Руководства, Инструкции, Бланки

схема переключения передач мтз 82 нового образца img-1

схема переключения передач мтз 82 нового образца

Рейтинг: 4.6/5.0 (1930 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Схема переключения передач трактора МТЗ-80

Схема переключения передач трактора МТЗ-80

Многие люди впервые увидев трактор, задаются вопросом - как включить передачи на МТЗ 80 и сколько их вообще. Для того, чтобы развеять ваши догадки, на рисунке ниже представлена схема переключения передач трактора МТЗ-80 и его аналогов.

В трансмиссии трактора МТЗ 80 используется понижающий редуктор, использование которого удваивает общее количество передач, которых, без малого, девять вперед и две задних. Важно знать, что каждая передача обладает разным тяговым усилием и скоростью. Вы также можете ознакомиться с устройством коробки передач трактора МТЗ-80.

Прежде чем задействовать те или иные передачи МТЗ 80, необходимо знать, как их включать и приводить трактор в движение.

Порядок включения передач на тракторе МТЗ-80:

1. Установить двигатель на малые обороты.

2. Выжать педаль сцепления.

3. Включить нужную вам передачу (см. схему переключения передач трактора МТЗ-80).

4. Дайте двигателю необходимую подачу топлива, путем плавного нажатия на педаль газа.

5. Плавно отпускайте сцепление.

Если вам сразу не удалось включить передачу трактора, то верните рычаг переключения скоростей в нейтральное положение, выжмите еще раз муфту сцепления и включите передачу, плавно, без рывков.

Другие статьи

Ремонт коробки передач КПП тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки Ремонт коробки передач КПП тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

Большой свободный ход рычага переключения передач КПП тракторов МТЗ-80, МТЗ-82, неполный выход шестерен из зацепления, самопроизвольное выключение передач свидетельствуют об износе поверхностей трения вилок переключения, кулисы, пазов скользящих кареток, потере упругости
пружин фиксаторов (рис.1).

Рис.1. Коробка передач КПП МТЗ-80, МТЗ-82

1 — ведомая шестерня понижающего редуктора; 2 — стакан первичного вала; 3 — первичный вал; 4, 6, 31, 34, 36, 50, 55, 62, 63, 65, 70, 73 — кольца; 5, 9, 11, 16. 33, 37, 48, 54, 58, 60, 64, 72 — подшипники; 7 — скользящая шестерня IV и V передач; 8 — скользящая шестерня III передачи; 10 — вторичный вал; 12 — распорная втулка; 13 — ведомая шестерня II ступени редуктора; 14 — регулировочная прокладка; 15 — стакан; 17, 27 — шайбы; 18 — шестерня; 19 — корончатая гайка; 20, 41 - крышки; 21, 42 — прокладки; 22 — ведомая шестерня V передачи и заднего хода; 23 — ведомая шестерня IV передачи; 24 — промежуточный вал; 25 — ведомая шестерня III передачи; 26 — промежуточная шестерня; 28 — упор; 29 — ведущая шестерня I ступени редуктора; 30 — внутренний вал; 32 — крыльчатка; 35 — стакан ведущей шестерни II ступени редуктора; 38, 52 — гнезда; 39 — ведущая шестерня II ступени редуктора со втулкой; 40, 51, 57— втулки; 43 — корпус коробки передач; 44 — промежуточная шестерня заднего хода; 45 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 46 — планка; 47 — гнездо подшипника; 49 — гайка промежуточного вала; — заглушка; 56 — промежуточная шестерня понижающего редуктора; 59, 61 — маслоотражательные шайбы; 66 — ведомая шестерня включения ходоуменьшителя; 67 — ведомая шестерня I передачи и заднего хода со втулкой;. 68 — вал I передачи и заднего хода; 69 — свертная втулка; 71 — скользящая шестерня I передачи и заднего хода

Если неисправности обнаруживаются при включении или выключении I передачи и заднего хода, то снимают боковую крышку, а затем вилку переключения коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82.

При обнаружении следов износа и толщине щек вилки менее 8,0 мм вилку I передачи и заднего хода заменяют. Наряду с этим проверяют техническое состояние сопряжений вилок переключения и скользящих кареток.

Для этого снимают вилки и поочередно вставляют их в соответствующие пазы скользящих кареток, проверяя зазор между ними. Если зазор превышает 1,5 мм, вилку заменяют. Блок шестерен заменяют при ширине паза более 10,8 мм.

Появление посторонних шумов в коробке передач МТЗ-80, МТЗ-82, чрезмерный нагрев отдельных участков корпуса указывают на разрушение или заклинивание подшипников валов.

Чтобы выявить и устранить эти дефекты, из коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82 сливают масло, снимают пол кабины и крышку коробки передач; при необходимости снимают боковые крышки или раздаточную коробку.

После этого монтажным ломиком проворачивают все доступные для проверки валы, воздействуя на них в осевом и радиальном направлениях. При проверке обоймы подшипников не должны проворачиваться в своих гнездах, а какие-либо перемещения валов не должны ощущаться.

Если обнаруживают следы износа подшипников, их посадочных мест, легко ощутимые перемещения валов, то коробку передач снимают с трактора и разбирают, заменяя изношенные подшипники.

Стуки в коробке передач МТЗ-80, МТЗ-82, исчезающие при переключении на другую передачу, могут свидетельствовать об усталостном разрушении или выкрашивании зубьев отдельных шестерен.

Оценить степень износа или обнаружить дефекты зубьев шестерен можно при снятых крышках коробки передач и снятой раздаточной коробке. Для проверки рекомендуется поддомкратить одно из ведущих колес трактора и, прокручивая его, осмотреть зубья всех видимых шестерен.

При обнаружении дефектов шестерен коробку передач разбирают в последовательности, показанной на рис. 2.6.2—2.6.30, изношенные детали заменяют.

После снятия механизма переключения КПП МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют наличие следов износа на наконечнике рычага переключения передач и контролируют размеры деталей: толщину щек вилок, зазор между планками переключения и т. д.

При наличии видимых следов износа на наконечнике рычаг переключения заменяют. Вилки заменяют при толщине щек менее 8,2 мм. Зазор между планками переключения должен находиться в пределах 0,3— 1,6 мм.

Рис. 2. Выпрессовка стакана подшипника ведущей шестерни II ступени редуктора МТЗ-80, МТЗ-82

1 — стакан; 2 — крыльчатка; 3 — корпус коробки передач; 4 — технологический болт

Рис. 3. Снятие ведущей шестерни главной передачи КПП тракторов МТЗ-80, МТЗ-82

1 — ведущая шестерня; 2 — болт

Допустимые размеры деталей механизма переключения передач КПП МТЗ-80, МТЗ-82, мм

Диаметр валика механизма переключения передач - 24,85

Диаметр сферического наконечника рычага переключения передач - 14,85

Диаметр отверстия вилки переключения под валик - 25,08

Диаметр пазов в валике переключения под фиксаторы - 10,5

Толщина щек вилок переключения - 8,2

Ширина кольцевого паза скользящей шестерни под вилку переключения - 9,3

Осевой зазор в подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80, МТЗ-82 проверяют индикатором. Для этого ножку индикатора упирают в торец зуба шестерни и монтажным ломиком перемещают вторичный вал в осевом направлении.

Осевой зазор в конических подшипниках вторичного вала не должен превышать 0,3 мм. Следует иметь в виду, что большой осевой зазор может возникнуть не только из-за износа подшипников, но и самопроизвольного отворачивания гайки крепления вторичного вала.

Для регулировки осевого зазора отворачивают болты крепления и выпрессовывают стакан подшипника вторичного вала коробки передач МТЗ-80, МТЗ-82. Изменяя толщину прокладок, устраняют осевое перемещение вала (рис. 4).

После регулировки осевого зазора проверяют установочную высоту ведущей шестерни главной передачи. Она должна быть в пределах 57,85—58,15 мм.

Если результаты замера отличаются от допустимых значений, то снимают ведущую шестерню и либо шлифованием регулировочной втулки, либо установкой втулки большей толщины добиваются требуемой установочной высоты ведущей шестерни главной передачи.

Рис.4. Регулировка осевого зазора в подшипниках вторичного вала КПП МТЗ-80, МТЗ-82

1 — стакан вторичного вала, 2 — регулировочные прокладки; 3 — технологические болты

Мтз 82 коробка передач схема - универсальные образцы

Мтз 82 коробка передач схема


Одним из важных узлов трактора мтз-80 является коробка передач. Обычная коробка передач трактора мтз-80 оснащается двухступенчатым редуктором. Для выяснения предпосылки нужно отсоединить механизм переключения передач и произвести осмотр с замерами последующих деталей: щеки вилок, зазор меж планками переключения передач, ширина зева. Как правило, изнашиваются подшипники, появляются недостатки в фиксаторах, из строя выходят вилки переключения. Это целенаправлено в том случае, ежели трактор выполняет работы на скорости, наименьшей обычной. Промежная шестерня имеет зацепление с ведомой шестерней III передачи. Изношенные детали заменяются новенькими. Для вилки включения и отводки допустимый зазор составляет 2,2. Ее назначение - изменение скорости движения трактора, переключение на задний ход и включение в работу подвесного оборудования через боковой вал отбора мощности. Сзаду данной шестерни расположены кулачки заднего синхронного вала для отбора мощности. Пореже изнашиваются зубцы шестерен, так как они сделаны из износостойкого сплава. Передний конец первичного вала закреплен в подшипнике в стакане корпуса кпп, задний конец соединен с передним концом вторичного вала в торец в подшипнике. Через ведомую шестерню на первичном валу закреплен и понижающий редуктор. Информация по ремонту и правильной эксплуатации кпп. Вращение вала происходит на втулке и шарикоподшипниках. Они должны быть агрессивно посажены в гнездах. Понижающий редуктор удваивает количество передач для переднего и заднего хода. Ежели смотреть на кпп мтз-80 в разрезе по продольной оси, то первичный и вторичный вал имеют одноосное размещение. Хоть какое видимое смещение валов в гнездах свидетельствует о недостатке подшипников. Сняв крышку кпп, монтировкой пробуют двинуть валы. Схема его работы следующая: 1-ая ступень включает, IV и V передачи переднего хода и I передачу хода задом, III. Для включения первой ступени редуктора нужно сцепить ведомую шестерню первой ступени с внешним венцом на вторичном валу. Следует заменить изношенные детали и произвести регулировку. Втулка соединена с главной шестерней 2-ой редукторной ступени, имеющей внутренний вал с поддерживающей втулкой. Ведущие шестерни III, IV и V передач насажены на шлицы первичного вала. Коробка передач мтз-80 состоит из множества связанных меж собой частей. Для смазывания деталей сверху главной шестерни располагается крыльчатка для разбрызгивания масла на активные детали кпп мтз-80. Размещение промежного вала вкупе с валом первой передачи и заднего хода - параллельное первичному. Обычную кпп можно оснастить доп приспособлением для движения на малой скорости - ходоуменьшителем. Могли утратить упругость пружинные фиксаторы. Ежели скрежет не прошел, вероятная его причина в следующем: некорректная длина пружины в аппарате управления тормозками. Ее длина в сжатом состоянии не обязана быть наиболее. Увеличенный осевой зазор вторичного вала также приводит к завышенному шуму при работе коробки передач. Скрежет при переключении может быть последствием износа дисков аппарата управления сцеплением. Таковым образом, для заднего хода - 4 ступени, для хода вперед есть 18 ступеней. На шлицах пустотелого промежного вала крепятся ведомые шестерни III, IV и V переключателя передач.

Мтз 82 коробка передач схема

Мтз 82 коробка передач схема

Группа: Пользователь
Сообщений: 14
Регистрация: 02.05.2014
Пользователь №: 14254
Спасибо сказали: 0 раз(а)

мтз 82 коробка передач схема

Статья: Переключение передач по схеме трактора МТЗ-82

Переключение передач по схеме трактора МТЗ-82

У большинства людей, которые в первый раз видят трактор МТЗ-82. возникает вопрос о переключении передач, и каково же их количество в общем объеме.

Чтобы поближе познакомиться с моделью данного трактора, мы предлагаем посмотреть на схему, на которой хорошо видно, как переключать передачи.

Трансмиссия трактора имеет наличие пониженного редуктора, с помощью которого происходит удвоение общего количества передач. Их всего девять передних и две задние. В каждой передаче есть различные тяговые усилия и скорость. Предлагаем Вам, также, рассмотреть устройство самой коробки передач модели трактора МТЗ-82.

Прежде чем привести в работу передачи, важно научиться подключать и заводить трактор.

Включение передач трактора МТЗ-82 порядок действий

  1. Устанавливаем мотор на малые обороты.
  2. Выжимаем сцепление.
  3. Включаем необходимую передачу, (при этом можно посмотреть на схему переключения).
  4. В двигатель должно поступить топливо в нужном количестве. Просто плавно нажимаем на педаль газа.
  5. Отпускаем педаль сцепления не спеша.

Если Вы не смогли сразу справиться с включением передачи на тракторе МТЗ-82. то необходимо поставить скоростной рычаг в нейтральное положение, выжать повторно муфту сцепления и включить саму передачу, при этом, не создавая усилия и резких движений.

Вы можете купить тракторы модели МТЗ 80, продажа которых осуществляется компанией ТД «СМОЛТРА». Также, ведется продажа экскаваторов, погрузчиков по выгодным ценам и с гарантией качества. Компания ТД «СМОЛТРА» уже не первый год предоставляет свои услуги, и потребители остаются довольны.

Главная » Переключение передач по схеме трактора МТЗ-82

Коробка передач МТЗ-82 для трактора Беларус: схема переключения передачи и устройства

Коробка передач МТЗ-82 для трактора "Беларус": схема переключения передачи и устройства

September 13, 2016

На тракторе "Беларус" устанавливается коробка передач МТЗ-82 (фото показано ниже). Она рассчитана на девять скоростей. В устройстве имеется только одно гнездо подшипника. Вторичный вал у коробки передач применяется небольшой ширины. Также среди особенностей стоит упомянуть о качественных накладках. Чтобы детально разобрать коробку передач, рекомендуется изучить устройство модификации.

Устройство коробки

Коробка передач МТЗ-82 в разрезе представляет собой набор шестерен и картер с нагнетательным механизмом. Ведущий вал устанавливается на блоке. Плунжерный механизм в коробке передач используется с сальником. Коленчатый вал монтируется в нижней части коробки передачи. Шестерни передач фиксируются с втулками. Работа вала обеспечивается нагнетательным механизмом. Для переключения на нейтральную передачу применяется запорный механизм.

Схема переключения

Коробка передач МТЗ-82 (схема переключения показана ниже) рассчитана на девять скоростей. Задняя передача включается с двойным выжимом сцепления. Рычаг у модификации применяется с коленчатым переходником. Первая передача включается без западания. На нейтральную скорость коробка переключается без больших усилий.

Картер модификации

Коробка передач МТЗ 80-82 делается с картером на две шестеренки. Специалисты говорят о том, что модификация обладает прочными опорами. В нижней части картера установлен широкий блок. Периодически его необходимо осматривать. На блоке предусмотрено две накладки. Нижние цилиндры устройства устанавливаются на подставке. Стаканы у модификации фиксируются в боковой части блока. На них установлены широкие втулки. При больших нагрузках накладки могут стираться. Также надо отметить, что заменить шестерню довольно проблематично.

Нагнетательный механизм

Нагнетательный механизм у коробки передач представляет собой набор дисков. Прокладки под них подбираются малой эластичности. Стойки используются с небольшими выступами. Нижняя опора в данном случае надежно зафиксирована. Специалисты говорят, что нагнетатель периодически может забиваться. При этом на нем собирается большое количество машинного масла. Его периодически надо очищать.

Коленчатый вал устройства

Коленчатый вал в устройстве зафиксирован на две опоры. Накладки при этом применяются только в нижней части коробки передач. Если рассматривать верх механизма, то там имеется широкий блок. Опора установлена Г-образной формы. В центральной части модификации установлены две шестерни. Блокиратор применяется с кольцом. Прокладки на блоке используются небольшой ширины. Также надо отметить, что в верхней части механизма имеется шток. Он фиксируется при помощи двух фиксаторов. Переключатель передач используется с втулкой.

В некоторых случаях он может западать. В такой ситуации надо сразу проверить накладки. Промежуточные диски также могу провалиться. Достать их самостоятельно очень сложно. В той ситуации придется воспользоваться помощью друга. Диски у данной коробки передач закрываются крышкой. Она у этой модели фиксируется на узких зажимах. Дополнительно в боковой части крышки установлены винты. Диски снимаются довольно сложно. В данном случае опоры придется немного подбить молотком. После этого появится возможность осмотреть втулки, и оценить целостность накладок на ведомой шестерне.

Плунжерный механизм

Плунжер у данной коробки передач применяется с переключателем. Специалисты говорят, что накладки используются малой толщины. Коробка переключения передач МТЗ-82 делается с редуктор на блокираторе. Диски в плунжере применяются малого диаметра. Стаканы у модификации делаются с накладками. В нижней части плунжера имеется два штока. Для их фиксации применяются зажимные механизмы. Довольно часто проблемы наблюдаются именно с блокиратором.

У него может вылетать планка. Происходит это из-за перегрузок на центральную часть штока. Чтобы поставить планку на место, рекомендуется заранее скрутить крышку плунжера. Дополнительно важно осмотреть гнездо подшипников. Если их не смазывать, на штоки оказывается большое давление. Промежуточный вал в коробке передач не рассчитан на такие нагрузки. Штоки у этой модели достать довольно просто. В данном случае редуктор не требуется снимать. Также надо отметить, что штоки можно отсоединить через крышку блока. Для этого придется отсоединить только верхнюю планку.

Сальник устройства

Коробка передач трактора МТЗ-82 устанавливается с сальником над блоком. По сторонам механизма располагаются шестерни. В центральной части модификации имеется только один диск. Также надо отметить, что упоры выполнены с небольшими стойками. Специалисты говорят о том, что сальник работает от шестерни. Непосредственно соединение с валом осуществляется при помощи штока. В верхней части механизма располагается переходник. Втулки у модификации применяются немалой ширины. При необходимости их можно прочищать. Для этого верхнюю крышку снимать не требуется.

Замена уплотнителя

Уплотнитель в коробке передач поменять довольно просто. Для этого рекомендуется в первую очередь снять картер. Верхняя крышка фиксируется на винтах. Упоры в механизме снимаются по порядку. Также надо отметить, что уплотнитель находится под камерой. Шестерни надо снимать при помощи ключа. Сальник в данном случае не нужен. В нижней части редуктора также имеется уплотнитель. Он фиксируется на крыше блока. Если рассматривать центральный упор, то он выполнен Г-образной формы. С вторичным валом он не соприкасается.

Осмотр седла

Коробка передач МТЗ-82 делается с седлом, которое находится в центральной части блока. Непосредственно зажим располагается под стаканом. Специалисты говорят о том, что механизм очень просто разобрать. Чтобы отсоединить седло, потребуется только один ключ. Крышка седла фиксируется на зажиме. Эксперты указывают на то, что стаканы снимаются довольно просто. При этом зажимные втулки можно не трогать. В верхней части седла располагается вторичный винт. Он является крепежом вала. Чтобы отсоединить шестерню передачи, придется немного подбить молотком стойку. Если сильно шумит коробка передач МТЗ-82, ремонт устройства надо начинать с осмотра блока седла.

Ремонт плунжера

Плунжер в данной коробке передач часто ломается из-за вылетающей опоры. Для того чтобы исправить эту ситуацию, надо сразу осмотреть стойку. Для этого снимается крышка и аккуратно вынимается подкладка. Вторичный вал в данном случае не надо снимать. Если опора находится под углом, значит, защитный штифт отклонился в сторону. Это очень просто исправить. В верхней части блока имеется небольшой фиксатор, и у него есть винт. Блок редуктора необходимо свинтить. Опора регулируется при помощи винта.

Замена кольца

Коробка передач МТЗ-82 не смогла бы работать без кольца, которое находится под стаканом. При больших нагрузках оно может деформироваться. В результате центральный шток запирается. В итоге коробка передач находится в нерабочем состоянии. Как правильно достать кольцо? Сделать это довольно просто. В первую очередь, надо снять защитный редуктор и осмотреть коробку.

Иногда там могут находиться посторонние предмеры. Как правило, речь идет о свинтившихся винтах. Они часто блокируют работу стакана и трутся об кольцо. Втулка возле механизма снимается при помощи ключа. Стакан необходимо подбивать молотком в сторону редуктора. Кольцо снимается довольно просто. После его замены придется заново установить винт и надежно зажать коробку.

Осмотр шестерни второй передачи

Коробка передач МТЗ-82 работает с шестерней второй скорости, а фиксируется она над центральным валом. Диск находится за втулкой. Фиксация детали осуществляется на короткой стойке. Как снять шестерню второй передачи? Сделать это можно, только предварительно зафиксировав коробку передач.

После этого отдвигается крышка и отвинчивается винт. Далее потребуется снять крышку и осмотреть состояние пластины. В данном случае верхнюю пластину не стоит трогать. Шестерню необходимо аккуратно подбивать молотком в сторону редуктора. Далее появится возможность отсоединить зажимной шток. После этого останется только снять шестерню. Чтобы поставить ее на прежнее место, придется попросить помощи у товарища. Установить деталь самостоятельно проблематично. В данном случае важно придерживать боковую втулку.

Ремонт переходника

Коробка передач МТЗ-82 имеет переходник, который находится в нижней части сальника. Порой он загрязняется или летает. С этой целью необходимо заготовить в первую очередь набор ключей. Дополнительно потребуется зажим и молоток. Сначала надо просто отсоединить крышку и затем высунуть прокладку. Вал сальника в данном случае трогать не нужно.

Большинство специалистов говорят, что переходник надо снимать со сторон пластины. На этом этапе важно следить за положением шестеренки. В коробке передач они фиксируется на упоре. Далее придется осмотреть нижнюю часть переходника. Если проблема заключается в загрязнении, то пыль можно удалить при помощи тряпки. При замене переходника важно обращать внимание на диаметр механизма крепления.

Коробка переключения передач МТЗ-80

Коробка переключения передач МТЗ-80

Устанавливаемые на тракторах МТЗ-80 коробки передач в зависимости от года выпуска и комплектации имеют три типа: с подвижными шестернями, с шестернями постоянного зацепления (с переключением под нагрузкой), с шестернями постоянного зацепления (синхронизированная).

Коробка передач с подвижными шестернями имеет 18 передач вперед и четыре назад. Конструкция коробки позволяет устанавливать ходоуменьшитель для получения замедленных (технологических) скоростей.

Рис. 1. КПП тракторов МТЗ-80 с подвижными шестернями

1 - рычаг переключения передач; 2 - крышка; 3 - ведомая шестерня первой ступени редуктора; 4 - вторичный вал; 5 - пластинчатая пружина; 6 - регулировочные прокладки; 7, 14. 25 и 27 - стаканы; 8 - ведомая шестерня второй ступени редуктора; 9 - ведущая шестерня главной передачи; 10 - гайка; 11 - конические роликовые подшипники; 12 - вал привода ВОМ, 13 - втулка; 15 - ведущая шестерня второй ступени редуктора; 16 - ведущая шестерня первой ступени редуктора; 17 - упорное кольцо; 18 - промежуточная шестерня; 19 и 20 -ведомые шестерни третьей и четвертой передач; 23 - промежуточный вал; 22 - ведомая шестерня пятой передачи и заднего хода; 23, 24, 28 и 35 - шариковые подшипники; 26 - шестерня понижающего редуктора, 29 - первичный вал; 30 - ведущие шестерни четвертой и пятой передач; 31 - корпус; 32 - ведущая шестерня третьей передачи; 33 -вилка; 34 - ползун: 36 - шариковый фиксатор; 37 - кулиса; 38 -шаровая опора; 39 - чехол; 40 - пружинное кольцо; 41 - шестерня включения ходоуменьшителя; 42 ведомая шестерня первой передачи и заднего хода: 43 - упорная шайба; 44 - стопорное кольцо: 45 - скользящая шестерня первой передачи и заднего хода; 46 - вад пониженных передач и заднего хода; 47 - промежуточная
шестерня заднего хода; 48 – ось

Смонтирована КПП МТЗ-80 в корпусе 31 (рис. 1), а одноступенчатый понижающий редуктор - в корпусе, соединяющем двигатель и коробку передач. Корпуса скреплены болтами.

В коробке передач размещены первичный 29, промежуточный 21, вторичный 4 валы, вал пониженных передач и заднего хода 46, промежуточная шестерня заднего хода 47 и шестерни редуктора. Промежуточный вал трубчатый, внутри его проходит вал 12 привода ВОМ.

Редуктор коробки передач МТЗ-80 имеет две ступени: первая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обеспечиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редуктора.

При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внутренними шлицами соединится с наружными шлицами ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положение шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.

Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36.

Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости. Понижающий редуктор размещен между коробкой передач и редуктором ВОМ.

Редуктор КПП МТЗ-80 имеет две ступени: первая ступень обеспечивает получение первой, третьей, четвертой и пятой передач переднего хода и первую передачу заднего хода; остальные передачи обеспечиваются второй ступенью. При перемещении шестерни 16 назад включается вторая ступень редуктора.

При перемещении шестерни 41 включения ходоуменьшителя до упора в ведомую шестерню, она внутренними шлицами соединится с наружными шлицами ступицы шестерни 42 и обе шестерни и вал 46 будут составлять жесткую систему. Такое положение шестерен 41 и 42 соответствует работе трактора без ходоуменьшителя.

Механизм переключения передач состоит из прямоугольных ползунов 34 с приваренными вилками 33, пластинчатых замков и шариковых фиксаторов 36.

Рычаг 1 переключения передач установлен на крышке 2, снабжен кулисой 37 и чехлом 39, предупреждающим попадание пыли и грязи в рабочие полости. Понижающий редуктор размещен между коробкой передач и редуктором ВОМ.

Рис. 2. Понижающий редуктор коробки передач МТЗ-80

1 - ведущая шестерня редуктора; 2 - зубчатая муфта; 3 -вилка; 4 - зубчатый венец вала сцепления; 5 -рычаг управления редуктором; 6 - ведомая шестерня редуктора; 7 первичный вал коробки передач; 8 – корпус сцепления; 9 -блок шестерен; 10 – шариковый подшипник; 11 -кронштейн; 12 -игольчатый подшипник; 13 – вал сцепления,вал коробки передач; 8 – корпус сцепления; 9 -блок шестерен; 10 – шариковый подшипник; 11 -кронштейн; 12 - игольчатый подшипник; 13 – вал сцепления

На переднем конце ступицы шестерни 6 (рис. 2) выполнен зубчатый венец. Когда рычагом 5 с помощью вилки 3 сдвигают назад зубчатую муфту 2, она, оставаясь соединенной с зубцами вала сцепления 13, входит в зацепление с зубчатым венцом ступицы шестерни 6. Вал сцепления и первичный вал коробки передач соединяются, редуктор выключается.

Для включения редуктора зубчатую муфту 2 сдвигают вперед. Оставаясь соединенной с валом 13, она входит в зацепление с малым зубчатым венцом ведущей шестерни 1 редуктора и соединяет ее с этим валом.

При этом вращение от вала 13 сцепления через шестерню 1 передается на большой венец блока шестерен 9 и далее через его малый венец на ведомую шестерню 6 редуктора к первичному валу 7 коробки передач. Передаточное число понижающего редуктора равно 1,36.

Коробка передач МТЗ-80 с переключением под нагрузкой - с шестернями постоянного зацепления, гидравлическим управлением фрикционами (гидроподжимными муфтами ГПМ), с помощью которых происходит переключение передач без разрыва потока мощности, что существенно улучшает динамические качества трактора.

Применение коробок передач с гидроподжимной муфтой позволяет упростить процесс переключения передач, так как в момент переключения не требуется управлять сцеплением и подачей топлива.

Процесс переключения передач сводится к выбору оператором необходимой передачи установкой рычага в соответствующее положение - направление потока рабочей жидкости в цилиндр ГПМ выбранной передачи.

Коробка передач обеспечивает 24 передачи вперед и 8 - назад, а также: гидровключение и приводпереднего ведущего моста; привод синхронного заднего ВОМ. При оборудовании коробки гидроходоуменьшителем количество передач I и II диапазонов и заднего хода увеличивается вдвое.

Рис. 3. КПП МТЗ-80, 82 с переключением под нагрузкой

1 - распределитель; 2 - узел передач; 3 - полумуфта зубчатая подвижная; 4 - ведомая шестерня Г, II, IV диапазонов; 5 - шестерня привода переднего ведущего моста и синхронного ВОМ; 6 - роликовые подшипники; 7 - подшипник; 8 - вторичный вал; 9 - планка стопорная; 10 - стопорное кольцо; И - подшипник; 12 - вал; 13 - стопорное кольцо; 14 - роликовый подшипник; 15 - подшипник; 16 - шестерня привода синхронного ВОМ; 17 - шестерня; 18 - стопорное кольцо; 19, 20 - шестерни; 21 - стопорное кольцо; 22 - подшипник; 23 - полумуфта
зубчатая; 24 - подшипник; 25 - гайка; 26- регулировочная шайба; 27 - стопорная шайба; 28 - стопорное кольцо; 29 - ведомая шестерня III, IV и VI диапазонов; 30 - полумуфта зубчатая.

Коробка передач МТЗ-80, 82 состоит из редукторной части, механизма управления коробкой и гидросистемы. Редукторная часть включает в себя узел передач 2 (рис. 3), состоящий из первичного вала 13 (рис. 4), промежуточного вала 14, гидрораспределителя 2, стакана 3; вал 12 (см. рис.3) и вторичный вал 8; вал пониженных передач и заднего хода 15 (рис.5), вал повышенных передач 9.

Первичный вал 13 (см. рис. 4) расположен на подшипниках 22 и 11, узел подшипников, ГПМ и шестерен стягивается гайками 23 и 12. В канавках вала установлены чугунные уплотнительные кольца 1.

На первичном валу установлен распределитель 2, на подшипниках 8 - ведущие шестерни 7 и 9, соответственно I и II передач, а на подшипниках 4 -шестерни 5 и 10, соответственно II и IV передач.

Рис. 4. Узел передач тракторов МТЗ-80, 82 с переключением под нагрузкой

1 - кольцо уплотнительное; 2 - распределитель; 3 - стакан; 4. - подшипник роликовый; 5 - ведущая шестерня II передачи; 6 - ГПМ; 7 - ведущая шестерня I передачи; 8 - роликовые подшипники; 9 - ведущая шестерня III передачи; 10 - ведущая шестерня IV передачи; 11,22 - подшипники; 12, 23 - гайки; 13 - первичный вал; 14 - промежуточный вал; 15 - подшипник шариковый; 16 - ведомая шестерня IV передачи; 17 - ведомая шестерня III передачи; 18 - ведомая шестерня I передачи; 19 - ведомая шестерня II передачи; 20-подшипник; 21 -гайка; 24 - каналы для подвода масла к ГПМ

Рис. 5. КПП МТЗ-80, 82 с переключением под нагрузкой

3, 5, 27 - вилки; 2, 4, 6, 26 повышенных передач; 10 - стопорное кольцо; 11 - подшипник; 32, 21 - гайки; 13 - шестерня заднего хода; 14 -роликовые подшипники; 15 - шестерня I и III диапазонов; 16 - вал пониженных передач и заднего хода; 17 - втулка; 18 - стопорное кольцо; 19 - шестерня ходоуменьшителя; 20 - подшипник; 22 - втулка; 23 - шестерня; 24 - ведущая шестерня II и V диапазонов: 25 - шпонка; 28-32 - шарики механизма блокировки зубчатых муфт.

На шлицах вала установлены двойные ГПМ 6. На промежуточный вал 14, установленный в корпусе на двух подшипниках 20 и 15, посажены с натягом шестерни 18, 19 и 17, 16, соответственно I, II и III, IV передач.

Шестерни ГПМ первичного вала находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Пакет шестерен с подшипниками затянут на валу 14 гайкой 21.

Промежуточный вал 14 узла КПП МТЗ-80, 82 соединен с валом 12 (см. рис. 3) зубчатой полумуфтой 23. Вал 12 с двумя шлицевыми венцами смонтирован в корпусе на подшипниках 22, 15 и 11.

На шлицевых венцах расположены шестерни 20, 19 и 17, причем шестерня 17 центрируется на валу 12 двумя кольцевыми поясками. Подшипник 22 вместе с шестернями 19 и 20 фиксируется на валу стопорным кольцом 18, а в корпусе - кольцом 21.

Задняя опора вала 12 находится в ступице шестерни 16 привода синхронного ВОМ и переднего ведущего моста на двух роликовых подшипниках 15 и 14. Шестерня 16 установлена в корпусе на подшипнике 11, фиксируемом на ступице кольцом 13, а в корпусе - кольцом 10 и планками 9.

Вторичный вал, выполненный за одно целое с ведущей конической шестерней, установлен в корпусе на конических подшипниках 7 и 24.

На нем неподвижно посажены: ведущая шестерня 5 привода переднего ведущего моста и синхронного ВОМ, на ступице которой находится на подшипнике 6 ведомая шестерня 4 - I, II и IV диапазонов; полумуфта 30, на ступице которой на подшипнике 6 установлена ведомая шестерня 29 - III, V и VI диапазонов.

Шестерня и полумуфта удерживаются ограничительной 27 и регулировочной 26 шайбами и затянуты на валу гайкой 25. Вал 8 имеет осевое и радиальные сверления для подачи смазки к подшипникам шестерен.

Вал пониженных передач и заднего хода 16 (рис. 5) установлен в корпусе коробки на подшипниках 20 и 11. На нем находятся на роликовых подшипниках 14 шестерни 15 - I и Ш диапазонов и 13 заднего хода.

На шлицах вала посажена втулка 17 с наружными и внутренними шлицами с установленной на ней шестерней 19 ходоуменьшителя. Ведомая шестерня 23 находится на валу 16 на бронзовой втулке 22.

При отсутствии ходоуменьшителя шестерня 23 соединяется с валом 16 шлицами шестерни 19, фиксируемой в этом положении стопорным кольцом 18 на втулке 17.

Шестерни вала пониженных передач и заднего хода коробки передач МТЗ-80, 82 вместе с подшипниками затянуты на валу гайками 21 и 12. В валу 16 выполнены осевое и радиальные сверления для подвода смазки (под давлением) к подшипникам 14 и втулке 22.

Вал повышенных рабочих передач 9 установлен в корпусе на двух подшипниках 20 и 11. На нем расположены ведомая шестерня 24 и ведущая 8 - II и V диапазонов. Шестерня 24 на валу посажена на подшипнике 14, к которым подводится под давлением смазка по осевому и радиальному сверлениям.

Шестерня 8 жестко связана с валом при помощи шпонки 25. Соединение шестерни 24 с шестерней 8 вала 9 и шестерен 75 и 13 с валом 16 осуществляется зубчатыми муфтами 7.

Валы 16 и 9 фиксируются от осевых перемещений в задних опорах подшипников стопорными кольцами 10 (см. рис. 3) и планками 9.

Мощность от двигателя через сцепление передается на первичный вал коробки передач(см. рис. 4), с которого через двойные ГПМ 6 четырьмя потоками передаются шестернями 5 и 19; 7 и 18: 9 и 17; 10 и 16 на промежуточный вал 14, обеспечивая получение 4-х передач II, I, III и IV соответственно.

Крутящий момент с промежуточного вала КПП МТЗ-80, 82 передается по 4-м направлениям: через муфту 23 (см. рис, 3) на вал 12, двумя потоками через шестерни постоянного зацепления 20, 29 и 17, 4, муфту 3 на вторичный вал 8, обеспечивая, таким образом, получение восьми скоростей IV и VI диапазонов; через свободно сидящую шестерню 24 (см. рис. 5), зубчатую муфту 7, вал повышенных передач 9, шестерню 8 на шестерню 19 (см. рис. 3), вал 12 на шестерни 17, 20.

Дальше крутящий момент двумя потоками через шестерни 29, 4 и муфту 3 передается на вторичный вал 8. обеспечивая получение еще восьми скоростей II и V диапазонов; через шестерни 23 и 19 (см. рис. 5), втулку 17, вал пониженных передач и заднего хода 16 через муфту 7 на свободно сидящую шестерню 15 и через шестерню 20 (см. рис. 3) на вал 12, далее опять двумя потоками через шестерни 29. 4 муфту 3 на вторичный вал обеспечивая девять пониженных скоростей I и III диапазонов; получение передач заднего хода происходит при передаче крутящего момента через шестерни 23, 19 (см. рис. 5), втулку 17 и вал 16 через муфту 7 на шестерню 13 заднего хода и шестерню 4 (см. рис, 3).

При соответствующем включении муфты 3 крутящий момент с шестерни 4 передается либо сразу на вал 8, либо через шестерни 4, 17, вал 12 и шестерни 20, 29, обеспечивая на вторичном валу восемь скоростей I и II диапазонов заднего хода.

Гидроподжимная муфта МТЗ-80 и ее устройство

Гидроподжимная муфта ГПМ МТЗ-80 - фрикционная, многодисковая, мокрая, непостоянно замкнутая. Они попарно собраны в барабанах 10 (рис. 1). В барабане 10 с двух сторон выполнены расточки (полости), в которые установлены подвижные поршни 8, уплотняемые чугунными разрезными кольцами 12 и 9.

В гнездах каждого из поршней установлено по шестнадцать отжимных пружин 3, предварительно сжатых опорным диском 1, зафиксированным на ступице, барабана стопорным кольцом 2.

В поршнях имеется по два центробежных шариковых клапана 4 сброса давления рабочей жидкости из рабочих полостей цилиндров после отсоединения цилиндров от нагнетательной магистрали управления коробкой передач.

Рис. 1. Двойная гидроподжимная муфта ГПМ коробки передач МТЗ-80 с переключением под нагрузкой

1 - опорный диск; 2 - стопорное кольцо; 3 -пружина отжимная; 4 -центробежный шариковый клапан сброса давления; 5 - опорный диск; 6 -стопорное кольцо; 7 -ведомые диски (металлокерамические); 8 - поршень; 9 - кольцо уплотнительное; 10- барабан; 11 - ведущие диски (стальные); 12 - кольцо уплотнительное

В пазах барабана установлены ведущие стальные диски 11, а между ними - ведомые металлокерамические диски 7 с внутренними шлицами. Замыкаются пакеты дисков опорными дисками 5, фиксируемыми стопорными кольцами 6,

Масло к ГПМ, для их переключения, подается через четыре продольных и радиальные каналы первичного вала в полость между поршнем 8 и барабаном 10. Под действием давления масла поршень 8 двигается, преодолевая усилие пружин 3, сжимая пакет ведущих 11 и ведомых 7 дисков.

Гидроподжимная муфта включается и начинает передавать крутящий момент от шестерни первичного вала на промежуточный вал. Механизм управления коробкой передач обеспечивает переключение:диапазонов передач посредством зубчатых муфт.

Выбор необходимого диапазона передач осуществляется вращением рукоятки 1 (рис. 2) рычага 7, включение перемещением рычага 7 в продольном направлении относительно оси трактора согласно схеме переключений.

Рис. 2. Механизм переключения передач диапазонов тракторов МТЗ-80

1 - рукоятка;. 2 - выключатель блокировки запуска двигателя; 3 крышка; 4 - фиксатор; 5 - кронштейн; 6 - труба: 7 - рычаг с зубчатым венцом; 8, 9 - вал переключения; 10 - стопорный болт; 11- рычаг

Механизм управления КПП МТЗ-80 состоит из механизма управления диапазонов и механизма переключения передач. Механизм переключения диапазонов передач состоит из крышки 3 (рис. 2), в расточке которой закреплен кронштейн 5.

В кронштейне 5 установлена труба 6, фиксируемая от осевых перемещений в кронштейне болтом 10, который входит своим носком в поперечный паз трубы, обеспечивая тем самым возможность ее поворота относительно кронштейна.

В трубе установлен рычаг 7 с шестерней 8, находящийся в зацеплении с рейкой вала 9. На рычаге 7 имеется рукоятка 1. На валу 9 жестко закреплено два рычага 11. Осевая фиксация вала 9 обеспечивается фиксатором 4. Блокировка пуска двигателя при включенном диапазоне осуществляется выключателем 2.

При вращении рукоятки 1 поворачивается рычаг 7 и своим зубчатым венцом 8 перемещает вал переключения 9 с рычагами 11.

Усилие включения от рычагов передается на поводки механизма переключения и через вилки переключения на каретки зубчатых муфт. которые перемещаясь вдоль оси валов, обеспечивают получение соответствующих диапазонов передач.

Рис. 3. Механизм переключения передач КПП МТЗ-80 с переключением под нагрузкой

1 - рычаг; 2 -трос; 3, 4 - кронштейны; 5 - рычаг; 6 - рукоятка; 7 - вал; 8 - втулка; 9 - штифт

Механизм переключения передач трактора состоит из рычага 5 с рукояткой 6 (рис. 3), соединенного тросом 2 с рычагом 1. Трос 2 установлен в кронштейнах 3 и 4. Рычаг 1 через шлицы и штифт 9 соединен с вилкой 8, которая установлена на вал 7 распределителя.

Рычаг переключения передач 5 имеет пять фиксированных положений: нулевое и четыре положения, соответствующие I, II, III, IV передачам.

Крайнее переднее положение рычага соответствует IV передаче. При перемещении рычага 5 усилие тросом 2 передается через рычаг 1, шлицы и штифт 9, втулку 8 на вал 7 гидрораспределителя, обеспечивая получение необходимых передач.

Запасные части для тракторов ЧТЗ и автомобилей КРАЗ