Руководства, Инструкции, Бланки

образец проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение img-1

образец проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Рейтинг: 4.6/5.0 (1928 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Аннотация к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение: образец, бланк, шаблон

Аннотация к проекту нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Приложение 4 к Положению о порядке подготовки (разработки), рассмотрения проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и выдачи лимитов на размещение отходов (разрешений) предприятиям и организациям г. Москвы

АННОТАЦИЯ К ПРОЕКТУ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ ДЛЯ _____

Вид деятельности предприятия: _________________

На предприятии выявлено _______ видов отходов.

Общее количество образующихся отходов _____/_____*т/г.

- отходы производства - _____/_____*т/г.

- отходы потребления - _____/_____*т/г.

- получено отходов от сторонних организаций - _____/_____*т/г с целью дальнейшей _____ (вид утилизации).

Предельное накопление равно _____/_____*т.

- I класса опасности - _____ т;

- II класса опасности - _____/_____*т;

- III класса опасности - _____/_____*т;

- IV класса опасности - _____/_____*т;

- V класса опасности для -_____/____*т.

Временное накопление отходов на площадке производится в специально оборудованных для этих целей местах, согласованных с ЦГСЭН.

Всего на предприятии ____ площадок временного хранения отходов, из них ____ - открытых и ___ - закрытых площадок.

На полигон "____________" вывозится - ____ т/г.

Передается другим организациям -_____/_____*т.

Передано на вторпереработку (перечислить):

Используется повторно - _____/_____*т

В проекте предусмотрены мероприятия по снижению влияния образующихся отходов на окружающую природную среду.

Проект НООЛР разработан в соответствии с требованиями Приказа Министерства природных ресурсов РФ No. 115 от 11.03.2002.

Условия согласования (заполняется экспертом):

Проекту присвоен номер (заполняется экспертом) No.

Срок действия проекта (заполняется экспертом):

Другие статьи

Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

Нормативы образования отходов производства: расчет, лимит и разработка

В наше время многие задумываются над тем, что влечет за собой слишком активное образование выбросов, вследствие чего появилась масса различных мнений и прецедентов. Именно по этой причине практически в каждой стране разработаны специализированные нормативы образования отходов, призванные урегулировать их возникновение.

Обращение с выбросами, наверное, представляет собой наиболее серьезную проблему преимущественного большинства специалистов, работающих на тех или иных предприятиях. Данная сфера промышленной экологии считается одной из наиболее проблематичных, потому что, несмотря на то, что процесс образования и последующая судьба всех этих веществ предельно ясна, действующее законодательство, устанавливающие нормативы образования отходов, оказывается достаточно обширным и запутанным.

В 2008 году правительство установило некоторые поправки, освободив современные предприятия, работающие в сфере малого и среднего бизнеса, от потребности проведения достаточно трудоемкой и затратной в плане ресурсов разработки проектов и ограничений. Сегодня они должны представлять сведения о фактическом возникновении, а также используемых технологиях обращения с отходами в качестве отчета каждый год.

Для таких компаний просто не существует такого понятия, как «нормативы образования отходов». Вместо этого они просто вносят определенную плату за то, что их выбросы действуют негативно на окружающую среду, но при этом все они должны в обязательном порядке размещаться на специализированных полигонах.

В то же время крупные предприятия и целый ряд юридических лиц, не попадающих под категорию малого или же среднего бизнеса, все так же должны в обязательном порядке заниматься разработкой проекта НООЛР, а также должны учитывать нормативы образования отходов, которые определяются этим проектом.

Чтобы более подробно разобраться в этом вопросе, следует детально рассмотреть законодательную базу и в первую очередь определиться с тем, что же представляют собой нормативы и возможные лимиты.

Что это?

Как гласит действующее законодательство, для того чтобы предотвратить негативное воздействие на нашу окружающую среду со стороны хозяйственной или же какой-нибудь другой деятельности, как физические, так и юридические лица должны в обязательном порядке вести свою работу в соответствии с нормативами допустимого воздействия, в число которых также входят нормативы образования отходов и установленные ограничения на их содержание.

В том случае, если компания превышает установленные нормативы, то в зависимости от того, какой впоследствии этого был причинен вред окружающей среде, она должна будет нести ответственность по законодательству. Таким образом, разработка нормативов образования отходов осуществляется для регулировки воздействия на природу, а их превышение является прямым основанием для контролирующих органов, чтобы данное предприятие было привлечено к ответственности.

Понятия

Нормативы представляют собой установленный объем отходов того или иного вида в процессе производства одной единицы продукции. Лимит же является максимально допустимым количеством тех или иных веществ, которые могут быть размещены определенным способом на указанный срок в объектах, учитывая экологическую обстановку на этой территории.

Лимит представляет собой то допустимое количество отбросов, которое может скапливаться предприятием для последующей передачи на специализированный лицензированный полигон или же какой-нибудь другой объект длительного хранения подобных веществ.

Данный показатель устанавливается в соответствии с тем, насколько вместимым является накопитель на предприятии, а также какой максимальный срок скопления предусмотрен до его транспортировки на размещение или же какой-либо другой вид утилизации. Также здесь учитываются те правила, которые были установлены, когда осуществлялась разработка нормативов образования отходов. Именно поэтому их определение требует пристального внимания.

Однако стоит отметить, что это только одна точка зрения на довольно размытое понятие «лимит на размещение отходов». Другая же предусматривает, что данный термин касается только их хранения или утилизации на специализированных объектах и при этом никоим образом не относится к накоплению этих веществ непосредственно на территории производственного предприятия. В конечном итоге максимальное накопление может быть регламентировано только отдельным разделом проекта НООЛР, вследствие чего уже производится расчет нормативов образования отходов производства.

Позиция законодательства

Наиболее конкретное определение можно увидеть в действующем порядке разработки таких документов, который установлен законодательством. В данном порядке говорится, что нормативы образования отходов предназначены для того, чтобы определить ожидаемые количества веществ тех или иных видов, учитывая планируемые объемы производства той или иной продукции, а также оказания услуг и выполняемых работ.

Порядок разработки, а также расчет нормативов образования отходов производства предусматривает определенные требования к подготовке и дальнейшему представлению документов и различных материалов для утверждения максимально допустимых объемов отбросов того или иного вида, направляемых на дальнейшее размещение в определенных объектах. При этом данная процедура обязательно должна проводиться в соответствии с экологической обстановкой на той территории, где эти объекты располагаются.

Данное определение полностью соответствует определению лимита на содержание, которое устанавливается Федеральным законом № 89-Ф3. Учитывая это, расчет нормативов образования отходов в соответствии с проектом НООЛР предусматривает использование именно лимита на размещение, а не норматива их образования, и только нарушение лимита можно рассматривать в качестве административного правонарушения.

Особенности законов

В соответствии с пунктом 11 Порядка нормативы должны утверждаться на пять лет при условии того, что в дальнейшем ежегодно будет проводиться подтверждение со стороны частных предпринимателей или каких-либо юридических лиц неизменности используемого производственного процесса, а также применяемого сырья в виде отчета. Данный отчет должен учитывать расчет нормативов образования отходов и разрабатываться в полном соответствии с теми методическими указаниями, которые установлены в пункте 4 Порядка, а сам он должен представляться в уведомительном порядке в местные органы Росприроднадзора, которыми осуществлялось утверждение используемых нормативов.

Как составляется и учитывается отчет?

Данный технический отчет должен базироваться на бухгалтерских документах, подтверждающих работу с подобными веществами. Различные контролирующие госорганы могут видеть в отчете предельно четкую картину образования и дальнейшей работы с отбросами на предприятии, причем стоит отметить, что по предоставленным бухгалтерским документам можно определить, были ли нарушены нормативы образования отходов производства, но при этом он никак не указывает на превышение лимитов, так как сам по себе отчет не может предоставлять какие-либо сведения об установленных лимитах.

Если разработка проекта проводилась в полном соответствии с установленными законодательством Методическими указаниями, то в таком случае в нем обязательно должны будут присутствовать установленные нормативы, которые будут предельно приближены к реальным условиям. К сожалению, достаточно часто расчетные нормативы образования отходов производства могут ошибаться, и уже в первый год работы компании по новому проекту оказывается, что по факту общее образование значительно превышает те показатели, которые были рассчитаны ранее.

Как действовать в такой ситуации?

Природопользователи прекрасно знают о том, что грозит в том случае, если установленные НООЛР будут отсутствовать: в процессе проведения расчета квартальной оплаты за НВОС то количество отбросов, которое размещено на данный момент на полигоне, будет умножено на коэффициент 5. Причем если нормативы образования отходов производства превышены, если обращение с ними не предусматривает их хранение или же захоронение, но при этом весь объем был своевременно без чрезмерного накопления передан лицензированным компаниям, плата за них не увеличивается. Если же говорить более точно, то эта плата не взимается вообще.

Такой коэффициент используется также и в том случае, если присутствует разработанный проект нормативов образования и лимитов размещения отходов, но в определенном отчетном периоде присутствует превышенное количество веществ по сравнению с тем, которое устанавливается этими документами.

Непредвиденные расходы по установленным платежам за НВОС являются, конечно же, не самыми приятными, однако не все знают, есть ли еще какие-то проблемы, которые влечет за собой сверхнормативное образование отходов.

Прочие последствия

В случае если будут нарушены нормативы образования отходов производства, а также будут превышены лимиты на их размещение, деятельность частных предпринимателей или же юридических лиц в сфере обращения с отбросов компетентными органами может ограничиваться, приостанавливаться или же прекращаться в том порядке, который предусматривается действующим законодательством. Срок здесь также зависит от того, к какой группе принадлежит нарушитель.

Таким образом, одной из наиболее распространенных санкций, которые могут использоваться по отношению к предприятиям, нарушающим нормативы образования отходов, является полная остановка деятельности в сфере обращения с подобными веществами (сюда входит также накопление и размещение), что фактически говорит о том, что вся работа предприятия останавливается, ведь компания не может работать, не образуя их.

Санитарно-эпидемиологические требования

В том случае, если предприятие или физическое лицо не соблюдает какие-либо экологические или санитарно-эпидемиологические требования, на него накладывается административный штраф, который колеблется в зависимости от того, к какой группе принадлежит нарушитель:

  • граждане – 1000—2000 рублей;
  • должностные лица 10000-30000 рублей;
  • лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, не имея образования юридического лица – 30000-50000 рублей;
  • юридические лица – 100000-250000 рублей или же полная остановка деятельности предприятия на срок до 90 дней.

Стоит отметить тот факт, что в данный перечень действий не входит норматив образования отхода. Если компания в установленный срок накопила определенное количество веществ, которое превышает границы, установленные проектом НООЛР, вследствие чего разместила их на полигоне, то в таком случае к ней уже может использоваться данная статья. Однако здравый смысл говорит о том, что в основном превышение норм в преимущественном большинстве случаев приводит также и к нарушению указанных лимитов.

Обращение без размещения

Норматив образования отхода, при работе с которым не подразумевается размещение, имеет массу особенностей. В данном случае многие часто задумываются о том, есть ли у предприятия право на то, чтобы превышать, к примеру, нормативы образования отработанных аккумуляторов или же люминесцентных ламп в том случае, если эти отбросы будут предаваться в руки лицензированных компаний, что позволит избежать возможного превышения воздействия на окружающую среду.

Действующее законодательство, по которому определяется норматив и лимит образования отходов, не дает какого-то четкого ответа, однако существует судебная практика решения подобных споров, которая говорит о том, что в преимущественном большинстве случаев предприятие все-таки признается виновным.

Что происходит на практике?

Гораздо чаще случается так, что компаниям предъявляется именно нарушение лимитов на размещение, причем достаточно сложно будет предъявить конкретные доказательства того, что это превышение действительно было допущено. Ведь если инспектор, который проверяет нормативы образования и размещения отходов, увидит на территории предприятия заполненный полностью контейнер, то это еще не говорит о том, что лимиты были превышены. Такое нарушение может классифицироваться также как нарушение санитарно-эпидемиологических или же каких-либо экологических требований, регулирующих обращение с подобными веществами.

Именно по этой причине чаще всего, проверяя нормативы образования и лимиты размещения отходов, инспекторы исходят из предположения, что превышение установленных норм, определенное в соответствии с изученными бухгалтерскими документами, означает и нарушение указанных лимитов. Такое предположение является вполне логичным, но не всегда законным.

В связи с этим всегда нужно грамотно составлять проект нормативов образования отходов, чтобы потом предприятие могло действовать в соответствии с ним без каких-либо нарушений.

Поделиться в соц. сетях

Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Приказ Ростехнадзора от 19.10.2007 N 703 "Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"

Документ по состоянию на август 2014 г.

В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от 18.12.2006) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498), во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2772; 2006, N 52 (часть II), ст. 5587; 2007, N 36, ст. 4385) и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; 2006, N 23, ст. 2527; 2006, N 52, ст. 5587), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

2. Направить настоящий Приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Утверждены
Приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 19 октября 2007 г. N 703

I. Общие положения

1. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания) предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (далее - хозяйствующие субъекты), а также территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - территориальные органы Ростехнадзора), принимающих решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

2. Методические указания определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

3. Действие Методических указаний не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными отходами.

4. При разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) учитываются:

- объемы используемых сырья, материалов, изделий с учетом проектной мощности;

- результаты инвентаризации отходов и объектов их размещения;

- наличие и мощность имеющихся объектов использования и обезвреживания отходов данного вида;

- наличие, вместимость, мощность и расчетный срок эксплуатации имеющихся объектов размещения отходов;

- экологические, санитарно-гигиенические и иные требования к размещению отходов;

- возможность обеспечения сохранности ресурсного потенциала у размещаемых отходов;

- экономически целесообразный объем транспортной партии для вывоза отходов;

- наличие имеющихся технологий переработки отхода данного вида, которые включены в банк данных о технологиях использования и обезвреживания отходов, являющийся составной частью государственного кадастра отходов;

- предельно допустимые вредные воздействия отходов, предполагаемых к размещению, на окружающую среду;

- экологическая обстановка на территории.

5. Хозяйствующие субъекты разрабатывают и оформляют ПНООЛР в соответствии с Приложением 2 к Методическим указаниям и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.

В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов), расположенных в разных муниципальных районах или городских округах, ПНООЛР разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.

Если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в ПНООЛР арендодателя. В случае, если арендатор самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами, к ПНООЛР прилагаются документы, подтверждающие эти обязательства арендатора.

6. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.

Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если:

суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год;

масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов;

отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.

7. Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:

определение (расчет) годовых нормативов образования отходов;

определение (расчет), на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;

обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;

обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения определенным способом на установленный срок в конкретных объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на территории.

8. Неизменность производственного процесса и используемого сырья, определяющие виды и классы опасности для окружающей среды образующихся отходов, а также нормативы и количество их образования, представленные в ПНООЛР, подтверждаются хозяйствующими субъектами (их территориально обособленными подразделениями (филиалами)) в виде технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами, оформляемого в соответствии с Приложением 3 к Методическим указаниям и ежегодно представляемого хозяйствующими субъектами в соответствующие территориальные органы Ростехнадзора в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе.

9. Основными задачами при составлении технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами являются:

подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья;

подтверждение заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности для окружающей среды и количеств отходов, образующихся за отчетный период;

подтверждение удаления образованных за отчетный период отходов путем их использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам в количествах, предусмотренных ПНООЛР.

10. Срок действия ПНООЛР для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению опасных отходов, устанавливается на срок действия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.

ПНООЛР и лимиты на размещение отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами на Байкальской природной территории, пересматриваются ежегодно.

В остальных случаях срок действия ПНООЛР составляет 5 лет.

II. Методы определения (расчета) нормативов образования отходов

11. В ПНООЛР приводятся обоснования годовых нормативов образования конкретных видов отходов на основании нормативов образования отходов. Годовые нормативы представляются в тоннах в год (т/год).

Годовой норматив образования отходов определяется на основе норматива образования отхода.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции, т.е. представляет собой удельный показатель образования отходов на расчетную единицу, за которую в зависимости от источника образования отходов могут быть приняты:

единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства;

единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;

единица площади - для отходов при уборке территории;

человек - для отходов жилищ;

место в гостинице, столовой и пр.

В общем виде годовой норматив образования отходов определяется по следующей формуле:

ГНо - годовой норматив образования отходов, т;

Но - норматив образования отходов, т/расчет. ед.;

Q - годовой объем выпускаемой продукции, перерабатываемого сырья, выполненных услуг и пр. относительно которых рассчитан норматив образования отходов.

Расчет годовых нормативов образования отходов, образующихся в результате физического или морального износа материалов и изделий, для которых в технической документации устанавливаются ограничения по сроку эксплуатации, допускается определять без предварительного определения норматива образования отхода по следующей формуле:

где Мi - вес материалов, изделий, переходящих в состояние "отход";

T - срок эксплуатации материала, изделия.

11. Нормативы образования отходов, в зависимости от характера отходообразующих процессов и возможности получения исходных данных для расчета, определяют, используя следующие методы:

метод расчета по материально-сырьевому балансу;

метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов;

метод расчета по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).

12. Метод расчета по материально-сырьевому балансу.

Материально-сырьевой баланс является базовым при нормировании образования отходов производства. Расчет по материально-сырьевому балансу применяют при определении нормативов образования отходов в производствах, характеризующихся большой номенклатурой исходного сырья или продукции. Исходными данными для расчета являются:

количество используемого сырья и материалов в единицу времени;

количество сырья и материалов, перешедшее в продукцию;

количество произведенной продукции;

нормы естественной убыли;

количество веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух и сбрасываемых со сточными водами.

В качестве исходных данных для расчета используются технологические карты, описание рецептур, технологические регламенты и другая документация, регламентирующая использование сырья и материалов, материалы учета расхода сырья и материалов, получения продукции, результаты инвентаризации источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ, источников образования отходов, данные контроля выбросов, сбросов и образования отходов. Исходные данные фиксируются в табличном виде согласно образцу 1.1 Приложения 1 к Методическим указаниям.

В зависимости от имеющегося набора исходных данных расчет нормативов образования отходов может производиться по нескольким вариантам.

В случае, когда имеются данные по количеству отходов и выпускаемой продукции за единицу времени, норматив образования отходов определяется по формуле:

Но - норматив образования отходов, т/ед. продукции;

О - количество отхода, образующегося за единицу времени в т;

q - объем продукции, выпускаемой за единицу времени.

В случае, когда отсутствуют данные по количеству отходов за единицу времени, но известно, какое количество сырья и материалов переходит в продукцию, сумма всех отходов, образующихся в течение единицы времени, рассчитывается по формуле:

SUMО - сумма всех отходов за единицу времени, т;

SUMN - суммарное количество сырья и материалов, поступивших в производство за единицу времени, т;

SUMP - суммарное количество сырья и материалов, уходящих в процессе производства в продукцию за единицу времени, т;

SUMHn - сумма неизбежных безвозвратных потерь сырья (материалов) в процессе производства за единицу времени, т;

SUMВ - суммарное количество загрязняющих веществ в составе выбросов в атмосферный воздух за единицу времени, т;

SUMС - суммарное количество загрязняющих веществ в составе сбросов за единицу времени, т.

При этом норматив образования отходов определяется по формуле:

В случае, когда отсутствуют данные по количеству сырья и материалов, переходящих в продукцию, но известно количество выпускаемой продукции в единицу времени, в формуле 4 величина SUMP заменяется на SUMq, которая представляет собой суммарное количество выпускаемой продукции в тоннах за единицу времени.

В отдельных случаях при образовании одного вида отхода при производстве нескольких видов продукции можно использовать групповой норматив образования отходов, представляющий собой удельное образование отходов на единицу валовой продукции. Для расчета группового норматива образования отходов сначала определяется суммарный объем образования отходов по формуле:

Нi - норматив образования отхода в отходообразущем процессе при производстве каждого вида продукции, т;

i - индекс вида производимой продукции (i = 1, 2, 3, 4. m).

Средневзвешенный (групповой) норматив образования отходов на единицу валовой производимой продукции определяется по формуле:

Если для расчета нормативов образования отходов в документации, указанной выше, отсутствуют необходимые данные, проводятся натурные замеры для их получения.

13. Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов.

Метод расчета по удельным отраслевым нормативам образования отходов основывается на применении справочных таблиц удельных нормативов образования отходов по отраслям промышленности либо удельных отраслевых нормативов образования отходов, установленных отраслевыми нормативными документами, согласованными Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Удельные отраслевые нормативы образования отходов разрабатываются:

путем усреднения индивидуальных значений нормативов образования отходов для организаций отрасли;

посредством расчета средних удельных показателей на основе анализа отчетной информации за определенный (базовый) период, выделения важнейших (экспертно устанавливаемых) нормообразующих факторов и определения их влияния на значение нормативов на планируемый период.

14. Расчетно-аналитический метод.

Применяется при наличии конструкторско-технологической документации (технологических карт, рецептур, регламентов, рабочих чертежей) на производство продукции, при котором образуются отходы. На основе такой документации в соответствии с установленными нормами расхода сырья (материалов) рассчитывается норматив образования отходов (Н_о) как разность между нормой расхода сырья (материалов) на единицу продукции и чистым (полезным) их расходом с учетом неизбежных безвозвратных потерь сырья.

Расчет осуществляется по формуле:

где N - норма расхода сырья (материалов) на единицу продукции, т;

Р - расход сырья (материалов), необходимого для осуществления производственного процесса (работы), т;

Норматив образования отходов определяется по формуле:

Норматив образования отходов в процентах или как коэффициент выхода вторичного сырья (Н(1)_о) определяется по формуле:

По формулам (8) - (10) определяются нормативы образования каждого вида отходов.

Средневзвешенные (групповые) нормативы образования отходов на единицу валовой производимой продукции определяются по формуле:

i - индекс вида производимой продукции (i = 1, 2. m).

Результаты расчетов нормативов образования отходов расчетно-аналитическим методом оформляются в табличном виде в соответствии с образцами 1.2, 1.3 и 1.4 Приложения 1 к Методическим указаниям.

15. Экспериментальный метод.

Для технологических процессов, допускающих определенный диапазон изменений составных элементов сырья (в литейном производстве, химической, пищевой, микробиологической и других отраслях промышленности), а также при большой трудоемкости аналитических расчетов применяется экспериментальный метод, который заключается в определении нормативов образования отходов на основе проведения опытных измерений в производственных условиях. Первоначально на основе статистической обработки опытных измерений массы полезного продукта, получаемого из единицы массы сырья (материалов), определяется показатель, характеризующий долю полезного продукта в единице сырья в процентах (С_пп). Исходя из значения этого показателя и данных о массе извлеченного из сырья полезного продукта (М_пп), определяется масса образования отходов (V_о) по формуле:

Норматив образования отхода на единицу произведенной продукции (Н(11)_о) определяется по формуле:

Для изделий, находящихся в стадии освоения, нормативы образования отходов определяются экспериментальным путем на основе измерения массы отходов при производстве наиболее типичных видов продукции и определения средних по данному виду продукции показателей.

16. Метод расчета нормативов по фактическим объемам образования отходов (статистический метод).

Метод применяется для определения нормативов образования отходов на основе статистической обработки информации по обращению с отходами за базовый (не менее 3-х лет) период.

Исходные данные для расчета норматива образования отходов по сырью или продукции и результаты расчета норматива формируют в табличном виде в соответствии с образцом 1.6 Приложения 1 к Методическим указаниям. При этом сначала определяют удельное количество образования отходов по каждому году за рассматриваемый период. Удельное количество образования отходов находится путем деления количества образовавшихся отходов (графы 13 - 15) на количество использованного сырья (графы 3 - 5) или произведенной продукции (графы 8 - 10). Норматив образования отходов определяется по следующей формуле:

где: Ноi - удельное количество образованного в i-м году отхода;

T - количество лет в рассматриваемом периоде.

Аналогичным образом рассчитывается норматив образования отходов по любой другой расчетной единице (расстояние, площадь, человек и т.д.).

Метод применяется для определения нормативов образования отходов на основе статистической обработки отчетной информации за базовый (3-летний) период с последующей корректировкой данных в соответствии с планируемыми организационно-техническими мероприятиями, предусматривающими снижение материалоемкости производимой продукции.

III. Содержание и оформление проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

17. Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение включает следующие разделы:

титульный лист, оформляемый в соответствии с Приложением 2 к настоящим Методическим указаниям;

содержание, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов ПНООЛР с указанием номеров страниц;

общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;

сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;

сведения об отходах;

расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов;

схема операционного движения отходов;

сведения об использовании и (или) обезвреживании отходов;

характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов;

характеристика хранения отходов сроком более 3 лет и захоронения отходов;

мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду;

планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях;

предложения по лимитам на размещение отходов;

список использованной литературы;

18. В разделе ПНООЛР "Аннотация" указываются:

наименование юридического лица или фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя;

основной профиль хозяйственной и иной деятельности;

реквизиты лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов);

количество образующихся отходов по классам их опасности для окружающей природной среды;

количество объектов размещения отходов по их назначению: хранение сроком до 3 лет, хранение сроком более 3 лет и захоронение;

количество отходов, подлежащих использованию, обезвреживанию, размещению, по классам опасности для окружающей природной среды;

информация о планируемых мероприятиях в области обращения с отходами;

сведения о разработчике ПНООЛР.

19. В разделе ПНООЛР "Общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице" приводятся:

полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), - для индивидуального предпринимателя;

сведения о территориально обособленных подразделениях (филиалах);

юридический и фактический адрес юридического лица и его территориально обособленных подразделений (филиалов);

номера телефонов, факса, адрес электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя;

данные о постановке на учет в налоговом органе юридического лица или индивидуального предпринимателя - идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет, серия и номер свидетельства;

сведения об основных направлениях деятельности (для видов экономической деятельности, направленных на сбор, использование, обезвреживание или захоронение отходов от сторонних организаций и граждан, указывается информация о видах и объемах принимаемых отходов и обо всех операциях по обращению с отходами);

основные производственные показатели работы, в том числе объем выпускаемой продукции;

штатная и фактическая численность персонала;

перечень структурных подразделений;

наличие объектов хранения и захоронения отходов, находящихся в собственности, владении, пользовании;

перечень арендаторов, размещающих отходы на объектах индивидуального предпринимателя или юридического лица.

20. В разделе ПНООЛР "Сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы" представляются сведения о хозяйственной или иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы, а также приводится характеристика производственных процессов как источников образования отходов.

Для видов экономической деятельности, направленной на производство продукции, указывается информация об основных видах сырья, производимой продукции, производственной мощности объектов.

Для видов экономической деятельности, направленной на оказание услуг, указываются виды и объемы оказываемых услуг (объемы перевозимого груза, количество посещений, койко-мест и др.).

В разделе приводится краткая характеристика структуры организации, включая подразделения, осуществляющие деятельность по производству продукции, по установке и (или) монтажу строительных элементов и оборудования, необходимых для эксплуатации зданий, по техническому обслуживанию и (или) ремонту приборов, аппаратуры, машин, оборудования, транспортных средств и др. технического обслуживания и (или) ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования, офисных машин и вычислительной техники, деятельность по аналитическому контролю и пр. а также объекты социальной инфраструктуры (медсанчасти или здравпункты, объекты общественного питания, магазины и др.).

Сведения о производственных процессах как источниках образования отходов представляются в текстовой форме или в виде блок-схем по каждому производственному участку.

По каждому структурному подразделению (цеху, участку и т.д.), информация по которым включена в ПНООЛР, представляются блок-схемы технологических процессов, включающие в виде отдельных блоков:

используемые сырье, материалы, полуфабрикаты, иное;

производимую продукцию (оказываемые услуги, выполняемые работы);

образующиеся отходы (по происхождению или условиям образования);

операции по дальнейшему обращению с отходами, включающие использование, обезвреживание, размещение отходов, передачу отходов другим структурным подразделениям или другим хозяйствующим субъектам.

Информация об образовании отходов при производстве продукции, осуществлении работ и услуг представляется в ПНООЛР согласно образцам 2.2 - 2.4 Приложения 2 к Методическим указаниям. Источником информации для подготовки данного раздела ПНООЛР служат результаты инвентаризации отходов.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, основной деятельностью которых является сбор, переработка, обезвреживание или захоронение отходов от сторонних организаций и граждан, в данном разделе представляют информацию об объеме и характеристиках принимаемых отходов и обо всех операциях по обращению с отходами.

В конце раздела приводится сводный перечень образующихся отходов, для которых устанавливается годовой норматив образования. Перечень оформляется в соответствии с образцом 2.5 Приложения 2 к Методическим указаниям.

Для видов отходов, отсутствующих в федеральном классификационном каталоге отходов (далее - ФККО) <*>, в соответствующем столбце таблицы по образцу 2.5 Приложения 2 к Методическим указаниям (а также других таблиц, в которых предусматривается код по ФККО ), указывается код группы отходов, в тринадцатом разряде которого указывается "0", а в раздел "Приложения" включаются копии паспортов опасных отходов, свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды, а при их отсутствии - материалы по обоснованию отнесения таких отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511 <**>.

<*> Федеральный классификационный каталог отходов ведется в составе государственного кадастра отходов в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 26, ст. 3009; 2001, N 1, ст. 21; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; 2006, N 52 (часть I), ст. 5498).

Федеральный классификационный каталог отходов утвержден Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (зарегистрирован в Минюсте России 9 января 2003 г. N 4107; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2003, N 4).

Дополнения в федеральный классификационный каталог отходов внесены Приказом МПР России от 30 июля 2003 г. N 663 "О внесении дополнений в федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом МПР России от 02.12.2002 N 786 "Об утверждении федерального классификационного каталога отходов" (зарегистрирован в Минюсте России 14 августа 2003 г. N 4981).

<**> Приказ МПР России от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" (не нуждается в государственной регистрации согласно заключению Минюста России от 24.07.2001 N 07/7483-ЮД, Природно-ресурсные ведомости, 2001, N 45).

21. В разделе ПНООЛР "Сведения об отходах" приводится перечень образующихся и (или) принимаемых на использование, обезвреживание, размещение отходов с указанием сведений о составе, физико-химических характеристиках отходов, классах опасности для окружающей природной среды.

Указанные сведения приводятся в соответствии с образцом 2.6 Приложения 2, для отходов, образуемых хозяйствующим субъектом, - на основании свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды, паспортов опасных отходов, материалов обоснования классов опасности отходов для окружающей среды и их опасных свойств; для принимаемых на использование, обезвреживание, размещение отходов - на основе свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды и паспортов опасных отходов, представляемых поставщиками отходов.

В текстовой части раздела приводятся сведения о проведенных работах по установлению классов опасности отходов для окружающей природной среды и их физико-химических свойств с указанием использованных методов. В приложении к ПНООЛР представляются копии свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды, паспортов опасных отходов, а при их отсутствии - материалы, подтверждающие отнесение отходов, не обладающих опасными свойствами, к пятому классу опасности для окружающей природной среды.

22. В разделе ПНООЛР "Расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов" представляются расчеты нормативов образования отходов, рассчитанные (определенные) для каждого вида отхода с использованием методов определения (расчета) нормативов образования отходов, приведенных в разделе II Методических указаний.

Расчеты нормативов для каждого вида отхода оформляют в отдельном подразделе.

Рекомендуется исходные данные для расчетов, производимых методами материально-сырьевого баланса, расчетно-аналитическим и статистическим, представлять в табличном виде согласно Приложению 1 к Методическим указаниям. При использовании метода расчета по удельным показателям допускается представлять расчеты и обоснования в текстовой форме.

В текстовой форме приводятся по каждому виду отхода ссылки на соответствующие источники сведений, а также на приложения, удостоверяющие те или иные количественные показатели.

В случае наличия у индивидуального предпринимателя или юридического лица очистных сооружений для хозяйственно-бытовых и промышленных сточных вод или оборудования и установок водоподготовки, а также пылеулавливающих и газоочистных установок и оборудования следует представить их характеристики в соответствии с образцами 2.7, 2.8, 2.9 Приложения 2 к Методическим указаниям. Отходы, образующиеся при эксплуатации вышеперечисленных сооружений, установок, оборудования, включаются в общий перечень отходов.

В конце раздела по результатам расчетов формируется общий перечень образующихся отходов с указанием рассчитанных годовых нормативов образования отходов в соответствии с образцом 2.10 Приложения 2.

23. В разделе ПНООЛР "Схема операционного движения отходов" приводятся данные по образованию, использованию отходов, по передаче отходов другим организациям с целью переработки, обезвреживания и/или захоронения, указываются адреса и реквизиты поставщиков и потребителей отходов.

Целью данного раздела ПНООЛР является представление информации по обращению (образованию, использованию, обезвреживанию, получению, передаче, размещению) с каждым видом отходов.

Схема операционного движения отходов и информация о реквизитах (сведениях) о поставщиках и потребителях отходов приводятся в табличном виде в соответствии с образцами 2.11 и 2.12 Приложения 2. Для каждого вида отходов выделяется отдельная строка таблицы. В приложении к ПНООЛР приводятся копии договоров, реквизиты которых указаны в таблице 2.12.

24. В разделе ПНООЛР "Сведения об использовании и обезвреживании отходов" приводится информация об использовании и обезвреживании отходов, осуществляемых хозяйствующим субъектом, а также указываются виды образующихся при этом отходов. Характеристика объектов использования и обезвреживания отходов приводится в табличном виде по образцу 2.13 Приложения N 2. Для каждого объекта формируется отдельная таблица. Отходы, образующиеся на установках использования и обезвреживания, включаются в общий перечень отходов.

Если хозяйствующий субъект осуществляет использование отходов без применения объектов использования и обезвреживания (например, в качестве добавки к сырью, реагентам, для подсыпки дорог, в качестве подстилочного материала для содержания животных и птиц и др.), приводится информация о документах, регламентирующих или допускающих такое применение отходов (например, техническая документация предприятия, в том числе стандарты предприятия, технические регламенты, ведомственные нормативные документы, специально полученные согласования или заключения органов государственного контроля).

25. Раздел ПНООЛР "Характеристика хранения отходов сроком до 3 лет и обоснование предельного количества накопления отходов".

Хранение отходов сроком до 3 лет - хранение отходов с последующей передачей на использование, обезвреживание, размещение в течение срока не более 3 лет, определенного с учетом: санитарно-гигиенических, противопожарных и иных требований, норм, правил; времени формирования партии отходов для использования или обезвреживания; времени формирования транспортной партии отходов.

Если хозяйствующий субъект осуществляет образование, сбор отходов и хранение их в течение не более 3 лет с последующей передачей на использование, обезвреживание, размещение, то в данном разделе ПНООЛР приводятся обоснования предельного количества накопления отходов (совокупного количества отходов определенного вида, хранящихся единовременно на однотипных объектах хранения сроком до 3 лет, при условии обеспечения уровня воздействия на окружающую среду в допустимых пределах).

При обосновании предельного количества накопления отходов на объектах хранения отходов сроком до 3 лет хозяйствующие субъекты должны:

- для каждого вида размещаемого отхода сформулировать причину хранения: формирование транспортной партии, формирование партии для использования или обезвреживания, снижение класса опасности отходов, выделение ресурсной составляющей и т.д.;

- для каждого вида отхода обосновать срок хранения и величину предельного количества накопления;

- для опасных отходов, содержащих вещества 1 - 2 классов опасности и имеющих такие опасные свойства, как пожароопасность, взрывоопасность, рассмотреть необходимость введения ограничений по величине предельного количества накопления отходов на основании действующих нормативных документов по обеспечению безопасности хранения веществ и материалов;

- для каждого объекта хранения или для группы однотипных объектов рассмотреть на соответствие действующим нормам и правилам способ хранения отходов, имеющееся обустройство объектов, используемую для размещения тару.

Сведения об объектах хранения отходов, относящихся к таким типам, как открытая площадка, крытая площадка, помещение, стационарная емкость, с указанием предельного количества накопления отходов приводятся в табличном виде в соответствии с образцом 2.14 Приложения 2. Однотипные объекты представляются одной строкой с указанием их количества и общих характеристик по обустройству и способам хранения. При этом в графах 5 и 6 таблицы по образцу 2.14 Приложения 2 представляется их суммарная вместимость.

Сведения об остальных объектах хранения отходов сроком до 3 лет представляются в табличном виде в соответствии с образцом 2.15 Приложения 2. В тексте раздела приводится информация о сроке хранения отходов и обоснование срока хранения и периодичности удаления отходов с этих объектов.

26. Раздел ПНООЛР "Характеристика хранения отходов более 3 лет и захоронения отходов".

Если хозяйствующий субъект имеет отходы, которые не подлежат использованию и обезвреживанию, а требуют хранения сроком более 3 лет или захоронения, то в этом разделе приводятся обоснования величины лимитов на размещение этих отходов.

При обосновании лимитов на размещение отходов на объектах хранения сроком более 3 лет и захоронения хозяйствующие субъекты должны:

- обосновать необходимость размещения отходов (отсутствие специализированных предприятий по переработке отходов на данной территории, отсутствие экономически приемлемых технологий переработки отходов и т.д.);

- для каждого вида отхода обосновать величину запрашиваемого лимита;

- рассмотреть возможность включения в план природоохранных мероприятий мер по снижению образования отходов, подлежащих размещению, снижению количества отходов, направляемых на размещение.

При размещении отходов на собственных объектах размещения дополнительно следует:

- рассмотреть на соответствие действующим нормам и правилам применяемый способ размещения отходов, имеющееся обустройство объектов, используемую для размещения тару;

- рассмотреть возможные факторы негативного воздействия на окружающую среду при размещении отходов на объекте;

- дать характеристику системы контроля состояния окружающей среды, для действующих объектов по данным мониторинга оценить допустимость воздействия на окружающую среду.

В случае размещения отходов на объектах, находящихся в собственности, владении хозяйствующего субъекта, приводятся сведения об этих объектах в соответствии с образцом 2.15 Приложения 2.

27. В разделе ПНООЛР "Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду" представляется информация о мероприятиях по наблюдению за состоянием окружающей среды на территории объектов размещения отходов (объектов хранения сроком более 3 лет и захоронения отходов), а также сведения о результатах проведения мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду.

Информация о состоянии окружающей среды представляется с указанием:

- объектов и точек контрольных замеров, периодичности отбора проб загрязняющих веществ по компонентам окружающей среды;

- если для проведения контрольных замеров привлекаются сторонние организации, указывается наименование организации, данные об аттестации и аккредитации лаборатории, в приложении к ПНООЛР приводится копия соответствующего договора;

- результатов контрольных замеров за последние 2 - 3 года, с указанием случаев превышения нормативов качества окружающей среды.

Сведения о результатах мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду приводятся в табличном виде согласно образцу 2.16 Приложения 2. В приложении к ПНООЛР приводится ситуационный план с нанесением точек контрольных замеров, перечень используемых средств контроля и измерений с приложением свидетельств об их поверке.

28. В разделе ПНООЛР "Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами, сведения о противоаварийных мероприятиях" приводится информация о проводимых и планируемых мероприятиях по снижению негативного влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды. Представляются сведения о мероприятиях, направленных на:

снижение количества образования отходов;

внедрение технологий по переработке, использованию, обезвреживанию отходов;

организацию и дооборудование мест размещения отходов, не отвечающих действующим требованиям;

вывоз ранее накопленных отходов;

проведение производственного контроля обращения с отходами и мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

Планы мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения действующих норм и правил в области обращения с отходами представляются в соответствии с образцом 2.17 Приложения 2.

В разделе представляется также информация о возможных аварийных ситуациях при обращении с опасными отходами, о противоаварийных мероприятиях и мерах по ликвидации аварий. Информация представляется в соответствии с образцом 2.18 Приложения 2.

29. В разделе ПНООЛР "Предложения по лимитам на размещение отходов" приводятся обоснования и величины нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в табличном виде согласно образцу 2.19 Приложения 2. Для каждого вида отходов предусматривается отдельная строка таблицы.

Отходы группируются в таблице по классам опасности для окружающей природной среды.

30. Раздел ПНООЛР "Список использованной литературы".

В данном разделе ПНООЛР приводится перечень использованных в процессе подготовки ПНООЛР источников информации: справочников, научно-технической литературы, нормативно-методической документации, с указанием авторов, издательства и года издания.

31. Приложения к ПНООЛР.

В раздел "Приложения" ПНООЛР включаются:

копии паспортов опасных отходов, копии свидетельств о классе опасности отхода для окружающей природной среды либо материалы, обосновывающие отнесение отходов к классу опасности для окружающей природной среды (в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными Приказом МПР России от 15.06.2001 N 511, не подлежащим государственной регистрации согласно заключению Минюста России от 24.07.2001 N 07/7483-ЮД);

документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом), подтверждающие намерение на размещение отходов на специализированных объектах, передачу (или получение) отходов с целью их использования и (или) обезвреживания;

документы (копии договоров, актов, заверенные хозяйствующим субъектом), подтверждающие факты использования, обезвреживания, размещения отходов:

копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;

копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;

копии лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;

карта-схема расположения объектов использования, обезвреживания и объектов размещения отходов на территории предприятия с экспликацией;

ситуационный план с нанесением точек контрольных замеров в рамках мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду;

перечень используемых средств контроля и измерений;

документы, подтверждающие данные материально-сырьевого баланса и производственных показателей;

документы, подтверждающие обязательства арендатора самостоятельно осуществлять деятельность по обращению с отходами с соблюдением экологических и санитарно-гигиенических требований (если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и арендатор самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами);

32. Упрощенная (декларативная) форма проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) включает следующие разделы:

титульный лист, оформляемый в соответствии с Приложением 2 к настоящим Методическим указаниям;

содержание, в котором приводятся наименование и последовательность расположения разделов ПНООЛР с указанием номеров страниц;

общие сведения об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице;

сведения о хозяйственной и иной деятельности, в результате осуществления которой образуются отходы;

сведения об отходах;

расчет и обоснование годовых нормативов образования отходов;

предложения по лимитам на размещение отходов;

Данные разделы оформляются согласно пунктам 19 - 22, 29 и 31 соответственно Методических указаний.

33. Страницы ПНООЛР нумеруются сквозной нумерацией, включая приложения.

34. К ПНООЛР прикладывается отдельный комплект учетных форм объектов использования и обезвреживания отходов и объектов размещения отходов (образцы 2.13 и 2.15) для включения этих объектов в государственный кадастр отходов.

IV. Содержание и оформление технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами

35. Технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами подтверждает, что сведения о перечне, свойствах и количестве разрешенных к размещению отходов, внесенные в ПНООЛР, не изменились в течение отчетного периода (года) в связи с неизменностью технологических процессов и использованного сырья.

36. Структура Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами (далее - Технический отчет) включает следующие разделы:

подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья;

сведения об обращении с отходами в течение отчетного периода (года);

37. Титульный лист Технического отчета оформляется по образцу 3.1 Приложения 3.

38. Раздел Технического отчета "Подтверждение неизменности производственного процесса и используемого сырья" оформляется в соответствии с образцом 3.2 Приложения 3.

39. Раздел Технического отчета "Сведения об обращении с отходами в течение отчетного периода" включает информацию о:

балансе образовавшихся, использованных и размещенных отходов за отчетный период (в соответствии с образцами 3.3, 3.4 и 3.5 Приложения 3);

выполнении плана мероприятий за отчетный период по снижению негативного воздействия отходов на окружающую среду (в соответствии с образцом 3.6 Приложения 3);

введенных в эксплуатацию в отчетном периоде объектах использования, обезвреживания отходов (в соответствии с образцом 2.13 Приложения 2);

введенных в эксплуатацию (выведенных из эксплуатации, рекультивированных) в отчетном периоде объектах размещения отходов (в соответствии с образцами 2.14 и 2.15 Приложения 2).

40. В Приложениях к Техническому отчету представляются:

копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;

копии договоров на транспортировку отходов, документы, подтверждающие факт передачи отходов на использование, обезвреживание, размещение;

копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;

копии лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.

Приложение 1
к Методическим указаниям
по разработке проектов
нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение

ОБРАЗЕЦ 1.1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ РАСЧЕТА НОРМАТИВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ ПО МАТЕРИАЛЬНО-СЫРЬЕВОМУ БАЛАНСУ УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ТАБЛИЦЫ ПО ОБРАЗЦУ 1.1

В графе 1 указывают наименование поступающих в производство сырья и материалов;

в графе 2 указывают количество сырья и материалов, поступивших в производство за ед. времени (указать) в тоннах;

в графе 3 указывают количество материалов, уходящих в процессе производства в продукцию за ед. времени в т;

в графе 4 указывают объем продукции, выпускаемой за ед. времени в тоннах;

в графе 5 указывают коэффициент безвозвратных потерь (естественной убыли);

в графе 6 указывают безвозвратные потери (естественная убыль) за единицу времени в тоннах;

в графах 7, 8, 9 указывают количество выбросов, сбросов и отходов за ед. времени в тоннах.

ОБРАЗЕЦ 1.2 РАСЧЕТ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕДИНИЦЫ ПРОИЗВОДИМОЙ ПРОДУКЦИИ, РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Таблица 1.2 (продолжение)

В графах 1, 2 указать наименование и код отхода, который образуется в результате производства продукции, по Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).

В графах 3, 4 указать наименование и код выпускаемой продукции по "Общероссийскому классификатору продукции" (ОКП ).

В графах 6, 7 указать наименование и код единицы измерения выпускаемой продукции по "Общероссийскому классификатору единиц измерений" (ОКЕИ ).

В графах 8, 9 указать наименование и код сырья и материалов, используемых для производства данной продукции, по "Общероссийскому классификатору продукции" (ОКП ).

В графе 12 указать величину нормы расхода первичного сырья, материала на единицу производимой продукции (N).

В графе 13 указать чистый расход сырья и материалов на единицу продукции (Р).

Графы 12, 13, 14 заполняются технологическими службами на основании данных технологических карт, сводных ведомостей норм расхода сырья, материалов на единицу продукции. В химической, микробиологической, пищевой промышленности в качестве первичных документов используются технологические регламенты производства продукции.

N - норма расхода сырья, материалов на единицу продукции.

где N - норма расхода сырья, материалов на единицу продукции;

Р - чистый (полезный) расход сырья и материалов.

В графах 18, 19 указать единицу измерения объема образования отхода и его код из "Общероссийского классификатора единиц измерений" (ОКЕИ ).

ОБРАЗЕЦ 1.3 РАСЧЕТ ГРУППОВОГО НОРМАТИВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И СУММАРНОГО ОБЪЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ

При заполнении таблицы 1.3 возможны варианты, когда один и тот же вид отхода может образоваться при производстве различной продукции. В таких случаях необходимо рассчитать общий (суммарный) объем образования отходов:

ОБРАЗЕЦ 1.4 РАСЧЕТ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ОТНОСИТЕЛЬНО ЕДИНИЦЫ ИСПОЛЬЗУЕМОГО СЫРЬЯ, РАСЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Образец 1.4 (продолжение)

Таблица 1.4 (продолжение)

В графах 1, 2 указать наименование и код отхода, который образуется в результате использования сырья, материалов, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО).

В графе 3 указать наименование производства, на котором образуются отходы.

В графах 4, 6 указать коды для машинной обработки (при наличии).

В графе 5 указать наименование технологического процесса, в котором образуются отходы.

В графах 7, 8 указать наименование и код сырья, материала, используемых для производства данной продукции, по "Общероссийскому классификатору продукции" (ОКП ).

В графах 10, 11 указать наименование и код единицы измерения используемого сырья, материала по "Общероссийскому классификатору единиц измерений" (ОКЕИ ).

В графе 14 указать величину нормы расхода первичного сырья, материала на единицу используемого сырья (N).

В графе 15 указать чистый расход сырья и материалов на единицу продукции (Р).

Графы 14, 15, 16 заполняются технологическими службами на основании данных технологических карт, сводных ведомостей норм расхода сырья, материалов на единицу продукции. В химической, микробиологической, пищевой промышленности в качестве первичных документов используются технологические регламенты производства продукции.

N - норма расхода сырья, материалов.

где Р - чистый расход сырья, материалов;

N - норма расхода сырья, материалов.

где N - норма расхода сырья, материалов на единицу продукции;

Р - чистый (полезный) расход сырья, материалов;

В графах 23, 24 указать наименование и код единицы измерения объема образования отхода из "Общероссийского классификатора единиц измерений" (ОКЕИ ).

В графах 26, 27 указать наименование и код единицы измерения количества (объема) образования отхода из "Общероссийского классификатора единиц измерений" (ОКЕИ ).

ОБРАЗЕЦ 1.5 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТА НОРМАТИВА ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ СТАТИСТИЧЕСКИМ МЕТОДОМ

Продолжение таблицы Образца 1.5

УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ТАБЛИЦЫ 1.5

В графе 1 указывают наименование сырья или материалов, при переработке которых образуются отходы;

в графе 2 указывают наименование единицы измерения объема сырья и материалов при производстве продукции;

в графах 3, 4, 5 указывают количество использованного сырья и материалов при производстве продукции по годам за рассматриваемый период;

в графе 6 указывают наименование продукции, при производстве которой образуются отходы;

в графе 7 указывают наименование единицы измерения продукции;

в графах 8 - 10 указывают количество продукции, при производстве которой образуются отходы, по годам за рассматриваемый период;

в графах 11, 12 указывают наименование и код по ФККО отхода, который образовался в результате переработки сырья или производства продукции;

в графах 13 - 15 указывают количество (объем) образования отхода по годам за рассматриваемый период;

в графах 16 указывают наименование единицы измерения количества образовавшегося отхода;

в графах 17 - 19 указывают величину удельного количества образования отхода относительно единицы продукции по годам за рассматриваемый период;

в графе 20 указывают наименование единицы измерения удельного количества образования отхода.

Приложение 2
к Методическим указаниям
по разработке проектов
нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение

ОБРАЗЦЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТА НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ ОБРАЗЕЦ 2.1 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОБРАЗЕЦ 2.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ ПРОДУКЦИИ, СОПРОВОЖДАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ОБРАЗЕЦ 2.3 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ, СОПРОВОЖДАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ОБРАЗЕЦ 2.4 ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, СОПРОВОЖДАЮЩЕЙСЯ ОБРАЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ОБРАЗЕЦ 2.5 ПЕРЕЧЕНЬ ОТХОДОВ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ГОДОВОЙ НОРМАТИВ ОБРАЗОВАНИЯ УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ОБРАЗЦА 2.5

В графе 1 указывают отходообразующий вид деятельности, процесс.

В графах 2 - 4 указывают код отхода по ФККО и соответствующие коду наименование вида отхода, класс опасности.

ОБРАЗЕЦ 2.6 СОСТАВ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ОТХОДОВ ОБРАЗЕЦ 2.7 ХАРАКТЕРИСТИКА ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ СТОЧНЫХ ВОД ОБРАЗЕЦ 2.8 ХАРАКТЕРИСТИКА УСТАНОВОК ИЛИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ВОДОПОДГОТОВКИ ОБРАЗЕЦ 2.9 ХАРАКТЕРИСТИКА ПЫЛЕУЛАВЛИВАЮЩИХ И ГАЗООЧИСТНЫХ УСТАНОВОК (ПГУ) И ОБОРУДОВАНИЯ Календарь