Руководства, Инструкции, Бланки

индивидуальный проект образец img-1

индивидуальный проект образец

Рейтинг: 4.6/5.0 (1847 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Трушина И

И.А. ТРУШИНА,
СШ №1020, г. Москва
Использование компьютерных технологий в обучении биологии Информационная поддержка уроков биологии

Биология – предмет особый. Его преподавание должно раскрыть перед ребенком тайны живой природы. В границах кабинета и в рамках 45 мин школьного урока сделать это очень трудно… Поэтому с тех пор, как в нашей школе появился компьютерный центр, мы стремимся всячески расширить наши возможности в обучении биологии за счет использования компьютерных технологий.

С нашими коллегами – преподавателями информатики мы сотрудничаем по двум направлениям. Первое из них – это информационная поддержка предмета, выражающаяся в использовании стандартного программного обеспечения по биологии. В 5-м классе мы эпизодически используем на уроках мультимедийные энциклопедии («Погода», «Растения»). А с 6-го класса начинаем систематически использовать в процессе обучения электронные учебники «Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» («Уроки биологии. 6–7-й класс»; «Уроки биологии. 9-й класс»; «Уроки общей биологии. 10–11-й класс»).

Этот программный продукт имеет много положительных сторон. Прежде всего, электронные учебники «Кирилла и Мефодия» составлены достаточно профессионально с точки зрения биологии, методики преподавания и возрастной психологии. Материал отобран в соответствии с учебным планом, точно дозирован (все, что предложено в блоке одного урока, соответствует возможностям среднего ученика данной возрастной группы для работы в течение 30–35 мин). Уроки сопровождаются удачно подобранными иллюстрациями, что также способствует лучшему запоминанию материала. По ходу урока неоднократно меняются формы деятельности учащихся: они то слушают голос диктора, то читают текст, то рассматривают иллюстрации, то подыскивают правильные ответы по схемам. Это снимает утомление и обеспечивает активную работу в течение всего урока .

На таких уроках учащиеся получают инструктивную карточку, которую составляет учитель в соответствии с текстом электронного учебника. В ней обозначены вопросы, на которые надо найти ответы в электронном учебнике и записать их в рабочие тетради; указано, какие рисунки по теме урока надо сделать, какие данные нужно найти и занести в предложенные таблицы.

Пример инструктивной карточки. Тема урока: «Участки (зоны) корня»

Работая на уроке с электронным учебником, ты должен делать следующее.

1. Слушай и читай текст, рассматривай иллюстрации и пояснения к ним.
2. Сделай схематический рисунок строения молодого корня и укажи расположение зон на нем.
3. Выпиши в тетрадь названия зон и укажи их функции (заполни таблицу в рабочей тетради).

4. Найди в тексте ответы на вопросы и запиши их в тетрадь.
– Что такое «корневой волосок»?
– Каково значение корневого волоска в функционировании молодого корня?
5. Зарисуй схему строения корневого волоска в тетрадь.
6. Сдай тетрадь учителю на проверку.
7. Выполни тестовое задание, предлагаемое электронным учебником, и результат покажи учителю.

Учащиеся работают с электронным учебником, читая текст, рассматривая иллюстрации и слушая комментарии диктора к этим иллюстрациям. Выполнив все задания, сдают тетради на проверку учителю и переходят к выполнению тестовой части урока, в которой предложены вопросы по изученному материалу. Часто вопросы сопровождаются иллюстрациями, помогающими учащимся дать правильный ответ. Кроме того, очень важно, что каждый ребенок может работать на уроке в соответствии со своими индивидуальными возможностями и в том ритме, который его устраивает. В любой момент ученик, прослушав материал и просмотрев иллюстрации еще раз, может вернуться к вопросу, который он не понял или не разобрал до конца. Все это повышает эффективность урока, а использование компьютерных технологий, несомненно, стимулирует интерес к предмету и активизирует познавательную деятельность учащихся.

Впрочем, использование электронных учебников имеет и отрицательные моменты. Например, компьютер не может, как учитель на уроке, неоднократно обращать внимание учеников на наиболее сложные вопросы, пока не убедится, что ребята все поняли. Кроме того, на уроках с использованием электронных учебников мы лишены возможности работать над монологическими ответами учащихся.

Второе направление нашего сотрудничества с преподавателями информатики – разработка уроков сопровождения с использованием цифрового проектора. Что собой представляет такое сопровождение? Тщательно подобранный видеоряд, который помогает иллюстрировать теоретический материал, излагаемый на уроке. Используя фотографии, мы можем, например, рассматривать и обсуждать особенности строения органов растений различных семейств. Ребята втягиваются в беседу, вспоминают изученный ранее материал, применют его в новой конкретной ситуации. Все это способствует лучшему запоминанию материала.

Кроме того, именно такие уроки активно помогают работать над монологическими ответами учащихся. Например, мы можем заранее предложить нескольким из них подготовить небольшие сообщения, которые потом будут включены в общую канву урока как комментарии к отдельным слайдам.

В заключительной части такого урока я обязательно использую ряд слайдов, содержащих вопросы, позволяющие проконтролировать, как усвоен новый материал. Это и текстовые вопросы, и вопросы, сопровождающиеся фотографиями (см. Приложение 1).

По своему опыту могу сказать, что материал, предлагаемый учащимся в такой форме, запоминается намного лучше, чем на традиционных уроках в кабинете биологии. А правильно подобранная система уроков с использованием электронных учебников и уроков сопровождения в конечном итоге приводит к более высокому уровню усвоения предмета.

Приложение 1

Фрагменты видеоряда к уроку сопровождения по теме: «Общая характеристика семейства Розоцветные» (7-й класс).

Использование информационных технологий в проектной деятельности учащихся по биологии

За годы работы в школе у меня постепенно накопились свои наработки в рамках реализации системы проектной деятельности. Вначале, для более глубокого понимания изученного на уроках, мы прибегали к традиционным экскурсиям в музеи, посещали заповедные территории. Затем учащиеся нашей школы стали сами организовывать выставки, подбирать интересный материал о выставочных объектах и проводить экскурсии. В течение нескольких лет мы с ребятами собирали коллекцию растений и создали экспозицию зимнего сада, по разделам которой ученики разработали и стали проводить тематические экскурсии. Постепенно сложился большой проект «Путешествие в царство Флоры», который уже несколько лет реализуется учащимися 5-, 6- и 7-х классов нашей школы. Но это не значит, что каждый год мы все повторяем заново. Каждый новый класс привносит в общий проект что-то свое. Думаю, что еще не один год мы будем успешно продолжать эту деятельность.

Вполне естественно, что, имея в школе компьютерный класс, мы стали использовать в работе над проектами и информационные технологии. В 2001/02 учебном году в нашей школе был реализован совместный проект по биологии и информатике: «Создание мультимедийного энциклопедического пособия «Растения Ясенева» в среде Лого Миры».

Исходной посылкой к созданию этого проекта стала необходимость повышения заинтересованности учащихся в изучении окружающего нас мира, в частности, растительного многообразия района проживания – Ясенева. Проект выполнялся всеми учениками в параллели 6-х классов (67 человек).

Приступая к этой работе, мы поставили перед собой, а затем и решили следующие задачи:

– формирование у учащихся определенных личностных качеств, которые развиваются в деятельностной форме обучения (умение самостоятельно находить варианты решения задач, применять на практике знания и умения из различных образовательных областей, прогнозировать и анализировать результаты, доводить работу до конца и т. д.);
– усвоение и расширение знаний по соответствующим темам курсов школьных предметов, интегрированных в проекте;
– овладение умениями: интеллектуальными (все аспекты работы с информацией), творческими (генерация идей или путей их достижения), коммуникативными (аргументировать и отстаивать свою точку зрения, находить компромисс и свою роль в общей работе и т.д.);
– активизация познавательного интереса учащихся и повышение мотивированности учебы;
– формирование взгляда на компьютер и информационные технологии как на инструмент, необходимый для реализации своих профессиональных (учебных) задач;
– формирование сознания необходимости постоянного самообучения.

Работа над проектом – достаточно сложный труд, требующий систематических усилий как от исполнителя-ученика, так и от учителя. Очень важно, чтобы учитель правильно очертил круг вопросов, с которыми будут работать учащиеся, определил объем материала и соотнес его с возрастными особенностями ребят, четко спланировал все этапы работы и на каждом из этих этапов был бы для своих учеников «путеводной звездой». При этом работать с каждым ребенком надо индивидуально. Не случайно очень важным шагом в реализации проекта становится самый первый этап.

Первый, или подготовительный, этап

На этом этапе (ход которого разрабатывается совместно учителями биологии и информатики, а затем обсуждается с учащимися) осуществляется:

– выделение в планировании на учебный год по биологии и информатике тем, которые будут вынесены на проект;
– формулирование проблемы, способа ее решения, технологии реализации (учащимся 6-х классов, впервые участвующим в межпредметной проектной деятельности, предлагается определенный – в общих чертах – конечный результат проекта);
– разработка методических материалов по проекту (требования по предметам, рекомендуемая литература и адреса сайтов в сети Интернет, раздаточный материал для учащихся и т.д.);
– построение концепции проекта (т.е. обобщение совокупности взглядов и предложений на исходный замысел, которое осуществляется учителями совместно с учащимися на уроках биологии и информатики);
– выбор учащимися тем для индивидуальных проектов (из предложенных учителем), обсуждение и осмысливание ими этапов своей работы и сроков ее проведения;
– окончательная разработка, оформление и раздача печатного методического материала каждому ученику (см. Приложение 2).

Второй этап работы – реализация проекта, или технологический этап

Он осуществляется в два приема.

А. Реализация индивидуальных проектов учащихся.

В ходе этой части каждый ученик выполнял свою работу в соответствии с выбранной темой. Многим этапам работы ребят приходилось обучать буквально «с нуля». Мы учились составлять подробный план будущего проекта, работать в библиотеке с научно-популярной и научной литературой, отбирать нужный материал. Кроме того, ребята учились добывать необходимую информацию в Интернете. Затем, подготовив необходимый материал, они реализовывали свой проект средствами компьютерных технологий. Закончив работу, учащиеся представляли ее к защите преподавателям информатики и биологии.

Б. Сбор всех индивидуальных работ в единый проект и навигация по нему. Эту часть осуществляют наиболее успевающие ученики вместе с учителями биологии и информатики.

Третий этап – заключительный, или презентативный

На этом этапе учащиеся представляют свои работы. Презентация происходит в праздничной обстановке в виде конкурса с приглашением гостей (классного руководителя, администрации, других учителей, родителей). Победителям вручаются призы по различным номинациям (I, II и III места, лучшая работа по информатике, биологии, за творческий подход, приз зрительских симпатий и т.д.).

Конечно, работа была нелегкой. Но все трудности окупились сполна.

Во-первых, проект выполнялся в соответствии с курсом «Биология. Растения. 6-й класс». Материал, включенный в данный курс, достаточно сложный для этого возраста, часто «сухой», требующий механического запоминания. Некоторым ребятам он кажется малоинтересным. Использование же проектной деятельности, а тем более с применением компьютерных технологий, делает объект изучения гораздо более привлекательным и интересным. А интересное запоминается легче и лучше. Кроме того, невольно ребята начинают задумываться и глубже вникать в сущность изучаемого. У них возникают вопросы, на которые они сами пытаются найти ответы. Таким образом, выполняя проект, ученики получают мощный импульс к активизации познавательной деятельности. И было очень отрадно, когда, завершая работу над проектом и подводя итоги, ребята пришли к пониманию необходимости продолжения работы. Им захотелось подробнее познакомиться не только с цветковыми растениями, которые составили основу проекта «Растения Ясенева», но и узнать о представителях других отделов растений, которых можно встретить у нас в районе. Возникло предложение: тщательно исследовать флору Ясенева и создать виртуальную экскурсию «Путешествие в царство Флоры», которая является логическим продолжением проекта. Работа над этой экскурсией осуществлялась в 2002/03 учебном году.

Во-вторых, работая над проектом «Растения Ясенева», ребята создали достаточно интересное пособие – мультимедийную энциклопедию, которую увидят не только они, но и последующие поколения учеников нашей школы, так как эта энциклопедия с успехом может быть использована на уроках ботаники в 6–7-х классах (например, при изучении темы «Растительные сообщества», где необходимо дать представление о флористическом составе сообщества и научить ребят определять растения по внешнему виду, в то время как в учебнике есть далеко не все необходимые фотографии, к тому же их качество оставляет желать лучшего).

Ну, а самый главный итог – работая над проектом с использованием компьютерных технологий, мы вручаем ребятам инструмент, при помощи которого они смогут получать информацию, общаться, работать, чувствовать себя уверенно. Инструмент, владение которым в дальнейшем будет совершенно необходимо для специалиста любого профиля.

Приложение 2

Требования к проектам учащихся по предмету «Биология»

I. Индивидуальный проект должен быть частью общего проекта, соответствовать его теме и стилю выполнения.

II. Индивидуальный проект должен быть выполнен с использованием дополнительной научной и научно-популярной литературы, периодической печати и информации из других источников. Они должны быть отражены в прилагаемом списке использованной литературы.

III. Индивидуальный проект должен содержать, в качестве обязательных компонентов информацию по следующим пунктам:

– видовое название растения (русское и латинское) и его систематическое положение;
– жизненная форма растения и этапы его жизненного цикла;
– условия жизни растения;
– морфологические особенности растения;
– особенности роста и развития растения;
– интересные истории, легенды о растении;
– значение растения в природе и использование его человеком.

IV. В индивидуальном проекте обязательно присутствие иллюстративного материала. Это могут быть фотографии и рисунки, сделанные автором проекта, возможно использование иллюстраций из книг, пособий, наборов открыток. Расположение иллюстраций должно соответствовать содержанию работы.

V. Объем индивидуального проекта должен составлять 3–4 страницы печатного текста.

Требования к проектам учащихся по предмету информационные технологии

I. Проект является частью общего проекта и должен соответствовать его теме и стилю оформления.

II. Мультимедийность и интерактивность проекта обеспечивается за счет реализации его в развивающей среде Лого Миры.

III. Проект должен включать:

– титульный лист с авторским знаком, темой и сведениями об авторе (ученике);
– текстовые поля с предметным содержанием, оформленные по правилам обработки текстовой
информации (абзацы, заголовки, шрифты, размеры, стили, цвет текста и полей);
– иллюстрации (свои рисунки, материалы электронных источников, отсканированные изображения, разрешается использование штамповок стандартных форм);
– аудиооформление;
– навигацию по проекту с использованием управляющих объектов «кнопка»;
– минимальное содержание проекта – 5 листов альбома в системе Лого Миры.

IV. От учащихся требуется четкое выполнение всех этапов проектной работы.

Приложение 3

Проект учащейся 6 класса «А» Накропиной Любы

Тема «Ежа сборная. Мятлик луговой»

Этапы проектной работы.

1. Постановка общей задачи проекта. Получение и осмысление своего проектного задания – 25.10.2001.
2. Создание и защита бумажного варианта авторского знака для проекта по биологии – 12.11 – 16.11.2001.
3. Создание и защита авторского знака для проекта по биологии средствами среды Лого Миры – до 28.11.2001.
4. Сбор информации, ее анализ и систематизация, создание плана проекта – до 03.12.2001.
5. Создание и защита бумажного варианта эскиза проекта по биологии – до 20.12.2001.
6. Создание и защита бумажного варианта эскиза проекта по информатике – до 16.01.2002.
7. Реализация проекта средствами информационных технологий (среда Лого Миры) – до 20.03.2002.
8. Защита своего проекта – 25.02 – 02.03. 2002.
9. Презентация проекта – до 22.03.2002.

Приложение 4 Пример индивидуального проекта

Другие статьи

Новый стандарт - новый предмет!

?Всем хорошо запомнились общественные обсуждения стандарта, прошедшие после выхода первой его редакции в прошлом году. Будет ли способствовать новый стандарт развитию школы и повышению качества обучения или приведет к снижению образовательных результатов выпускников - вопрос сложный. Мнения экспертов сильно расходятся, однако, на мой взгляд, перед школой и органами управления образованием стоят более конкретные и практические вопросы: как адаптироваться к новым требованиям в очень сжатые сроки? Задача перехода на новые стандарты многоаспектна и предполагает сильную перестройку образовательных программ и механизмов работы школы. Среди наиболее актуальных проблем особого внимания заслуживает введение нового обязательного предмета - индивидуального проекта.

Учительская Газета

Индивидуальный проект в школе - зачем?
Индивидуальный проект должен стать вершиной всего обучения в школе: выполняя его, учащийся демонстрирует имеющиеся предметные знания, сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Проект также выполняет важную профориентационную функцию: учащийся, приобретая опыт практической деятельности в той или иной области, осуществляет профессиональные пробы и имеет возможность непосредственно оценить привлекательность различных направлений дальнейшего профессионального образования. Результаты проекта станут ключевым элементом портфолио, и именно в проектной деятельности наиболее ярко будут проявляться способности учащихся.
Каким должен быть индивидуальный проект?
Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить своим старшеклассникам широкий спектр тем проектов, обеспечить каждый проект квалифицированным тьюторским сопровождением и ресурсной базой. А для того чтобы проект был действительно интересен учащемуся, он должен иметь практическую и социальную значимость для некоторого «социального заказчика». Выполнить все эти условия весьма непросто. Очевидно, у школы есть два пути при внедрении нового предмета. Первый путь наиболее простой: формировать темы индивидуальных проектов и обеспечивать тьюторское сопровождение силами педагогов-предметников, а в качестве ресурсов предоставлять оборудование и информационную базу школы. При таком подходе существует серьезный риск того, что учебные проекты будут простым продолжением одного из предметов, следовательно, их качество будет ограничено профессиональными знаниями педагога и наличием информационных и материальных ресурсов в школе, а социальная и практическая значимость будет зависеть от способности учителя поставить оригинальную задачу в той или иной области.
Второй и более привлекательный путь - организация индивидуальных проектов учащихся совместно с социальными партнерами: учреждениями профессионального образования, научными организациями, работодателями и общественными организациями. В этом случае внешние партнеры обеспечат социальный заказ на учебные проекты и квалифицированную тьюторскую поддержку при их реализации, станут поставщиками технологических, информационных и компетентностных ресурсов. Однако такой подход потребует колоссальной степени интеграции школы с профессиональным образованием и городской средой.
Как должен быть организован индивидуальный проект?
Для того чтобы учебный проект состоялся и имел качественные интересные результаты, при его реализации должны быть задействованы несколько ролей. Во-первых, проект должен иметь социального заказчика. В качестве заказчиков проектов могут выступать различные социальные партнеры: прежде всего вузы и колледжи, научные организации, местные органы власти, профсоюзы и объединения работодателей, общественные объединения. Наличие внешнего заказчика обеспечит практическую и социальную значимость учебного проекта, сделает его интересным для старшеклассника и, безусловно, придаст серьезность портфолио. Потенциально, показав оригинальность и нужность проекта, в качестве заказчика может выступить и школа, и сам учащийся. Для того чтобы на основе заявки социального заказчика появился оригинальный и выполнимый проект, необходимо составить конкретный план действий: определить средства реализации, подобрать необходимые ресурсы. Составление плана проекта - наиболее важный этап, определяющий качество и полезность работы учащегося. Эта задача входит в компетенцию руководителя проекта, или тьютора. В компетенцию этой роли входит также сопровождение реализации проекта учащимся. Какие внешние организации могли бы выступить в качестве тьюторов? Конечно, профессиональное образование: вузы и колледжи. Именно эти структуры могут быть носителями технологии и способны ставить учебные задачи, именно эти организации заинтересованы в подготовленных и мотивированных абитуриентах, имеющих серьезное портфолио. Обеспечив необходимый уровень, сама школа и сам учащийся также могут стать руководителями проекта.
Третья важная роль - поставщик ресурсов. В рамках проектов учащимся необходимы оборудование и информация, при этом чем более разнообразны и качественны эти ресурсы, тем больше возможностей у тьюторов и школьников, тем более интересные результаты могут быть получены. В качестве поставщиков ресурсов могут выступать любые внешние организации: профессиональное образование, наука, органы власти, работодатели и общественные объединения, а также, и это важный момент, меценаты, то есть любые физические лица, заинтересованные в развитии образования.
Ну и, конечно же, проект не состоится без исполнителя, то есть школьника. В его задачу входит качественно выполнять работу, проявлять активность, реализовывать имеющиеся знания и компетенции.

О проблемах
Таким образом, учебный проект предполагает взаимодействие большого количества людей, представителей различных организаций, социальных групп. Ключевая проблема любого взаимодействия - средства коммуникации. В применении к теме организации учебных проектов эта проблема конкретизируется в вопросах: как размещать и искать информацию о потребностях социальных заказчиков, о предоставляемых ресурсах; как взаимодействовать ученику с тьютором, другими учениками, поставщиками ресурсов, руководителю проекта с социальным заказчиком; как обеспечить приемлемый уровень заявок и проектов, как отслеживать реализацию проектов; что и в каком формате отражать в портфолио?

О решении
Один из возможных ответов на эти вопросы: использовать хорошо знакомый и популярный инструмент - информационные социальные сети. Что же умеют делать социальные сети? Большинство популярных сетей позволяют обмениваться сообщениями, публиковать изображения, видео- и аудиоматериал, тексты и таблицы, просматривать и оценивать сообщения и материалы других людей, объединяться разным людям в группы по интересам, вести свой профиль, в котором аккумулируется вся история активности человека, просматривать профили других людей и приглашать их в группы.
Все это делает формат социальной сети хорошим кандидатом на решение проблемы коммуникации всех участников учебных проектов. Важный аргумент для использования именно такого коммуникационного инструмента то, что для школьников пространство Интернета - привычная среда общения. Профиль в той или иной социальной сети для многих подростков уже стал важной частью их личности, а участие в тематических группах - средством самоопределения.
Использование Интернета при организации индивидуальных учебных проектов школьников позволит облегчить и ускорить коммуникацию огромного числа людей, без которых школа останется один на один с задачей внедрения этого «сложного» предмета. Единая среда позволит контролировать качество проектов и создаст условия для введения единых стандартов для всех образовательных учреждений.
Пробуем в ЮЗАО
В Юго-Западном округе в 2012-2013 учебном году стартует масштабная образовательная инициатива - «ПрофПроект» - специализированная социальная сеть, основной задачей которой станет объединение социальных партнеров для организации учебных проектов в старшей школе. Проект включен в План мероприятий ЮЗОУО по реализации государственной программы «Столичное образование» на 2012-2016 годы. Реализацией инициативы будет заниматься Центр социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский», имеющий большой опыт организации сетевого взаимодействия общего и профессионального образования в интересах профориентации и поддержки профильного обучения в ЮЗАО.

А получится?
Обязательно получится, и для такой уверенности есть несколько серьезных причин. Во-первых, в округе за последние несколько лет сложилась устойчивая система социального партнерства вузов, колледжей, работодателей и общественных объединений, направленная на решение задач профессиональной ориентации школьников. По инициативе ЮЗОУО и префектуры ЮЗАО к подписанию готовится коллективное соглашение, которое объединит образовательные учреждения всех уровней и видов как московского, так и федерального подчинения в единую сеть. Соглашение закрепит наработанные связи и позволит сформировать единую ресурсную и компетентностную базу образования в ЮЗАО. Во-вторых, инициативу по разработке и внедрению социальной сети «ПрофПроект» уже поддержали физический и психологический факультет МГУ,
МИРЭА, РГАИС, МГППУ, колледж №39 и другие образовательные учреждения; в числе партнеров есть общественные организации и объединения: Национальный фонд подготовки кадров, Молодая инновационная Россия, МКПП (р) ЮЗАО, МФП ЮЗАО; инициатива также была поддержана префектурой ЮЗАО.
Наконец, самая главная причина нашей уверенности в успехе: «ПрофПроект» будет понятен старшеклассникам. Социальная сеть позволит ребятам попробовать силы в серьезных практических и социальных проектах, даст возможность в своем образовании использовать технологические и информационные ресурсы вузов и колледжей, научных организаций и работодателей.
Информация о возможности стать участником «ПрофПроекта», о правилах взаимодействия и сроках начала работы будет размещаться на сайтах Центра социально-трудовой адаптации и профориентации «Гагаринский»: www.profvibor.ru и psykonvoy.ru, а также на нашей странице ВКонтакте http://vk.com/club33203893. Следите за анонсами в июле!

Ю.КУНЦЕВ, заместитель директора ЦСТАиПО «Гагаринский»

Педсовет

Индивидуальные проекты

Индивидуальные проекты

Значительные изменения, происходящие в последние годы в российском образовании, проявившиеся, в частности, в утверждении принципов личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода к каждому ученику, сделали популярными новые методы обучения. Одним из них стал метод проектов в целом и метод индивидуальных проектов в частности. Согласно разрабатываемому Федеральному Государственному Образовательному Стандарту учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект». Для вальдорфских школ, как зарубежных, так и отечественных, индивидуальные проекты являются традиционной и неотъемлемой частью обучения.

В нашей школе индивидуальные проекты также нельзя назвать чем-то новым и незнакомым. С 2006 года такие проекты стали обязательной составляющей обучения наших школьников в 11-м классе. За последующие семь лет мы много раз задавали себе вопрос о целях выполнения индивидуального проекта, оценивали преимущества и недостатки данного метода, собирали мнения учеников и получили некоторый опыт, которым хотели бы поделиться.

Индивидуальный проект является логическим завершением школьной проектной системы и, одновременно, переходным элементом, мостом к взрослой, самостоятельной жизни человека. При выполнении групповых проектов в 8-10 классах школьники совместно проходят все этапы проектной работы. Коллективно отвечая за результат проекта, учащиеся имеют возможность распределять работу в группе, используя сильные стороны участников. К 11-му классу перед каждым учеником стоит задача продемонстрировать уже не отдельные навыки, а умение выполнить работу самостоятельно от начала и до конца. Одиннадцатиклассник, естественно, не остается один на один со своим проектом, - он работает в тесной связке с учителем, которого выбирает в качестве куратора. Часто ученик пользуется помощью сразу нескольких учителей, поскольку многие проекты носят межпредметный характер. Чрезвычайно важна в этих условиях и поддержка родителей. И все-таки, принципиально новым и значимым фактором является персональная ответственность ученика за весь проект.

Во многих зарубежных вальдорфских школах работа с индивидуальными проектами ведется в 12-м классе. Защита проекта в конце 12-го класса выступает в качестве важного условия поступления школьника в 13-й, экзаменационный, класс. В условиях российской образовательной системы мы вынуждены совмещать экзаменационный 11-й класс с годом выполнения индивидуального проекта. Такое положение, естественно, порождает ряд трудностей. С одной стороны, ученики по своему возрасту в большинстве своем еще не готовы справиться с годовым индивидуальным проектом в 10 классе, с другой стороны, выполнение проектной работы в одно время с поступлением в институт означало бы создание дополнительного стресса в, и без того нервозной, ситуации сдачи экзаменов. В этих условиях велик соблазн совсем отказаться от индивидуальных проектов. Однако такое решение было бы в корне неверным. Отменить индивидуальные проекты в 11 классе – это все равно, что построить дом, и, не закрыв его крышей, заселить в него жильцов. Индивидуальный проект является кульминацией системы проектных работ и, в некотором смысле, всего обучения в школе. Единый государственный экзамен в баллах измерит знания ученика по отдельным предметам, а индивидуальный проект покажет все те навыки, которыми он овладел за 11 лет школьного обучения. В поисках баланса между подготовкой к ЕГЭ и выполнением индивидуального проекта, мы приняли решение начинать работу с индивидуальными проектами со второй половины 10 класса. Защита годового проекта тем самым переходит на середину 11 класса, что позволяет второе полугодие полностью посвятить подготовке к поступлению.

Важно отметить, что индивидуальный проект по своей сути является также и подготовкой к институту. Достаточно часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются поступать. Таким образом, индивидуальный проект – это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости. Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае потребуются ему в институте и в его профессиональной деятельности.

Одиннадцатиклассник учится самостоятельно:

  • определять и формулировать задачу;
  • планировать свою работу;
  • обращаться за помощью к специалистам (иногда к незнакомым);
  • искать необходимую информацию;
  • применять коммуникативные способности;
  • организовывать работу других людей;
  • профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки презентации;
  • выступать с докладом;
  • к нужному сроку доводить работу до запланированного результата.

Самостоятельность и индивидуальный график в работе над проектом не означают отсутствия необходимого контроля. В течение года ученик несколько раз встречается с рабочей группой учителей для обсуждения своего проекта. По результатам предзащиты и защиты проектов учителя принимают решение о том, кто из учеников готов к выступлению на школьном фестивале проектов 11 класса.

На Фестиваль приглашаются ученики 9-11 классов, учителя и родители. Выступающие одиннадцатиклассники представляют свои работы, отвечают на вопросы, принимают поздравления. Фестиваль проходит в праздничной форме и заканчивается награждениями победителей, которых определяют учителя и ученики.

Важно отметить, что проекты учеников могут быть принципиально разными по форме. Это могут быть:

1. Исследовательский проект – напоминает по форме научное исследование. При этом акцент на теоретической части проекта не означает отсутствия практической. Так, например, проект ученицы последнего выпуска Истоминой Варвары по теме «Современные проблемы твердых бытовых отходов» имел вполне практические, социально значимые последствия. По инициативе ученицы Школьным советом было принято решение осуществлять сбор макулатуры в школе. Была найдена организация, готовая забирать макулатуру для переработки и сотрудничать со школой на постоянной основе. Этот пример показывает то, как индивидуальный проект может продолжать жить даже после ухода его автора из школы.

2. Практико-ориентированный проект – предполагает в качестве основной цели изготовление определенного продукта. Данный продукт может использоваться как самим участником, так и иметь внешнего заказчика, например школу, район и т.д. Из подобных проектов последних лет можно вспомнить социальные плакаты Рассказова Егора, посвященные правилам дорожного движения, стереофотографии Зотовой Риты, необыкновенный фонарь Полещук Риты, Кахон – редкий ударный инструмент Кудрявцева Гоши, авторскую куклу Куприной Риты.

3. Творческий проект – предполагает свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы. Такие проекты, как правило, требуют самых больших усилий от их авторов, часто связаны с необходимостью организовывать работу других людей, но зато вызывают наибольший резонанс и, как следствие, больше всего запоминаются. Так, например, не оставили никого равнодушным проекты 2012 года: моноспектакль «Победила я» Сапаровой Александры и оперное либретто Раздиной Дарьяны. Из сценических представлений можно вспомнить также спектакль Вертелецкой Софьи «Гарольд и Мод» и уличное фаер-шоу Варламовой Евгении. Одним из победителей фестиваля проектов 2012 года стал Шариков Дмитрий с работой по переводу ирландской поэзии.

4. Информационный и социально-ориентированный проекты – представляют собой особую форму проектов и предполагают сбор, анализ и представление информации по какой-нибудь актуальной социально-значимой тематике. Среди таких проектов можно вспомнить проект Спорыхиной Сабины «Исчезновение деревянных памятников Москвы», проект Силкана Ярослава «Допустимо ли применение смертной казни в России», работу Алены Яценко «СПИД». Кроме того, фестиваль проектов 2012 года был открыт выступлением «Интегрированной театральной студии Круг II» в рамках проекта Литвинчевой Дарьи «Реализация особых способностей людей, с психическими нарушениями в развитии».

Итак, индивидуальный проект может иметь почти любую форму, важно только, чтобы он соответствовал потребностям и интересам конкретного учащегося.

Типовой или индивидуальный проект?

Мы предлагаем Вам, собственный каменный дом с общей площадью 93,6 м 2. в 10мин от центра СЖМ, на участке 500 м 2. со всеми подключенными и работающими коммуникациями, готовый под оклейку обоями за 3,938 млн руб.

К примеру, Ваша имеющаяся квартира стоит 3,5 млн руб. Добавив к этой сумме 438 т.р. Вы значительно повысите уровень своего жилищного комфорта, получите не менее +20 м 2 жилой площади и собственный земельный участок 500 м 2 в жилом охраняемом коттеджном поселке с превосходной экологией. На нем легко разместятся: парковка для автомобилей, цветник, газон, бассейн, беседка с мангалом и печью на дровах для выпечки хлеба…

Если Вам удобнее инвестировать в собственное домовладение поэтапно, мы предлагаем следующие условия:
1. Первоначальный взнос 1,9 млн руб.
2. В течение года, с момента покупки участка, 1,46 млн руб.
3. Оставшиеся 600 тыс.руб. в ипотеку до 10 лет от 10,5 % годовых!

Для тех, кто многое умеет делать своими руками и хочет максимально сберечь семейный бюджет, у нас до 01.12.2016 г. есть особое, самое выгодное предложение.

Хотите узнать больше? Воспользуйтесь сервисом бесплатного звонка с нашего сайта прямо сейчас!

Получить индивидуальную консультацию по выбору проекта дома

ТИПОВОЙ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ?



После того как Вы выбрали участок под строительство, сделали черновые наброски его плана застройки с будущим домом, наступает этап проектирования.
Тщательно подобранный типовой, или выверенный индивидуальный проект дома, это самый большой ресурс экономии расходов и основополагающая часть строительства, которая представляет собой комплект рабочей документации. Выделяют пять частей проекта: архитектурно-строительная, конструкторская, теплоснабжение и вентиляция, водопровод и канализация, электрика. Все части проекта тесно взаимосвязаны между собой и представляют единое целое. Незначительное изменение дома может привести к переписыванию всех частей проектной документации. Поэтому к проектированию будущего дома стоит подойти очень ответственно, и отдать на создание наилучшего варианта столько времени, сколько потребуется. Поскольку любая переделка построенного дома будет в десятки раз дороже, чем корректировка чертежей.


Типовой проект – это полноценная рабочая документация для строительства по наименьшей цене. Ассортимент готовых проектов в различных источниках информации позволяет учесть многие потребности семьи. Но такие проекты имеют существенный «недостаток»: они универсальны и не учитывают специфических особенностей конкретного земельного участка и как следствие, не оптимальны в затратах на строительство.
Главным достоинством типового проекта является низкая цена. Например: средняя цена качественных готовых проектов 250-300 руб./м2, а индивидуальный уже обойдется в 500-1000 руб./м2. Типовой проект рассчитан изначально на определенную местность, однако любой участок для строительства имеет свои особенности. Такие как: глубина залегания грунтовых вод, несущая способность грунта, глубина промерзания и пучинистость грунта, уклон участка и другие. В таком проекте невозможно поменять конструктивную схему и перенести несущие перегородки, допустимо только перемещение ненесущих перегородок.
Вывод: типовой проект экономит значительную часть финансовых средств, однако совершенно не оставляет свободы для творчества.
Типовой проект дома – это может означать, что в нем спальня будет не такой площади, о какой вы мечтаете, а гостинная будет не такой формы, о какой мечтает будущая хозяйка.
Каждая семья – это особый неповторимый мир, и существует для нее только один идеальный дом – это дом, построенный в полном соответствии с ее видением комфорта.


Результатом индивидуального проектирования неизменно будет уникальное сооружение, полностью соответствующее представлениям владельца о комфортном доме и содержащее, в том числе и «уникальные» конструктивные решения. Индивидуальный проект подразумевает эксклюзивность и гарантирует, что Ваш дом не станет очередной строительной копией. Здесь крайне важно выбрать профессионала с опытом работы, который сможет воплотить Вашу мечту в реальность. Сегодня сложно говорить о полной уникальности, однако, умелое использование различных сочетаний множества традиционных элементов, не помешает проекту стать индивидуальным. Индивидуальный проект – это не только креативность архитектора, но и мысли, идеи и пожелания семьи. Для этого применяются современные компьютерные технологии, способные представить реалистичное трехмерное изображение дома.
Здесь представлены лучшие примеры ярких индивидуальных проектов. выполненных авторами с вдохновением и без всяких общепринятых стереотипов.

Индивидуальный проект имеет единственный недостаток - он минимум 1,5 -2 раза дороже типового.

Самый рациональный путь – взяв за основу наиболее подходящий Вам типовой проект, разработать индивидуальный, который будет привязан к Вашему земельному участку, и будет полностью удовлетворять Ваши требования по эстетике, комфорту проживания, техническому оснащению и соответствовать бюджету на строительство. В котором, будет учтена каждая мелочь, каждый элемент будет иметь технико-экономическое обоснование.

Основными этапами, при привязке и корректировке типового проекта к земельному участку и требованиям Вашей семьи, являются:
- Проектирование генплана участка (привязка к участку);
- Изменение архитектуры и конструктива здания;
- Проектирование инженерных систем, привязка к имеющимся энергоресурсам.


1. Проектирование генплана участка.
Прежде чем приступить к разработке генплана застройки участка, расставьте точно приоритеты, исходя из пожеланий всех членов семьи, и постарайтесь учесть особенности уклада жизни, принятого в Вашей семье. Это сложная, но в то же время, увлекательная творческая работа. Ведь придется, учитывая многие факторы (траекторию солнца, розу ветров, имеющиеся и будущие постройки, любовь Ваших детишек к спорту, и т.д.) расположить на участке дом, террасу, газон, розарий, гараж, погреб, деревья, летний бассейн, дорожки…. Этот этап также содержит серьезные инженерные мероприятия: топосьемку, геодезические изыскания, выполнение противопожарных и санитарных норм. Все они затем будут использованы при корректировке проекта дома.
Этот этап также содержит серьезные инженерные мероприятия: топосьемку, геодезические изыскания, выполнение противопожарных и санитарных норм. Все они затем будут использованы при корректировке проекта дома.


2. Изменение архитектуры и конструктива здания.
В зависимости от исходного проекта и региона строительства, этот раздел может включать до 4-х основных разделов проектирования:
- привязка фундамента или полное изменение конструкции фундамента по грунтам и рельефу участка, в т.ч. локальный проект водоотведения (дренаж, ливневка);
- теплотехнический расчет – обеспечение требуемого уровня энергосбережения дома (привязка к климатическим особенностям региона строительства);
- конструктивный перерасчет проекта с заменой материалов строительства (с целью учета доступного ассортимента строительных материалов региона строительства);
- инсоляция объекта - упрощенный расчет коэффициента естественного освещения наиболее важных помещений дома.
В части фундамента производится выбор наиболее оптимальной по цене строительства схемы фундамента и конструктивный расчет основания здания, находятся решения по отводу грунтовых и ливневых вод.
По ограждающим конструкциям (стены, окна, двери, крыша), с учетом предпочитаемых местных строительных материалов и данных теплотехнического расчета, определяются наиболее оптимальные конструктивные схемы, обеспечивающие энергосбережение, оптимизацию утепления здания и защиты его от перегрева. Здесь необходимо обосновать выбор каждого элемента дома, как наиболее оптимального и с технической и экономической точки зрения.
Проведенная проверка достаточности освещенности комнат дома, с учетом его размещения на участке относительно сторон света, может стать не только основой комфортного «светлого» дома, но и значительной экономией на освещении и отоплении дома.


3. Проектирование инженерных систем.
Производится на основе расчетных объемов потребления воды, электроэнергии, тепла. На данном этапе все системы фактически проектируются заново. Определяются характеристики систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, электрообеспечения, минимизируются эксплуатационные затраты и обеспечивается требуемый уровень комфорта.
Выбираются оптимальные схемы:
- отопления, в зависимости от требований комфорта и доступных энергоресурсов (магистральный или баллонный газ, жидкое или твердое топливо, электричество, тепловой насос);
- вентилирования помещений, обеспечивающее необходимый воздухообмен;
- системы водозабора и водоподготовки,
- системы канализации.
При дефиците электроэнергии решением может быть система автоматизации ее потребления от генераторов.


Если Вы будете активно принимать участие в разработке индивидуального проекта Вашего будущего дома, ведя конструктивный диалог с профессиональным архитектором, учтете пожелания всех членов семьи, и найдете во всем оптимальные решения, а затем построите его в полном соответствии с проектом, тогда возведенный дом станет наилучшим воплощением Вашей мечты!