Руководства, Инструкции, Бланки

сильная сторона либерального стиля руководства img-1

сильная сторона либерального стиля руководства

Рейтинг: 4.2/5.0 (1852 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Совершенствование стиля работы менеджера на предприятии - Курсовая работа

2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 13

Список литературы 17

Введение

Успех в достижении цели любого предприятия зависит, в первую очередь, от умелого управления. Умение управлять – профессиональный навык менеджера. При этом менеджер – это личность, а у каждой личности должен быть уникальный образ, то есть стиль. Если спроецировать стиль менеджера на бизнес, в котором он участвует, то получится более узкое понятие – стиль управления. Именно это понятие будет подробно рассмотрено в данной курсовой работе.

1. СТИЛЬ И ИМИДЖ МЕНЕДЖЕРА

Стиль управления - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчи­ненным. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия (ор­ганизации) в целом. Конкретный стиль управления в реальных условиях определяют факторы объективного и субъективного характера:

задачи и функции коллектива;

условия работы коллектива;

размеры и структура коллектива;

индивидуальные качества и опыт руководителя;

уровень профессиональной подготовки и сознательно­сти членов трудового коллектива;

уровень зрелости и сплоченности трудового коллектива и др.

Различие стилей управления иллюстрируют следующие два высказывания: "Государство - это я!" (Людовик XIV); "Не я правлю Россией, а 35 тысяч чиновников" (Николай I). Это не игра слов, а мироощущения первых лиц двух государств, вы­ражающие сущность их правления и различие в стилях дея­тельности.

Диапазон стилей руководства простирается от полной де­мократии до абсолютной автократии. Исследования различных типов руководителей и эффективности их деятельности, прове­денные психологами и социологами, позволили выявить три наи­более часто встречающихся стиля руководства: авторитарный, или автократический, демократический и либеральный, хотя на практике не часто встречаются руководители, придерживающиеся исключительно того или иного стиля.

Основные черты каждого стиля руководства приведены в таблице.

Содержание стилей руководства

Низкие эффективность и качество работы в неквалифицированном, недисциплинированном коллективе. Потеря темпов

При использовании авторитарного (директивного) стиля руководитель-автократ не терпит возражений. Подчиненным он предоставляет минимум информации. Никому не доверяет и никого не ставит в известность о своих намерениях. Он быстро изменяет направления своих действий. С подчиненными неприветлив, склонен к поспешным решениям. У него, как правило, не складываются отношения с грамотными и умными людьми. В таких условиях лучшим работником считается тот, кто умеет отгадывать его мысли. Со всеми вопросами подчиненные бегут к главному. Руководитель-автократ непредсказуем. Никто толком не знает, как он будет реагировать на те или иные события. При таком стиле руководства часто возникают конфликты. Претензии автократа на собственную компетентность во всех вопросах порождают хаос и снижают эффективность работы.

Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.

Разновидностью такого стиля управления можно считать патерналистический. Он опосредует трудовую мотивацию подчиненных через зависимость от руководителя. Служебная информация распространяется сверху вниз, контроль деятельности осуществляется по желанию и интуиции руководителя. Власть концентрируется у руководителя и является традиционной, характерной для российских организаций.

Либеральный (попустительский) стиль характеризуется безынициативностью, невмешательством в трудовой процесс. Руководитель-либерал предпринимает действия только по указа­ниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от от­ветственности. Он может под влиянием различных факторов из­менять свое решение. В организации часто важные вопросы ре­шаются без его участия.

Во взаимоотношениях с подчиненными либерал вежлив. Он предоставляет им почти полную свободу, не требователен и не любит контролировать их работу.

В стремлении приобрести авторитет он способен предос­тавлять подчиненным различные льготы, выплачивать незаслу­женные премии, а также может за нерадивого подчиненного сам выполнить работу, не любит увольнять плохих работников. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.

Демократический (коллегиальный) стиль руководства предполагает наличие у руководителя и подчиненного чувства доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя как один из членов группы. Каждый сотрудник может, не опасаясь, свободно выражать свое мнение. Большинство проблем обсуждается коллективно. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, не проявлять своего превосходства и правильно реагировать на критику. За последствия принятых решений он не перекладывает ответственность на подчиненных. Стремление прислушиваться к мнению сотрудников объясняется не тем, что сам он этого не понимает, а убеждением, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить положение дел. Такой руководитель не считает зазорным идти на компромисс либо отказаться от принятого решения, если подчиненный убедит его в этом. Он старается доказать целесообразность решения проблемы и получаемые при этом выгоды. При осуществлении контроля он обращает особое внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность суждений. Это имеет и воспитательный характер, позволяет достигать цели с малыми затратами. Управление осуществляется без грубого на­жима, с учетом способностей людей.

Такой стиль руководства многие специалисты считают оптимальным. Вместе с тем исследования показали, что не во всех случаях подчиненные предпочитают демократический стиль руководства, не всегда этот стиль является наиболее продуктивным.

Таким образом, каждый из рассмотренных стилей руко­водства имеет как положительные, так и отрицательные черты, причем с учетом конкретных условий, а условия деятельности коллективов весьма разнообразны. До сих пор не определена прямая зависимость между стилем и эффективностью руково­дства.

Следует отметить, что немецкие ученые считают автори­тарный и демократический стили управления противоположны­ми, выделяя в интервале между ними следующие стили:

Промежуточные виды стилей управления

Коллектив или группа готовят предложения из числа совместно разработанных решений, а руководитель принимает их.

Практика показывает, что крайне редко встречаются руководители, использующие исключительно один стиль. Стиль деятельности менеджера, как правило, представляет собой комбинацию разных стилей руководства в той или иной пропорции.

В целом, соглашаясь с классическим подходом к рассмот­рению системы стилей руководства, считаем, что в современных условиях стиль деятельности менеджера в значительной мере оп­ределяют следующие обстоятельства:

внешняя и внутренняя среда современных предприятий характеризуется весьма высокой сложностью, что делает каждую управленческую ситуацию неповторимой;

переход от вертикальных структур, связей и отношений, в которых люди были простыми "винтиками", преимуществен­но к горизонтальным усложняет всю систему взаимоотношений между людьми;

каждый менеджер уникален как личность;

почти каждый менеджер в принципе владеет всем арсе­налом современных методов управления;

каждый менеджер использует свой, предпочтительный для него набор методов управления. Об этом говорит тот факт, что в близких ситуациях разные менеджеры действуют подчас совершенно по-разному, добиваясь практически одинаковых ре­зультатов.

В этих условиях наиболее предпочтительным может быть стиль деятельности менеджера, который можно условно назвать ситуационно-личностным.

Имидж (англ. - image - буквально образ) менеджера – это образ его, устойчивое представление об отличительных или исключительных характеристиках данного менеджера, придающих ему особое своеобразие и выделяющих его из ряда других руководителей. Основу имиджа составляют целенаправленно создаваемый и поддерживаемый стиль работы и межличностных отношений менеджера и официальная атрибутика.

«Имидж» - английское слово, обозначающее «образ», «ореол». Это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо, чего-либо. Забота о своем имидже - это запечатление его в сознании людей, лучшая самопрезентация.

Понятие имиджа близко к понятию персонификации, но включает не только естественные свойства личности, но и специально созданные. Кроме того, оно говорит как о внешнем облике, так и о внутреннем мире человека, о его психологическом типе.

Обретение профессионального имиджа - не самоцель для делового человека, лидера. Однако обладание им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную ха­рактеристику, имеет глубокий практический смысл.

Смысл понятия "имидж" складывается из разных слагаемых. Важнейшая составляющая часть его - нравственная. Дело в том, что нравственный человек осознает необходимость жить по моральным заповедям, выверенным человеческим опытом, безнравственный же всегда в плену у собственных страстей и страстишек и идеал его – вседозволенность.

Нашему обществу необходим нравственно надежный ме­неджер, способный на самосовершенствование и прежде всего - духовное. Его внимание должно занимать все богатство челове­ческой культуры, т. е. он обязан иметь широкие гуманитарные знания. На рисунке 1 приведена схема формирования имиджа.

Рис. 1. Схема формирования имиджа

Принцип повторения опирается на свойства человеческой памяти: хорошо запоминается та информация, которая повторяется. Людям требуется время, чтобы сделать воспринятое сооб­щение своим. А многократное повторение адаптирует психику человека.

Принцип непрерывного усиления воздействия обосновывает наращивание аргументированного и эмоционального обращения, например: "Это только для Вас" или "Я - для Вас" и т. д. Постепенное наращивание усилий воспринимается более поло­жительно. Именно постепенное, а не взрывное. Это связано с тем, что человеческий сенсорный аппарат противится всплескам ин­формации.

Когда информация переходит порог возможного, происходит блокировка каналов восприятия и блокировки поступающего информационного потока. Постепенное и непрерывное наращивание усилий воздействия ведет к желаемым сдвигам.

Принцип «двойного взрыва» означает, что сообщение воспринимается не только и не столько разумом. Важнейшую роль играют психические процессы, эмоциональная сфера психики человека.

Секрет воздействия имиджа, как и рекламы, - в обращении как к сознанию, так и к подсознанию.

Чтобы сыграть свою роль, имидж должен привлечь к себе внимание людей, направить их активность в нужном направле­нии, а затем осуществить управление поведением человека.

Воздействие имиджа на людей происходит по формуле AIDA, где А (от англ. attention - "внимание") - привлечение вни­мания; I (interest) - пробуждение интереса к имиджу; D (demand - "требование", "потребность") - возбуждение потребности осуще­ствить действие; A (action) - побуждение к совершению дейст­вий. При этом схема поэтапного управления поведением людей с помощью демонстрации имиджа: привлечение внимания - про­буждение интереса - создание потребности - спровоцированное действие.

При создании имиджа берут за основу разные образцы. Ис­следователи утверждают, что 92% производимого впечатления зависит от того, как человек выглядит и "звучит". Поэтому мно­гие политики и менеджеры осваивают актерский ликбез, изучая:

технику жестов, мимики и поз.

В этом помогают имиджмейкеры - специалисты по формированию имиджа. В нашей стране имидж лидера не строится, а пристраивается к нему. Имиджмейкеры работают в режиме пристройки к уже наличным возможностям руководителя, так как большинство наших лидеров считают, что они наделены харизмой, которой хватит на всех. Роль руководителя в формировании своего имиджа должна сводиться к предельно возможной помощи имиджмейкерам, т. е. к полной открытости навстречу им, готовности воспринимать их рекомендации в качестве программы своих действий.

Во многих случаях имидж менеджера - это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения.

Менеджеру необходимо иметь свой, непременно цивилизованный стиль поведения, благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности. Менеджеру, который хочет стать цивилизованным и преуспевающим, следует:

выполнять обещания в срок. Если не смог выполнить - не оправдываться, а определить новый срок и сдержать слово, пусть с опозданием;

быть внимательным и объективным к "бесполезным" предложениям;

отклонять ненужные предложения, но тактично и веж­ливо;

быть уверенным в себе, но избегать самоуверенности;

не перекладывать ответственность за принятие нужного решения на подчиненных, если это не входит в их компетенцию или они не получили от вас соответствующего задания или реко­мендации;

воспитывать подчиненных ненавязчиво, но верно, по­ощрять их плодотворный труд и инициативу;

никогда не забывать, что ваше мнение или позиция во­все не всегда хороши, есть и другие мнения и позиции, отнюдь не худшие;

не оставлять без тщательного анализа ни один случай неудачи, сбоя, промаха;

руководствоваться в работе тремя "не": не раздражаться, не терять терпения, не распыляться;

высшая форма неуважения к партнерам и подчиненным - держать начало работы из-за своего опоздания или неподготовленности мероприятия;

быть терпимым к недостаткам людей, если эти недостатки не мешают бизнесу;

помнить, что человека можно оскорбить не только словом, поза, жесты, мимика часто не менее выразительны;

быть справедливым к деловым качествам человека, осо­бенно если ваши отношения с ним оставляют желать лучшего;

не страшиться талантливых подчиненных;

предоставлять сотрудникам максимум свободы для дос­тижения целей организации;

хвалить на людях, порицать с глазу на глаз;

помнить, что нет ничего острее и болезненнее для чело­века, чем унижение. Последнее никогда не забывается и не про­щается;

уметь слушать, иметь бесконечное терпение.[1]

2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ

Во время работы менеджеры постоянно совершенствуют свои навыки управления предприятием, стиль управления при этом тоже меняется. Путей совершенствования стиля может быть сколько угодно, но их можно обобщить: общий путь – это получение новых знаний о способах и методах управления.

Как уже говорилось ранее, каждый менеджер – личность и он обладает уникальным стилем управления. Кроме того, стиль управления меняется в зависимости от ситуации. В таблице стилей были указаны сильные и слабые стороны трех основных стилей – авторитарного, либерального и демократического. Следовательно, на практике можно усовершенствовать стиль конкретного менеджера путем устранения недостатков. По моему мнению, самый надежный путь улучшить стиль управления – работать над недостатками каждого из основных стилей.

Недостатки стилей управления

Требуется много времени для решения задач

Низкие эффективность и качество работы в неквалифицированном, недисциплинированном коллективе. Потеря темпов

Авторитарный стиль. Нездоровый микроклимат возникает при напряженной психологической обстановке между сотрудниками. Как его улучшить? Например, можно устраивать субботники, когда каждый работник фирмы, в том числе и главный менеджер все вместе метут двор или занимаются очисткой снега на придворовой территории или поставить у секретаря в кабинете вазу с конфетами и многие другие способы. Текучесть кадров, условно говоря, показатель работы отдела кадров. Менеджеру с авторитарным стилем необходимо максимально повысить эффективность работы этого отдела. Низкая инициативность – весьма распространенный недостаток российского работника. Можно поднять командный дух предприятия, вводить премирование и бонусы, вероятно, что инициативность повысится. Низкая надежность и отдача работников тоже может быть повышена, например изменениями в системе учета рабочего времени и другими способами.

Демократический стиль. Большие потери времени при решении задач. Тут поможет оптимизация рабочего процесса, например, внедрение автоматизации рабочих операций, ввод моделирования процессов и т. д.[]

По мнению известного американского предпринимателя и теоретика менеджмента Харви Маккея менеджеры, желающие сэкономить время могут воспользоваться следующими рекомендациями:

установить телефон в своем автомобиле;

всегда заблаговременно предупреждать о намечающихся визитах;

оставлять машину там, где гарантирован свободный выезд;

никогда не совершать поездки, не имея при себе диктофона, благодаря которому можно, не отрываясь от руля, диктовать для себя служебные записки;

положить портативный магнитофон в карман пиджака, а другой рядом с кроватью;

всегда иметь при себе какой-нибудь полезный материал для чтения;

попробовать всю неделю читать публикации по бизнесу вместо спортивных страниц и занятных материалов о всякой всячине;

пройти курс техники скорочтения;

использовать телефонный автоответчик даже тогда, когда вы дома, что даст возможность избавиться от бесполезных разговоров;

стараться проводить как можно больше совещаний по телефону вместо заседаний с непосредственным участием сотрудников;

всегда просить подчиненных предварительно кратко излагать рекомендации, а потом заслушивать обоснования;

слушать магнитофонные записи и радиопередачи по вопросам бизнеса во время пробежки или спортивных упражнений;

хвалить подчиненных, кратко излагающих суть дела и выражать недовольство сотрудниками, не умеющими так поступать;

избегать тех, кто тратит время;

смотреть по телевизору утренние новости деловой жизни.[2]

Существуют и другие способы не тратить время зря и они уже будут зависеть от конкретного случая в работе.

Либеральный стиль. Неквалифицированный коллектив – большая проблема для любого менеджера, даже для либерала.[]

Занятие той или иной должности требует от людей обладания соответствующей профессией и квалификацией. Под профессией можно понимать комплекс специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и опыта работы в данной области и позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности. Например, можно говорить о профессии менеджера, юриста, экономиста, врача.

Мера квалификации называется профессиональной компетентностью. Она определяет способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции. В основе профессиональной компетентности лежит профессиональная пригодность, то есть совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для осуществления эффективной деятельности.

Важнейшим условием эффективной деятельности сегодня являются максимальная автоматизация и компьютеризация производственных процессов, позволяющие освободить человека не только от тяжелой работы, но и от выполнения рутинных операций, сковывающих его творческие способности и возможности.

Практика показала, что в настоящее время все больше демонстрирует свою ограниченность такой некогда широко применявшийся способ повышения эффективности деятельности как индивидуальная специализация, в рамках которой работник мог совершенствовать свое мастерство лишь до определенных пределов. Поэтому сегодня она дополняется расширением круга трудовых функций, которые каждый выполняет на своем рабочем месте, овладением людьми новыми смежными и самостоятельными профессиями.[2]

Заключение

Итак, все три стиля руководства имеют свои недостатки. С недостатками каждого из них можно справиться и устранить их. Методы устранения легко можно найти в справочной литературе и в интернете. По моему мнению, основная задача любого менеджера, который желает усовершенствовать свой стиль управления, суметь объективно оценить свои недостатки исходя из вышеуказанной классификации стилей, либо прибегнуть к посторонней помощи, например, к помощи имиджмейкеров.

Было бы неправильно утверждать, что улучшить качества менеджера можно только с помощью нивелирования недостатков. Однако я не сообщу ничего нового, если скажу, что лучший способ повысить свой уровень – читать и изучать литературу по менеджменту, которой хоть отбавляй. В заключение хотел бы подчеркнуть то, что методы улучшения стиля универсальны для любого менеджера, в том числе и для начальника отдела безопасности дорожного движения, и для менеджера-логиста, и для руководителя АТП любого масштаба.[]

Список литературы

Теория менеджмента. Учебник для ВУЗов. Под ред. А. М. Лялина, изд. Питер, 2009 г.;

http://www.pragmatist.ru – энциклопедия менеджмента.

Видео

Другие статьи

Искусство и стили управления компанией

Искусство и стили управления компанией

Руководство компанией — это искусство. От руководителя любого коллектива требуется профессионализм, ум и определенные навыки. Часто перед руководителем компании, даже самой маленькой, состоящей из нескольких человек, встает вопрос — какой стиль руководства наиболее эффективен?

Существуют авторитарный стиль, демократический, пассивный и индивидуализированный
. Давайте рассмотрим данные стили руководства. чтобы определить, какой из них наиболее подходит тому или иному руководителю.

Вся власть сосредоточена в одних руках, в компании — один лидер, которые принимает решения и несет на себе всю ответственность. Общение с подчиненными происходит в виде приказов, которые должны неукоснительно исполняться. Стратегия и тактика управления определяется лидером, им же решаются основные вопросы.

Сильные стороны авторитарного стиля:
быстрота в решении различных вопросов,
облегчение построения стратегии,
предвидение результатов от определенных действий.

Слабая сторона авторитарного стиля — погашение личной инициативы сотрудников компании. При авторитарном стиле руководства, руководитель подавляет своих сотрудников, а ведь надо учитывать, что сотрудникам свойственно формирование собственного мнения и появление интересных идей, которые могут быть использованы при руководстве компании. К тому же, если компания большая, то ему приходится назначать управляющего или формировать команду топ-менеджеров, которые управляют каждый своим подразделением, а это уже требует другого стиля руководства.

Полномочия распределяются — ключевые позиции руководства компании остаются у лидера, но по остальным вопросам руководство может распределяться. Например, какая-то часть полномочий лежит на вице-президенте компании, какая-то часть на финансовом директоре, какая-то часть на топ-менеджерах и т. д. Самые важные решения принимаются руководителем, остальные решения принимают его подчиненные, каждый на своем уровне. В данном случае осуществляется активное взаимодействие в обоих направлениях — и со стороны руководителя, и со стороны сотрудников.

Сильные стороны демократического стиля руководства:

усиление личных обязательств тех сотрудников компании, на которых лежит частичное принятие решений и ответственность,
высвобождение большего количества времени руководителя.


Слабая сторона демократического стиля руководства:
требует много времени на согласование работы между различными подразделениями компанией, между различными управленцами разного уровня.

Пассивный стиль руководства

Руководитель компании снимает с себя основные обязательства по руководству компанией, вместе с ответственностью, и руководство компанией осуществляет группа руководителей, например совет директоров или топ-менеджеры. Сам руководитель выполняет скорее представительские функции. В результате, возникает самоуправление компанией на демократических основах, в том режиме, который наиболее приемлем для компании. Происходит активный обмен мнениями в области руководства компанией среди первых лиц, осуществляющих руководство.

Сильная сторона пассивного стиля руководства:

нет вмешательства сильного лидера,
дела компании решает большинство.

Слабая сторона пассивного стиля руководства: группа руководителей не всегда может договориться. В бизнесе бывают ситуации, когда именно один лидер должен решить какой-либо вопрос и принять ответственность на себя. Особенно это касается кризисных ситуаций в компании, когда под воздействием давления, стресса, цейтнота группа может быть дезориентирована, потерять единство, растеряться и именно решение одного лидера может спасти положение.

Индивидуализированный стиль руководства

Можно сказать, что это творческое смешение всех вышеназванных стилей руководства. Руководитель использует в определенные моменты авторитарность, берет удар на себя, и несет всю ответственность. Затем, для решения каких-то вопросов, он созывает руководство компанией и ставит перед ними на рассмотрение целый ряд вопросов, т. е. использует пассивный стиль. И, наконец, часть обязанностей лидер возлагает на руководителей подразделений, в том числе, предоставляет им решение определенных вопросов и ответственность за принятие решений.

Сильная сторона индивидуализированного стиля руководства:

креативность, т. к. руководитель может варьировать различные стили руководства в зависимости от той ситуации, которая наступает в компании.

Слабая сторона индивидуализированного стиля руководства: руководитель должен постоянно проявлять определенную гибкость и скорость реакции, и если он, например, в ситуациях, которые требуют авторитарности, будет проявлять пассивный стиль, то он быстро потеряет свое влияние и авторитет в компании.

Либеральный стиль управления

Либеральный стиль управления.

Либеральный стиль руководствахарактеризуется минимальным вмешательством руководителя в деятельность группы. Руководитель-либерал не принимает активного участия в производственной деятельности подчиненных. Он ставит перед ними задачи, указывает основные направления работы, обеспечивает необходимыми ресурсами и предоставляет сотрудникам самостоятельность в достижении конечных результатов. Его роль сводится к функциям консультанта, координатора, организатора, снабженца, контролера. Руководитель-либерал старается использовать власть, основанную на вознаграждении, экспертную либо эталонную власть.

С психологической точки зрения либеральный стиль руководства можно рассматривать с двух сторон в зависимости от того, во главе какого коллектива стоит руководитель-либерал. Этот стиль дает положительные результаты, если коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов, обладающих большими способностями к творческой самостоятельной работе, дисциплинированных и ответственных. Он может применяться и в виде индивидуального подхода к работнику.

Наиболее успешно руководитель-либерал управляет тем коллективом, в котором есть энергичные и знающие помощники (заместители), могущие взять на себя функции руководителя. В этом случае практически коллективом руководят и принимают решения заместители, они же и разрешают конфликтные ситуации.

Управленческие функции при либеральном стиле руководства может взять на себя и сильный неформальный лидер. В этом случае руководитель-либерал должен выявить «платформу» лидера и умело воздействовать на него, чтобы не допустить анархии, ослабления дисциплины и возникновения неблагоприятного социально-психологического климата. Наиболее эффективен либеральный стиль управления в научных, творческих коллективах, состоящих из признанных авторитетов, талантливых, одаренных людей в конкретных областях науки, техники, культуры и искусства.

Если же коллектив не «дорос» до либерального стиля управления, а во главе его все же стоит руководитель-либерал, то подобный стиль превращается в либерально-анархический (попустительский). При этом «максимум демократии» и «минимум контроля» приводят к тому, что: 1) некоторые сотрудники не считают нужным выполнять принятые решения; 2) отсутствие контроля со стороны руководства пускает на «самотек» работу подчиненных; 3) результаты работы снижаются из-за отсутствия контроля и ее систематической оценки; 4) люди не удовлетворены своей работой и руководителем. В итоге все это отрицательно сказывается на состоянии психологического климата в коллективе.

В некоторых коллективах руководителем-либералом командуют его подчиненные, а он слывет у них «хорошим человеком». Однако это продолжается до тех пор, пока не возникнет конфликтная ситуация. В этом случае недовольные подчиненные выходят из повиновения: либеральный стиль переходит в попустительский, что ведет к конфликтам, дезорганизации и ухудшению трудовой дисциплины.

20. «Управленческая» решетка Р.Блейка и Дж. Мутона.

Америк. психологами Робертом Блейком и Джейн Моутон.

Вертикальная ось этой схемы ранжирует “заботу о человеке” по шкале от 1 до 9. Горизонтальная ось ранжирует “заботу о производстве” также по шкале от 1 до 9. Стиль руководства определяется обоими этими критериями. Блейк и Мутон описывают среднюю и четыре крайних позиций решетки, как

1. 1. - страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения. 1. 9. - дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий. 9. 1. - авторитет - подчинение. Руководитель очень заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных. 5.5. - организация. Рук-ль достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс эфф-ти и хорошего морального настроя.

9. 9. - команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. Управленческая решетка вкл. в себя две составляющие работы менеджера. Первая – внимание к решению производственных проблем и задач и вторая – внимание к людям. Термин «производство» означает не только изготовление материальных благ, но и осуществление продаж, расчетов, обслуживания покупателей и т.д.

Незначительное внимание к решению производственных задач и людям приводит к так называемому «убогому» стилю управления (1.1). Руководители совершают колебания между стилем 1.9 (управление отношениями) и 9.1 (управление на основе производственных задач). Для увеличения отдачи руководители «затягивают гайки», и когда отношения между людьми начинают страдать, их «маятник» возвращается в положение 1.9. В середине решетки находится стиль «золотая середина» или баланс между «кнутом и пряником».

Для точки 9.9 характерна взаимосвязь между вниманием к людям и решению производственных задач. Стилю руководителя свойственно достижение результатов через отношения или человеческий фактор.

Блэйк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства - оптимальным стилем - было поведение руководителя в позиции 9. 9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к производительности. Они также поняли, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руководства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное отношение к целям позволяет всем руководителям приближаться к стилю 9. 9, тем самым, повышая эффективность своей работы.

Управл. решетка Блейка и Моутон оказала значительное влияние на диагностику организаций и деятельности менеджеров, позволяя выявить ограничения и на этой основе разрабатывать и осуществлять программы организационного развития.

21. Классификация и содержание стилей управления в рамках ситуационного подхода. Решающую роль в эффективном менеджменте играют ситуационные факторы, при этом не отвергает важность личностных и поведенческих характеристик.Основными ситуационными теориями лидерства являются модель руководства Ф. Фидлера, подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса, теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара, модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона. В основе большинства ситуационных моделей лежит положение о том, что выбор адекватного стиля руководства определяется в рез-те анализа природы управл. ситуации и определения ее ключевых

Большое значение имеет теория жизненного цикла П. Герси и К. Бланшара. В ее основе лежит положение о том, что эффективный стиль лидерства зависит от «зрелости» исполнителей. Зрелость определяется квалификацией, способностями и опытом работников, готовностью нести ответственность, желанием достичь поставленной цели, т.е. является характеристикой конкретной ситуации.

Анализируя различные сочетания ориентации на рабочие задачи и человеческие взаимоотношения, П. Герси и К. Бланшар выделили следующие стили руководства: приказной, тренировочный, участия в управлении (поддерживающий) и делегирования, соответствующие уровням развития работников.

Теория устанавливает четыре стиля лидерства, соответствующих уровню зрелости персонала:

1. высокая ориентация на задачу и низкая на людей (давать указания);

2. одинаково высокая ориентация на задачу и людей (продавать);

3. низкая ориентация на задачу и высокая на людей (участвовать);

4. одинаково низкая ориентация на задачу и людей (делегировать).

Данная теория утверждает, что эффективный стиль руководства должен быть всегда разным в зависимости от зрелости исполнителей и характера управленческой ситуации.

Модель принятия решений В. Врума и П. Йеттона концентрирует внимание на процессе принятия решений. Она выделяет пять стилей лидерства, представляющих континуум, от автократического стиля принятия решений (AI и АИ), консультативного (CI и СИ) и до группового (стиля полного участия) (GII):

1. А1 — менеджер сам решает задачу и принимает решение, используя имеющуюся у него информацию;

2. А2 — менеджер сам решает задачу, но сбор и первичный анализ информации осуществляется подчиненными;

3. С1 — менеджер принимает решение путем индивидуальных консультаций с отдельными подчиненными;

4. С2 — аналогично стилю С1, но консультации проводятся в групповой форме;

5. G2 — решение принимает группа, в которой менеджер играет роль «председателя».

Применение каждого из этих стилей зависит от ситуации (проблемы), для оценки которой разработаны семь последовательно используемых в процессе принятия решения критериев:

 значение качества решения;

 наличие достаточной информации и опыта у руководителя для принятия эффективного решения;

 степень структурированности проблемы;

 значение причастности подчиненных для принятия эффективного решения;

 вероятность поддержки автократического решения руководителя;

 степень мотивации подчиненных при решении проблемы;

 вероятность конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.

Подобно другим ситуационным теориям, модель Врума-Йеттона получила поддержку многих теоретиков менеджмента, но в то же время подверглась серьезной критике. Многие отмечают, что модель объясняет, как принимать и исполнять решение, а не как достигнуть эффективности и удовлетворенности подчиненных.

Ситуационные теории лидерства имеют важное практическое значение, поскольку утверждают множественность оптимальных стилей лидерства в зависимости от ситуации. Они указывают на отсутствие единого универсального стиля управления и устанавливают эффективность руководства в зависимости от ситуационных факторов.

В настоящее время прочно утвердилось мнение, что эффективность лидерства имеет ситуационный характер и зависит от предпочтений, личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы и возможности воздействовать на ситуацию. Лидерство обусловливают также черты личности самого руководителя, его интеллектуальные, личностные, деловые и профессиональные качества. Они гораздо труднее поддаются коррекции, чем, например, методика принятия решений.

В каждом конкретном случае действия руководителя должны определяться конкретной ситуацией. Эффективным окажется лидер, который сумеет использовать возникшую ситуацию.

В процессе выполнения задачи может измениться ситуация, и это потребует изменить способы воздействия на подчиненных, т.е. стиль руководства. Как и управление в целом, лидерство в какой-то мере является искусством, поэтому успешным окажется лидер, способный при необходимости изменить стиль руководства, т.е. ориентироваться на реальные условия производства и окружающей среды.

Либеральный стиль сильные и слабые его стороны руководство

Либеральный стиль сильные и слабые его стороны руководство

Этот стиль складывается либеральный стиль сильные и слабые его стороны при наличии большого разрыва в образовательном уровне или уровне компетенции между руководителем и его сотрудниками. Такой стиль бывает хорош в период необходимости решения однообразных повседневных задач. Авторитарный стиль руководства ориентирован на материальную мотивацию. Такой стиль управления требует от руководителя высокой степени ответственности, поскольку при принятии решений он берёт всю ответственность на себя. Человек, осуществляющий авторитарный стиль руководства, должен обладать даром большого предвидения, а наряду с этим развитой способностью принятия решений. Строгий самоконтроль должен быть неотъемлемой чертой его характера, так же как и хорошие организаторские способности, и умение претворять решения в жизнь. Он должен в совершенстве знать психологию.

Тон речи преподавателя-либерала часто нерешительный, а иногда просто ласковый, заискивающий. В связи с тем, что.

Стиль руководства. Типология стилей. Выбор менеджером своего

Стиль руководства это типичная для руководителя система приёмов деятельности которая используется им в работе с людьми и информацией. Стиль руководства проявляется в манере руководителя говорить, слушать, побуждении подчинённых к действиям и др. Стиль руководства оказывает значительное влияние на деятельность групп. От этого зависит психологический климат, успехи работников. Стиль руководства выражает отношения которые складываются между руководителем и подчинёнными. Сложность и разнообразие либеральный стиль сильные и слабые его стороны отношений и определяют стили. Классификация: 1)по степени использования руководителем власти; 2)по отношению руководителя к подчинённым. Степень использования руководителем власти: авторитарный стиль (характеризуется тем что руководитель сосредотачивает свою власть в своих руках, использует принуждение. Пяппя яяппя яяпппппяяпп пп ппппЁпп ппппяпя пя яппЁп, пппяя ппппяя яяпппя ппяпп япппп пппппппя: - япяпппяяя Б яяппппппяппя пппя япяпяп яппппппя пппяпппппяп п пппяпяпппяяпп яппппя пп пяппппппппп ппЁп ппппппп; - пппяпппяяя Б пппппппя япяпппяпя п ппппяпппя пп пяппппппппп ппппппп, пп ппяяппппя япяпппя я япяяяппппппп, пяпяпя пя пппяпяя пяппппппппя п пппппяпппппя пя пппяппяппя; - пппппяппппяя Б пппппппя ппппяпппя япяяяпппппп ппппяя пяп пяпппппппп ппп ппппппп, япппппяпя я пппп пяппяяяпппппяяя пп пяппппяппп пяппяяпп япяпппп; - пппппЁпяпппяя пппппппяпя Б пппппппя ппяппппя япяяя япппя пппппппяпп пяпппппяппяп, ппппппЁппя пп ппя пяппяяяпппппяяя пп пяппяяпп япяяпяя япяпппп п ппяяпппппп яппп пяпппяпяяпя. Пппяпяп пппяпя п яяппяя яяпппппяяпп пяп япяяппяяпп. Педагогические науки / 2.Проблемы подготовки специалистов. К.ф.-м.н. Подкуйко М.С. ауди Подкуйко Д.Н. Стерлитамакская государственная педагогическая академия. Под стилем управления следует понимать совокупность наиболее характерных benz устойчивых методов решения либеральный стиль сильные и слабые его стороны проблем, используемых руководителями в. Пппп пппппппп 1. Пппяяпп яяпппп яяпппппяяпп либеральный стиль сильные и слабые его стороны электронную 2. Ппппяппяпяп яяппя яяпппппяяпп: ппяпп япяяя 2.1 ппппяппяпяп яяппя.

Авторитарный стиль (единоличный, директивный природа стиля: Сосредоточение всей власти и ответственности в руках лидера. Выбор целей и средств находится в руках у руководителя. Потоки информации идут преимущественно сверху, слабая обратная связь. Сильные стороны: Предсказуемость результатов. Основное внимание уделяется порядку и дисциплине. Работает только при грамотном руководителе. Слабые стороны: Сдерживание индивидуальных инициатив, большая внешняя загрузка руководителя, частые авралы. Демократичный стиль (коллегиальный природа стиля: Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций лидера. Принятие решений разделено по уровням на основе участия. Активные потоки информации в двух направлениях. Сильные стороны: Усиление личных обязательств по выполнению работы через участие в управлении. Слабые стороны: Требуется много времени.