Руководства, Инструкции, Бланки

положение о службе охраны труда на предприятии образец 2016 img-1

положение о службе охраны труда на предприятии образец 2016

Рейтинг: 4.5/5.0 (1889 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Положение о службе охраны труда образец скачать бесплатно

Положение о службе охраны труда


Служба охраны труда - важная составляющая структуры успешной работы компании. Положение о службе охраны труда имеет место, когда подразделение входит в структуру организации. Договор заключается между физическим лицом и работодателем. Работодатель выступает начальником службы охраны и подписывает режим каждого из них. Количество человек, необходимых службе охраны устанавливается руководителем. В положении о службе охраны труда детально прописываются все функции сотрудников, включая основные обязанности.

Основными принципами службы охраны являются совокупный надзор за деятельностью всех подразделений предприятия: служащих, контрагентов, контроль технологии изготовления продукции и другое. Вместе с контрольными и надзорными функциями, специалисты службы охраны труда несут и ответственность при негативных последствиях своей деятельности. Помимо положений в компаниях, имеющих подобные подразделения, могут быть разработаны иные регламентирующие бумаги, инструкции, порядки.

Обязательные пункты положения о службе охраны труда
  • В верхней части положения утверждение руководства с подписью и расшифровкой руководителя и печатью;
  • Название созданной бумаги и краткое описание;
  • Общие правила, понятия, термины, используемые далее по тексту положения;
  • Возможно внести данные сотрудников, на которых распространяется бумажный носитель информации;
  • Права, обязанности, ответственность, условия действий в чрезвычайных ситуациях и иные нормы;
  • Заключительные моменты;
  • Может присутствовать графа для ознакомления служащими, где последние при прочтении ставят дату и подпись с расшифровкой.

Образец, который представлен на фото и по специальной прямой ссылке, имеет шаблонный характер, общие термины и понятия. Чтобы воспользоваться им, сначала нужно бесплатно скачать пример, затем произвести редакцию под условия действующего контракта. Самое главное в создаваемых правилах - не превышать рамки дозволенного законодательного поведения и не ухудшать положение работника. Во всем остальном, нормативное регулирование страны позволяет создавать любые соглашения, не противоречащие вышестоящему законодательству.

Другие новости по теме:

Другие статьи

Положение о службе охраны труда

1. Руководитель Службы осуществляет общее руководство всей деятельностью Службы и организует ее работу. Руководитель Службы распределяет обязанности между сотрудниками и отвечает за расстановку кадров в Службе. Объем работ, функциональные и должностные обязанности сотрудников Службы утверждаются работодателем по представлению руководителя Службы. Руководитель организации должен обеспечить необходимые условия для выполнения работниками Службы своих полномочий.

Руководителю организации рекомендуется организовывать для работников Службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

На должность руководителя Службы назначается лицо, имеющее диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда и стаж работы по охране труда на инженерно-технических и руководящих должностях не менее 5 лет.

Руководитель Службы должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам охраны труда;

- производственную и организационную структуру предприятия;

- основные технологические процессы и режимы производства: оборудование предприятия и принципы его работы;

- методы изучения условий труда на рабочих местах; организацию работы по охране труда;

- систему стандартов безопасности труда;

- психофизиологические требования к работникам, исходя из категории тяжести работ, ограничения применения труда женщин, подростков, рабочих, переведенных на легкий труд;

- правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ;

- порядок проведения расследования несчастных случаев;

- передовой отечественный и зарубежный опыт в области охраны труда;

- методы и формы пропаганды и информации по охране труда;

- порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда;

- основы экономики, организации производства, труда и управления;

- основы трудового законодательства.

2. На должность специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица, имеющие квалификацию инженера по охране труда, либо специалисты, имеющие высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории указанных лиц должны пройти специальное обучение по охране труда.

Инженер по охране труда I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по охране труда II категории не менее 3 лет.

Инженер по охране труда II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера по охране труда или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Специалист по охране труда должен знать:

- законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам охраны труда;

- основные технологические процессы производства продукции предприятия;

- методы изучения условий труда на рабочих местах;

- организацию работы по охране труда;

- систему стандартов безопасности труда;

- психофизиологические требования к работникам исходя из категории тяжести работ, ограничения применения труда женщин, подростков, рабочих, переведенных на легкий труд;

- особенности эксплуатации оборудования, применяемого на предприятии;

- правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ;

- передовой отечественный и зарубежный опыт по охране труда;

- методы и формы пропаганды и информации по охране труда;

- порядок и сроки составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда;

- основы экономики, организации производства, труда и управления;

- основы трудового законодательства.

Источник: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", 2013, N 6

Положение о службе охраны труда

Образец Положения о службе охраны труда

Положение о службе охраны труда регламентирует работу службы охраны труда, предлагаем вам ознакомиться с образцом такого положения

Обеспечение системного подхода к решению задач охраны труда согласно нормам Трудового кодекса РФ и других нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.

О том, когда необходимо формировать службу охраны труда, зачем нужно положение о службе охраны труда и как его составить самостоятельно читайте в статье "Положение о службе охраны труда"

2. Область распространения

Настоящий стандарт распространяется на все подразделения Общества.

Стандарт является руководством по созданию и совершенствованию системы управления охраной труда в Обществе, а также интеграции элементов этой системы в качестве составной части общей политики и управленческих мероприятий.

3. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки:

  • на Трудовой кодекс РФ (далее — ТК РФ);
  • постановление Минтруда России от 08.02.2000 № 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации» (далее — Рекомендации);
  • ГОСТ 12.0.230–2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования»;
  • ГОСТ Р 12.0.008–2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организациях. Проверка (аудит)»;
  • ГОСТ Р 12.0.007–2009 «Система стандартов безопасности труда. системы управления охраной труда в организации Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию»;
  • ГОСТ Р 12.0.010–2009 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Определение опасностей и оценка рисков».

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со ст. 217 ТК РФ и Рекомендациями.

1.2. В соответствии со ст. 217 ТК РФ в организации, где численность работников превышает 50 человек, создается служба охраны труда (далее — Служба) или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

1.3. Работники Службы назначаются и освобождаются от должности на основании решения Генерального директора по представлению лица, ответственного за обеспечение охраны труда в организации.

1.4. Служба в своей работе руководствуется: федеральными законами РФ;

указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; нормативными правовыми и иными нормативными актами по охране труда; уставом предприятия; настоящим Положением и другими локальными нормативными актами по охране труда.

1.5. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда, а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.

1.6. На должность руководителя службы охраны труда или специалиста по охране труда назначаются, как правило, лица имеющие высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или соответствующим ему направлениям подготовки (специальностям) по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда.

2. Основные задачи и функции Службы охраны труда

2.1. Основными задачами Службы являются:

  • организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, а также локально-нормативных актов организации;
  • организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда; информирование и консультирование работников организации, в т. ч. ее руководителя, по вопросам охраны труда;
  • осуществление методического руководства и координация деятельности подразделений организации по разработке, применению и совершенствованию системы управления охраной труда (далее — СУОТ).

2.2. Для выполнения указанных в п. 2.1 задач на Службу возлагаются следующие функции, относящиеся к отдельным элементам СУОТ:

  • учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
  • организация, методическое руководство специальной оценкой условий труда, контроль за ее проведением;
  • согласование разрабатываемой в организации документации в части требований охраны труда;
  • оказание помощи руководителям подразделений в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры;
  • организация расследования несчастных случаев на производстве, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
  • оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1 и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве, протоколов измерений параметров опасных и вредных производственных факторов, оценки оборудования по фактору травмобезопасности, материалов специальной оценки условий труда и др.), в соответствии с установленными сроками;
  • участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональными заболеваниями;
  • разработка программ обучения по охране труда работников организации, в т. ч. ее руководителя;
  • проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу ( в т. ч. временно), командированными, а также учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику;
  • организация своевременного обучения по охране труда работников организации, в т. ч. ее руководителя, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
  • составление (при участии руководителей подразделений) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
  • обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами организации (правилами, нормами, инструкциями по охране труда);
  • оказание методической помощи руководителям подразделений при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;
  • рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выявленных недостатков.

2.2.1. Политика в области охраны труда:

а) ведение учета действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда, которыми должны руководствоваться работники организаций; внесение в него своевременных изменений и дополнений;

б) подготовка предложений по совершенствованию политики в области охраны труда.

2.2.2. Организация деятельности СУОТ:

а) подготовка предложений генеральному директору о распределении обязанностей по охране труда между структурными подразделениями и должностными лицами в Обществе

б) координация деятельности других структурных подразделений по вопросам охраны труда;

в) проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу;

г) организация своевременной подготовки и пересмотра руководящих документов СУОТ;

д) учет и ведение документации СУОТ.

2.2.3. Планирование и осуществление мероприятий охраны труда:

а) учет и анализ опасных и вредных производственных факторов и профессиональных рисков, связанных с характером деятельности организации;

б) подготовка предложений по организации производства работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов;

в) проверка принимаемых технологических решений на соответствие требованиям охраны труда;

г) организация проведения специальной оценки условий труда;

д) организация проведения своевременного обучения и проверки знаний охраны труда;

е) организация работы по обеспечению работников сертифицированными СИЗ.

2.2.4. Оценка деятельности системы управления охраной труда:

а) обеспечение соблюдения требований ТК РФ при проведении расследования несчастных случаев, участие в работе комиссии по расследованию несчастных случаев, а также комиссий по расследованию профессиональных заболеваний;

б) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений проверок, обследований состояния условий и охраны труда на рабочих местах с разработкой предложений по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма;

в) осуществление контроля соблюдения работниками требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда;

г) организация подведения итогов работы по охране труда в структурных подразделениях и в целом в компании;

д) оценка эффективности деятельности и подготовка предложений по совершенствованию СУОТ.

3. Права специалистов по охране труда

Специалисты по охране труда имеют право:

3.1. В любое время суток беспрепятственно посещать и осматривать производственные, служебные и бытовые помещения организации, знакомиться в пределах своей компетенции с документами по вопросам охраны труда.

3.2. Предъявлять руководителям структурных подразделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания (по форме, приведенной в приложении ) об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение.

3.3. Требовать от руководителей структурных подразделений отстранения от работы лиц, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предварительных и периодических медицинских осмотров, обучения, инструктажа и стажировки по охране труда, не использующих в своей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законодательства об охране труда.

3.4. Направлять соответствующим руководителям предложения о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, не выполняющих свои должностные обязанности по охране труда.

3.5. Запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда.

3.6. Привлекать по согласованию с генеральным директором и руководителями подразделений соответствующих специалистов организации к проверке состояния условий и охраны труда.

3.7. Представлять генеральному директору предложения о поощрении работников за активную работу по улучшению условий и охраны труда.

4. Организация работы специалистов по охране труда

4.1. Организация деятельности специалистов по охране труда предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях Общества в соответствии с их должностными обязанностями.

4.2. Деятельность специалистов по охране труда должна осуществляться в плановом порядке в рамках СУОТ.

4.3. Служба охраны труда должна наладить учет и ведение документации СУОТ в рамках системы делопроизводства. Документация СУОТ идентифицируется и заносится в реестр документооборота по соответствующим папкам, имеющим установленные для них номера с указанием ответственного за ведение и хранение подразделения.

Ответственность за организацию функционирования службы охрана труда возлагается на специалиста по охране труда

Положение о службе охраны труда

Положение о службе охраны труда.

1.Система управления охраной труда - комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Оспаривать не будем, надеюсь?

С учетом того, что "Типовое положение о системе управления охраной труда " до настоящего времени рожается в муках федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, далее - ИМХО

2. Тупо объединяя: Положение о СУОТ - Положение о комплексе взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда в конкретной организации и процедуры по достижению этих целей

3. ЛНА, устанавливающий обязанности руководителей и специалистов организации - один из элементов СУОТ

4. Утверждение Если обязанности распределены по руководителям и специалистам организации - то это уже Положение по СУОТ в организации - (с учетом вышеизложенного) спорное. Так можно и говорить, что Положение о порядке обучения и проверки знаний ОТ - это Положение о СУОТ.

Education - quod est, quando est, quae didicerat oblitus

Сергей.мозпит написал:
4. Утверждение Если обязанности распределены по руководителям и специалистам организации - то это уже Положение по СУОТ в организации - (с учетом вышеизложенного) спорное. Так можно и говорить, что Положение о порядке обучения и проверки знаний ОТ - это Положение о СУОТ.

п. 1-3 согласен
п. 4 - нет
Говоря о том, что, если "обязанности распределены по руководителям и специалистам организации - то это уже Положение по СУОТ в организации", имел ввиду несколько иное, наверное, некорректно высказался.
Имелось ввиду следующее
Положение о службе охраны труда как самостоятельный документ не нужен.
В нашем случае обязанности руководителей вошли целым разделом в Положение по СУОТ
Так же как и Положение о порядке обучения и проверки знаний по ОТ входит отдельным разделом.
Так же как и Положение по расследованию н/с и т.д. и т.п.
Очевидно, что именно комплексный подход к этим элементам СУОТ и есть суть данного Положения.

Сергей.мозпит написал:
И что? Наличие комплекта зимней резины автоматом означает, что у владельца оного имеется автомобиль?


Нет, но наличие автомобиля (Положение по СУОТ) означает, что у владельца есть комплект колес (раздел по распределению обязанностей), есть двигатель (раздел по обучению), есть рулевое ( раздел по расследованию н/с), есть сцепление (раздел по документации) и т.д. И не обязательно на руках иметь мануалы по каждому элементу, когда есть общее руководство по управлению автомобилем.

Все -таки служба-это не распределение обязанностей по охране труда среди сотрудников, а непосредственно созданное работодателем подразделение (отдел) специалистов по охране труда.
Ст. 217 ТК:
В целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ:
1. Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. Для организации работы по охране труда руководитель организации создает службу охраны труда.

2. Служба охраны труда организации (далее - Служба) подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.

3. Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) Службы.

Так что одного специалиста по охране труда - службой назвать невозможно, и тем более полное их отсутствие, как в случае топикстартера.
И положение о службе тоже не требуется, ведь службы, как таковой, не имеется. Это мое мнение.

Изменено: Диана - 15-01-2016 02:40:53

зарегистрированное средство массовой информации, свидетельство Эл № ФС77-39732 от 06.05.2010 г.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании (цитировании) материалов сайта ссылка на Ohranatruda.ru обязательна (для интернет-проектов индексируемая гиперссылка 'hyperlink').

Любое коммерческое использование материалов сайта и их публикация в печатных изданиях допускается только с письменного согласия администрации портала.

Использование Пользователем сервисов и контента сайта возможно только на условиях, предусмотренных Пользовательским Соглашением .

На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив любого рода ошибку, а также информацию, не соответствующую нормам морали, нарушающую права третьих лиц или законодательство РФ, пожалуйста, выделите ее и нажмите Shift+Enter .
Чтобы любую страницу сайта отправить в "Мои закладки" нажмите Ctrl+Z. После этого ссылка на выбранную страницу будет у Вас всегда под рукой в разделе "Мои закладки". Сервис доступен только для авторизованных пользователей.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МИНОБРАЗОВАНИ

ПРИКАЗ Минобразования РФ от 11-03-98 662 О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (2016) Актуально в 2016 году

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ ОХРАНЫ ТРУДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО, СРЕДНЕГО И НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИСТЕМЫ МИНОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

1.1. Типовое положение разработано в целях реализации ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда на основании Рекомендаций по организации работы службыохраны труда на предприятии, в учреждении и организации, утвержденных постановлением Минтруда России от 30 января 1995 г. N 6, и для оказания помощи работодателю (руководителю) образовательного учреждения в организации службы охраны труда и по управлению ее деятельностью. Функциональные обязанности и права работников службы охраны труда изложены с учетом того, что ответственность за состояние условий и охраны труда в образовательном учреждении возложена на работодателя*(1), а работники образовательного учреждения обязаны соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, правильно применять коллективные и индивидуальные средства защиты*(2).

Типовое положение распространяется на образовательные учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования системы Минобразования России (далее - образовательные учреждения).

1.2. Законодательной и нормативной основой деятельности службы охраны труда является Конституция Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, постановления Правительства Российской Федерации и Минтруда России, государственная система стандартов безопасности труда (ССБТ), строительные нормативы и правила (СНиП), санитарные правила и нормы (СанПиН), а также нормативные правовые акты по охране труда, приказы, распоряжения Минобразования России и настоящее Типовое положение.

1.3. Под службой охраны труда*(3) образовательного учреждения понимается функциональное структурное подразделение (управление, отдел, сектор и др.) и специалисты (инженеры) по охране труда, осуществляющие организацию работы по охране труда.

1.4. Служба является основным структурным подразделением образовательного учреждения и подчиняется первому руководителю (ректору, директору) или его заместителю по безопасности жизнедеятельности.

1.5. Службу, как основное структурное подразделение, возглавляет начальник, который назначается на эту должность и освобождается от должности приказом руководителя образовательного учреждения. Начальник службы организует работу, устанавливает круг обязанностей работников службы и несет ответственность за выполнение настоящего Типового положения.

1.6. На должность руководителя службы, специалиста (инженера) по охране труда, как правило, должны приниматься лица, имеющие диплом о присвоении квалификации инженера по охране труда. Лиц, имеющих высшее образование, но не имеющих квалификации по охране труда, до исполнения ими должностных обязанностей следует направлять на обучение в высшие профессиональные учебные заведения на специальные факультеты по переподготовке кадров с присвоением квалификации "инженер по охране труда" или на специальные курсы обучения и повышения квалификации по охране труда в установленном порядке за счет средств образовательного учреждения.

Руководитель образовательного учреждения организует для работников службы систематическое повышение квалификации не реже одного раза в пять лет, периодическую проверку знаний один раз в три года, а для вновь принятых - в течение месяца проверку знаний в установленном порядке в соответствии с должностными обязанностями.

1.7. Службе выделяются помещения, обеспеченные городской телефонной связью. Для обучения, проведения инструктажа по охране труда организуется кабинет, оборудованный наглядными печатными, техническими и другими средствами пропаганды и обучения. Рекомендации по организации, оборудованию и оформлению кабинета по охране труда приведены в приложении 1 к Типовому положению.

1.8. Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями образовательного учреждения, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива, с государственными органами надзора и контроля (Рострудинспекцией России, Госгортехнадзором России и др.) под методическим руководством отдела охраны труда и здоровья Минобразования России.

1.9. В образовательном учреждении, где службе вменяются дополнительно функции по обеспечению экологической, радиационной и пожарной безопасности, создается служба (управление, отдел, сектор и др.) безопасности труда и жизнедеятельности.

Основными направлениями работы службы являются:

2.1. Контроль за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов по охране труда.

2.2. Оперативный контроль за состоянием охраны труда и учебы в образовательном учреждении.

2.3. Организация профилактической работы по снижению травматизма в образовательном учреждении.

2.4. Участие в работе комиссий по контролю за состоянием охраны труда в образовательном учреждении.

2.5. Участие в планировании мероприятий по охране труда, составление отчетности по установленным формам, ведение документации.

2.6. Организация пропаганды по охране труда.

2.7. Организация проведения инструктажей, обучения, проверки знаний по охране труда работников образовательного учреждения.

В соответствии с основными направлениями работы на службу образовательного учреждения возлагаются следующие функции:

3.1. Выявление опасных и вредных производственных факторов.

3.2. Проведение анализа состояния причин травматизма, несчастных случаев и профессиональных заболеваний работников и обучающихся.

3.3. Оказание помощи подразделениям образовательного учреждения в организации проведения замеров параметров опасных и вредных факторов при аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации учебных помещений, оценке травмобезопасности учебного, научно-исследовательского и производственного оборудования на соответствие требованиям охраны труда.

3.4. Информирование работников и обучающихся от лица руководителя образовательного учреждения о состоянии условий труда и учебы, принятых мерах по защите от воздействия опасных и вредных факторов на рабочих местах.

3.5. Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений образовательного учреждения и уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профсоюзов или трудового коллектива проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования на соответствие их требованиям, правил и норм по охране труда, эффективности работы вентиляционных систем, санитарно-технических устройств, средств коллективной и индивидуальной защиты.

3.6. Участие в разработке коллективных договоров, соглашений по охране труда.

3.7. Разработка совместно с руководителями подразделений образовательного учреждения мероприятий по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний, улучшению условий труда, а также планов мероприятий, направленных на устранение нарушений правил безопасности труда, отмеченных в предписаниях органов надзора и контроля.

3.8. Оказание помощи руководителям подразделений образовательного учреждения в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники и обучающиеся должны проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры, а также списков профессий на предоставление компенсаций и льгот за тяжелые, вредные и опасные условия труда, перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда.

3.9. Оказание методической помощи руководителям подразделений образовательного учреждения по разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда для работников обучающихся, стандартов безопасности труда.

3.10. Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принятыми на работу в образовательное учреждение.

3.11. Оказание методической помощи по организации и проведению инструктажей: первичного на рабочем месте, повторного, внепланового и целевого.

3.12. Участие в организации проведения обучения и проверки знаний по охране труда работников образовательного учреждения.

3.13. Согласование проектов нормативно-технической документации: инструкций по охране труда, стандартов безопасности труда, перечней профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте, и др.

3.14. Участие в разработке и внедрении более совершенных конструкций оградительной техники, предохранительных и блокировочных устройств, а также других средств защиты от воздействия опасных и вредных факторов.

3.15. Подготовка заключений по договорам на экспериментальные, научно-исследовательские работы, проводимые в образовательном учреждении, на предмет возможности их проведения.

3.16. Составление отчетов по охране труда в соответствии с установленными формами и сроками.

3.17. Рассмотрение писем, заявлений и жалоб работников и обучающихся по вопросам охраны труда, подготовка предложений руководителю образовательного учреждения по устранению указанных в них недостатков в работе и ответов заявителям.

3.18. Руководство работой кабинета по охране труда. Обеспечение через кабинет по охране труда подразделений учреждения необходимыми учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения,правилами, нормами, плакатами по охране труда, оказание методической помощи в оборудовании информационных стендов по охране труда (уголков по охране труда).

3.19. Осуществление контроля за:

3.19.1. Выполнением мероприятий раздела "Охрана труда" коллективного договора, соглашения по охране труда, мероприятий по устранению причин, вызвавших несчастный случай, и других мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда и учебы.

3.19.2. Выполнением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, наличием в подразделениях образовательного учреждения инструкций по охране труда.

3.19.3. Доведением до сведения работников и обучающихся образовательного учреждения вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

3.19.4. Соблюдением установленного порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и паспортизации учебных помещений, выполнением заключений по протоколам замеров параметров опасных и вредных факторов.

3.19.5. Своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов.

3.19.6. Эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств на рабочем оборудовании.

3.19.7. Проведением ежегодных проверок заземления электроустановок и изоляции электропроводки в соответствии с действующими правилами и нормами.

3.19.8. Обеспечением, хранением, стиркой, чисткой, ремонтом и правильным применением спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.

3.19.9. Своевременным и качественным проведением обучения, проверки знаний и всех видов инструктажей по охране труда работников и обучающихся, в том числе обучающихся при выполнении лабораторных работ и на практических занятиях.

3.19.10. Соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев, организацией хранения актов ф.Н-1 и ф.Н-2, других материалов расследования несчастных случаев с работниками и обучающимися.

3.19.11. Правильным расходованием средств, выделяемых на выполнение мероприятий по охране труда.

3.19.12. Соблюдением установленного порядка предоставления льгот и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

3.19.13. Выполнением администрацией и руководителями структурных подразделений образовательного учреждения предписаний органов государственного надзора, ведомственного контроля.

4.1. Определение численности работников службы образовательного учреждения проводится на основании Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда на предприятии, утвержденных постановлением Минтруда России от 10 марта 1995 г. N 13*(4).

4.2. Расчетная численность работников службы образовательного учреждения определяется с помощью таблиц, разработанных по каждому направлению работы службы, с учетом следующих факторов:

приведенной (расчетной) численности работников;

численности работников,занятых на работах, связанных с вредными и опасными условиями труда;

количества самостоятельных структурных подразделений в образовательном учреждении;

среднемесячной численности вновь принимаемых работников.

4.3. Расчет приведенной численности работников образовательного учреждения производится с учетом количества обучающихся, при этом численность обучающихся приводится к численности работников с использованием коэффициента приведения 0,25.

Например, для образовательного учреждения с количеством работников 100 чел. и количеством обучающихся 2000 чел. приведенная численность работников равна 600 чел. (из расчета: 100 + 2000 х 0,25 = 600).

4.4. Показатели численности работников службы по направлениям работы, определенные по таблицам, суммируются. В тех случаях, когда отдельные подразделения удалены друг от друга на расстояние от 0,5 км до 1,5 км, к суммарному показателю численности следует применять коэффициент 1,2, а на расстояние от 1,5 км и более - коэффициент 1,4.

Расчетные таблицы и пример расчета численности работников службы образовательного учреждения приведены в приложении 2*(5) к Типовому положению.

4.5. По результатам расчета:

в вузах с расчетным количеством работников службы, превышающим 8 единиц, создаются управления охраны труда;

в образовательных учреждениях, где расчетное количество работников службы превышает 3 единицы, организуются отделы по охране труда;

в образовательных учреждениях, где расчетное количество работников службы не превышает 3 единиц, работу осуществляют специалисты (инженеры) по охране труда;

при расчетном количестве работников службы менее 1 единицы руководитель может пригласить на должность инженера по охране труда специалиста соответствующей квалификации по совместительству или приказом по учреждению возложить обязанности инженера по охране труда на работника образовательного учреждения (с его согласия и после соответствующего обучения) в порядке расширения зоны обслуживания с соответствующей доплатой;

при расчетном количестве работников службы от 5 и более единиц при наличии кабинета по охране труда в штате службы предусматривается должность заведующего кабинетом.

Для выполнения функциональных обязанностей работникам службы предоставляются следующие права:

5.1. Проверять состояние условий и охраны труда в подразделениях образовательного учреждения и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам обязательные для исполнения предписания установленной формы (приложение 3*(6) к Типовому положению).

При необходимости привлекать к проверкам специалистов из структурных подразделений по согласованию с руководством образовательного учреждения.

5.2. Запрещать эксплуатацию машин, оборудования, проведение работ и учебного процесса на местах, где выявлены нарушения нормативных правовых актов по охране труда, создающие угрозу жизни и здоровью работникам или обучающимся с последующим уведомлением руководителя учреждения.

5.3. Запрашивать и получать от руководителей структурных подразделений образовательного учреждения материалы по вопросам охраны труда, требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда.

5.4. Вносить предложения руководству, руководителям структурных подразделений образовательного учреждения об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда, медосмотр или грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда.

5.5. Принимать участие в рассмотрении и обсуждении состояния охраны труда в образовательном учреждении или в отдельном структурном подразделении на советах, производственных совещаниях, заседаниях профсоюзного комитета.

5.6. Вносить руководству и руководителям структурных подразделений образовательного учреждения предложения о поощрении отдельных работников за активную работу по созданию безопасных условий труда и учебного процесса, а также о привлечении в установленном порядке к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.

5.7. Представительствовать по поручению руководства образовательного учреждения в государственных и общественных организациях при обсуждении вопросов охраны труда.

Согласовано
ЦК профсоюза работников народного образования
и науки Российской Федерации
15 января 1998 г.

*(1) В соответствии со статьей 26 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда "работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, либо препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля, а также общественного контроля, привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации".

*(2) Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации об охране труда.

*(3) Далее по тексту - служба.

*(4) Указанные нормативы численности не распространяются на штатную численность работников санитарно-промышленных и гигиенических лабораторий, служб радиационной, экологической и пожарной безопасности.

*(5) Приложение 2 не приводится.

*(6) Приложение 3 не приводится.

Приложение 1
к Типовому положению
о службе охраны труда образовательного
учреждения высшего, среднего и
начального профессионального образования
системы Минобразования России