Руководства, Инструкции, Бланки

регламенты нормативы и инструкции как элементы организации img-1

регламенты нормативы и инструкции как элементы организации

Рейтинг: 4.0/5.0 (1850 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Регламенты нормативы и инструкции как элементы организации

6.Нормирование труда как элемент регламентации труда.

Регламентация труда - это установление правил, положений, инструкций, норм, определяющих порядок деятельности работников при осуществлении ими трудовых функций. Основой, регламентации является «регламент» - совокупность правил, положений, определяющих внутреннюю организацию и порядок деятельности государственного органа, организации, предприятия (а также порядок проведения заседаний и конференций). В условиях становления экономических отношений в связи с развитием частной собственности, свободного предпринимательства, реформой государственных предприятий, структурными и инвестиционными преобразованиями, реформой социального обеспечения и государственной службы повышение уровня управляемости организацией во многом зависит от наличия регламентов всех составляющих организационно-экономического механизма управления. Одним из эффективных элементов такого механизма является регламентация труда работников. В условиях рыночной экономики регламентация труда персонала организаций в основном носит локальный характер и регулируется документами, разработанными в рамках конкретной организации. В то же время, регламентирование в целом опирается на ряд законов, постановлений, рекомендаций. К их числу относятся Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «Об акционерных обществах», Трудовой кодекс РФ и др. Таким образом, регламент – это совокупность правил, определяющих порядок деятельности предприятия. При этом, регламентация труда требует определения совокупности регламентирующей документации. Проблема определения форм регламентации труда обуславливается, с одной стороны, спецификой труда, а с другой –неопределенностью границ делимости составляющих процессов. В следующей главе рассмотрим нормативно-правовое обеспечение регламентов труда.

Нормативно-правовая деятельность по регламентированию и нормированию труда можно классифицировать на: - регулирующие деятельность предприятия (устав, учредительный договор); - по информационному обеспечению: формы документов –делопроизводство; - регулирующие порядок работы с техникой управления (паспорт, инструкция к эксплуатации, размещение); - нормирование процесса управления –организационные процессы, графики производства; - регулирующие работу персонала –положения о подразделениях, модели рабочих мест, должностные инструкции, трудовые контракты. Если данные положения отсутствуют, то для наёмника есть крайне большой риск. Организация и регламентация труда способствует решению задач качественного совершенствования систем и методов руководства и управления персоналом, наиболее полному использованию профессионального и творческого потенциала работников, рациональной организации их труда и повышению его эффективности, а также компетентности, дисциплины, требовательности.

7. Норма труда: понятие, её структура. Виды норм и методы её установления.

Норма труда представляет собой установленную величину необходимых затрат труда на выполнение работы в определенных организационно-технических условиях.

В зависимости от особенностей выполняемой работы и единиц измерения труда различают: а) нормы времени — количество рабочего времени (часы, минуты, секунды), затраченное одним работником или бригадой на выпуск единицы продукции или выполнение определенной работы; б) нормы выработки — количество единиц продукции в натуральном выражении (штук, тонн, метров и т.д.), которое необходимо изготовить работнику или бригаде в единицу времени (час, смену, сутки); в) нормы обслуживания — количество единиц оборудования, производственных площадей, рабочих мест, которое должно обслуживаться одним работником или бригадой; г) нормы численности — численность работников, которая необходима для выполнения определенной работы, обслуживания одного или нескольких агрегатов; д) нормы управляемости — число рабочих, специалистов, закрепленных за одним руководителем с учетом конкретных условий производства; е) нормированное задание — набор работ по количеству, объему, сложности, которые должны быть выполнены одним работником или бригадой за установленный отрезок времени (смену, сутки, месяц).

Различают аналитический и суммарный методы нормирования труда.

При аналитическом методе нормы устанавливаются в следующей последовательности :

-выполняемая работа разделяется на составляющие элементы (трудовые приемы, действия);

-проводится анализ рациональности выполнения каждого элемента трудового процесса;

-разрабатывается наиболее рациональная и эффективная последовательность их выполнения;

-определяются затраты времени на каждый элемент и работу в целом.

При суммарном методе нормирования нормы устанавливаются в целом на всю работу без разделения на элементы и изучения условий ее выполнения. Выделяют опытный, статистический и сравнительный способы установления норм. При опытном методе нормировщик или мастер, опираясь на собственный опыт, устанавливает такую норму, чтобы работник смог получить определенную сумму заработной платы.

Статистический метод предполагает установление норм, используя статистические данные о выработке, затратах времени на аналогичную работу в прошлом. Сравнительный метод основан на сравнении нормируемой работы с другой, близкой по содержанию, на которую имеется установленная норма.

Другие статьи

Регламенты нормативы и инструкции как элементы организации

7.3. Инструктивные и нормативные документы по использованию технических средств

В состав инструктивных и нормативных документов по использованию технических средств включаются следующие виды:

• инструктивные документы, определяющие порядок работы с конкретными техническими устройствами;

• нормативные документы, определяющие общие требования по обеспечению безопасной работы с техническими средствами.

Инструктивные документы по своему составу весьма многообразны и должны входить в комплект поставки соответствующего оборудования.

Нормативные документы являются составной частью законодательства и подлежат неукоснительному изучению и исполнению техническим и управленческим персоналом.

7.3.1. Нормативные документы по труду и охране труда

Нормативные документы по труду и охране труда являются основанием для определения затрат времени на выполнение конкретных работ по организации работы с документами, расчета численности работников, объемов выполняемых ими заданий, создания благоприятных условий труда.

К нормативным документам по труду относятся нормативы по труду (нормативы времени, численности, времени обслуживания), единые и типовые нормы (времени, выработки, обслуживания).

1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления (М. ЦБНТ Минтруда Российской Федерации, 1995).

Этот документ предназначен для расчета норм времени и организации работы в службах документационного обеспечения управления, определения трудоемкости работ, численности работников и рекомендован для применения в органах федеральной исполнительной власти, на предприятиях (объединениях) независимо от форм собственности, в учреждениях и общественных организациях.

Нормативная часть этого документа содержит разделы:

• затраты времени на работы по документационному обеспечению управления (составление и ведение номенклатуры дел, обработка, регистрация, учет количества документов, работы по контролю исполнения документов, создание и ведение картотек, формирование и оформление дел в подразделениях, экспертиза научной и практической ценности документов, составление годовых разделов описей дел, передача дел в ведомственный архив);

• затраты времени на работы архива организации (методическое и организационное обеспечение работы, создание научно-справочного аппарата к документам архива организации, каталогизация документов, использование документов, информационное обслуживание учреждений и граждан, проведение комплексной (тематической) проверки состояния и работы архива подведомственного учреждения, контроль за организацией документов в делопроизводстве структурных подразделений ведомства (организации) и в учреждениях системы, обеспечение сохранности документов, учет документов, техническое оформление работ).

2. Нормативы времени на работы по совершенствованию документационного обеспечения управления министерств, ведомств, предприятий и организаций (М; ВНИИДАД, 1992). Документ содержит нормативы, предназначенные для работников организаций и подразделений, занимающихся работами по совершенствованию работы с документами: для составления планов работ, заключения договоров, расчета трудозатрат, анализа производительности труда работников и расчета их численности.

3. Нормы времени на работы по автоматизированной архивной технологии и документационному обеспечению органов управления (М. ЦБНТ Минтруда Российской Федерации, 1993). Нормы времени предназначены для определения затрат времени на работы с управленческой документацией в традиционных условиях и в условиях автоматизации управленческих процессов, для расчета численности работников документационных служб и экономического обоснования применения современных средств вычислительной техники в органах управления. Нормы времени распространяются на все виды работ (комплексы задач), включенные в Государственную систему документационного обеспечения управления.

Они разделены на два блока: нормы времени на работы по документационному обеспечению управления и нормы времени на работы, выполняемые в процессе автоматизированной архивной технологии.

Первый раздел, в частности, включает: нормы времени на разработку положений о структурных подразделениях, должностных инструкций работникам, инструкции по документационному обеспечению, регламента работы коллегиального органа, регламента деятельности руководства, разработку табеля форм управленческих документов, альбома унифицированных форм документов, номенклатуры дел организации, классификаторов структурных подразделений, корреспондентов, разработку типовых текстов управленческих документов, ведение справочной работы по документам и некоторые другие виды работ.

Второй раздел содержит нормы времени на работы по составлению статистических отчетов об организации хранения документов архивного фонда в федеральном архиве, составлению «Списка документов с указанием сроков хранения», составлению отчетов «Сведения по комплектованию архива», «Сведения по использованию архива», на выполнение запросов по ретроспективному поиску информации.

7.3.2. Санитарные правила и нормы работы с вычислительной техникой

Материал данного раздела изложен в соответствии с федеральными санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами. Для них установлено, что:

• санитарные правила и нормы являются нормативными актами, устанавливающими критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности;

• санитарные правила и нормы обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами;

• должностные лица и работники предприятий и организаций и граждане, допустившие санитарное правонарушение, подлежат дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3, 27–31 Закона РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г.).

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы с ними» (далее – Санитарные правила и нормы) определяют санитарно-гигиенические требования:

• к проектированию и изготовлению отечественных и эксплуатации отечественных и импортных видеодисплейных терминалов (далее – ВДТ) на базе электронно-лучевых трубок (далее – ЭЛТ), используемых во всех типах электронно-вычислительных машин, в производственном оборудовании и игровых комплексах на базе персональных электронно-вычислительных машин (далее – ПЭВМ);

• к проектированию, изготовлению отечественных и эксплуатации отечественных и импортных ПЭВМ;

• к проектированию, строительству и реконструкции помещений, предназначенных для эксплуатации всех типов ЭВМ, ПЭВМ, производственного оборудования и игровых комплексов с ВДТ на базе ЭЛТ, в административных, учебных, общественных и промышленных зданиях.

Требования к видеодисплейным терминалам и персональным ЭВМ по излучениям

Конструкция ВДТ и ПЭВМ должна обеспечивать следующие моменты:

• мощность экспозиционной дозы рентгеновского излучения в любой точке на расстоянии 0,05 м от экрана и корпуса ВДТ при любых положениях регулировочных устройств не должна превышать 7,74х10 -12 А/кг, что соответствует эквивалентной дозе, равной 0,1 мбэр/ч:

• уровень ультрафиолетового излучения на рабочем месте пользователя в длинноволновой области (400–315 нм) должен быть не более 10 Вт/м, в средневолновой области (315–280 нм) не более 0,01 Вт/м и отсутствовать в коротковолновой области (280–200 нм);

• напряженность электромагнитного поля на рабочем месте пользователя по электрической составляющей должна быть не более 50 В/м и по магнитной составляющей не более 5 А/м;

• напряженность электростатических полей на поверхностях ВДТ для взрослых пользователей должна быть не более 20 кВ/м, для детей дошкольных учреждений и учащихся средних, средних специальных и высших учебных заведений не более 15 кВ/м;

• уровень звука при работе ВДТ и ПЭВМ и при включении их в сеть не должен превышать 45 дБА.

Конструктивные требования к ВДТ и ПЭВМ

Конструкции ВДТ и ПЭВМ должны предусматривать:

• возможность поворота корпуса в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси в пределах ±30° и в вертикальной плоскости вокруг горизонтальной оси в пределах ±15° с фиксацией в заданном положении;

• антибликовое покрытие экрана и другие конструктивные решения для обеспечения оптимального качества изображения при наличии внешних источников освещения.

Требования к электронно-лучевым трубкам

Электронно-лучевые трубки, используемые в ВДТ и ПЭВМ должны обеспечивать:

• отсутствие геометрических искажений изображения на границах экрана;

• угловой размер рабочего поля экрана не более 60° при заданном расстоянии наблюдения;

• яркость знака не менее 35 кд/м в обратном контрасте (светлые знаки на темном фоне) или фона в прямом контрасте (темные знаки на светлом фоне), которые должны иметь одинаковую яркость и не превышать отношение 2:1;

• коэффициент модуляции контраста цветового знака и фона не менее 60%;

• контрастное отношение для обратного контраста не более 15:1 и детальное контрастное отношение изображения не менее 5:1;

• модуляцию яркости в промежутках между смежными пикселями, между смежными строками растра, определяемую как отношение яркости засвеченного элемента изображения к яркости незасвеченного элемента, не более 3:1 для монохромных и 7:1 для полихромных ВДТ и ПЭВМ;

• внутренний контраст знака не менее 2:1;

• неравномерность яркости элементов знака монохромного ВДТ и ПЭВМ не более 0,5;

• максимальный размер пикселя для монохромного ВДТ и ПЭВМ не более 0,4 мм (размер пикселя определяется фотометрически как ширина пятна на половине максимальной яркости);

• несведение лучей для полихромных ВДТ и ПЭВМ не более 0,5 мм в центре экрана и не более 1,0 мм на краях экрана;

• искажения изображения вертикального столбца и горизонтальной линии на границах рабочего поля экрана не более 2%;

• отсутствие непроизвольного изменения яркости изображения (мерцание изображения);

• видимое непроизвольное изменение положения изображения (дрожание изображения) не более одной десятитысячной доли от проектного расстояния наблюдения, минимально допустимый угловой размер знака 16'.

Требования к клавиатуре

Конструкция клавиатуры должна предусматривать:

• исполнение в виде отдельного устройства с возможностью свободного перемещения;

• опорное приспособление, позволяющее изменять угол наклона поверхности клавиатуры в пределах от 5 до 15°;

• высоту среднего ряда клавиш не более 30 мм;

• расположение часто используемых клавиш в центре, внизу и справа, редко используемых – вверху и слева;

• выделение цветом, размером, формой и местом расположения функциональных групп клавиш;

• минимальный размер клавиш 13 мм, оптимальный – 15 мм;

• клавиши с углублением в центре и шагом 19±1 мм;

• расстояние между клавишами не менее 3 мм;

• одинаковый ход для всех клавиш с минимальным сопротивлением нажатию 0,25Н и максимальным – не более 1,5Н;

• звуковую обратную связь от включения клавиш с регулировкой уровня звукового сигнала и возможности ее отключения;

• корпус ВДТ и ПЭВМ, клавиатура и другие блоки и устройства ПЭВМ должны иметь матовую поверхность одного цвета с коэффициентом отражения 0,4–0,6.

Требования к помещениям для эксплуатации ВДТ и ПЭВМ

• Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение.

• Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом и не ниже 1,5% на остальной территории.

• Расположение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ в цокольных и подвальных помещениях не допускается.

• Площадь на одно рабочее место с ВДТ или ПЭВМ для взрослых пользователей должна составлять не менее 6 м 2. а объем – не менее 20 м 3 .

• Производственные помещения, в которых для работы используются преимущественно ВДТ и ПЭВМ, не должны граничить с помещениями, в которых уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения (механические цехи, мастерские, гимнастические залы и т.п.).

• Звукоизоляция ограждающих конструкций помещений с ВДТ и ПЭВМ должна отвечать гигиеническим требованиям и обеспечивать нормируемые параметры шума согласно требованиям настоящих Санитарных правил и норм.

• Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно-вытяжной вентиляцией.

• Для внутренней отделки интерьера помещений с ВДТ и ПЭВМ должны использоваться диффузно – отражающие материалы с коэффициентом отражения для потолка – 0,7–0,8; для стен – 0,5–0,6; для пола – 0,3–0,5.

• Полимерные материалы, используемые для внутренней отделки интерьера помещений с ВДТ и ПЭВМ, должны быть разрешены для применения органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

• Поверхность пола в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

Требования к микроклимату помещений эксплуатации ВДТ и ПЭВМ

• В производственных помещениях, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является вспомогательной, температура, относительная влажность и скорость движения воздуха на рабочих местах должны соответствовать действующим санитарным нормам микроклимата производственных помещений.

• В производственных помещениях, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является основной (диспетчерские, операторские, расчетные, кабины и посты управления, залы вычислительной техники и др.), должны обеспечиваться оптимальные параметры микроклимата.

• Для повышения влажности воздуха в помещениях с ВДТ и ПЭВМ следует применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или прокипяченной питьевой водой.

• Уровни положительных и отрицательных аэроионов в воздухе помещений с ВДТ и ПЭВМ должны соответствовать нормам.

• Содержание вредных химических веществ в воздухе производственных помещений, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является вспомогательной, не должно превышать предельно допустимых концентраций вредных веществ в воздухе рабочей зоны.

• Содержание вредных химических веществ в производственных помещениях, работа на ВДТ и ПЭВМ в которых является основной, не должно превышать предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

Требования к защите от шума и вибрации

• В производственных помещениях, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является вспомогательной, уровни шума не должны превышать значений, установленных для данных помещений и видов работ «Санитарными нормами допустимых уровней шума на рабочих местах».

• В производственных помещениях, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является основной, фоновый уровень шума не должен превышать 40 дБА (при работе систем воздушного отопления, вентиляции и кондиционирования – 35 дБА), а во время работы на ВДТ и ПЭВМ – 50 дБА.

• Время реверберации в помещениях с ВДТ и ПЭВМ не должно быть более 1 с. Частотная характеристика времени реверберации в диапазоне частот 250–4000 Гц должна быть ровной, а на частоте 125 Гц спад времени реверберации должен составлять не более 15%.

• В производственных помещениях, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является вспомогательной, уровни вибрации на рабочих местах не должны превышать значений, установленных для данных видов работ действующими «Санитарными нормами вибрации на рабочих местах».

• В производственных помещениях, в которых работа на ВДТ и ПЭВМ является основной, вибрация не должна превышать нормируемых значений.

Требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ

• Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения. В производственных и административно-общественных помещениях, в случаях преимущественной работы с документами, допускается применение системы комбинированного освещения (к общему освещению дополнительно устанавливаются светильники местного освещения, предназначенные для освещения зоны расположения документов).

• Искусственное освещение должно обеспечивать на рабочих местах с ВДТ и ПЭВМ в производственных, административно-общественных, дошкольных и учебных помещениях освещенность не ниже нормируемых значений.

• Следует ограничивать прямую блескость от источников освещения, при этом яркость светящихся поверхностей (окна, светильники и др.), находящиеся в поле зрения, должна быть не более 200 кд/м.

• Следует ограничивать отраженную блескость на рабочих поверхностях (экран, стол, клавиатура и др.) за счет правильного выбора типов светильников и расположения рабочих мест по отношению к источникам естественного и искусственного освещения, при этом яркость бликов на экране ВДТ и ПЭВМ на должна превышать 40 кд/м и яркость потолка, при применении системы отраженного освещения, не должна превышать 200 кд/м.

• Показатель ослепленности для источников общего искусственного освещения в производственных помещениях должен быть не более 20, показатель дискомфорта в административно-общественных помещениях не более 40, в дошкольных и учебных помещениях не более 25.

• Следует ограничивать неравномерность распределения яркости в поле зрения пользователя ВДТ и ПЭВМ, при этом соотношение яркости между рабочими поверхностями не должно превышать 3:1–5:1, а между рабочими поверхностями и поверхностями стен и оборудования 10:1.

• В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ.

• При устройстве отраженного освещения в производственных и административно-общественных помещениях допускается применение металлогалогенных ламп мощностью до 250 Вт. Допускается применение ламп накаливания в светильниках местного освещения.

• Общее освещение следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, преимущественно слева, параллельно линии зрения пользователей.

• Для освещения помещений с ВДТ и ПЭВМ следует применять светильники серии ЛПО 36 с зеркализованными решетками, укомплектованные высокочастотными пускорегулирующими аппаратами (ВЧ ПРА).

• Допускается применять светильники серии ЛП036 без ВЧ ПРА только в модификации «Кососвет», а также светильники прямого света – П, преимущественно прямого света – Н, преимущественно отраженного света – В.

• Применение светильников без рассеивателей и экранирующих решеток не допускается.

• Яркость светильников общего освещения в зоне углов излучения от 50 до 90° с вертикалью в продольной и поперечной плоскостях должна составлять не более 200 кд/м, защитный угол светильников должен быть не менее 40°.

• Светильники местного освещения должны иметь непросвечивающий отражатель с защитным углом не менее 40°.

• Коэффициент запаса (Kз ) для осветительных установок общего освещения должен приниматься равным 1,4.

• Величина коэффициента пульсации не должна превышать 5%, что должно обеспечиваться применением газоразрядных ламп в светильниках общего и местного освещения ВЧ ПРА.

• При отсутствии светильников с ВЧ ПРА лампы многоламповых светильников или рядом расположенные светильники общего освещения следует включать на разные фазы трехфазной сети и использовать преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ.

• Для обеспечения нормируемых значений освещенности. в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ следует проводить чистку остекления световых проемов и светильников не реже двух раз в год, а также своевременную замену перегоревших ламп.

Управление персоналом: Организационный контекст управления персоналом

Глава 2. Организационный контекст управления персоналом

Понятие “организация ” произошло от французского “organisation; organiser” - устраивать, создавать; объединить, сплотить; упорядочивать. Этим словом можно определять:

  • строение чего-либо. Обычно в этом значении слово употребляется в естественных науках (физике, химии. );
  • совокупность людей, групп, объединенных для решения какой-либо задачи, или социальный институт. Именно в этом значении мы и будем использовать данное понятие;
  • саму деятельность по налаживанию, устройству, упорядочиванию, оптимизации работы других. В предыдущей главе, рассматривая управленческие роли, мы использовали термин “организатор ”, описывая деятельность специалиста по организационному проектированию, созданию специфических организационных структур, наиболее эффективных в заданных условиях, т. е. специалиста, который с помощью задания особых форм взаимодействия людей, подструктур формирует план и порядок осуществления деятельности.
2.1. Элементы организации

И все-таки, следуя инстинкту, номы продолжали соблюдать
иерархию. Мир испокон веку четко делится на тех, кто
указывает другим, что следует делать, и тех,
кто выполняет эти указания. Так неким загадочным
образом у номов сформировалась новая элита. Рулевые.

Принадлежность к разряду рулевых определялась в зависимости
от того, где тот или иной ном находится во время Большой
Гонки. Те, кто оказался в кабине Грузовика, причислялись
к рулевым. Все остальные считались просто пассажирами.
Правомерность подобного разделения никто не подвергал сомнению,
но и не признавал официально. Это как бы само собой разумелось:
на нома, сумевшего управлять Грузовиком, можно положиться.
Однако не следует думать, что быть рулевым так уж приятно.

Терри Пратчетт.
Землекопы, или Новые приключения номов

Рассматривая организацию как социальный институт, мы можем выделить несколько элементов, составляющих ее структуру и определяющих ее как особое образование, отличное от многих других.

Что это за элементы?

Цель. Ни одна организация (как формальная коммерческая структура, так и неформальное общественное объединение) не сможет сформироваться и тем более далее существовать, если не будет определена ее цель - то, ради чего данная организация формируется и будет действовать в дальнейшем. Определение цели может быть дано двояким образом - для внешних наблюдателей, участников, пользователей продукцией организации и для ее собственных участников, сотрудников, включенных в процесс функционирования.

Миссия . Мы наблюдаем, что все большее количество организаций начинают свои презентации и рекламные кампании с представления собственной миссии - утверждение, раскрывающее смысл существования организации, специфику ее деятельности и основные социальные обязательства. Примером подобного рода заявлений могут быть следующие: “Наша цель сделать мир меньше” (телекоммуникационная компания), “Вместе с нами в будущее” (компьютерная техника), “Нормальная техника - для удобной жизни” (бытовая техника) и др. Таким образом, миссия - это представление о стратегических целях, и в этом смысле - о будущем, в которое приглашается клиент, партнер конкретной организации.

Видение . Для описания цели организации важен такой аспект, как видение т. е. то, как организация предполагает двигаться к достижению стратегических целей, как она видит пути и этапы достижения целей. Обычно это представление ориентировано не столько на клиентов, сколько на сотрудников организации и ее стратегических партнеров. Подобное представление фиксируется в программных документах организации и называется “видение ” (от англ. vision - предвидение).

Структура. Следующий важный элемент, без которого не может существовать ни одна организация, - ее структура. Под структурой организации понимается ее архитектоника, наличие отдельных частей и соотношения между ними, степень жесткости/гибкости организационной конфигурации, типы взаимодействий между внутренними элементами. В литературе и управленческой практике выделены три основных типа организационных структур:

Линейная организационная структура, которая часто называется пирамидальной. бюрократической. - строго иерархически организованная, характеризующаяся разделением зон ответственности и единоначалием.

Выделяются два подтипа линейных организационных структур: плоские и высокие, различающиеся количеством иерархических уровней по отношению к общему числу работников.

Преимущества линейных организационных структур:

  • четкая система взаимных связей;
  • быстрота реакции в ответ на прямые приказания;
  • согласованность действий исполнителей;
  • оперативность в принятии решений;
  • ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Основная проблема организационных структур этого типа - ограниченность количества подчиненных, которые могут “замы-каться” на одного руководителя, т. е. ограниченность диапазона (сферы) контроля.

Диапазон контроля определяется количеством связей в подразделении (организации). Эффективность управленческой деятельности зависит от типа и количества связей, число которых неизменно растет с увеличением количества сотрудников, что существенно осложняет деятельность руководителя.

  • прямые единичные между подчиненными;
  • перекрестные между подчиненными;
  • прямые между руководителем и любой комбинацией подчиненных.
Чем больше количество связей и чем они более неформальны, тем эже должен быть диапазон контроля для сохранения эффективного управления над структурой. Поэтому при реализации сложных видов деятельности, требующих от сотрудников большого числа согласования, уточнений, консультаций со стороны руководителя, необходимы узкий диапазон контроля и высокая (многоуровневая) организационная структура. Функциональная организационная структура построена по принципу распределения функций внутри организации и создания сквозных подструктур по управлению функциями.

Часто функциональная организация существует одновременно с линейной, что создает двойное подчинение для исполнителей. Функциональные подразделения получают право отдавать распоряжения в рамках своей компетенции как нижестоящим подразделениям, так и равным по статусу, но включенным в реализацию единых функций.

Преимущества функциональных организационных структур:

  • более глубокая проработка решений по функциональным направлениям;
  • высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение функций;
  • высвобождение линейных менеджеров от части задач, решаемых функциональными руководителями.

Одним из вариантов функциональной структуры является дивизионная (департаментная). которая может быть построена по продуктному, региональному (географическому), потребительскому (группе потребителей, обладающих общими свойствами) принципам.

К основным проблемам функциональных организационных структур можно отнести ориентацию на реализацию в основном закрепленных функций, отсутствие инновационности и гибкости при изменении ситуации как в организации, так и во вне ее.

Адаптивная организационная структура - гибкие структуры, способные изменяться (адаптироваться) к требованиям среды (по аналогии с живыми организмами). Именно адаптивные организационные структуры способны, используя все эффективные аспекты линейных и функциональных структур, успешно функционировать в постоянно изменяющемся мире.

Выделяются следующие типы адаптивных организационных структур:

  • проектная - временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Смысл этой структуры состоит в том, чтобы для решения задачи собрать в одну команду всех специалистов, осуществить проект качественно и в короткий срок, после чего проектная структура распускается;
  • матричная - функционально-временно-целевая структура. Это особый вид организации, целиком построенной по проектному типу, действующей длительное время, что характерно для организаций, постоянно существующих в проектной форме.

По вертикали строится управление по отдельным сферам деятельности организации, по горизонтали осуществляется управление проектами. Для матричной структуры характерны создание связей между специалистами, организация работ по определенным задачам, вне зависимости от позиции в организации, включенности в конкретное подразделение.

Преимущества матричной организационной структуры:

  • активизация деятельности руководителей за счет создания программных подразделений и резкого увеличения контактов с функциональными подразделениями;
  • гибкое использование кадрового потенциала организации.

Недостатки структуры такого типа заключаются в сложности самой структуры, вызванной наложением большого количества вертикальных и горизонтальных связей, а также в сложности управления организацией в ситуации отсутствия единоначалия.

Технология

Технология - это способ преобразования сырья в искомые продукты и услуги, механизм работы организации по превращению исходных элементов труда в итоговые результаты, являющиеся целью деятельности организации. В истории можно выделить несколько уровней технологичности, которые проходило производство.

Первый уровень - дотехнологический, при котором каждое изделие создавалось как уникальное.

Второй уровень был связан с внедрением стандартизации и механизации. Начался он с производства первого стрелкового оружия - мушкетов и был призван удешевить производство за счет взаимозаменяемости отдельных элементов. Следствием этого явилось развитие специализации в производстве. Специализации “подверглись” как отдельные исполнители, так и подразделения, и фирмы, включенные в технологический процесс.

Следующий уровень был связан с появлением конвейерных сборочных линий начала ХХ в. В первых конвейерных линиях рабочий не имел своего собственного рабочего места и следовал за изделием. Так продолжалось до тех пор, пока не был изобретен движущийся конвейер, в котором предусматривалось отдельное рабочее место для каждого исполнителя, мимо которого продвигались сами предметы труда. Введение движущихся конвейеров Генри Фордом позволило в десять раз уменьшить себестоимость производства машин.

Для управления персоналом важно учитывать, что тип используемой технологии задает несколько важных параметров, определяющих особенности самих исполнителей, в том числе тип совместной деятельности, характерный для той или иной технологии, что косвенно влияет на отбор людей, обладающих особыми психическими свойствами и характерологическими особенностями.

Тип совместной деятельности - это способ взаимодействия в рамках коллективного решения задач или проблем. Тип совместной деятельности описывает способ организации коллективного труда. Л. И. Уманский описал три типа взаимодействия.

Совместно-взаимодействующий тип характеризуется обязательностью участия каждого в решении общей задачи, интенсивность труда исполнителей примерно одинакова, особенности их деятельности определяются руководителем и, как правило, малоизменчивы. Эффективность общей деятельности в равной степени зависит от труда каждого из участников. Иллюстрацией такого варианта организации совместной деятельности может послужить совместное передвижение тяжестей.

Совместно-последовательный тип отличается от совместно-индивидуального временным распределением, а также порядка участия каждого в работе. Последовательность предполагает, что вначале в работу включается один участник, затем - второй, третий и т.д. Особенности деятельности каждого участника задаются спецификой целей преобразования средства в результат, характерных именно для этого участка технологического процесса. Так, например, при изготовлении досок, вначале кто-то спиливает дерево, потом кто-то перевозит его на фабрику, затем кто-то отделяет ствол от ветвей, потом кто-то измеряет ствол и рассчитывает, сколько и какого размера досок может получить и какова должна быть схема распилки, и лишь потом ствол поступает на распиливание. Типичный пример совместно-последовательного типа взаимодействия - конвейер, когда продукт деятельности одного из участников процесса автоматически переходит к другому и становится для него предметом труда.

Совместно-индивидуальный тип деятельности отличается тем, что взаимодействие между участниками труда минимизируется. Каждый из исполнителей выполняет свой объем работы, специфика деятельности задается индивидуальными особенностями и профессиональной позицией каждого. Каждый из участников процесса представляет результат труда в оговоренном виде и в определенное место. Личное непосредственное взаимодействие может практически отсутствовать и осуществляться в непрямых формах (например, через современные средства связи - телефон, компьютерные сети и т.д.). Объединяет разных исполнителей лишь предмет труда, который каждый из участников обрабатывает специфическим образом. Примеры этого типа деятельности - индивидуальная переноска тяжестей или независимый анализ разных аспектов одного и того же явления разными специалистами.

В последнее время стали выделять особый тип совместной деятельности - совместно-творческий 1. Подобный тип организации коллективной деятельности зародился в сферах науки и искусства, где участники научного или творческого проекта создавали нечто совершенно новое, зачастую уникальное, что нельзя было создать по имеющимся правилам и технологиям. В этих коллективах создается особый тип деятельности - сотворчество, когда каждый участник процесса является равноправным создателем нового. Законы творчества требуют учета каждого, даже самого “сумасшедшего” видения, потому что в котле общего обсуждения из самой абсурдной идеи может появиться открытие. Этот тип характеризуется особой активностью каждого из участников процесса взаимодействия, а именно: активностью в плане повышения собственной профессиональной компетентности за счет участия в коллективной деятельности. С одной стороны, особенности совместно-творческого типа деятельности дают возможность каждому участнику пробовать разные способы деятельности, обогащаться способами работы, присущими другим специалистам и сферам труда, а с другой стороны, - синергетический (взаимообога-щающий) эффект дает мощный импульс развитию самой группы, выполняющей деятельность. Причем особенность этого типа деятельности в том, что “следы” индивидуальных вкладов участников принципиально невычленимы.

Особенность участия каждого в совместно-творческом типе деятельности заключается еще и в том, что члены такого коллектива получают возможность работать в совершенно разных профессиональных позициях и выполнять различные коллективные роли в зависимости от того, какая задача сейчас стоит перед группой. Поэтому данные группы обычно обладают высокой гибкостью, изменчивостью и состава, и внутренней структуры, в зависимости от поставленных задач и условий их выполнения. Пример такого типа деятельности - работа творческих коллективов, в которых каждому дается полная возможность собственного самовыражения и тем не менее достигается цель группы в целом - создание нового, культурно ценного произведения или продукта.

Особенности персонала, действующего в разных типах взаимодействия. Для людей, работающих в ситуации совместно-взаимодействующей деятельности, характерны высокая ориентация на коллективные цели, приверженность авторитету лидера, ориентация на групповую нравственность (нормы и ценности), а также традиционные способы поведения. Для участника организации с подобным типом технологии характерна высокая приверженность к группе, и самым тяжким наказанием будет изгнание из группы себе подобных.

Для сотрудников организации с совместно-последователь-ным типом деятельности характерны высокая технологическая дисциплинированность, следование нормам и правилам, сформулированным в инструкциях, положениях и других нормативных документах. Такого рода технологии характерны для сложного промышленного производства, обрабатывающей промышленности.

Для участников процесса совместно-индивидуальной деятельности характерны высокая инициативность, пассионар-ность, ориентация на результат и индивидуальные достижения. Такие специалисты во главу угла ставят свои собственные цели и ценности, склонны самостоятельно разрабатывать способы достижения цели и способны эффективно действовать в ситуации внутриорганизационной конкурентности. Такого рода технологии характерны для современных наукоемких производств, сложных технологий, которые требуют очень высокой подготовки. У трудовых коллективов, работающих в подобной технологии, могут возникать проблемы организации общей деятельности между различными специалистами, хорошо знающими собственное дело, но мало ориентированными на понимание особенности работы коллег, концентрирующимися скорее на проблемах собственной деятельности, чем на проблемах организации в целом.

Участникам совместно-творческой деятельности свойственна, как мы отмечали выше, особая ориентация - ориентация на профессиональное развитие. Она в корне отличается от стремлений участников совместно-индивидуальной деятельности, в данном случае речь идет не столько об углублении в рамках одной проблемы, специальности, сколько о работе в пограничных областях человеческой деятельности. Профессионал в отличие от специалиста способен и даже стремится выходить за рамки своей специальности и работать пользуясь инструментами, других специалистов, что позволяет ему не только находить новое, но и углублять свое понимание проблем. Таким образом, участники совместно-творческого типа деятельности обладают ярко выраженной ориентацией на сотрудничество со специалистами разных областей, гибкостью смены позиций, ориентацией на индивидуальное развитие. Для коллективов, работающих в таком типе деятельности основной ценностью становится достижение нового знания, создание условий для индивидуального развития, уважение прав каждого участника. В отличие от совместно-взаимодействующего типа деятельности в организациях совместно-творческого типа невозможно решать проблемы большинством голосов и вводить диктатуру большинства. Проблемы должны решаться консенсусом, и итоговое решение в обязательном порядке должно оставлять возможность реализации законных интересов меньшинства, их права никогда не могут быть нарушены.

Финансы

Под финансами мы будем понимать все денежные и другие средства, которыми располагает или которые может привлечь организация для выполнения собственной деятельности. Принято выделять три основные функции финансов:

  • распределительную;
  • стимулирующую;
  • контрольную.

Важным параметром эффективности деятельности предприятия и условием успешного развития бизнеса является материально-финансовая сбалансированность. Деятельность по управлению финансами фирмы - финансовый менеджмент - направлена на разработку и реализацию эффективных программ использования финансовых средств в рамках достижения целей деятельности фирмы. Можно выделить цели финансового менеджмента, дополняющие цели организации в целом. Такими целями, например, могут быть:

  • максимизация прибыли;
  • достижение устойчивой нормы прибыли в плановый период;
  • увеличение доходов руководящего состава и вкладчиков (или владельцев) фирмы;
  • повышение курсовой стоимости акций и т. д.
Управление

Термин “управление” первоначально означал умение объезжать лошадей и ими править. Английское слово “manage” (управлять) происходит от корня латинского слова “manus” (рука). Затем этим словом стали обозначать умение владеть оружием и управлять колесницами.

Современное понятие “управление ” означает процесс координации различных деятельностей с учетом их целей, условий выполнения, этапов реализации.

Говоря об управлении как элементе организации, мы в первую очередь должны определить, какие задачи выполняет управление в конкретной организации и как оно это делает, т. е. понять, какие области являются предметом координации и регулирования и каким способом эта координация осуществляется.

Достаточно подробно цели и задачи управленческой деятельности были рассмотрены в предыдущей главе. Поэтому остановимся на тех типах управления, которые могут быть реализованы в организации.

Тип управления - это характеристика того, как принимаются (управленческая форма ) и каким способом реализуются (рычагуправления ) управленческие решения. Типы управления, конечно, должны соответствовать культуре организации, и следовательно, особенностям персонала, который в ней работает. Одна из существенных причин неэффективности управления - рассогласование между этими параметрами организации. Какие типы управления могут быть выделены?

Первый тип характеризуется коллективистской управленческой формой. которая предполагает единоличное принятие решений лидером коллектива, его вождем. Такая управленческая форма соответствует органической организационной культуре. при которой сотрудники организации являются послушными исполнителями, включенными в семейный тип отношений. Главный рычаг управления в этом случае - авторитет руководителя. Авторитет предполагает большой аванс доверия со стороны коллектива. Авторитетный руководитель получает практически беспрекословное подчинение, основанное на принятии его мнения как самого верного, продуманного и выгодного для сотрудников. Если руководитель действует в соответствии с нормами коллектива, сформулированными в виде традиций, правил поведения, то он воспринимается как “правильный”, эффективный руководитель, пользующийся доверием подчиненных. Однако аванс доверия небесконечен. Если руководитель начинает нарушать установленные нормы, нарушать традиции, то он может быть “свергнут”. Аванснарушения норм. или идеосинкразический кредит. у каждого руководителя свой. Если руководитель обладает большим авторитетом, он может более существенно и в течение длительного срока нарушать правила, если авторитет меньший, то терпение сотрудников истечет раньше, и он будет сменен.

Следующий тип характеризуется рыночной управленческойформой. При ее использовании решения принимаются в соответствии с законами рынка, и рынок является основным мерилом их эффективности. Главным рычагом воздействия на персонал служат деньги, что вполне соответствует рассмотрению персонала как субъектов рынка труда. Руководитель будет казаться сильным, эффективным, если он сможет обеспечить своим сотрудникам вознаграждение, соответствующее затраченным силам, более выгодные финансовые условия, чем другой руководитель. Такая управленческая форма соответствует предпринимательской организационной культуре, в которой существуют, как правило, активные, пассионарные сотрудники, ориентированные на такое повышение в должности, которое будет сопряжено с увеличением ответственности, объема выполняемой работы, и соответствующий рост уровня вознаграждения.

Еще один тип управления связан с бюрократической управленческой формой. В этом случае решения принимаются, как правило, вышестоящим руководителем. Главным рычагом воздействия на подчиненных оказывается силовое воздействие, часто основанное на использовании методов прямого воздействия (приказов, наказаний). Главным мерилом эффективности и успешности руководителя оказывается степень его воздействия на подчиненных. Сильнымруководителем в таком типе управления мы будем называть такого, чьи приказы не обсуждаются, а сразу же исполняются. Такого типа управленческая форма характерна для бюрократической организационной культуры. которая характеризуется наличием технологически дисциплинированных сотрудников, строго выполняющих свои функции и приказы начальства.

Относительно новый тип управления, возникший в партиципативной организационной культуре. характеризуется демократическойуправленческой формой. Этот тип управления связан с использованием закона как главного рычага управления. Для партиципативной организационной культуры характерно присутствие профессионалов, с одной стороны, ориентированных на достижение результата (получение нового знания), с другой стороны, стремящихся к собственному профессиональному развитию. Достижение подобных целей в группе, включающих разно ориентированных, активных, пассионарных личностей, невозможно если не будут установлены определенные правила поведения - законы. Но эти законы должны быть демократическими и обеспечивать как достижение интересов законопослушного большинства, так и соблюдение законных прав меньшинства.

В последнее время исследователи стали упоминать еще один новый, только возникающий тип управления, характеризующийся диалоговой управленческой формой. Для этого типа управления характерна распределенность управленческих функций, которые могут быть эффективно реализованы только при активном, равноправном участии всех субъектов управления. Основная его особенность - использование в качестве главного рычага управления - знаний. Говорить о возникновении такого подхода к управлению возможно в том случае, когда эффективная управленческая деятельность не может быть осуществлена без использования знаний множества различных профессионалов, обладающих своими специфическими представлениями и фактами, описывающими управляемую реальность. В таком подходе целостное представление об управляемом объекте, его состоянии, путях изменения и этапах достижения цели не будет полным при потере хотя бы одного видения. Примером такого управления может служить работа управленческой команды на уровне государства, в которую должны быть включены профессионалы, способные увидеть самое большое количество аспектов принимаемых решений, предугадать их последствия и минимизировать возможный ущерб.

Таблица 2.1. Связь организационных культур, управленческих форм и типов совместной деятельности

Тип совместной деятельности

Персонал

Под персоналом мы будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, а также партнеры, которые привлекаются к реализации некоторых проектов, эксперты, которые могут быть привлечены для проведения исследований, разработки стратегии, реализации конкретных мероприятий и т.д.

Именно организация эффективной деятельности персонала и является основной заботой управления персоналом организации и соответственно менеджера по персоналу. Для достижения этой цели необходимо хорошо представлять себе такие особенности персонала организации:

  • особенности индивидуального поведения;
  • особенности группового поведения;
  • особенности поведения руководителей, членов управленческой команды.

Особенности индивидуального поведения детерминируются многими параметрами, среди которых

  • индивидуальные способности, склонности и одаренность - предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение;
  • специфика мотивации - специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности;
  • индивидуальные ценности - общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире;
  • демографические - половые и возрастные особенности;
  • национальные и культурные особенности - усвоенные в опыте способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.

Особенности группового поведения связаны со многими параметрами, среди которых основные:

  • особенности корпоративной культуры - ценности, правила поведения, характерные для конкретного трудового коллектива;
  • феномены групповой динамики - этап развития коллектива, особенности лидерства, способа поведения в ситуации конфликта.

Особенности поведения руководителей являются одной из самых комплексных проблем, поскольку самих руководителей можно рассматривать и как:

  • субъектов, имеющих индивидуальные особенности;
  • членов некоторой группы, обладающих корпоративной культурой;
  • функционеров определенной управленческой технологии (типа управления), обладающей своими правилами поведения.