЗ», «Картотека книгообеспеченности» (методика организации), «Методика проверки деятельности библиотек вузов», «Информационная работа библиотеки вуза» и т.д.

    Невозможно в одном докладе охватить весь спектр нормативно-правовой базы деятельности библиотек, однако обращаю ваше внимание на стандарты, без знания которых невозможно правильное оформление официальных, в т.ч. и локальных документов, обеспечивающих юридическую силу документа; качественное и своевременное составление и исполнение документа; более активное использование компьютера при составлении документов.

    С 1994 г. постановлением Госстандарта России принят и введен в действие Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД-93), заменивший ранее действовавший Общесоюзный классификатор. В него включены Общероссийские (межотраслевые, межведомственные) унифицированные системы документации (УСД), в состав которых для библиотек входят:

    • УС организационно-распорядительной документации;
    • УС финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации;
    • УС отчетно-статистической документации;
    • УС документации по труду.

    Задачи совершенствования делопроизводства, документационного обеспечения и унификации форм организационно-распорядительных документов (ОРД) возложена на Федеральную архивную службу России, которая будучи заинтересована в правильной организации и сохранности документов, традиционно направляет свою работу на рационализацию и нормативно-методическую регламентацию в этой области. Новый ГОСТ Р6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Системы организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» переработан на основе ранее действовавших ГОСТ 16487-83, ГОСТ 6.- 38- 90 и ГОСТ Р6.30-97. Принятие нового ГОСТа вызвано изменениями в законодательстве и распространением автоматизированных технологий создания документов. Этот ГОСТ имеет юридическую силу, создает условия для автоматизации процессов документирования и обработки документной информации, в итоге влияет на качество документа как инструмента управления.

    В соответствии с вышеуказанными стандартами, каждая библиотека должна в обязательном порядке иметь следующий перечень библиотечных документов:

    • Положение о библиотеке
    • Положения о подразделениях библиотеки
    • Должностные инструкции
    • Правила внутреннего распорядка

    2. РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    • Приказы по основной деятельности библиотеки
    • Распоряжения
    • Указания
    • Решения
    • Инструкции

    В вузовских библиотеках основная масса документов по личному составу и финансово-бухгалтерские документы ведутся управлением кадров и бухгалтерией.

    В составе финансово-бухгалтерских документов библиотеки находятся:

    • Годовые отчеты и планы
    • Копии актов ревизий
    • Копии счетов, смет
    • Кассовые книги
    • Копии договоров

    В раздел ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ входят:

    • Протоколы
    • Письма
    • Докладные записки
    • Объяснительные записки

    В отдельную группу могут быть выделены регистрационные формы и документы службы делопроизводства:

    • Журнал регистрации входящих и исходящих документов
    • Журнал регистрации внутренних документов
    • Инструкция библиотеки по делопроизводству и т.д.

    Я полагаю, что в состав обязательных документов библиотеки должны входить также положение о платных услугах, штатное расписание, порядок учета библиотечных фондов, положение об исключении документов из библиотечного фонда. К сожалению, до сих пор не существует документов, которые должны быть приняты на федеральном уровне (к примеру, инструкции о платных услугах, МБА, а те, что есть, во многом противоречат друг другу).

    Перечислен основной набор документов вузовской библиотеки, без которых невозможно ее эффективное функционирование.

    Среди документов, определяющих статус, задачи, функциональное содержание деятельности, права, обязанности, ответственность работников библиотеки особо следует назвать такие документы, как положения о библиотеке и ее структурных подразделениях, а также должностные инструкции. Они относятся к правовым актам, входят в систему организационно-правовой документации и реализуют нормы административного права. Однако, законченная система нормативной документации должна включать также и круг положений, инструкций, технологических документов, отражающий основные виды деятельности библиотеки: формирование фонда, создание СПА, обслуживание читателей, информационное обеспечение, экономическая деятельность и т.д.

    При работе над документом составителю необходимо также знать методику, технологию его составления, а также соблюдать установленную структуру. Так, в Положение необходимо включать следующие разделы:

      Общая часть (общие положения)
        1. Основные цели и задачи.

      2. Функции (обязанности).

      Раздел «Общая часть (общие положения)» включает в себя:

      • точное наименование структурного подразделения;
      • кем оно возглавляется и кому подчиняется;
      • степень самостоятельности;
      • перечень основных правовых, директивных, нормативных и инструктивных материалов, которыми руководствуется в своей деятельности данное структурное подразделение.

      Раздел «Основные задачи и цели» определяет главную цель структурного подразделения и основные задачи.

      Раздел «Функции (обязанности)» содержит перечень функций, выполнение которых обеспечивает решение задач, поставленных перед подразделением с определенной конкретизацией работ по каждой функции.

      Раздел «Права» перечисляет права, которыми наделяется подразделение для реализации возложенных задач. При изложении прав подчеркивается их соответствие действующему законодательству, нормативно-правовым документам вышестоящих органов и документам, регламентирующим деятельность данного подразделения.

      Раздел «Взаимосвязи с другими подразделениями» разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей с другими подразделениями, фиксируются документные связи, их периодичность и сроки.

      Раздел «Ответственность» предусматривает установление ответственности подразделения и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций, Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность.

      Положения разрабатываются руководителем подразделения, визируются юридической службой, утверждаются руководителем (в данном случае ректором университета) и обретают юридическую силу с момента утверждения.

      Разработка документов по более узким проблемам регламентируются инструкциями. Инструкция – это документ, утверждаемый в целях установления правил, регулирующих организационные, технические, технологические стороны деятельности структурного подразделения, должностных лиц. Инструкция должна содержать следующие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дату, место издания, заголовок к тексту, гриф утверждения, текст, подпись. Это документ длительного действия, поэтому здесь оговариваются сроки введения в действие после утверждения руководителем библиотеки.

      ДИ – это внутренний организационно-распорядительный документ, в котором определяются: рабочее место, функции, обязанности, права и ответственность работника при осуществлении им деятельности в определенной должности. Этот документ позволяет руководству:

      • создать организационно-правовую основу деятельности работника;
      • правильно организовать и провести подбор и расстановку кадров;
      • рационально распределить обязанности между работниками.

      Должностные инструкции бывают персонифицированные (н-р, должностные инструкции зав. отделом обслуживания, инженера-программиста и т.д.). или составляются на определенное рабочее место. В процессе обновления или разработки должностной инструкции важно соблюдать ряд условий:

      • происходящие в процессе работы изменения;
      • существующее на определенный период разделение труда;
      • обязанности, права и ответственность работников разных уровней и категорий;
      • сбалансированность и согласованность целей и задач библиотеки в целом с обязанностями и ответственностью ее работников.

      Первым источником для составления должностной инструкции является такой нормативный документ, как Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, который содержит регламентированный перечень требований к квалификации. Второй источник при их составлении – типовые должностные инструкции. Их разрабатывают для отдельных категорий и их наличие значительно облегчает составление индивидуальных, но не заменяет их. Так как должностные инструкции являются документами, регламентирующими организационно-правовое положение работника, то необходимо их составление для каждой должности, предусмотренной штатным расписанием. Третьим документом, который используется при составлении должностных инструкций, является Положение о структурном подразделении. Положение и должностные инструкции – взаимосвязанные и взаимодополняемые документы, так как обязанности каждого работника устанавливаются исходя из распределения всего комплекса функций, выполняемых структурой. Должностные инструкции необходимо соотносить также с имеющимися в конкретной библиотеке Правилами внутреннего трудового распорядка, а также с имеющимися нормативами (Межотраслевые нормы времени (1997), Ленинградские нормы).

      ДИ включают следующие разделы:

      • Общие положения;
      • Функции;
      • Должностные обязанности;
      • Взаимоотношения;
      • Права;
      • Ответственность.

      В первом разделе инструкции указываются цели, область распространения, порядок использования, правовые и распорядительные акты, послужившие основой для разработки инструкции.

      Раздел «Функции» определяет основные направления деятельности работника.

      Раздел «Должностные обязанности» – перечисление конкретных задач, возложенных на работника.

      Раздел «Права» – определение прав, предоставляемых работнику для выполнения на него функций и обязанностей.

      Раздел «Ответственность» – установление видов ответственности за несвоевременное и некачественное выполнение работниками должностных обязанностей и неиспользование предоставленных ему прав.

      Раздел «Взаимоотношения» – перечисление круга взаимоотношений, сроков получения и предоставления информации.

      Один экземпляр ДИ передается сотруднику для хранения под расписку.

      При закреплении в формулировках инструкции, да и вообще любых документов общих, неконкретных обязанностей, создается чисто формальный документ, который мало принесет пользы.

      Таким образом, я думаю, что все понимают, что создание собственного интеллектуального продукта – это не только предмет гордости, но и чрезвычайной ответственности, поскольку законы оставляют библиотекам свободу действия. Правильно распорядиться данными полномочиями, профессионально отнестись к созданию документа – вот наша задача при регламентировании деятельности своей библиотеки.

      В нашей библиотеке работа с документами всегда велась на достаточно высоком профессиональном уровне и на сегодняшний день она имеет достаточно полный перечень организационно-распорядительных, регламентирующих, нормативных и технологических актов.

      В связи с пересмотром законодательной базы библиотечного дела и родственных отраслей, в НТБ МарГТУ также активизировалась работа с регламентирующей и технологической документацией, поскольку законы и технологии заметно изменили традиционные библиотечные процессы. Была проделана большая работа по пересмотру некоторых ранее существующих и созданию новых документов библиотеки в соответствии с изменением ее структуры, содержания работы отделов, некоторых технологических процессов. Несколько слов скажу об опыте нашей библиотеки по использованию информационных технологий в работе с документами. Современная система управления библиотекой требует новых управленческих технологий и новых инструментов работы над документами, одним из которых является автоматизированная система обработки документов. С этого года НМО библиотеки начал работу по созданию БД «Нормативные и методические документы НТБ МарГТУ», которая включает библиографическое описание документа с указанием его местонахождения, количества экземпляров и сроков хранения. Кроме того, каждая запись снабжена ключевыми словами, которые обеспечивают быстроту поиска в базе. На сегодняшний день мы можем только учитывать, систематизировать и хранить информацию о документе. В перспективе с помощью программистов будет усовершенствована технология документооборота, которая позволит не только вводить, регистрировать документы, устанавливать доступ пользователей к различным категориям документов, но и пересылать их заинтересованным лицам, использовать полнотекстовый поиск по содержанию, названиям, дате создания или редактирования документов, осуществлять прямой доступ через условные обозначения документов или папок, через запросы по атрибутам; вносить поправки, дополнения и изменения в тексты.

      Внедрение электронных архивов позволит:

      • навести порядок в работе с документами;
      • обеспечить их сохранность;
      • осуществлять своевременное редактирование;
      • сократить сроки прохождения документов по инстанциям;
      • осуществлять быстрый поиск информации и ее распечатку;
      • повысить эффективность контроля;
      • повысить производительность труда за счет автоматизации документирования.

      Подводя итоги вышесказанного допустимо сделать следующие выводы:

      • инспекционные проверки, проведенные в различных регионах России, показали, что формирование правового поля деятельности образовательных учреждений, в том числе и библиотек, начало реализовываться повсеместно с большим или меньшим успехом;
      • надежная правовая база является обязательным условием успешного выполнения библиотеками своих функций;
      • на современном этапе все большее значение уделяется качеству сформированного правового поля, в т.ч. и библиотечного;
      • решая конкретную проблему в области библиотечного дела, необходимо рассматривать ее с учетом всей законодательной базы, включая законы, не относящиеся напрямую к образованию и библиотечному делу;
      • локальные нормативные документы должны соответствовать разработанной нормативной правовой основе, регулирующей деятельность образовательного учреждения, в составе которого находится библиотека;
      • необходимо официальное определение обязательного перечня локальных библиотечных актов в соответствии с утвержденными документами и ГОСТами;
      • производить разработку локальных актов вузовской библиотеки в соответствии с установленными формами и при участии узких специалистов: юристов, экономистов, делопроизводителей;
      • необходимо возрождение практики повышения квалификации для руководителей и специалистов вузовских библиотек по правовым вопросам и документоведению;
      • в соответствии с компьютеризацией «всей страны» необходимо шире внедрять автоматизированные технологии в работу с библиотечными документами.

      директор НТБ МарГТУ

      Доклад опубликован в сборнике:

      Современное состояние и перспективы развития библиотек системы высшего и среднего профессионального образования. материалы науч.-практ. конф. Йошкар-Ола, 29-30 нояб. 2004 г. / [отв. за вып. В. В. Изыкин] ; Федер. агентство по образованию, ГОУВПО "Мар. гос. ун-т", Метод. об-ние б-к системы высш. и сред. проф. образования РМЭ, Науч. б-ка. - Йошкар-Ола, 2006. - 94 c. ил

      Дата публикации: 30.11.2006