Руководства, Инструкции, Бланки

социальный паспорт неблагополучной семьи образец img-1

социальный паспорт неблагополучной семьи образец

Рейтинг: 4.8/5.0 (1921 проголосовавших)

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Основные подходы социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей

Основные подходы социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семье детях, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразные типы и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни.

Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не всё обстоит просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. Во-первых, увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения в образовательных школах; и наконец, в–третьих, наблюдается воздействие завышенных социальных требований.

Вследствие этого возросла напряжённость в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной функции в необходимом объёме из-за дополнительной нагрузки на работе, значительно возросшей в последние годы. С другой стороны, многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях.

Поскольку в настоящее время давление на российскую семью с каждым днём растёт и большая его доля приходится на детей, имеет смысл обратить внимание именно на эту категорию граждан, которые нуждаются в особой защите не только от социальных трудностей, но зачастую и от своих собственных родителей.

Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни.

Работая с семьями, изучая их, мы убедились: одна из причин, обусловливающих сегодня невысокую эффективность воспитательных функций родителей, – их конфликтность. Совершенно очевидно, что любой семейный конфликт ведёт к возникновению у ребёнка серьёзных проблем, зачастую влечёт за собой ту или иную форму безнадзорности.

Одной из самых распространённых среди неблагополучных является неполная семья. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведёт к определённым нарушениям в психическом и личностном развитии ребёнка.

Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, сказывающиеся на психическом состоянии ребёнка в разведённой, осиротевшей и внебрачной семье. В наше время количество одиноких матерей, к сожалению, неумолимо растёт и поэтому очень важно знать, какие трудности социального и психологического порядка ожидают матерей-одиночек и их детей.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие. каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострения не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих отклонений.

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной «открытой» формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Определенное влияние на педагогическую функцию семьи оказывает её состав, образование и возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании индивидуальной работы с семьей.

Социальный паспорт школы представлен следующими данными: кол-во учащихся – 186 человек, полные семьи – 140(91%), неполные семьи – 15(9%), многодетные – 8(5,2%), опекаемые – 2(1,3%), малообеспеченные – 3(1,9%).

Образовательный уровень родителей – высшее образование имеют – 23% родителей, среднее специальное – 48% и среднее – 29%.

Современные технологии помощи неблагополучной семье осуществляются через комплексный, дифференцированный, системно-деятельностный подходы.

Основная роль в работе с неблагополучными семьями принадлежит зам. директора по ВР, классным руководителям, педагогу-психологу, социальному педагогу.

Главной целью работы является формирование позитивного отношения к детям как высшей ценности человеческих отношений и к семье как наиболее целесообразной форме воспитания и жизнеобеспечения ребёнка.

Задачи:
  • разработка и осуществление действенных мер по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности;
  • повышение педагогической культуры родителей учащихся и привлечение их к совместной с подростками и педагогами деятельности;
  • определение роли семьи и формирование нравственно-этических ценностей личности учащегося;
  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • создание системы оказания психолого-педагогической помощи родителям учащихся.

Основная же задача – помочь члену семьи (независимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической и социально-педагогической работы.

Принципы, применяемые в работе с семьёй:
  • Повышение её активной жизненной позиции.
  • Повышение престижа здоровой семьи.
  • Воспитание коммуникативной культуры.
  • Поддержка самореализации членов семьи.
  • Социальное партнёрство служб, работающих в системе социальной помощи семье.
  • Профилактика семейных проблем.

Этапы работы с семьёй:

1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений за помощью.
2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи, знакомство со всеми членами семьи, её окружением.
3. Диагностика причин неблагополучия семьи, её особенностей, ценностных ориентаций.
4. Составление социального паспорта семьи.
5. Составление плана работы с неблагополучной семьёй и его реализация.
6. Текущие и контрольные обследования семьи.
7. Анализ результатов работы с неблагополучной семьёй.

1. Социальный патронат.
2. Консультационные беседы (консультирование, убеждение и т.д.)
3. Социально-педагогический мониторинг семьи.
5. Родительские тематические собрания.
6. Психодиагностика (мониторинг).
7. Психокоррекция.
8. Психопрофилактика и просвещение.

Осуществляется через:
  • мониторинговые исследования и определение перспектив;
  • установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
  • психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, проведение совместных проблемных семинаров;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
  • организация совместной деятельности учащихся и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание;
  • создание системы оказания психолого-педагогической и социально- педагогической помощи родителям учащихся.

Примерный план работы с неблагополучными семьями

1. Составление социальных паспортов семей.

Другие статьи

Паспорт неблагополучной семьи образец - интересные подробности

Паспорт неблагополучной семьи образец

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразные типы и разновидности семейных союзов. По теме: методические разработки, презентации и конспекты Этот материал будет полезен классным руководителям. Для начала определим, какую семью мы считаем семьей «группы риска». В работе с семьёй необходимо, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло их детям, и постоянно заботились бы об этом доме. Акты контрольного обследования материально-бытовых условий 3. К задачам социальной работы относится выявление ведущих факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на здоровье человека, его социальную адаптацию и влияющих на состояние здоровья детей. Работа в ДОУ по своевременному выявлению семей «группы риска» и семейного неблагополучия в них на ранних этапах кризиса, использование в дальнейшем новой технологии сопровождения такой семьи во многих случаях позволяет оказать семье необходимую для реабилитации социально-психологическую помощь и предотвратить не только изъятие ребенка из семьи, но и преступность. Мать-одиночка - 1 3. Прописывается размер и благоустройство жилья: сведения можно получить из документов на квартиру общая площадь, жилая, благоустроенная квартира либо наоборот 14. Если социальный педагог участвует в отработке путей, по которым движется сигнал о плохом обращении с ребенком, если он умело и своевременно взаимодействует с различными организациями, отвечающими за работу с неблагополучными семьями, он вносит личный вклад в инновационный процесс по развитию индивидуального подхода при организации социальной работы. Комментировать её не стану - думайте сами. Буяновой срок до 10.

Место работы и должность: мужа жены 13. Главной целью работы является формирование позитивного отношения к детям как высшей ценности человеческих отношений и к семье как наиболее целесообразной форме воспитания и жизнеобеспечения ребёнка. Для размышления об актах обследования условий жизни несовершеннолетних 15.

Собирает информацию у врачей-педиатров участковых и фельдшеров ФАПОв для составления ежемесячного ежеквартального отчета. При выявлении ребенка в социально-неблагополучной семье, находящегося в жизненно-опасной ситуации, незамедлительно по телефону информирует органы опеки, подразделение по делам несовершеннолетних, а затем направляет им в письменной форме информационное сообщение. В паспорте описывается вся общеразвивающая среда группы. Этапы работы с семьёй: 1. Классный руководитель класса ГУО Педагог социальный ГУО Педагог-психолог ГУО. Обратите внимание на культуру речи: сквернословит ли он в общественных местах или воздерживается от нецензурных выражений. Каждый анонс добавляется в начало списка анонсов и проведет на главной странице сайта не менее 2 часов. На должность специалиста по социальной работе назначается лицо, имеющее специальное образование. Интерьер 8 группы детского сада 49 г.

Плейкаст «Социальный паспорт семьи образец заполненный»

Становление такого вида деятельности обусловлено ухудшением здоровья населения, потребовавшим решения проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне - на уровне социально-медицинской работы. Современные технологии помощи неблагополучной семье осуществляются через комплексный, дифференцированный, системно-деятельностный подходы. Проведено совместных заседаний с КДН 14. Он состоит из шаблона в который вносятся данные о воспитанниках и их семьях. Курирует социально-неблагополучные семьи, имеющие детей до 17 лет, с целью ранней диагностики и профилактики условий, угрожающих здоровью и развитию детей.

Интерьер 8 группы детского сада 49 г. Социальный паспорт МБ ДОУ ДС Радуга Затонский Владимир Петрович 1888-1938 детский го-сударственный и сад паспорт, большевик с 1926 социальный паспорт группы детского сада образец и др. Хотя в тоталитарном государстве желание контролировать все и всех может приобретать и такие абсурдные формы. Мы отправим на него новый пароль для доступа к сайту. Это могут быть Ваши собственные работы или понравившиеся плэйкасты других пользователей сайта. Уровни воспитанности мы взяли из методики диагностических программ, разработанных Этот материал необходимо иметь каждому классному руководителю, поскольку содержит информацию о социально-демографической ситуации в семье.

Паспорт неблагополучной семьи образец - интересный материал

Паспорт неблагополучной семьи образец

Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего ребёнка одного из семьи полностью. Повышение престижа здоровой семьи. Например, предлагается законодательно закрепить норму о материальной ответственности родителей учащихся за порчу имущества учебных заведений. А загружать и без того загруженных ненужной писаниной учителей еще и подобными исследованиями профилактического характера, подвергать всех подозрению, что они плохо воспитывают детей, бессмысленно. Поддержка самореализации членов семьи. Представляет интересы детей в органах опеки и охраны прав детства, отделах социальной защиты населения, Комиссиях по делам несовершеннолетних, Подразделениях по делам несовершеннолетних, в судах в качестве свидетеля. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Профилактическая деятельность, осуществляемая медицинским персоналом, зачастую недостаточно эффективна, поскольку не затрагивает целый комплекс социальных проблем или решает их частично. Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы: 1. Принудительно обследовать жилищные условия семьи можно только на основании административного решения, например, когда готовятся материалы о лишении родительских прав, отобрании ребенка и т. Создает банк данных о наличии семей, имеющих детей до 17 лет, нуждающихся в социальной поддержке и защите, квалифицирует их по параметрам, необходимым для организации социальной поддержки и защиты. Характеристика на ребенка написанная воспитателем 2.

Если же ситуация настолько сложна, что требуются административные меры, тогда надо действовать в соответствии с законом и выяснять подробности бытовой характеристики семьи, в которой воспитывается школьник. В том числе — важнейшая задача социального педагога дошкольного учреждения. Утвердить Инструкцию об организации и порядке ведения в государственных образовательных учреждениях учета обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении приложение. Затем показатели сравниваются и делаются выводы.

Основные подходы социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей

Ленина, Дворец Спорта, т. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных со скрытой формой неблагополучия. Затем показатели сравниваются и делаются выводы. Прописывается, кто является нанимателем данного жилого помещения: ФИО, дата рождения отец, мать, дедушка и др. Составление социально-педагогического паспорта семьи позволяет выявить целый ряд воспитательных возможностей и потребностей: во-первых, диагностика взрослого окружения дает возможность определить наиболее традиционные формы профессиональной, культурной и бытовой ориентации. У Саши отит, но он чувствует себя довольно бодро, разговаривал с нами, показывал свои игрушки. Во время посещения семьи с родителями проведена следующая работа: - они под подпись ознакомлены с графиком, условиями посещения Алексеем школьного лагеря в летнее время - проведена беседа о необходимости попеременного проветривания помещений, пользе свежего воздуха для здоровья детей, в том числе и во время болезни - выяснена информация относительно отправленного из ДУ письма на имя гл. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение.

Специалист по социальной работе играет роль координатора или диспетчера в оказании пациентам медицинских организаций комплексной интегрированной помощи, связывая воедино медицинскую и социальную помощь, активизируя как внутренние, так и внешние связи. Гражданский брак - 2 4.

При этом главное не упустить из поля зрения семьи, которые мы можем отнести к категории неблагополучных семей. Памятка по заполнению обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Оценка работы специалиста по социальной работе проводится заместителем главного врача по медицинской части на основании учета качественных и количественных показателей его работы, соблюдения правил трудовой дисциплины и внутреннего распорядка, морально-этических норм.

Акт посещения неблагополучной семьи образец - Акт о событии - Шаблоны примеры - mirshablonov.http://bticheb.ru/statement

Результаты наблюдения за ребенком 6. Обстановка в семье на момент посещения спокойная, каждый занят своим делом: мать на кухне готовила еду, отец смотрел телевизор. Во исполнение. в целях совершенствования деятельности по выявлению и пресечению фактов ненадлежащего исполнения обязанностей родителями и замещающими их лицами по уходу, воспитанию и содержанию несовершеннолетних, создания условий для эффективной защиты детей от жестокого обращения и иных преступных посягательств со стороны взрослых, улучшения выявления семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требующих контроля со стороны соответствующих органов полиции, образования, здравоохранения, социальной защиты и т. В паспорте описывается вся общеразвивающая среда группы. Приказ Министерства здравоохранения России от 16 сентября 2003 г. Права В пределах своей компетенции и в соответствии с задачами и обязанностями специалист по социальной работе имеет право: 1. Таким образом, успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений; умению социальных педагогов, педагогов-психологов и классных наставников видеть сложные взаимоотношения в семье, деликатно их корректировать, гармонизировать. Результаты анкетирования детей и родителей 7. Мы признаём и всячески поддерживаем главенствующую роль семьи в воспитании детей. Наличие жилья нуждается или нет 17. Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы: 1.

Социальная работа с неблагополучной семьей

Социальная работа с неблагополучной семьей

Департамент социального развития населения

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Центр социальной помощи семье и детям «Вега»

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬЕЙ

Русакова Татьяна Нестеровна

заведующая консультативным отделением

Семья как социальный институт - очень тонкий, специфический объект социального воздействия. Влияние на семью в наименьшей степени может быть прогнозируемым и моделируемым, поскольку семья - закрытая социальная структура. Все изменения, в ней происходящие, обусловлены социально, но направляются исключительно волей и сознанием входящих в нее индивидов. Следовательно, прежде чем выработать какие-либо социальные технологии воздействия на объект, нужно досконально изучить его сущность и структуру, особенности функционирования в современном обществе и направленность развития.

Надо сказать, что в современном обществе сложилась парадоксальная ситуация, когда семья, внутренне, родовой своей памятью разделяя идеи традиционализма, внешне стремится к достижению благополучия для каждого ее члена в ущерб семейной целостности. Социальный контроль над институтом семьи фактически утрачен. Супружеская жизнь уже не является предметом интереса, эмоциональной поддержкой соседей, родных, сослуживцев, знакомых и друзей, а процесс воспитания детей, имеющий сугубо социальный характер, сосредоточился преимущественно в институте семьи, выйдя из-под влияния общественных институтов религии, образования, воспитания, нравственной морали.

Снижение внимания общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие.

Именно поэтому необходимо включаться в работу с семьей на более ранних стадиях развития кризиса. Воздействие на семью- это одна из форм связей отношений, включающих взаимодействие со всеми ее членами. При этом с одной стороны, воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой - цели, задачи и содержание воздействия определяют индивидуальную патронажную деятельность с учетом специфики категории семьи.

Сложившиеся условия требуют формирования эффективной комплексной системы государственной поддержки семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, осуществление профилактики девиантного поведения и организации индивидуальной работы с неблагополучными семьями.

Основные направления социальной работы с неблагополучной семьей и социальные проблемы рассматриваются в работах П.Д. Павленка [1, с.168], Е.И. Холостовой [6, с. 514].

Различные способы оказания социальной помощи асоциальным семьям, а также критерии и показатели неблагополучных семей рассматривает в своих работах Н.Ф.Басов [13, с.314].

М.А. Галагузова и Л.В Мардахаев в своих публикациях затрагивают проблемы социального сиротства и асоциальных семей [11, с.368].

В публикациях В.И.Курбатова предлагаются новые модели работы с неблагополучной семьей [4, с.189].

Однако, существуют противоречия между необходимостью оказания социальной помощи неблагополучной семье и недостаточной степенью разработанности этого направления социальной работы, как в теории, так и на практике.

Исходя из вышесказанного, выбрана тема работы: «Социальная работа с неблагополучной семьей.

Актуальность работы: изменения в обществе приводят к усилению противоречий между личностью, семьей, социумом. Обнаруживается, что семья не в состоянии противостоять в полной мере негативным процессам в обществе. Возникает реальная опасность деформации межличностных связей, утраты всей системы наследования культурно-исторического опыта.

В нашей работе мы покажем как именно специалист по социальной работе, вникнув в проблемы конкретной семьи, помогает осознать и преодолеть возникшие в семье проблемы. Постараемся раскрыть значимость межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучной семьей.

Объект исследования: социальная работа с неблагополучной семьей.

Предмет исследования: содержание социальной работы с неблагополучной семьей в центре социальной помощи семье и детям.

Цель исследования: содержание социальной работы с неблагополучной семьей.

1. Изучить содержание социальной работы с неблагополучными семьями.

2. Охарактеризовать неблагополучную семью как клиента социальной работы.

3. Рассмотреть правовое регулирование социальной помощи семье.

4. Проанализировать опыт работы с неблагополучными семьями.

Методы исследования: анализ, обобщение.

В первой главе мы рассмотрим сущность социальной работы с как вида деятельности, правовое регулирование социальной помощи семье и детям, что такое неблагополучная семья и технологии социальной работы с неблагополучными семьями.

Во второй главе раскроем организацию деятельности консультативного отделения, анализ деятельности, межведомственное взаимодействие в работе с неблагополучной семьей.

Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с неблагополучной семьей

1.1. Сущность социальной работы как вида социальной деятельности

Социальная работа является особым видом деятельности, цель которой удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. П.Д. Павленок дает следующее определение: социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить [12, с.34].

Н.Ф. Басов связывает определение сущности социальной работы со следующими ключевыми категориями: социальная защита, социальная помощь, социальная поддержка, социальное обеспечение, социальное обслуживание. Значения этих терминов образуют содержательную характеристику социальной работы [13, с.154].

М. Пэйн [15, с.231] предлагает рассматривать социальную работу как практическую деятельность, например как цепочку последовательных действий, звеньями которой являются диагноз, интервенция и завершение. (Диагноз (assessment) в социальной работе - процесс понимания конкретной проблемы, ее корней и возможных путей помощи человеку или группе людей. Интервенция (вмешательство) (intervention) - последовательность шагов или план действий со стороны социального работника или другого сотрудника социальной службы, которые он осуществляет при участии клиента или от его имени).

Социальная защита может рассматриваться в широком и узком смыслах. В первом случае - это деятельность государства и общества по ограждению всех граждан от социальных опасностей, недопущению нарушения жизнедеятельности различных категорий населения. Во втором случае социальная защита - это создание условий, недопускающих возникновения трудной жизненной ситуации или ее осложнения у клиентов социальных служб. Основной путь осуществления социальной защиты - социальные гарантии - обязательства государства по отношению к тем или иным категориям населения.

Социальную поддержку можно рассматривать как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для осуществления «слабых» социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности.

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Социальная работа представляет собой целостную систему. Структурными компонентами этой системы являются следующие компоненты: субъект, объект, цель, предмет, содержание и средства.

Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и специальные учетные бланки, и деловые связи, и приемы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы.

Таким образом, социальная работа может рассматриваться как разновидность человеческой деятельности, цель которой оптимизировать осуществление субъективной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе жизнеобеспечения и деятельного существования личности, семьи, социальных и других групп и слоев в обществе.

1.2 Основные ценности и принципы социальной работы

В начале 90-ых годов в России появилась новая профессия - социальный работник. Этому в немалой степени способствовали два обстоятельства: с одной стороны, углубляющийся социально-экономический кризис, который вызвал резкое падение уровня жизни населения, в связи, с чем усилилась потребность в различных видах социальной защиты и поддержки населения. С другой - частичная интеграция России в мировое сообщество убедительно показала эффективность решения многих социальных проблем средствами профессиональной социальной работы, которая является мощным антикризисным стабилизирующим фактором.

Сама профессия «социальный работник», в отличие от многих других, чрезвычайно сложна и многофункциональна. Прежде всего, следует отметить, что деятельность социального работника чрезвычайно широка, она охватывает не одну сферу отношений, как это свойственно большинству профессий, а две: она действует в сфере «человек - человек» и «человек - общество».

Основными направлениями деятельности социального работника являются: социальная помощь семье, детям, женщинам, отдельным общественным группам (безработным, инвалидам, мигрантам, ветеранам войны, демобилизованным из армии, лицам без определенного места жительства, освободившимся из исправительно-трудовых учреждений). Поддержка молодежи, престарелых, больных, работа в социальных приютах и др.

В Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и социальных работников определены профессиональные функции работников этой сферы. К ним относятся:

диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды, ставит «социальный диагноз» и осуществляет психолого-педагогическую диагностику;

прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;

правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;

организационная - способствует организации социальных служб на предприятии и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению;

предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений (юридические психологические, медицинские, педагогические и др.), организует оказание помощи нуждающимся;

социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

- социально-бытовая - способствует оказанию необходимой помоги и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;

- коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Таким образом, социальный работник занят самыми разнообразными видами деятельности при исполнении своих профессиональных функций.

В соответствии с этим требованием социальный работник должен: иметь хорошую профессиональную подготовку, знания в различных областях психологии, педагогики, андрагогики, социологии, экономики и организации производства, законодательства, информатики, и многих других общепрофессиональных и специальных дисциплин. Обладать достаточно высокой профессиональной культурой, быть высоко эрудированным человеком. Обладать супервидением, т.е. предвидеть последствия своих действий, не попасть «на удочку клиента», твердо проводить в жизнь свою позицию.

Уметь принимать нужное решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать.

Следует отметить, что не каждый человек пригоден для этой профессии. Основным определяющим фактором для успешной деятельности социального работника являются его личностные ценностные ориентации, они должны соответствовать системе ценностей социальной работы как профессии и призвания. При несовпадении этих факторов могут возникнуть серьезные «расхождения» между установками личности и ценностями социальной работы как объективной общественной потребности. В этом случае человеку лучше посвятить себя какой-то другой деятельности.

Социальные работники помогают людям максимально использовать собственные возможности при разрешении проблем, возникающих в семье, с родителями или детьми, на работе, с соседями. Предоставляют необходимую поддержку, облегчают контракты между отдельными лицами и их окружением, побуждают специализированные государственные учреждения, частные, общественные, религиозные организации отвечать на запросы своих клиентов, оказывать им соответствующую помощь.

Для эффективного проведения социальной работы нужны соответствующие умения и навыки. Социальный работник, в частности, должен уметь:

- слушать других целенаправленно и с пониманием;

- собирать информацию, чтобы подготовить карту социальной истории семьи, оценку ситуации и отчет;

- формировать и поддерживать профессиональные отношения, направленные на оказание социальной помощи;

наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, используя знания в области теории личности и диагностические методы;

направлять усилия клиентов на разрешение их проблем и завоевывать доверие;

обсуждать деликатные проблемы с вниманием и поддержкой, вызывая доверие у клиента;

находить творческие решения его проблем;

определять необходимость прекращения терапевтической помощи клиенту;

проводить исследования и интерпретировать их результаты;

быть посредником и вести переговоры между конфликтующими сторонами; обеспечивать связь между различными организациями;

сообщать о социальных потребностях государственным организациям, частным, общественным или законодательным органам, оказывающим финансирование соответствующей деятельности.

Социальная работа во все времена и во всех странах остается одним из самых одухотворенных и благородных видов деятельности.

Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающе воздействие на систему отношений, которую он формирует. Поэтому роль личностных качеств социального работника чрезвычайно велика в его профессиональной деятельности.

Немаловажное значение имеют качества личности социального работника, характеризующие его коммуникативность: умение быстро устанавливать контакт с людьми, улавливать их настроение, выявлять их установки и ожидания, умение внушать и убеждать словом и другие.

Поскольку социальный работник профессионально помогает людям, правомерно поставить вопрос и о его педагогической культуре, ему нужно иметь навыки педагогической и андрагогической деятельности. Знания, умения и навыки социальной работы составляют фундамент педагогической культуры работника социальной сферы. К числу ее структурных элементов относятся также психолого-педагогическая направленность личности, ее педагогические способности, педагогическое мастерство, искусство делового общения и культура служебного поведения.

Знания и опыт, приобретенные социальным работником в процессе учебы и жизненной практики, являются наиболее фундаментальной основой его способности оказывать влияние на других людей, хотя сами эти способности могут разнообразиться в зависимости от личного опыта, личных интересов, талантов.

Задача социального работника - всегда стремиться выразить свое оценочное отношение к случившемуся с клиентом: возмущение по поводу несправедливости, нечестности, хамства, удовлетворение и радость по поводу достигнутых успехов, беспокойство в связи с теми или иными затруднениями, сожаление, укор в связи с допущенными ошибками и т.д. Эмоциональное сопереживание, живое участие, открытое выражение своего отношения к делу позволяет специалисту создавать благоприятную обстановку общения, в которой между участниками устанавливается действительное взаимопонимание, более четко фиксируются их намерения и запросы. В ходе своей работы социальный работник должен руководствоваться этическим и профессиональным Кодексом.

1.3. Правовое регулирование социальной помощи семье и детям

Основополагающими документами в системе нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей является:

? Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) - является источником права на социальное обеспечение, закрепляет основные социальные права граждан;

? Семейный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой и вступил в силу с 1 марта 1996 г.);

? Конвенция о правах ребенка (принятая Государственной ассамблеей 20 ноября 1989 г. вступившая в силу 2 сентября 1990 г.);

? Федеральный закон: ФЗ № 195 «Об основах социального обслуживания населения РФ» от 10.12.1995г. - устанавливает правовое регулирование в области социального обслуживания населения.

? Федеральный Закон №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г.;

? Федеральный Закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999г.;

В процессе реализации Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» были приняты постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регламентирующие социальное обслуживание населения, в том числе семьи и детей.

Начиная с 2000 года в России в целом, и в округе начинается стандартизация социального обслуживания, разрабатываются и утверждаются 6 стандартов:

1. ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", принятый постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 327-ст;

2. ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения, Термины и определения» Дата введения 2007-01-01;

3. ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", принятый постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. N 326-ст;

4. ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль Качества социальных услуг». Дата введения 2007-01-01;

5. ГОСТ Р 52498-2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания» 2007-01-01;

ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания». 2007-01-01;

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения". В округе разработан и внедрен механизм учета услуг, предоставляемых учреждениями социального обслуживания. С января 2009 года вступают в силу еще 9 стандартов.

Территориальные центры социальной помощи семье и детям осуществляют разнообразные направления деятельности и предоставляют спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории, функционирующие социальные учреждения.

Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации. Он является обязательным для региональных органов власти и расширяется за счет финансовых возможностей местных органов власти.

1.4. Характеристика неблагополучных семей

Выдающийся педагог А.С. Макаренко обращался к родителям с такими словами: «Ваше собственное поведение - самая решающаяся вещь, не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или пьянствуете, … вы уже воспитываете ваших детей, и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут».

Неблагополучная семья - семья, в которой нарушены внутрисемейные отношения, вследствие чего неудовлетворительно выполняются семейные функции, нарушается конструктивность супружеских отношений, родительства, родства, отношений семьи с социумом.

Группа неблагополучных семей очень неоднородна. Существуют разные критерии семейного неблагополучия. Т.И. Шульга «Работа с неблагополучной семьей» приводит пример классификации, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи [20, с.89].

Проблемные семьи - это семьи, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей. Как правило, это конфликтные семьи с дисгармоничным стилем семейного воспитания (авторитарные, гипо- или гиперопекающие).

Кризисные семьи - это семьи, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, документов, средств к сосуществованию).

Асоциальные семьи - где имеется наличие таких проблем как алкоголизм, пренебрежение нуждами детей. При этом, однако, детско-родительские отношения полностью не разорваны (например, дети пытаются скрыть пьянство родителей, берут на себя ответственность за обеспечение семьи, уход за младшими детьми, продолжают учиться в школе).

Аморальная семья - это семья, полностью утратившая семейные ценности, характеризующаяся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращением с детьми, не занимающаяся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающая необходимых безопасных условий жизни. Дети в такой семье, как правило, не учатся, являются жертвами насилия, уходят из дома.

Антисоциальные семьи - в таких семьях наблюдается крайняя степень семейной дисфункции, они характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних. Это семьи, ведущие паразитический образ жизни, зачастую за счет принуждения детей к воровству, попрошайничеству и проституции.

Тип семьи во многом определяет методы социальной работы с семьей и выстраивание отношений в системе «специалист - семья как клиент».

1.5. Технология социальной работы по участковому принципу

Технология «социальной работы по участковому принципу» с неблагополучной семьей содержит ряд обязательных компонентов, которые осуществляются в логической последовательности, условно разделенной на несколько этапов:

1 этап - информационно-диагностический (получение информации, проверка достоверности информации, первичная диагностика социальных проблем семьи и детей, выявление внутреннего потенциала семьи, ребенка, сбор дополнительной информации о социальном и психологическом статусах, анализ выявленных проблем, постановка социального диагноза);

2 этап - прогностический (систематизация разносторонней информации, разработка индивидуальной программы реабилитации семьи, ребенка, выработка рекомендаций по организации реабилитационных мероприятий с семьей и детьми);

3 этап - активной работы с семьей (реабилитационный) - (представление индивидуальной программы реабилитации семьи, ребенка на Реабилитационный совет; отслеживание динамики реализации индивидуальной программы реабилитации, социальный патронаж, психолого-педагогическое сопровождение, оказание практической помощи);

4 этап - контрольный (супервизорство, корректировка программы реабилитации, отслеживание результативности) (Приложение 1).

Изучение и анализ научной литературы по теме исследования показали, что с внедрением новой технологии «Социальная работа по участковому принципу работы» - появляется реальная возможность организации целенаправленной, планомерной работы с семьями, по предотвращению семейного неблагополучия.

Глава 2. Деятельность участковых специалистов по социальной работе консультативного отделения Бюджетного учреждения «Центр социальной помощи семье и детям «Вега»

2.1 Организация деятельности консультативного отделения

Деятельность участковой социальной службы в автономном округе осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 20.08.2008 г. № 174-п «Об организации социальной работы по участковому принципу в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре», приказом Департамента труда и социальной защиты населения автономного округа от 05.09.2008 г. № 426-р «О внедрении участковой социальной работы в учреждениях социального обслуживания автономного округа».

Во исполнение выше названых правовых актов приказом по учреждению от 05.12.2008 № 70-п «Об организации участковой социальной работы» утвержден план мероприятий по внедрению участковой социальной работы на базе консультативного отделения (Приложение 2), определены территориальные границы социальных участков.

Целью деятельности отделения является максимальное приближение социальной работы к месту проживания семей, отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактика социального неблагополучия и организация межведомственного взаимодействия в решении социальных проблем семей, отдельных категорий граждан.

Основные задачи деятельности отделения:

1. Доступность социальных услуг для семей, отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении.

2. Своевременное выявление социальных проблем и определение способа их решения.

3. Профилактика социального неблагополучия семей, отдельных категорий граждан.

4. Координация межведомственного взаимодействия в преодолении социального неблагополучия семей, отдельных категорий граждан.

5. Контроль эффективности деятельности по преодолению социального неблагополучия семей, отдельных категорий граждан.

6. Ведение информационной (компьютерной) базы данных о семьях, отдельных категорий граждан, проживающих на социальном участке.

Целевая группа -- семьи, отдельные категории граждан, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, проживающие на территории социального участка.

Приказом от 18.05.2009 г. № 49-п «О закреплении социальных участков и передаче личных дел» закреплены зоны обслуживания социальных участков за специалистами, утвержден план работы участковых специалистов по изучению социальных участков, проведена передача личных дел, семей состоящих на учете.

Социальный участок является зоной обслуживания специалиста по социальной работе. На каждый участок составлен социальный паспорт, в котором обозначены территориальные границы, приведен перечень улиц, количество домов, количество жителей на участке, указаны учреждения и организации с адресами и телефонами; статистические данные о семьях (Приложение 3). Данные в паспортах периодически редактируются. Составлен реестр семей, находящихся в социально опасном положении, реестр многодетных семей, реестр семей имеющих ребенка инвалида, реестр семей мигрантов.

Во исполнение постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 августа 2008 года № 174-п «Об организации социальной работы по участковому принципу в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре», в целях своевременного выявления несовершеннолетних и отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальных услугах, а также повышения эффективности и качества обслуживания населения, во исполнение приказа Департамента социального развития ХМАО- Югры от 14.06.2011г. № 327, на основании Постановления коллегии Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.06.2011г. №2, специалистами по социальной работе консультативного отделения по участковому принципу проводился поквартирный (подомовой) обход граждан, проживающих на территории социальных участков, закрепленных за участковыми специалистами.

Процент выполнения от пройденных квартир на участке составляет 102% (количество квартир на участках - 28636; количество составленных социальных паспортов - 29617), это объясняется вновь выявленными не учтенными новостройками на участках.

Процент выполнения по гражданам, проживающих на социальных участках составляет 100% (статистические данные по социальным паспортам участков - 78424 чел. количество граждан по социальным паспортам, составленным при подомовом обходе на семью - 78761).

При подомовом обходе было получено 2831 отказов, люди не захотели идти на контакт со специалистами и давать какую либо информацию о себе.

План подомового обхода участков, с качественным заполнением социальных паспортов был составлен до 2014 года.

2.2 Анализ деятельности участковых специалистов по социальной работе консультативного отделения БУ «Центр социальной помощи семье и детям «Вега»

Организация работы «Участковая социальная служба» базируется на следующих важных принципах:

Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказываются семья и дети. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение ребенка от родителей. Своевременное выявление неблагополучия семьи помогает избежать крайней меры - лишения родителей родительских прав. К сожалению, на практике этот принцип не всегда реализуется полноценно.

Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников специализированных учреждений прийти на помощь семье и ребенку, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи. Реализация этого принципа требует от специалистов активного комплекса мер, направленных на оздоровление семьи.

Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных характеристик семьи в выборе средств коррекционной работы.

Принцип стимулирования семьи к самопомощи предусматривает активизацию ее собственных внутренних ресурсов для изменения образа жизни, перестройке взаимоотношений с детьми, направление на лечение, помогающее снять, ослабить алкогольную зависимость.

Принцип комплексного подхода к профилактической и коррекционной работе означает необходимость объединения всех учреждений системы профилактики для содействия семье в разрешении проблемы, отягощающей жизнь ребенка.

Одной из наиболее эффективных форм работы участковых специалистов по социальной работе с неблагополучной семьей является социальный патронаж. Социальный патронаж способствует изучению и прояснению ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддержку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложившейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций. Кроме того, с помощью социального патронажа специалисты по социальной работе включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного - с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рамках патроната, специалист исполняет самые разнообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитника. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий (Приложение 4).

Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе. Результатом патронажной работы является:

1. Своевременное выявление проблем в семьях и решение их, по возможности на месте.

2. Родители находятся под постоянным контролем, специалист наблюдает за динамикой.

3. При социально-опасном положении специалист сообщает информацию о семье, и своевременно принимаются меры.

Рис.1. Всего осуществлено выездов в семьи

В 2012 году участковыми специалистами было осуществлено 1744 выездов в семьи города, из них 1322 - социальный патронаж. Количество социальных патронажей снизилось в сравнении с 2011 годом на 8%. Причиной снижения этого показателя является занятость специалистов подомовым обходом и полномочия по работе с семьями, состоящими на учете, были переданы в отделение психолого-педагогической помощи. Одной из основных причин является не укомплектованность отделения профессиональными кадрами, текучесть кадров, несоблюдение графика выездов по семьям из-за нехватки специалистов и транспорта.

Практика показывает, что большинство семей, нуждающихся в социальном патронаже, являются немотивированными как к работе со специалистами, так и над собой. Нежелание быть объектом чьей-то помощи - нормальное и понятное явление, при отрицании наличия соответствующих проблем. Но при таком убеждении, семья никогда не станет союзником специалиста, а значит и успех всего патронажного процесса достаточно сомнителен. Именно поэтому, специалист по социальной работе, осознает важность настроя семьи на сотрудничество, и использует различные приемы, для того чтобы изменить мотивацию клиентов. Чаще всего используются психосоциальные методы: подбадривание, мягкая поддержка, откровенные беседы о возможных последствиях и угрозах для семьи и детей сложившейся ситуации, о преимуществах полноценной и здоровой жизни; осторожное принуждение поступать так, как советует специалист, чтобы клиент убедился в том, что специалист всецело проникся его проблемой и искренне делает все, что в его силах, чтобы помочь.

Рис. 2. Обслужено семей в сравнении с 2011 годом

В 2012 году в отделении наблюдается снижение количества обслуженных семей первично на 32%. Причиной этому послужило, что в 2011 году специалистами осуществлялся подомовой обход социальных участков, с заполнением социального паспорта на каждую семью.

При проведении подомового обхода выяснилось, что многие жители города вообще не знали о существовании участковой социальной службы, а также не знали о работе «Центра социальной помощи семье и детям «Вега». В связи с этим резко увеличилось количество обращений и количество обслуженных первично, а также количество семей обслуженных первично. Немаловажной причиной снижения значения этого показателя также является недостаточное обеспечение транспортом специалистов, сокращение обследований материально-бытового положения семей для назначения мер социальной поддержки.

В течение 2012 года в отделении наблюдалась текучесть кадров, вновь принято в отделение 9 специалистов. Четыре месяца работали 4-5 специалистов, обслуживали по два участка. И только к концу года отделение стало работать в полном составе.

Рис. 3. Снято, поставлено на учет в сравнении с 2011 годом

В 2012 году поставлено на учет 35 семей (в 2011г. поставлено на учет так же 35 семей). На все семьи разработаны индивидуальные программы реабилитации и адаптации семьи, в которые включены мероприятия всех учреждений системы профилактики по работе с семьей. На 96 семей (2011г. 107 семей) ИПР были продлены и внесены корректировки.

Мы видим, что количество поставленных семей на учет в сравнении с 2011 годом составляет одинаковое количество. Из этого можно сделать вывод, что технология «Участковая социальная служба» функционирует. Благодаря работе команды специалистов, работающих на территории города Ханты-Мансийска значение показателя «Поставлено на учет» на протяжении двух лет не возрастает, а это значит, что выявление семейного неблагополучия на ранней стадии его выявления работает.

Рис. 4. Причина снятия семьи с профилактического учёта

Сравнивая показатели работы с семьями специалистов по социальной работе, мы видим что показатель - «Снято с положительной динамикой увеличился в сравнении с прошлым годом на 22%. Это очень хороший результат работы большой команды специалистов по работе с неблагополучными семьями.

Показатель «Лишение родительских прав» снизился на 25%. В 2012 году лишены родиеьлских прав родители из 4 семей. Это семьи, длительное время состояли на учете, так сказать с хроническим неблагополучием. Пытаться что-то изменить в таких семьях просто невозможно, родители как правило не идут на контакт, совершенно игнорируют рекомендации специалистов.

Лишение родительских прав, а значит - лишение ребенка его родителей - это крайняя мера и принимается только в тех случаях, когда весь комплекс работы с родителями не дал положительного результата, и поведение родителей создает реальную угрозу для ребенка.

Рассмотрим основные причины семейного неблагополучия

Рис. 5. Причина семейного неблагополучия (кол-во семей)

Из проведенного анализа мы видим, что показатель «Алкогольная зависимость родителей» в 2012 году снизился на 16% в сравнении с 2011г. и на 17% в сравнении с 2010г. Также снизился показатель «Низкий материальный доход семьи» на 15%. В сравнении с 2011г. и на 7% в сравнении с 2010г.

Успешная ресоциализация неблагополучных семей, сохранение детей в них возможны благодаря тому, что семейные проблемы выявляются на достаточно раннем этапе, когда личности родителей еще не разрушены, семейные отношения могут быть восстановлены. Специалисты признают, что запущенные случаи социального неблагополучия связаны чаще всего с семьями, которые не живут долго на одном месте, часто переезжают. Сама по себе такая миграция может свидетельствовать либо об акцентуации неустойчивости, что предопределяет слабость характера и социальную неуспешность своего носителя, либо о сознательном стремлении избежать контроля со стороны как соседей, так и соответствующих служб, ввиду нарушений закона (чаще всего - жестокое обращение мужчины с женой и детьми, злоупотребление алкоголем либо наркотиками и т.д.).

Существуют также трудности дезадаптации, не связанные с пороками или преступлениями взрослых. Просто родители не могут адаптироваться к жизни, не умеют пользоваться всеми социальными ресурсами, предоставляемыми семье.

При социальном сопровождении алкозависимых семей проводятся мероприятия, направленные на возвращение семьи к социально приемлемому, т.е. соответствующим общественным нормам, образу жизни, способствующему восстановлению социального статуса семьи. Главное в работе с такой семьей -- сохранить семью и обеспечить полноценное развитие ребенка.

В начале работы очень важно установить тесный контакт с семьей и сформировать доверительные отношения, принимать семью такой, какая она есть (отсутствие негативизма по отношению к семье, несмотря ни на что). Специалист никогда не должен обвинять, упрекать, а находить возможность выхода из критической ситуации на основе сотрудничества с семьей. Необходимо изучить ближайшее окружение семьи и определить возможность помощи и поддержки со стороны родственников, знакомых, педагогов и др. Оказывая помощь семье, необходимо поддерживать ее членов в реализации собственных возможностей по преодолению ситуации. Следует ориентировать семью на самопомощь с учетом характерологических особенностей ее членов и социального статуса.

В процессе реабилитации оказывается содействие:

· в лечении от алкогольной зависимости, кодировании;

· в восстановлении утраченных или оформлении необходимых для проживания и трудоустройства документов ;

· в трудоустройстве родителей;

· в оформлении пособий на детей, и других денежных выплат.

Для восстановления социального статуса семьи:

· проводится работа по мотивации алкозависимых родителей на здоровый образ жизни и формирование устойчивых нравственных ценностей;

· прикладываются усилия по организации положительного социального окружения семьи и поддержке со стороны значимых людей;

· осуществляются мероприятия по предупреждению вредных привычек у детей и внутрисемейного вовлечения их в раннюю алкоголизацию, а также ухода детей из семьи на улицу.

Если дети продолжают оставаться в семье, то для реабилитации они могут быть определены в группу дневного пребывания несовершеннолетних, в группу продленного дня в школе.

В случае невозможности нахождения ребенка в семье, при содействии участкового специалиста по социальной работе, производится его изъятие и временное помещение в специальные учреждения. После изъятия ребенка из семьи с родителями продолжается активная реабилитационная работа, создаются условия для его возвращения.

На патронатном сопровождении в 2012 году находилось 128 семей, в 2011 году - 134 семьи. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, по независящим от них причинам; семьи, вступившие на начальную стадию неблагополучия. Нередко семья, столкнувшись в своей жизни с трудностями, такими как: бедность, безработица, алкоголизм одного из супругов и другие негативные факторы, обуславливающие снижение качества уровня жизни, предпочитает после нескольких попыток преодоления проблемы, отказаться от усилий, что-либо изменить. Не чувствуя поддержки, не видя позитивных моментов в жизни, не сумев поставить конструктивную цель, сформировать план решения проблемы, родители от отчаяния начинают злоупотреблять спиртными напитками, не замечают своих детей, не заботятся о них. И тогда на помощь приходит специалист по социальной работе с семьей, для оказания помощи в решении возникающих трудностей на самом раннем этапе.

Установление конструктивных отношений с клиентом, информация, полученная специалистом из разных источников, а также его собственные наблюдения, позволяют принять решение по ситуации в данной семье и формах работы с ней. Семьи, поставленные на патронатное сопровождение, остаются на контроле до нормализации обстановки. Если же ситуация не изменяется в положительную сторону, специалист выносит предложение на Рабочую группу при Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав города о постановке семьи на профилактический учёт.

В целом анализ показывает, что деятельность специалистов по социальной работе по участковому принципу, дает положительные результаты - раннее выявление семей и детей, находящихся в социально опасном положении, комплексная помощь семье, социальный патронаж позволяет держать ситуацию в семье под контролем, а в случае возникновения проблем оказывать семье своевременную помощь и поддержку.

неблагополучный семья дети участковый

2.3 Межведомственное взаимодействие в работе с неблагополучной семьей

Межведомственное взаимодействие осуществляется в соответствии с Постановлением главы города от 19.05.2009 № 367 «О проведении в г. Ханты-Мансийске индивидуальной профилактической работы с семьями находящимися в социально опасном положении». На основании Постановления утверждено Положение «О порядке проведения индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении», разработаны рекомендации комплексного подхода к созданию реабилитационного сопровождения семей «группы социального риска».

Рабочая группа при Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Ханты-Мансийске специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является коллегиальным органом специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города.

Основными целями и задачами Рабочей группы являются:

Обсуждение выявленных причин и условий семейного неблагополучия.

- Рассмотрение и утверждение индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР) несовершеннолетнего и его семьи:

- форм и методов работы с несовершеннолетним и семьей, согласно результатам, проведенной диагностики;

- сроков реализации ИПР;

- исполнителей, ответственных за реализацию мероприятий ИПР.

- Заслушивание отчетов ответственных исполнителей о ходе реализации реабилитационных мероприятий.

- Оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий, осуществление корректировки ИПР несовершеннолетнего и его семьи.

- Принятие решения о дальнейшей форме работы с несовершеннолетним и семьей, находящейся в социально опасном положении и/или трудной жизненной ситуации.

- Контроль над исполнением решений Рабочей группы.

Стержневую, консолидирующую роль в реабилитационном пространстве занимает специалист по социальной работе, который является координатором между специалистами вышеназванных учреждений. Участковыми специалистами направлено в учреждения системы профилактики:

- представлений на ТКДН и ЗП - 47, (в 2011г.-41);

- ходатайств - 36, (в 2011г. - 44);

- запросов - 175, (в 2011г. - 90);

- ответов на запросы - 67, (в 2011г. - 82);

- информации на комиссию, на заседание Рабочей группы при ТКДН и ЗП - 157, (в 2011г. - 75).

За отчетный период было направлено на Территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Ханты-Мансийске на 6 представлений больше, а это значит, что принимаются меры воздействия к родителям за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, некоторые из родителей рассматривались неоднократно.

Приняли участие в заседаниях рабочих групп при ТКДН и ЗП в городе Ханты-Мансийске - 12 раз (в 2011 году 12 заседаний). Рабочая группа при Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в городе Ханты-Мансийске по положению о Рабочей группе собирается один раз в месяц.

Участковые специалисты по социальной работе тесно взаимодействуют с органами и учреждениями системы профилактики:

1. Образовательные учреждения города

2. ОДН МОВД "Ханты-Мансийский»

3. Управление опеки и попечительства администрации города Ханты-Мансийска

4. Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в г.Ханты-Мансийске

5. Антинаркотическая комиссия

6. Окружная клиническая больница

7. Учреждения социального обслуживания («Лучик», КЦСОН «Светлана»)

Одним из мероприятий межведомственного взаимодействия, является проведение совместных профилактических рейдов с участковыми уполномоченными ОВД, инспекторами ОДН, специалистами отдела опеки и попечительства, социальными педагогами школ, социальным педагогом детской поликлиники и другими специалистами системы профилактики. Целью рейдов является выявление семей, находящихся в социально опасном положении, выявление потребностей в оказании социально-педагогических, социально-психологических и других услуг семьям, оказания им своевременной поддержки и помощи, а также осуществление контроля над исполнением родительских обязанностей по воспитанию и содержанию детей, соблюдением их прав и интересов. При выявлении в семье социально-опасной ситуаций, несовершеннолетний изымается из семьи и помещается в стационарное отделение учреждения, которое предназначено для временного пребывания детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Организовано 17 совместных рейдов с представителями учреждений системы профилактики, посетили 56 семей, (в 2011 году организовано 27 рейдов, 86 семей). Совместных рейдов в 2012г. с участием специалистов по социальной работе организовано меньше на 27 %. Причина снижения этого показателя не укомплектованность кадрами отделения в летний период.

Комплексный подход, привлечение к работе с трудной семьей всех субъектов системы должен носить системный характер, требуется такая расстановка акцентов в работе, при которой каждый субъект занимает свою четко определенную нишу в едином профилактическом пространстве. Центральную роль в этом пространстве исполняет специалист по социальной работе, который является посредником, координатором реабилитационной работы.

Перечень документов участкового специалиста по социальной работе:

1. Социальный паспорт участка (Приложение 4);

2. Журнал учета услуг;

3. Социальный паспорт семьи (Приложение 5);

4. Индивидуальная программа реабилитации семьи (Приложение 6);

5. Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи (Приложение 7);

6. График проведения социальных патронажей;

7. Карточка учета нагрузки специалиста (Приложение 8).

2.4 Самоанализ заведующего консультативным отделением Русаковой Татьяны Нестеровны

«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия… это - судьба, наша судьба и судьба людей, которым мы подолгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга…» эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности специалиста по социальной работе с семьей, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень гуманной и нужной профессии.

В консультативном отделении Центра работаю с 1 марта 2009г. с начала организации работы по внедрению участковой социальной службы.

Работа была начата с изучения участка, семей, проживающих в нем, познакомилась с социальными педагогами образовательных учреждений, учреждения здравоохранения, участковыми милиции, инспекторами отделения по делам несовершеннолетних, специалистами управления по опеке и попечительству, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, представителями жилищно-коммунальных служб, после чего был составлен социальный паспорт участка.