Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция учителя-дефектолога в доу в соответствии с фгос img-1

должностная инструкция учителя-дефектолога в доу в соответствии с фгос

Рейтинг: 4.7/5.0 (1920 проголосовавших)

Категория: Инструкции

Описание

Статья по теме: Функциональные обязанности учителя-дефектолога

Статья по теме:
Функциональные обязанности учителя-дефектолога
Предварительный просмотр:

Итак, дефектолог- в узком понимании этого термина, коррекционный педагог, который работает с детьми с нарушением интеллекта, слуха, зрения, речи. Я остановлюсь на функциональных обязанностях дефектолога, который занимается с детьми с ЗПР.

Так же как и логопед, дефектолог развивает, корректирует речь детей. Но, особо отмечу, что в основе его работы лежит коррекция и развитие и других психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания).

В начале учебного года данный специалист проводит диагностику:

- уровня развития психических процессов;

- особенностей познавательной деятельности;

- уровня сформированности представлений о себе и окружающем мире;

- уровня сформированности элементарных математических представлений.

По результатам диагностики составляются индивидуальные планы развития, планы специально организованных занятий, формируются подвижные группы с учетом актуального уровня развития детей. Здесь отмечу, что в отличие от логопеда, дефектолог заполняет не речевую карту, а диагностическую карту развития ребенка с ЗПР.В остальном документация та же.

Дефектолог проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, перечень занятий тот же как и у логопеда плюс занятия по формированию элементарных математических представлений.

Так же в функциональные обязанности этого специалиста входит отслеживание динамики развития детей, консультирование родителей, которым даются необходимые рекомендации. Дефектолог участвует в психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения, консультирует педагогов о применении специальных методов и технологий, направляя их деятельность на развитие психических процессов детей, участвует в методических объединениях и семинарах, организует коррекционно-развивающее пространство группы и кабинета.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видео

Другие статьи

Должностная инструкция учителя-дефектолога

Учитель-дефектолог

___________________________________ (инициалы, фамилия)
(наименование организации, пред- ________________________
приятия и т.п. его организационно- (директор или иное долж-
правовая форма) ностное лицо, уполномо-
ченное утверждать долж-
ностную инструкцию)
" " ____________ 20__г.

учителя-дефектолога
______________________________________________
(наименование организации, предприятия и т.п.)

" " ______________ 20__г. N_________

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на
основании трудового договора с __________________________________________
(наименование должности лица, на которого
______________________________________________________ и в соответствии с
составлена настоящая должностная инструкция)
положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных
актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.


I. Общие положения
1.1. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов.
1.2. На должность учителя-дефектолога назначается лицо, имеющее
высшее дефектологическое образование ____________________________________
________________________________________________________________________.
(без предъявления требований к стажу работы; стаж педагогической работы
не менее __________ лет)
1.3. Назначение на должность учителя-дефектолога и освобождение от
нее производится приказом директора учреждения по представлению
________________________________________________________________________.
1.4. Учитель-дефектолог должен знать:
- Конституцию Российской Федерации;
- законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных
органов управления образованием по вопросам образования;
- конвенцию о правах ребенка;
- возрастную и специальную педагогику и психологию;
- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;
- методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии
обучающихся (воспитанников);
- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной
и практической деятельности;
- программно-методическую литературу по работе с обучающимися
(воспитанниками), имеющими отклонения в развитии;
- новейшие достижения дефектологической науки;
- правила и нормы охраны труда, техники безопасности
и противопожарной защиты;
- основы доврачебной медицинской помощи.
1.5. Учитель-дефектолог подчиняется непосредственно ________________
(руководителю учреждения,
________________________________________________________________________.
иному должностному лицу)
1.6. Во время отсутствия учителя-дефектолога (отпуск, болезнь и пр.)
его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом руководителя
учреждения. Данное лицо приобретает соответствующие права и несет
ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на
него обязанностей.
1.7. ______________________________________________________________.


II. Должностные обязанности
Учитель-дефектолог:
2.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию
отклонений в развитии у обучающихся (воспитанников).
2.2. Обследует обучающихся (воспитанников), определяет структуру и
степень выраженности имеющегося у них дефекта.
2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психологического
состояния обучающихся (воспитанников).
2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению
отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.
2.5. Работает в тесном контакте с учителями и воспитателями,
посещает занятия и уроки.
2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их
заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи
детям, имеющим отклонения в развитии.
2.7. Ведет необходимую документацию.
2.8. Способствует пониманию развития и функционирования общества в
целом и отдельных составляющих его социальных систем, формированию общей
культуры личности обучающихся, осознанному выбору и освоению
профессиональных программ.
2.9. Использует разнообразные формы, приемы, методы и средства
обучения в рамках государственных стандартов.
2.10. Реализует образовательные программы.
2.11. Обеспечивает уровень подготовки обучающихся (воспитанников),
соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта,
и несет ответственность за их реализацию.
2.12. Соблюдает права и свободы обучающихся (воспитанников),
содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об образовании", Конвенции о
правах ребенка.
2.13. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию.
2.14. Участвует в деятельности методических объединений и других
формах методической работы.
2.15. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими).
2.16. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты.
2.17. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период
образовательного процесса.
2.18. _____________________________________________________________.


III. Права
Учитель-дефектолог имеет право:
3.1. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия,
касающимися его деятельности.
3.2. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на
рассмотрение руководства учреждения предложения по улучшению деятельности
учреждения и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности
работников учреждения; предлагать варианты устранения имеющихся в
деятельности учреждения недостатков.
3.3. Запрашивать лично или по поручению руководства учреждения от
структурных подразделений и специалистов информацию и документы,
необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.4. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных
подразделений к решению задач, возложенных на него (если это
предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с
разрешения руководства).
3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в
исполнении своих должностных обязанностей и прав.
3.6. ______________________________________________________________.


IV. Ответственность
Учитель-дефектолог несет ответственность:
4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в
пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей
деятельности - в пределах, определенных административным, уголовным и
гражданским законодательством Российской Федерации.
4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных
трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.4. ______________________________________________________________.


Должностная инструкция разработана в соответствии с ________________
(наименование,
_____________________________.
номер и дата документа)


Руководитель структурного подразделения (инициалы, фамилия)
_________________________
(подпись)

" " _____________ 20__г.

Начальник юридического отдела

(инициалы, фамилия)
_____________________________
(подпись)

" " ________________ 20__г.

Должностная инструкция учителя-дефектолога

Должностная инструкция учителя-дефектолога

[число, месяц, год]

Должностная инструкция учителя-дефектолога [наименование образовательной организации]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Учитель-дефектолог является педагогическим работником и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность учителя-дефектолога принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области дефектологии, без предъявления требований к стажу работы.

1.3. На должность учителя-дефектолога в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:

- не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

- не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

- не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

- не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;

- не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

1.4. Учитель-дефектолог назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].

1.5. Учитель-дефектолог должен знать:

- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;

- Конвенцию о правах ребенка;

- возрастную и специальную педагогику и психологию;

- анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

- методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся, воспитанников;

- нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

- программно-методическую литературу по работе с обучающимися, воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;

- новейшие достижения дефектологической и педагогической наук;

- правила по охране труда и пожарной безопасности;

- теорию и методы управления образовательными системами;

- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

- основы экологии, экономики, социологии;

- основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

- правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;

- правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.6. Учителю-дефектологу запрещается:

- оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов учителя-дефектолога;

- использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

2. Должностные обязанности

2.1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, в том числе находящихся в специальных (коррекционных) образовательных организациях, создаваемых для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья).

2.2. Осуществляет обследование обучающихся, воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.

2.3. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся, воспитанников.

2.4. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций.

2.5. Работает в тесном контакте с учителями, воспитателями и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.

2.6. Консультирует педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

2.7. Ведет необходимую документацию.

2.8. Способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанному выбору и освоению профессиональных программ.

2.9. Реализует образовательные программы.

2.10. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся, воспитанников с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным требованиям.

2.11. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.

2.12. Соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников в период образовательного процесса.

2.13. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим).

2.14. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

2.15. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

2.25. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

2.26. [Другие должностные обязанности].

3. Права

Учитель-дефектолог имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени;

- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;

- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);

- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;

- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];

- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.

3.4. Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.5. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].

4. Ответственность

Учитель-дефектолог несет ответственность:

4.1. За нарушение Устава образовательной организации.

4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.5. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[число, месяц, год]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[число, месяц, год]

Примечание: Наименование должности "логопед" предусмотрено для организаций сферы здравоохранения и социального обслуживания, осуществляющих образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

Должностная инструкция учителя-дефектолога - Нормативно-правовые документы - Управление - Каталог файлов - Сайт школы слабовидящих г

Ботвенко Е.А. _______________________

«____»_______________2014 Ржевцев В.В.

Должностная инструкция учителя-дефектолога

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Законом РФ "Об образовании", на основе квалификационной характеристики учителя-логопеда образовательного учреждения, утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

1.2. Учитель-дефектолог относится к категории специалистов, назначается на должность и увольняется приказом директора ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат .

1. 3. Учитель-дефектолог непосредственно подчиняется директору школы-интерната в рамках службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения (далее – службы Сопровождения) - куратору службы Сопровождения школы.

1. 4. Учитель-дефектолог является сотрудником службы и работает в ней на междисциплинарной основе.

1. 5. В должности учителя-дефектолога может работать специалист, имеющий базовое (высшее) профессиональное образование, а также специалист, имеющий высшее педагогическое образование, прошедший переподготовку по направлению «Специальное(дефектологическое) образование и с обязательной переподготовкой или прохождением курсов повышения квалификации в области тифлопедагогики.

1. 6. В своей деятельности учитель-дефектолог руководствуется

2.Декларацией прав и свобод человека;

3.Законом РФ "Об образовании";

4.Законодательством РФ по вопросам образования;

5.Гражданским и Трудовым кодексами РФ;

6.Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года;

7.Решениями Правительства Российской Федерации;

8."Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.03.1997, № 288 (в новой редакции от 23.12.2002);

  1. Уставом, локальными правовыми актами ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»,

10.Правилами внутреннего трудового распорядка школы-интерната;

11.Правилами и нормами охраны труда, техники безопаснос­ти и противо­пожарной защиты;

12.Настоящей инструкцией и трудовым договором;

13.Договором взаимоотношений образовательного учреждения с родителями.

14.Нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;

15.Базисную программу обучения и воспитания детей; коррекционно-образовательные программы обучения детей с нарушениями интеллектуального и сенсорного развития;

16.Коррекционную педагогику и специальную психологию;

17.Анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии;

18.Современные методы и приемы по оказанию различных видов коррекционной помощи детям с проблемами интеллектуального и сенсорного развития.

19.Методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в интеллектуальном, сенсорном развитии ребенка;

20.Программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в интеллектуальном и сенсорном развитии;

  1. Новейшие достижения дефектологической науки и практики.

1.4. Оплата труда учителя-дефектолога производится в соответствии с действующей системой оплаты труда по должности.

1.5. Учитель-дефектолог работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному, исходя из 20-часовой рабочей недели, и утверждённому директором школы.

1.6. Учитель-дефектолог является сотрудником школьной Службы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения и работает в ней на междисциплинарной основе.

1. II. Функции

На учителя-дефектолога возлагаются следующие функции

2.1. Участвовать в коррекционно-образовательном процессе, направленном на коррекцию и развитие отклонений в интеллектуальном и сенсорном развитии детей с ОВЗ, обучающихся по специальным (коррекционным) программам школ 3-4, 8 видов.

2.2. Содействовать охране прав личности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.

2.3. Проводить углубленное обследование учащихся школы для определения уровня развития познавательной сферы учащихся.

2.4. Использовать на практике апробированные коррекционные методики по исправлению отклонений в сенсорном, интеллектуальном развитии и восстановлению нарушенных функций.

2.5. Оказывать консультативную и методическую помощь педагогам, работающим с детьми с ОВЗ по вопросам применения специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в интеллектуальном и сенсорном развитии.

2.6. Проводит консультативно-просветительскую работу среди учителей, работающих по специальной (коррекционной) программе:

· способствует формированию дефектологических знаний;

· оказывает помощь учителям в определении характерных особенностей учебной деятельности учащихся. Составляет рекомендации по использованию коррекционных методов и приёмов в работе с учащимися;

· проводит мониторинг по выполнению рекомендаций и анализирует результаты динамики развития детей.

2.7. Проводит консультативно-просветительскую работу среди родителей:

· оказывает помощь родителям в осознании ими особенностей ребёнка и его проблем;

· пропагандирует среди родителей знания о возрастных и индивидуальных особенностях детей, о приёмах и методах семейного воспитания детей с нарушениями в развитии;

· рассматривает частные случаи семейного воспитания, определяет адекватность условий воспитания и развития ребёнка его особенностям.

III. Должностные обязанности

3.1. Вести профессиональную деятельность строго в рамках своей компетенции.

3.2. Способствовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности школьников. Обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников во время коррекционно-образовательного процесса.

3.3. Обследовать учащихся, определять структуру и степень выраженности имеющихся отклонений в их развитии, составлять заключения по результатам обследования и доводить их в допустимом объеме до сведения родителей и пе­дагогов (с целью их ориентации в проблемах развития школьника).

3.4. Определять задачи, формы, методы коррекционной работы, организовывать и проводить коррекционно-диагностическую работу по определенной программе, включающей максимальную коррекцию интеллектуальных и сен­сорных нарушений, пропедевтику вторичных нарушений, обусловленных первичным интеллектуальным или сенсорным дефектом; обеспечивать дальнейшую готовность и адаптацию учащихся к школьному обучению.

3.5. Направлять детей (в случаях необходимости) на консультацию в психологические, медицинские и медико-педагогические центры.

3.6. Комплектовать группы детей с различной сенсорной и интеллектуальной патологией для занятий с учетом сенсорного и интеллек­туального состояния детей.

3.7. Выступать посредником между школьниками и всеми субъектами (администрацией, педагогическим коллективом, родителями) процесса сопровождения и коррекционно-воспитательного процесса, проводимого в ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» .

3.8. Анализировать перспективные возможности школы в области осуществления проектов адаптации воспитанников в современном коррекционном пространстве.

3.9. Прогнозировать, планировать и организовывать:

1.ресурсное обеспечение коррекционных программ;

2.мероприятия по повышению профессиональной компетентности педагогов и родителей в процессе организации коррекционной работы;

3.сбор и накопление информации о детях, испытывающих трудности при обучении;

4. выполнение принятых решений в области коррекционного обучения;

5.работу по дальнейшей школьной адаптации учащихся ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» .

3.10. Разрабатывать и использовать:

1.коррекционные (апробированные и авторские) программы, циклы занятий, направленные на коррекцию и развитие познавательной сферы учащихся с ОВЗ.

2. программы индивидуальной коррекционной работы по развитию познавательной сферы учащихся с ОВЗ.

3.рекомендации для педагогов и родителей по работе с детьми, имеющими проблемы в интеллектуальном и сенсорном развитии, в условиях образовательного учреждения и семейного воспитания.

3.11. Проводить консультационную работу с участниками коррекционно-образовательного процесса (воспитателями. учителями, специалистами и родителями) с целью ознакомления с задачами и спецификой коррекционной работы, преодоления интеллектуальных и сенсорных нарушений у детей в условиях ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и семейного воспитания.

1.в деятельности методических объединений школы и района, также других формах методической работы;

2.в заседаниях Педагогического совета, Службы сопровождения, психолого-медико-педагогического консилиума;

3.в мероприятиях, проводимых для родителей (собраниях, семинарах-практикумах, круглых столах и др.).

3.13. Иметь соответствующие наглядные пособия и материалы для обследования детей и проведения коррекционно-развивающей работы.

3.14. Оформлять и вести по установленной форме необходимую документацию, аналитико-статистическую отчетность (составлять ежегодный отчет по установленной схеме, отражающий результаты обследования и проведенного коррекционного обучения), готовить заключения по результатам обследований и/или коррекционной работы с детьми для ПМПк.

3.15. Выполнять при осуществлении своей профессиональной деятельности Устав ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». соблюдать правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарные и противопожарные правила, трудовую дисциплину, Правила внутреннего трудового распорядка.

3.16. Повышать свою профессиональную квалификацию согласно действующим нормативным документам.

Учитель-дефектолог имеет право

4.1. Требовать от администрации ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав, создания условий, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей; получать от директора школы, куратора, специалистов Службы сопровождения информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.

4.2. Устанавливать от имени образовательного учреждения деловые контакты с лицами и организациями, работающими в диагностическом и коррекционно-развивающем направлении.

4.3. Проводить обследование детей, связанное с определением уровня интеллектуального и сенсорного развития, особенностей данных нарушений.

4.4. Самостоятельно выбирать оптимальные средства, формы и методы обучения, вносить изменения в программу, разрабатывать и применять апробированные и авторские коррекционные методики.

4.5. Принимать участие

1.в разработке стратегии развития, образовательной программы, концепции ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». программы и планировании работы Службы;

2.в создании соответствующих нормативных документов (разработка положений о функциях данной службы, компетенции, обязанности, ответственность);

3.в управлении ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» в порядке, определенном Уставом; в разработке управленческих решений;

4.в работе школьных и районных семинаров, совещаний, научно-методических конференций педагогов.

4.6. Выступать с обобщением опыта своей работы в научных и научно-популярных периодических изданиях, используя проверенную информацию.

4.7. Защищать профессиональную честь и достоинство, свои интересы самостоятельно или через представителей, в том числе адвоката. В случае дисциплинарного или служебного расследования, связанного с нарушением педа­гогической этики имеет право на конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных за­коном. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

4.8. Повышать профессиональную квалификацию, аттестоваться 1 раз в пять лет на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации.

4.9. Использовать все льготы и преимущества (продолжительность очередного отпуска, порядок пенсионного обеспечения), предусмотренные законодательством РФ по должности, а также пользоваться правами, предусмотренными Трудового Кодекса РФ и другими законодательными актами, Уставом, Поло­жением о школьном учреждении, Правилами внутреннего трудового распорядка, договором о взаимоотношениях образовательного учреждения с родителями.

5.1. Учитель-дефектолог в установленном законодательством РФ порядке несёт дисциплинарную и материальную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат». распоряжений директора, куратора Службы сопровождения, локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных должностной инструкцией.
За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе и однократное, методов работы, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью ребенка, а также совершение иного аморального поступка учитель-дефектолог может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и Законом РФ "Об образовании". Увольнение в данном случае не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. Учитель-дефектолог несет персональную ответственность за:

1.соблюдение трудовой дисциплины, правил производственной санитарии и противопожарной безопасности, правил охраны труда, санитарно-гигие­нических правил в ходе учебно-воспитательного процесса;

2.за нарушение прав и свобод ребенка;

3.охрану жизни и здоровья ребенка во время проведения учебно-воспитательного процесса;

4.причинение ущерба школе в связи с недобросовестным исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей; за сохранность материальных ценностей и имущества, выданных под расписку материально ответственным лицом и находящихся в дефектологическом кабинете;

5.ведение документации и ее сохранность:

6.конфиденциальность полученных при обследовании материалов и сведе­ний;

7.необоснованное вынесение заключения (в рамках своей компетенции) по обследованию ребенка, повлекшее за собой ухудшение физического или психического здоровья последнего и за результаты коррекционной ра­боты, проводимой с каждым ребенком;

8.за реализацию не в полном объеме коррекционно-образовательной программы в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса.

VI. Взаимоотношения. Связи по должности

6.1. Учитель-дефектолог получает от директора школы, руководителя Службы сопровождения информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под роспись с соответствующими документами.

6.2. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и другими субъектами сопровождения, родителями.

6.3. Учитель-дефектолог осуществляет тесное взаимодействие с воспитателям, педагогами и специалистами ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» по закреплению положительных результатов коррекции интеллектуальных и сенсорных нарушений у школьников, динамическому наблюдению за детьми, прошедшими курс коррекционных занятий.

6.4. Участвует в подготовке и работе ПМПк, педсоветов, родительских собраний.

6.5. Информирует руководителя Службы сопровождения и директора образовательного учреждения о возникших трудностях в работе с родителями и различными службами.

6.6. Самостоятельно планирует свою работу на год (согласно плана работы школы и Службы сопровождения). Планы согласуются с руководителем и специалистами Службы сопровождения и утверждаются директором. (План утверждается руководителем не позднее пяти дней с начала планируемого периода).

6.7. Предоставляет директору ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и руководителю Службы сопровождения письменный отчет или самоанализ о своей деятельности по окончании учебного года.

6.8. Входит в состав методического объединения учителей-дефектологов, получает поддержку и осуществляет консультативную деятельность по профессиональной линии.

6.9. Передает администрации школы информацию, полученную непосредственно на совещаниях, семинарах, методических объединениях.

6.10. Для достижения общей цели и для эффективности выполнения обязанностей учитель-дефектолог сотрудничает с другими сотрудниками школы и регулярно обменивается информацией.

от директора ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»;

  • о количестве детей при комплектовании компенсирующих групп;
  • о заключениях о сенсорных и интеллектуальных нарушениях, вынесенных специалистами ПМПК;
  • о задачах работы на каждый учебный год;
  • о нормативных документах (в том числе и должностной инструкции);
  • о состоянии учебно-воспитательной работы и правилах внут­реннего трудового распорядка в школе.


От заместителя директора по УВР

о состоянии коррекционно-развивающей работы в ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»;

  • о ежемесячном и перспективном планировании работы;
  • о расписании занятий.

От руководителя Службы сопровождения

  • о плане работы Службы сопровождения на каждый учебный год;
  • о количестве детей, нуждающихся в сопровождении;
  • о заявках на ПМПк.

От медицинского работника

  • о состоянии здоровья детей, о результатах обследования детей психоневрологом, врачом офтальмологом.
  • о психофизических особенностях детей;
  • об организации работы с детьми.

От социального педагога

  • о социальном портрете семей воспитанников;
  • об организации и формах работы с родителями;
  • о мероприятиях, способствующих процессу социализации ребенка и адаптации к условиям
  • об уровне речевого развития, специфических рече­вых нарушениях различного генеза и структуры дефекта.

От классных руководителей, учителей-предметников

  • об усвоении программного материала;
  • о выполнении коррекционных заданий учителя-дефеколога;
  • об индивидуаль­ных особенностях детей.

директору ГС(К)ОУ «П-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

  • о планировании работы на каждый учебный год;
  • о количестве детей, посещающих занятия;
  • об эффективности проведенной коррекционной работы в конце учебного года.

Заместителю директора по УВР

  • о результатах диагностики интеллектуального и сенсорного развития в начале и в конце учебного года;
  • о циклограмме работы на учебный год;
  • о выполнении плана работы.

Руководителю Службы сопровождения

  • о детях, рекомендованных для ППМС сопровождения.

Медицинскому работнику школы

  • о детях, которые нуждаются в дополнительном медицинском обследовании;
  • о состоянии их здоровья;
  • О соблюдении правил гигиены и санитарии.
  • о психологических особенностях детей;
  • о проблемах в их эмоционально-волевом развитии.
  • рекомендации по работе с детьми, имеющие проблемы в интеллектуальном и сенсорном развитии.

Классному руководителю, учителю-предметнику

  • о посещаемости детьми занятий учителя-дефектолога;
  • об организации индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы в педагогическом процессе.
  1. Перспективный план работы на учебный год.
  2. Рабочие программы.
  3. Циклограммы работы учителя-дефектолога.
  4. График работы учителя-дефектолога.
  5. График работы кабинета учителя-дефектолога.
  6. Расписание коррекционных занятий.
  7. Список учащихся, зачисленных на занятия учителя-дефектолога.
  8. Анализ работы за год.
  9. Журнал учёта консультативно-просветительской работы.
  10. Журнал учёта коррекционно-развивающих занятий.
  11. Нормативно-правовая документация.