Руководства, Инструкции, Бланки

вариативность классного руководства img-1

вариативность классного руководства

Рейтинг: 4.3/5.0 (1817 проголосовавших)

Категория: Руководства

Описание

Петренко Евгений

Евгений Петренко ,
старший преподаватель УИПКПРО, г. Ульяновск

Типы классных руководителей Личные особенности как основа педагогической работы

Успешный классный руководитель – это умелый педагог, знающий грань, где заканчивается демократия и начинается вседозволенность; умный организатор, которому по плечу любое мероприятие, и не для галочки, а для пользы дела. Он – авторитет для ребят всех возрастов, а также их родителей; лидер, к мнению которого прислушиваются окружающие.
Но, оказывается, классное руководство не существовало вечно. Появилось оно в отечественной школе в формах, близких к современным, в тридцатые годы прошлого века. И вот уже более 70 лет его основная роль – обеспечение воспитательного процесса в школе.

Какой же он, современный классный руководитель? Разный! Средний классный руководитель может быть чуть добрым, чуть строгим и требовательным, инертным и очень деятельным, умеющим провести классный час и обеспокоенным проблемами ученика.
Классный руководитель может быть уникален, и о нем вспоминают всю жизнь, к нему приходят за советом или просто поговорить по душам, будучи взрослыми.
Но классный руководитель может за два года не запомнить имен своих воспитанников и вызвать вздох облегчения у родителей и учеников, когда он уходит.

СИСТЕМА И ВАРИАТИВНОСТЬ

В национальном проекте «Образование» особо подчеркнута роль классного руководителя в системе образования. Управленцы от образования, работающие с нацпроектом, ждут от классных педагогов улучшенных результатов (ведь повысили оплату их труда!). Однако, по мнению большинства педагогов-практиков, за известную тысячу рублей (точнее, 870) качество воспитательной работы автоматически не повысится.
На наш взгляд, первыми шагами, обеспечивающими эффективную, успешную работу классного руководителя, будут шаги, сделанные администрацией и классным руководителем вместе. От администрации школы требуется разработка внутришкольного нормативного документа о классном руководстве и его последовательная реализация (на основе согласования интересов администрации и классных руководителей).
Классному же руководителю необходимо привести свою воспитательную работу в систему, то есть перейти с уровня воспитательной работы на уровень системы воспитательной работы. Как это понять?
Уровень бессистемной воспитательной работы это проведение в классе отдельных воспитательных дел, мероприятий, акций, организационно и логически не связанных друг с другом.
Уровень системы воспитательной работы – это наличие связанных друг с другом внеучебных дел, мероприятий, акций, программ, ориентированных на определенные цели воспитания.
Но результат нашего анализа деятельности успешных классных руководителей и анализ трех областных конкурсов Ульяновской области «Самый клас­сный классный» 2004, 2006, 2007 годов показали, что деятельность классного руководителя становится эффективной, если реализуется еще одно условие. Его работа должна стать вариативной.
Что значит вариативная? Это означает, что сам классный руководитель выберет приоритетные линии своих усилий, так сказать, «линию главного удара» в соответствии со своими склонностями, возможностями и особенностями школьников.

ТИПЫ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

Успешных классных руководителей, как правило, можно отнести к одному из четырех типов: клас­-
сный руководитель-организатор, классный руководитель-психолог, классный руководитель – социальный организатор и поддерживающий классный руководитель.
Что же эти типы из себя представляют?

Классный руководитель-организатор

Основной интерес такого классного руководителя – формирование классного коллектива, развитие класса как деятельной, организованной, сплоченной группы, где каждый ощущает свою полезность и сопричастность общему делу.
Развитие классного коллектива как субъекта, активной силы воспитания, как известно, возможно только в процессе совместной деятельности школьников. Классный руководитель в этом случае стремится строить внеклассную жизнь таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят.
Основная забота классного руководителя-организатора – это создание условий для взаимодействия, сплочения ребят: работа с органами самоуправления; создание коллективных дел и поддержка связанных с ними традиций.
Классный руководитель-организатор опирается, прежде всего, на знание интересов и склонностей ребят, их увлеченность тем или иным видом занятий. Это может быть познавательная, клубная, спортивно-оздоровительная, игровая, шефская и другие виды деятельности.
Выбор направления зависит от интересов и потребностей учеников, личностных особенностей классного руководителя, возможностей и традиций школы.
Классный руководитель-организатор обучает ребят, как сообща думать и придумывать дело, как предоставить каждому возможность высказаться и быть услышанным, как распределить свои силы и время, как необходимо действовать, чтобы достичь результата. На это работают все технологии коллективной творческой деятельности и методы организации микрогрупп (команд).
Классный руководитель-организатор использует все возможные коллективные формы работы игрового, состязательного, творческого характера. Его приоритеты – дела, которые могут объединить ребят, в которых школьники смогут проявить себя и получить признание сверстников (конкурс, спектакль, концерт, поход, соревнование и многое другое).
Классным организатором может стать только педагог, у которого есть талант руководителя; тот, кто умеет задавать работу, распоряжаться, подводить итоги и оценивать результаты и может научить этому ребят.
А самое главное – организатором может быть тот учитель, который способен заражать своей деятельной энергией других, который умеет творить, придумывать и учить этому детей в различных формах деятельности.

Классный руководитель-психолог

Основная забота такого классного руководителя – создание микроклимата в классе: системы товарищеских, доброжелательных отношений одноклассников друг к другу, как в деятельности, так и в общении.
Без создания доверительной атмосферы сотрудничества невозможно удовлетворение базовых потребностей подростков. По мнению В.Р. Ясницкой, это потребности в безопасности, принадлежности и признании в классе.
С точки зрения подростка удовлетворение/неудовлетворение этих потребностей отражается во «внутренних» вопросах:
? как конкретные одноклассники и класс в целом относятся ко мне ?
? образует ли класс некую общность («мы»), и чувствую ли я себя неотъемлемой частью этой общности?
? как я отношусь к своим одноклассникам и классу в целом?
Оценивать качество микроклимата класса можно по тому, насколько защищенным чувствует себя в классе каждый школьник, насколько ребята сплочены, насколько активно и какими способами каждый из них проявляет себя и свое отношение к классу.
Развитие благоприятного микроклимата класса обеспечивается только в том случае, если классный руководитель делает главный акцент не на организации деятельности школьников и ее результатах, а на отношениях ребят во время взаимодействия, на их бесконфликтном общении и создании атмосферы общей заботы о конкретных одноклассниках и других людях.
Необходимые педагогические умения классного психолога – это коммуникативные умения: способность понимать других, воспринимать и адекватно истолковывать состояние другого человека; умение устанавливать психологический контакт, умение работать с отношениями детей.
Чтобы успешно осуществлять свои задачи, классный руководитель-психолог прежде всего старается понять характер межличностных и межгрупповых отношений в классе, увидеть психологические роли ребят, в частности претендующих на лидерство и наличие в классе отверженных.
Основными формами организации общения и совместной деятельности классного руководителя-психолога являются формы, близкие к психологическому тренингу, психологическим и ролевым играм, но также и дискуссионные формы.

Классный руководитель – социальный организатор

Целью деятельности классного руководителя – социального организатора является развитие социальной активности и компетентности школьников. Педагог в этом варианте стремиться развивать класс как социально-направленную группу, способную внести свой вклад в улучшение окружающей жизни. Такой учитель старается укрепить гражданскую компетентность школьников, как говорил А.Н. Тубельский.
Содержание деятельности классного руководителя – социального организатора заключается:
? в создании условий для участия школьников в интересной для них общественно полезной деятельности;
? в поощрении инициатив школьников по проведению социально одобряемых и личностно значимых дел;
? в привлечении школьников к проектированию и руководству социальными программами и акциями.
Одной из эффективных технологий формирования опыта активной социальной деятельности, как известно, является социальное проектирование – созидательная деятельность на благо местного сообщества, решение конкретных социальных проблем школы и микрорайона.
Участвуя в социальных проектах, ребята собирают информацию о насущных проблемах города, поселка, села; проводят опросы жителей; знакомятся и налаживают деловые контакты с людьми разных возрастов, имеющими отношение к разрабатываемому проекту.
На основе информации, используя приобретенные контакты и знакомства, школьники разрабатывают собственный вариант решения той или иной социальной проблемы. В результате складывается определенный план действий, который необходимо реализовать.
Такой вид деятельности помогает школьникам ощутить причастность к любым происходящим событиям, развивает желание помочь людям, пробуждает гражданские чувства, формирует активную социальную позицию.
Результатом деятельности классного руководителя – социального организатора является сформированность класса как социально ориентированной группы.
Качества такого класса проявляются:
? в степени включенности школьников в подготовку и участие в общественно полезной деятельности;
? в степени овладения ими способами организации данной деятельности;
? в изменении мотивации деятельности школьников в сторону позитивного социального опыта;
? в вовлеченности учеников в разрешение тех вопросов и проблем, которые необходимо решать в окружающей жизни.
Проектный тип работы сложен. Педагогу – социальному организатору необходимы хорошие навыки построения групповой работы, создания атмосферы сотрудничества, знания из многих предметных и практических областей, владение технологией социального проектирования как педагогического средства.

Поддерживающий классный руководитель

Основные задачи поддерживающего классного руководителя: обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребенка; поддержка школьника в решении жизненных проблем, защита его личного достоинства и прав.
Чтобы идти этим путем, классный руководитель должен изучать и понимать индивидуальные проблемы, особенности развития и становления каждого ребенка. Он стремится работать не только с традиционными категориями «трудных» подростков и одаренных детей, но и с другими категориями ребят, которые с точки зрения поддерживающего классного руководителя требуют специального внимания, содействия и «сопровождения».
Основная цель классного руководителя поддерживающего типа – создание пространства для проявления творческой индивидуальности учеников. При этом он акцентирует представление детям свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизни класса.
Педагог поддерживающего типа учит школьника видеть свои собственные жизненные ситуации (и себя в этих ситуациях), анализировать их с точки зрения своих желаний, стремлений, возможностей, побуждает к принятию ответственности за свои действия.
Это не означает, что поддерживающий классный руководитель не работает с классом, с коллективом. Но класс, коллектив он воспринимает, прежде всего, как развиваемое пространство возможностей для самопознания, самоузнавания, самоопределения, самореализации конкретных школьников.
В качестве основных критериев и показателей результативности своей работы такой педагог видит развитие «Я» у ребенка, проявление способности школьника разрешать свои проблемы, брать ответственность за них на себя.

Конечно, описанные классные руководители в чистом виде не встречаются. Но наш опыт совместной работы с успешными педагогами показывает, что большинство из них продуманно или стихийно, интуитивно выбирают в своей деятельности ту или иную линию из перечисленных.

Видео

Другие статьи

ТЕМА 14

ТЕМА 14. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Вариативность классного руководства.

2. Функции классного руководителя.

3. Направления деятельности классного руководителя.

4. Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика.

5. Классный руководитель и педагогический коллектив.

6. Классный воспитательный час.

7. Анализ и планирование работы классного руководителя.

Факторы вариативности классного руководства.

Организация воспитательной работы с классом. Виды деятельности учащихся и формы работы с классом. Типология форм внеурочной работы. Характеристика основных форм работы.

Программы «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни».

Взаимодействие школы и семьи в воспитании детей. Воспитательные функции семьи. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи. Содержание и формы совместной деятельности школы и семьи. Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Диагностика в работе классного руководителя. Предмет и методы диагностики. Организация диагностики, оформление и использование результатов.

Планирование работы классного руководителя. Место плана в работе. Содержание, структура и форма плана. Методика составления плана. Анализ работы классного руководителя.

Практическая психология в деятельности классного руководителя.

Задания для самостоятельного усвоения темы

1. Придумайте и обоснуйте различные способы формирования микрогрупп. Покажите это на занятии с участием студентов.

2. Составьте план изучения коллектива классным руководителем на первом этапе его работы.

3. Отберите «срезовые» методики для изучения результатов воспитательной работы классного руководителя.

4. Составьте примерную тематику классных часов с учетом возраста учащихся:

- по нравственному воспитанию;

- формированию культуры поведения учащихся;

- пропаганде здорового образа жизни;

- формированию культуры общения;

- подготовке учащихся к сознательному выбору профессии;

- формированию культуры умственного труда и др.

5. Из последних публикаций в центральной (республиканской) молодежной печати выберите наиболее интересный, на ваш взгляд, материал (проблемную статью, очерк нравов, полемические заметки, судебный очерк), посвященный актуальным проблемам современной молодежи. Обоснуйте свой выбор и подготовьте проведение диспута по одной из таких корреспонденций. Подумайте над следующими вопросами: каковы истоки некоторых негативных тенденций в молодежной среде; какими могли бы стать конкретные меры по их искоренению, в частности, в вашей республике, районе, городе, селе; какое участие может в этом деле принять ваш коллектив, лично каждый из его членов.

1. 100 творческих конкурсов / Сост. С. Афанасьев, С. Коморин. – Кострома, 1992. – 20 с.

2. Абросимова, Е. И. Коллективные творческие дела / Е. И. Абросимова // Классный руководитель. – 2004. – № 2. – С. 37 – 41.

3. Болдырев, Н. И. Методика работы классного руководителя / Н. И. Болдырев. – М. Просвещение, 1984. – 143 с.

4. Газман, О. С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя: Методические рекомендации / О. С. Газман, А. В. Иванов. – М. «Творческая педагогика», 1992. – 133 с.

5. Гончарова, Н. Г. План работы с классом / Н. Г. Гончарова // Классный руководитель. – 2004. – № 3. – С. 24 – 28.

6. Еремеева, О. В. Организация работы классного руководителя / О. В. Еремеева // Классный руководитель. – 2004. – № 3. – С. 16 – 23.

7. Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие / Под ред. Е.Н. Степанова. – М. Центр «Педагогический поиск», 2000. – 159 с.

8. Классному руководителю. Учеб.-методич. Пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 280 с.

9. Лодкина, Т. Диагностика в работе классного руководителя с семьей / Т. Лодкина, Ф. Кевля // Народное образование. – 2004. – № 1. – С. 167 – 176.

10. Лямкина, О. А. Нетрадиционные формы деятельности классного руководителя: Сборник материалов к курсу по выбору / Мордов. гос. пед. ин-т / О. А. Лямкина. – Саранск, 2004. – 34 с.

11. Мазниченко, М. Педагогическая мифология в сценариях и практике взаимодействия классного руководителя с родителями / М. Мазниченко, Ю. Тюнников // Народное образование. – 2003. – № 7. – С. 219 – 223.

12. Петрушин, В. И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя / В. И. Петрушин. – М. Центр «Педагогический поиск», 2001. – 160 с.

13. Сгибнева, Е. П. Классные часы в средней школе / Е. П. Сгибнева. – М. Айрис-пресс, 2004. – 160 с.

14. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: игровые методики / Н. Е. Щуркова. – М. Педагогическое общество России, 2001. – 224 с.

15. Щуркова, Н. Е. Классное руководство: теория, методика, технология. / Н. Е. Щуркова. – М. Педагогическое общество России, 1999. – 222 с.

16. Щуркова Н. Е. Классный час и его организация / Н. Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич. – М. Просвещение, 1981. – 64 с.

ТЕМА 15. ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Назначение, функции плана.

2. Требования к планированию.

3. Виды и структура планов.

4. Организация планирования воспитательной работы в школе.

5. Этапы планирования работы в классном коллективе.

6. Взаимосвязь анализа, целеполагания и планирования.

План воспитательной работы. Место плана в работе.

Методика составления плана. Источники планирования.

Принципы планирования воспитательной работы. Целеустремленность, систематичность (воспитательный процесс как система); конкретность (конкретные дела, направленные на реализацию целей); оптимистичность (наилучший вариант организации, жизнедеятельности); диалогичность; индивидуальность; научность; непрерывность, преемственность и последовательность; разнообразие содержания, форм и методов; оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей; единство педагогического руководства и активности воспитанников; реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни; связь внутриклассной работы с работой школы и вне ее; гибкость плана.

Ошибки при планировании.

Виды планов воспитательной работы. Общешкольный план, план классного руководителя, план любого другого объединения детей и взрослых. Перспективный, календарный и перспективно-календарный планы. План на учебный год, на четверть, на месяц, на неделю. План работы школы, класса, клуба, группы детей и взрослых по какому-либо направлению, специальной программе. План воспитательного мероприятия. План работы по развитию индивидуальности учащихся. План-сетка.

План классного руководителя как воспитателя.

Вариативность классного руководства - Студопедия

Вариативность классного руководства

Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, общение, формируются социальные отношения между уча­щимися. В классах осуществляется забота о социальном бла­гополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, коорди­натором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаи­модействует как с учащимися, так и с их родителями. В связи с разнообразием задач, решаемых классным руко­водителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариатив­ности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:

■ в организационном — варианты профессионального и должностного статуса;

■ в содержательном — варианты выделения доминирую­щих функций в деятельности классного руководителя и определения содержания его работы;

■ в психолого-педагогическом — выбор позиции в отно­шениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т. д.).

Вариативность классного руководства обусловлена сле­дующими факторами:

■ условиями работы образовательного учреждения, осо­бенностями воспитательной системы;

■ экономическими возможностями школы и родителей;

■ возрастными особенностями детей, уровнем их воспи­танности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

■ подготовленностью педагогов к организации воспита­тельной работы.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

■ классный воспитатель (освобожденный классный руко­водитель);

■ классный руководитель;

■ классный куратор.

Классный воспитатель работает на полной учительской ставке. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость класс­ного воспитателя может быть согласована с администраци­ей школы. Введение должности классного воспитателя це­лесообразно в тех коллективах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической под­держке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется допла­той к основной учительской ставке. Целесообразно исполь­зовать различную доплату за классное руководство в зави­симости от возраста учащихся, качества работы и профес­сионализма педагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд органи­заторских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составле­ние индивидуальных программ развития детей. В этом слу­чае доминируют индивидуальные формы работы с учащи­мися и их семьями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя определяются запросами, интере­сами, потребностями детей и их родителей, условиями клас­са, школы, социума, возможностями самого педагога.

Вариативна позиция руководителя в детском коллекти­ве. Она определяется прежде всего видом совместной дея­тельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятель­ности детей; во внеучебное время педагогу важно занять позицию старшего товарища.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опы­та коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и советчика.

Существенно отличается деятельность классного руково­дителя в сельской школе. Знание личностных особеннос­тей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспе­чивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных ру­ководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение культурного уровня детей, подготовку их к жиз­ни в условиях рыночных отношений, на преодоление дефи­цита общения сельских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспита­тельной работы по классам, где обучаются несколько че­ловек, становится неэффективной. В таких школах целе­сообразно создание разновозрастных объединений (8—15 человек) и замена классных руководителей в них воспита­телями. Возможен и другой вариант, когда классный ру­ководитель организует индивидуальную работу с учащими­ся, родителями, проводит классные часы, встречи, экскур­сии, соответствующие возрасту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение об­щешкольных дел осуществляются в разновозрастных объе­динениях под руководством старших учеников. В зависи­мости от характера и сложности проводимых дел классные

руководители могут участвовать в работе как консультан­ты разновозрастных коллективов, как временные руково­дители подготовительной работы, как равные члены кол­лектива.

При организации воспитательной работы в малочислен­ной сельской школе, где коллектив учащихся приближа­ется по количественному составу к классному (40—50 уча­щихся), целесообразно вместо должности классного руко­водителя ввести должность организатора воспитательной работы в школе.

Статья (7 класс) на тему: КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО: ВАРИАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Статья (7 класс) на тему:
КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО: ВАРИАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Ю.А. Липатова, классный руководитель 7Б класса,

учитель математики ГБОУ «Центр «Динамика»» г. Санкт-Петербург

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО: ВАРИАТИВНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Кто он, классный руководитель? Каким он должен быть?

Вот он вошел в класс… Делает объявление… Заполняет журнал… Проверяет дневники… Организует чаепитие, экскурсию. Читает записку от родителей…

Что самое главное в общении с детьми?

… доброта (конечно, доброта без требовательности – это ловушка для педагога. Но для детей моего класса – это оказалось самое главное качество. Может быть, ребята устали от постоянного контроля и претензий, и им нужны простые человеческие чувства?); внимание; забота; понимание; отзывчивость; коммуникабельность; доброжелательность; ответственность; открытость; гуманизм; искренность; чувство юмора; серьезность; сдержанность; справедливость; целеустремленность; современность.

В своей деятельности я стараюсь применять не только известные формы воспитательной работы, так же в свою практику включаю и новые формы работы с ученическим коллективом. Хочу поделиться с Вами своим опытом работы и размышлениями…

  • Классные часы. Это одно из антипедагогических средств антивоспитания, если подходить к их проведению формально, если они носят отчетный, а не событийный характер – все это делает классные часы явлением привычно-рутинным и малополезным. Самый лучший способ поучать и научать – это просто умение рассказывать что-либо привлекательное, романтическое, героическое, доброе, интересное, полезное причем так, чтобы воспитательный ключ был спрятан достаточно глубоко. И вообще лучше сообщать не истины, а адреса их поиска– названия интересных книг, отрывки из них.

Основные направления воспитательной работы, принятые в нашей школе, мы выделили в следующие модули:

Модуль №1: «Я – гражданин»

Цель – формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

  1. гражданско-патриотическое воспитание (чувство гордости за свой район, город, страну)
  2. инклюзия
  3. толерантность
  4. правовое воспитание (права и обязанности гражданина, право и обязанность на защиту своей страны)

Модуль №2: «Мир, в котором мы живем»

Цель – ознакомление учащихся с нравственно-эстетическими нормами и правилами.

  1. инклюзия (потребность человека быть среди людей)
  2. духовно-нравственное воспитание (ответственное отношение человека к своему поведению среди людей)
  3. личностное воспитание (человеческая индивидуальность)
  4. этическое воспитание (жестокость современного общества)

Модуль №3: «Стремись к здоровому образу жизни»

Цель – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.

  1. здоровьесбережение
  2. семья
  3. инклюзия
  4. противопожарная безопасность и правила дорожного движения
  5. толерантность (умение ценить жизнь – свою и окружающих)

Модуль №4: «Мы вместе»

Цель – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию всесторонне развитой личности.

  1. семейное воспитание (моя семья – мое богатство)
  2. семейная толерантность (мои друзья – мое богатство)
  3. инклюзия
  4. этическое воспитание

Модуль №5: «Зажигаем новые звезды»

Цель – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности; оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои творческие способности в окружающей среде.

  1. инклюзия
  2. интеллектуальное и творческое развитие (человек и его дело)

Модуль №6: «Когда уйдем со школьного двора …»

Цель – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений; передача знаний о учебных заведениях Санкт-Петербурга, правах и обязанностей учреждений.

  1. профориентация (сложность выбора профессии)
  2. инклюзия
  3. этическое воспитание
  4. правовое воспитание
  5. проблема трудоустройства в современном Санкт-Петербурге
  6. семья
  • Не менее полезно в целях воспитания использовать афоризмы как лаконичные проявления концентрированной мудрости. Или надписи, которые, сменяя, мы вывешиваем в классе:
  • В сущности мы должны научиться единственному: уважать друг друга.
  • Кто научился ставить цели, тот уже прошел половину пути.
  • У каждого человека должно быть любимое дело, любимый цветок и заветное желание.
  • Не выходи из себя попусту, и к тебе кто-нибудь придет.
  • Вчера я опять очень хорошо думал о людях.

У нас есть стенд сменных материалов, на который каждый ученик может вывесить любой интересный материал, и каждый ученик может снять этот материал и подарить себе. Если он ему нужен. Главное условие - чтобы эти материалы были познавательными, полезными, оригинальными и не противоречили Конституции.

  • Стараюсь делать общение с учеником и на уроке интересным, оригинальным
  • Раз ты не выполнил домашнее задание, я не буду тебя спрашивать и не поставлю оценку, можешь даже не просить об этом.
  • Сегодня домашние задания получат только те, кто запишется на листочке, и я буду выдавать эти задания в запечатанных конвертах, и за их выполнение можно будет получить две пятерки, и плюс благодарность в дневнике и в приказе по классу, и плюс специальный лист уважения.
  • У нашего классного коллектива есть свои маленькие тайны и большие традиции.
  • Классный огонек-чаепитие с эстафетной палочкой Шахерезады. Участник, сидящий за столом, кому передают палочку, должен выполнить фант: рассказать интересную историю, или классно пошутить, или подарить что-либо участникам, или спеть, или подготовить интересную оригинальную задачку и т. д.
  • День именинника;
  • Участие в различных конкурсах («Кегуру», «Медвежонок» и др.)

Знать и думать о талантах детей, понимать, что по-своему талантлив каждый, способствовать поиску, развитию и реализации детских талантов – это хорошо. Но, еще более полезное дело – работать с обычными детьми, как с талантливыми.

  • Приучаю детей к осознанию, что будни созданы для праздников, а праздники должны нести радость, а потому к ним надо готовиться. Дети часто ждут на Новый год или на день рождения подарков от родителей, но сами почему-то забывают или не понимают, что родители тоже очень хотели бы и были горды и счастливы, если дети таинственно и красиво готовились к их торжественным датам и придумывали бы для них пусть недорогие, но очень душевные подарки.

Я дарю детям подарки со смыслом, со значением и делаю надписи от души, которые ребенок захочет хранить долго.

  • В классе и дома важно давать постоянные и временные поручения детям, меняя их время от времени. Я стараюсь давать те поручения, которые для ребенка интересны, посильны, делаю это не мимоходом, а серьезно.

Дети надолго помнят все интересные дела, в которых они принимали активное участие:

  • Проект «Широкая Масленица».
  • Проект «История чисел» и др.
  • Классный руководитель и сам должен уметь делать что-нибудь лучше других и обладать каким-либо привлекательным качеством, которое удивляет, порой восхищает и радует детей. И совершенно не обязательно, чтобы это был героизм особого рода, у меня, например – это любовь к порядку, умение красивым каллиграфическим почерком писать на доске мелом, да мало ли чего может быть у хорошего человека?
  • Я в школе использую обычные записки. Например, отправляю домой записку с похвалой, напоминанием или предложением.
  • Важно, чтобы наказание, похвала и награда были адекватны поступкам, поскольку их несоответствие в одних случаях – мучает, в других – развращает. Не стоит думать, что представление о достижениях и успехах как бы не нуждается в особого рода похвалах, таких замечательных и авторских, которые так и хочется сохранить в душе на всю оставшуюся жизнь. К тому же число номинаций похвалы должно строго соответствовать числу детей в классе, и очень плохо, когда одних хвалят, а других как бы и похвалить не за что. Речь идет не об одномоментной похвале всех и ни за что, а о таком педагогическом отношении к детям, когда учитель и знает за что похвалить, и умеет организовать деятельность так, чтобы было за что похвалить.

Никогда не откладываю возможность похвалить родителей или ребенка назавтра. И они начинают или продолжают гордиться пусть небольшими изменениями в лучшую сторону.

Я считаю, что первым признаком воспитанности является способность и желание видеть и замечать добро и быть благодарным. К сожалению, считается, что способность к благодарности – это чуть ли не врожденное качество, на самом деле это качество надо воспитывать. Спросите у детей, кто сыграл важную роль в их жизни и как они за это отблагодарили, был ли у них замечательный урок и сказали ли они доброе слово учителю, воспитано ли у них желание помогать близким?

Однако, вопрос еще и в том умеем ли мы сами писать восторженные записки родителям и детям, можем ли мы подготовить в душе и шепнуть или высказать ребенку такие слова, чтобы он запомнил их на всю жизнь, можем ли мы дать развернутый педагогический анализ успехов и потенциальных возможностей учеников, достает ли нам таланта и желания на каждом родительском собрании благодарить родителей за их помощь, за их отношение к школе?

Благородство – это способность к благодарности, это тренировка памяти на предмет того, чтобы помнить всех и каждого, кому мы благодарны, и уметь выразить это и в жестах, и в поступках и в слове.

Доставьте ребенку радость общения с Вами! Похвалите! Укажите на успехи! Воодушевите! Совершайте добрые и хорошие поступки, дети учатся у нас!

Характеристика воспитательной работы классного руководителя

Характеристика воспитательной работы классного руководителя

Юлия Махова Ученик (100), закрыт 2 года назад

Dmitry Trubchaninov Мудрец (11298) 3 года назад

Основным структурным элементом школы является класс, Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися, Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями Однако до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содержание их работы, круг полномочий и ответственности, вариативные формы решения ими педагогических задач, в связи с чем актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.

В связи с разнообразием задач, решаемых классным руководителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:

—в организационном — варианты профессионального и должностного статуса;

—в содержательном — варианты выделения доминирующих функций в деятельности классного руководителя и определения содержания его работы;

—в психолого-педагогическом — выбор позиции в отношениях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюдатель, старший товарищ, куратор и т. д.).

Вариативность классного руководства обусловлена следующими факторами:

—условиями работы образовательного учреждения, особенностями воспитательной системы;

—экономическими возможностями школы и родителей;

—возрастными особенностями детей, уровнем их воспитанности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

—подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

—классный воспитатель (освобожденный классный руководитель) ;

Классный воспитатель работает на полной учительской ставке. Целесообразно совмещать классное руководство с преподаванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитательной внеучебной работой может быть согласована с администрацией школы и классными воспитателями. Введение должности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педагогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма педагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организаторских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление индивидуальных программ развития детей. В этом случае доминируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семьями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы классного руководителя не могут быть единообразными. Они определяются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностями самого педагога.

Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельности: в учебной работе классный руководитель как учитель является организатором и руководителем деятельности детей;

Вариативность классного руководства

Учебное пособие для вузов

§ 4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

^ Вариативность классного руководства

Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, фор­мируются социальные отношения между учащимися. Предста­вительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществ­ляется забота о социальном благополучии учащихся, решают­ся проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формиру­ется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координа­тором воспитательных воздействий на ученика является класс­ный руководитель. Именно он непосредственно взаимодейству­ет как с учащимися, так и с их родителями. Однако до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содер­жание их работы, круг полномочий и ответственности, вариа-

тивные формы решения ими педагогических задач, в связи с чем актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.

В связи с разнообразием задач, решаемых классным руко­водителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:

— в организационном — варианты профессионального и должностного статуса;

— в содержательном — варианты выделения доминирую­щих функций в деятельности классного руководителя и опре­деления содержания его работы;

— в психолого-педагогическом — выбор позиции в отноше­ниях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюда­тель, старший товарищ, куратор и т.д.).

Вариативность классного руководства обусловлена следую­щими факторами:

— условиями работы образовательного учреждения, особен­ностями воспитательной системы;

— экономическими возможностями школы и родителей;

— возрастными особенностями детей, уровнем их воспитан­ности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

— подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

— классный воспитатель (освобожденный классный руко­водитель);

Классный воспитатель работает на полной учительской став­ке. Целесообразно совмещать классное руководство с препода­ванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитатель­ной внеучебной работой может быть согласована с админист­рацией школы и классными воспитателями. Введение долж­ности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педа­гогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать

различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма пе­дагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организа­торских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление ин­дивидуальных программ развития детей. В этом случае доми­нируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семь­ями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы класс­ного руководителя не могут быть единообразными. Они опре­деляются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностя­ми самого педагога.

Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельнос­ти: в учебной работе классный руководитель как учитель яв­ляется организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной педагогу важно занять позицию старшего товари­ща, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и со­ветчика.

Существенно отличается деятельность классного руководи­теля в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение куль­турного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях ры­ночных отношений, на преодоление дефицита общения сель­ских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитатель­ной работы по классам, где обучаются несколько человек, ста­новится неэффективной. В таких школах целесообразно созда­ние разновозрастных объединений (8—15 человек) и замена классных руководителей в них воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует ин-

дивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрас­ту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших уче­ников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как кон­сультанты разновозрастных коллективов, как временные ру­ководители подготовительной работы, как равные члены кол­лектива. Организация разновозрастных объединений представ­ляет большие возможности для развития самоуправления, ре­ализации социальных проб, например, в роли лидера, педаго­га и т. д.

При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40—50 учащихся), це­лесообразно вместо должности классного руководителя ввести должность организатора воспитательной работы в школе (за­местителя директора по воспитательной работе).

^ Функции классного руководителя

Содержание деятельности классного руководителя опреде­ляется его функциями как руководителя педагогического про­цесса в определенной группе учащихся.

В соответствии с концепцией Р.Х.Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уров­ню относятся педагогические и социально-гуманитарные функ­ции, которые Р.Х.Шакуров относит к группе целевых.

Традиционно среди педагогических функций доминирую­щее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является соци­альная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окру­жающей среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и меди­ко-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравствен­ного формирования, функционирования и развития детей, пре­дотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение усло­вий для адекватного развития ребенка в существующих соци­ально-экономических условиях. Деятельность классного руко­водителя по социальной защите ребенка — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную под­держку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя — это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребен­ка и формирование его индивидуальности, адаптацию к суще­ствующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, кото­рые перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятель­ности классного руководителя в широком и узком смысле сло­ва. В последнем — это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широ­ком смысле слова — это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разу­меется, при этом остается неоспоримым принцип дифференци­рованного подхода к различным категориям детей, и приори­тет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Критерием эффективности деятельности классного руково­дителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объек­тивные — это показатели соответствия социальных, материаль­ных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, от­дыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетво­ренности или неудовлетворенности детей их социальной защи­щенностью.

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится систе­ма деятельности классного руководителя и наполняется соот­ветствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социаль­ной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация кол­лектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправле­ния). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские.

Главное назначение классного руководителя — поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершен­ствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент классным руководителем делается не столько на организацию учащихся, сколько на по­мощь им в самоорганизации.

Классный руководитель организует разнообразную деятель­ность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью до­суга школьников.

В процессе работы с классом представляется важным реа­лизовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как спо­соб достижения поставленных перед коллективом целей. Од­ной из задач, стоящих перед классным руководителем, явля­ется развитие ученического самоуправления.

Реализация диагностической функции предполагает посто­янное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их ана­лиз, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководи­тель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослежи­вать результативность своей деятельности; во-вторых, диагно­стика из инструмента исследования и изучения ребенка в ру­ках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и разви­тия индивидуальности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совмест­ную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста уча-

щихся и уровня сформррованности классного коллектива доля участия классного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет иеняться.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспита­тельной работы — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятель­ности, (Попроще об этом будет сказано в главе 3.)

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельно­сти классного руководителя - это обеспечение постоянного со­вершенствования воспитательного процесса. Реализация функ­ции контроля предполагает, с одной стороны, выявление поло­жительных результатов, а с другой — негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих про­блем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителе как с классом в целом, с группой уча­щихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля сле­дует рассматривать не только со стороны администрации, дру­гих членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного ру­ководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Систематически и грамотно реализуемая функция контро­ля и коррекции в деятельности классного руководителя (класс­ного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развиваю­щее и организующее значение, повышает эффективность вос­питательного процесса.

Вышеперечисленные функции определяют содержание де­ятельности классного руководителя.

^ Классный руководитель и педагогический коллектив

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллекти­ва и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя г учителями-пред­метниками, классный руководитель выполняет роль организатор и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работаю-

щих в классе, к обсуждению программы педагогической помо­щи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих ус­пешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учи­телей о динамике развития ребенка, его трудностях и дости­жениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучени­ем, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей пре­одоления этих трудностей и помогает педагогам скорректиро­вать их действия, предварительно познакомив их с особеннос­тями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влия­ния на таких детей.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии вос­питания, особенностях родителей, организует встречи родите­лей с учителями-предметниками с целью обмена информаци­ей об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помо­щи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессио­нальных интересов школьников; привлекает учителей к под­готовке и проведению собраний с родителями.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формиру­ется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с уче­ником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способно­стях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре­зультаты наблюдений за учеником, обмениваются информаци­ей, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами уча­щихся, проводить специальные семинары для педагогов. По­лезно организовать посещение учебных занятий с последую­щим обсуждением действий учителей по отношению к конк­

ретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с Кол­лективом.

Основной формой работы с учителями-предметниками яв­ляются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить воз­можные трудности и конфликты. Важно проводить такие бе­седы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы.

В ряде случаев необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возни­кают проблемы с ребенком.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учите­лей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремле­ние учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, ус­тановить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей» проявление их инициативы, реагирует на замечания, пробле­мы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функ­ции, является тем человеком, который непосредственно органи­зует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Вопросы, для самопроверки

1. Какие варианты классного руководства существуют в школе?

2. Какие задачи решает классный руководитель?

3. Как может классный руководитель защищать учащихся?

4. Как взаимодействует классный руководитель с другими педа­гогами в воспитании учащихся?